РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ОВЗ 2 класса
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ОВЗ 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_rech.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №5 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
г.о. Орехово-Зуево
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ОШ №5
для обучающихся с ОВЗ
_________И.К.Чугунова
«__» сентября 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для 2 «В» класса
2018-2019 учебный год
Составитель: Порхачева Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
2018 г.
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Пояснительная записка.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю.
Рабочая программа по предмету « Речь и альтернативная коммуникация» предназначена для обучения учащихся 2 «В» класса, составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
4. Приказ № 206 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
5. Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
6. Учебный план для учащихся 2 «В» класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на 2018-2019 учебный год.
Цель учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры).
Общая характеристика курса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Речь и альтернативная коммуникация» , которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Содержание программы.
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация»; тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение»:
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- компьютер;
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, слайд-альбомы, презентации, медиафайлы, кинофрагменты.
- Специально подобранные предметы,
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
- электронные средства (планшетный и персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением).
- Азбука подвижная
- Веер. Гласные буквы, знаки.
- Веер. Согласные буквы.
- Комплект таблиц "Русский алфавит" : 1. Русский алфавит. 2. Русский алфавит с названиями букв. 3. Русский алфавит. Прописи. 4. Русский алфавит в картинках.
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
1.Повторение изученного в 1 классе
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
- слова – приветствия: «здравствуйте», «привет»;
- слова – прощания: «пока», «до свидания»;
- слова – благодарность: «спасибо», «пожалуйста»;
- слова: «да», «нет»;«туалет», «мыть руки»;«хорошо», «плохо»;«мама», «папа», «бабушка»;«я», «ты»;«пить», «стоять»;«стол», «стул».
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
Экспрессивная речь.
1.Повторение изученного в 1 классе
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
2.Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).
Место учебного предмета в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет.
Срок реализации программы – 1год.
Во 2 «В» классе программа по предмету «Изобразительная деятельность» рассчитана на 102 часа по 3 часа в неделю.
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные: (индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные ценностные установки):
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные:
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, ).
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Обучение чтению и письму.
- Слово. (Выделение слова, как единицы речи)
- Узнавание и различение образов графем (букв).Буквы и звуки. Уметь различать буквы Аа,Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Шш, Лл.
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
№ | № | Название разделов и тем | Кол.час. | Дата план | Дата факт |
1 триместр ( 30 часов) | |||||
1 | 1 | Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. | 1 | 03.09 | |
2 | 2 | Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). | 1 | 05.09 | |
3 | 3 | Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). | 2 | 07.09 | |
4 | 4 | Слова – приветствия. Слова – прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия. Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | 2 | 12.09 | |
5 | 5 | Определение источника звука с опорой на практические действия (3-4 источника) Формирование умения определять источник звука, распознавать речевые и неречевые звуки. Игра «Громко – тихо». | 2 | 17.09 | |
6 | 6 | Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). | 2 | 21.09 | |
7 | 7 | Ответы на вопросы словом (предложением). | 1 | 26.09 | |
8 | 8 | Задавание вопросов предложением. Обведение по трафарету фигур (огурец, помидор, яблоко, груша) штриховка и раскрашивание их. | 1 | 28.09 | |
9 | 9 | Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. | 2 | 01.10 | |
10 | 10 | Различение распространенных цветов: черный, синий, зеленый, белый, красный. Обводка по контуру, шаблону кругов различной величины с последующим раскрашиванием. | 1 | 05.10 | |
11 | 11 | Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами). | 1 | 15.10 | |
12 | 12 | Рабочая строка. Письмо палочек: по контуру, по ориентировочным точкам. | 1 | 17.10 | |
13 | 13 | Письмо палочек: по начальной точке, самостоятельно. Зарисовка бордюра. | 1 | 19.10 | |
14 | 14 | Письмо палочек: длинных и коротких, больших и маленьких,с закруглениями внизу. | 1 | 22.10 | |
15 | 15 | Написание палочек: длинных палочек, палочек с петлёй внизу. Рисование бордюра и его штриховка. | 1 | 24.10 | |
16 | 16 | Узнавание буквы А, а. Умение узнавать и писать букву А, а. | 2 | 26.10 | |
17 | 17 | Конструирование буквы А, а. Практический контроль. | 2 | 31.10 | |
18 | 18 | Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о. | 2 | 05.11 | |
19 | 19 | Конструирование буквы О, о. Практический контроль .Глобальное чтение. | 2 | 09.11 | |
20 | 20 | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос. | 1 | 14.11 | |
21 | 21 | Проверочная работа № 1 по теме «Конструирование букв «А», «О», написание палочек и штриховки». | 1 | 16.11 | |
II триместр(33 часа) | |||||
22 | 1 | Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, на парте. Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами. | 2 | 26.11 | |
23 | 2 | Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. | 1 | 30.11 | |
24 | 3 | Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать и писать букву У, у. | 2 | 03.12 | |
25 | 4 | Конструирование буквы У, у. Умение писать букву У,у. Практический контроль | 2 | 07.12 | |
26 | 5 | Чтение слов и слогов с изученными буквами. | 2 | 12.12 | |
27 | 6 | Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Простейшие словесные отчёты по выполненному поручению. | 1 | 17.12 | |
28 | 7 | Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом. Развитие движений кисти и пальцев рук. | 1 | 19.12 | |
29 | 8 | Узнавание буквы М, м. Конструирование буквы М,м. Умение писать букву М,м. | 2 | 21.12 24.12 | |
30 | 9 | Формирование умения узнавать и писать букву М, м. Практический контроль. | 2 | 26.12 28.12 | |
31 | 10 | Чтение слов и слогов с изученными буквами. | 2 | 29.12 09.01 | |
32 | 11 | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 2 | 11.01 14.01 | |
33 | 12 | Понимание простых по звуковому составу слов. Глобальное чтение этих слов. | 2 | 16.01 18.01 | |
34 | 13 | Реагирование на собственное имя. Называние собственного имени. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Называние имён членов семьи (учащихся класса ,педагогов). | 1 | 21.01 | |
35 | 14 | Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Понимание слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. | 1 | 23.01 | |
36 | 15 | Понимание обобщающих понятий . Называние (употребление) обобщающих понятий . | 1 | 25.01 | |
37 | 16 | Понимание слов, обозначающих действия предмета . Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. | 1 | 28.01 | |
38 | 17 | Понимание слов, обозначающих признак предмета . Использование графического изображения для обозначения признака предмета. | 1 | 30.01 | |
39 | 18 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак . | 1 | 01.02 | |
40 | 19 | Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых). | 1 | 04.02 | |
41 | 20 | Называние (употребление) простых по звуковому составу слов . Глобальное чтение. | 1 |
| |
42 | 21 | Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический контроль. | 1 | 08.02 | |
43 | 22 | Обобщающее повторение. | 1 | 11.02 | |
44 | 23 | Проверочная работа №2 по теме: «Конструирование и написание букв «У», «М»». | 1 | 13.02 | |
45 | 24 | Работа над ошибками. | 1 | 15.02 | |
III триместр (39часoв) | |||||
46 | 1 | Формирование умения узнавать и писать букву С, с. Узнавание буквы С, с. Конструирование буквы С, с. Практический контроль. | 2 | 25.02 | |
46 | 2 | Чтение слогов и слов с буквой С,с. | 2 | 01.03 | |
47 | 3 | Ознакомление со словом «да», «нет» жестом и символом. Умение использовать символы и жесты Действия по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.. | 1 | 06.03 | |
48 | 4 | Умение рисовать в альбоме по шаблонам самостоятельно, раскрашивание фигур с дорисовыванием. | 1 | 08.03 | |
49 | 5 | Узнавание буквы Хх. Формирование умения узнавать и писать букву Хх. Конструирование буквы Хх. | 2 | 11.03 13.03 | |
50 | 6 | Чтение слогов и слов с буквой Х,х. | 2 | 15.03 | |
51 | 7 | Формирование понятия «слово». Формирование умения называть предметы. | 1 | 20.03 | |
52 | 8 | Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты», «Овощи». Шаблоны. Умение работать с шаблонами. | 1 | 22.03 | |
53 | 9 | Узнавание буквы Ш,ш.Формирование умения узнавать и писать букву Ш,ш. Конструирование буквы Ш,ш. | 2 | 25.03 27.03 | |
54 | 10 | Чтение слогов и слов с буквой Ш,ш. | 2 | 29.03 | |
55 | 11 | Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом. | 1 | 03.04 | |
56 | 12 | Деление предложений на слова. Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения. | 2 | 05.04 15.04 | |
57 | 13 | Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. | 1 | 17.04 | |
58 | 14 | Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье». Обобщающее повторение. | 1 | 19.04 | |
59 | 15 | Узнавание буквы Л, л. Формирование умения узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л,л. | 2 | 22.04 24.04 | |
60 | 16 | Чтение слогов и слов с буквой Л,л. | 2 | 26.04 | |
61 | 17 | Повторение. Письмо строчной буквы а и отдельных её элементов. | 1 | 01.05 | |
62 | 18 | Письмо строчной буквы у и отдельных её элементов. Письмо слов ау, ау по следам анализа. | 1 | 03.05 | |
63 | 19 | Письмо строчной буквы м и отдельных её элементов. | 1 | 06.05 | |
64 | 20 | Письмо прямых и обратных слогов с буквой м. | 1 | 08.05 | |
65 | 21 | Письмо строчной буквы с и отдельных её элементов. | 1 | 10.05 | |
66 | 22 | Письмо прямых и обратных слогов с буквой с. | 1 | 13.05 | |
67 | 23 | Письмо строчной буквы х и отдельных её элементов. | 1 | 15.05 | |
68 | 24 | Письмо прямых и обратных слогов с буквой х. | 1 | 17.05 | |
69 | 25 | Письмо прямых и обратных слогов с буквой ш. Закрепление письма различных элементов букв. | 1 | 20.05 | |
70 | 26 | Письмо прямых и обратных слогов с буквой л. Закрепление письма различных элементов букв. | 1 | 22.05 | |
71 | 27 | Узнавание(различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. | 1 | 24.05 | |
72 | 28 | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. | 1 | 27.05 | |
73 | 29 | Проверочная работа №3 по теме: «Написание прямых и обратных слогов с буквами «Л», «Ш», «С», «Х»». | 1 | 29.05 | |
74 | 30 | Работа над ошибками. | 1 | 31.05 |
Материально-техническое обеспечение:
- Азбука подвижная,
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
- веер. Гласные буквы, знаки,
- веер. Согласные буквы,
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- комплект таблиц "Русский алфавит" : 1. Русский алфавит. 2. Русский алфавит с названиями букв. 3. Русский алфавит. Прописи. 4. Русский алфавит в картинках,
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, слайд-альбомы, презентации, кинофрагменты,
- специально подобранные предметы,
- электронные средства (планшетный и персональный компьютер).
Учебно-методическое обеспечение:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Мин-во образования и науки Российской Федерации.—М.: Просвещение, 2017.—365 с.
2. Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 2 части./ А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова.– М.: Просвещение, 2018.-223с.
3. Речевая практика. 1 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. /С.В. Комарова.– М.: Просвещение, 2018.-95 с.
«СОГЛАСОВАНО»
ШМО учителей начальных классов
и надомного обучения, протокол № 4
от 28 августа 2018г.
_____________ О.А. Абакумова
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
_____________И.А. Шуршикова
«___» сентября 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Рабочая программа для коррекционных школ по ФГОС УО по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Технологическая карта по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация», 2 класс 2 вариант АООП по ФГОС
Конспект урока был составлен для детей, обучающихся по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.В классе всего обучаются 8 человек, из них 4 ученика находятся на надомном обуче...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...