Авторская рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью
рабочая программа (1 класс)

Чихичина Елена Николаевна

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация » представлен в предметной области «Язык и речевая практика» во 2 - 4 годах обучения по 2 ч. в неделю.

Рабочая программа предмета «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 33 учебных недели по 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alt._kom.docx49.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

(размещается в архиве с материалом)

Автор материала (ФИО) *

Чихичина Елена Николаевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета) *

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МКОУ СОШ № 1

Название материала *

Авторская рабочая программа по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающихся с умственной отсталостью

Класс (возраст) *

1 класс

Учебный предмет *

Речь и альтернативная коммуникация

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие) *

Текстовый документ

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *

не требуется

Цели,

Задачи материала *

Цель образовательно-коррекционной работы, с учетом специфики учебного предмета, формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи предмета:

  • Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка
  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов  
  • Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
  • Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
  • Использование доступных жестов для передачи сообщения
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
  • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

 

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). *

Индивидуальная работа

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники *

1.  Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»  №  273 от 29.12.2012г. на основе проекта  Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Учебного плана МКОУ СОШ № 1 с. Кочубеевского на 2019-2020 учебный год.

4. Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».

5.  Положения МКОУ СОШ № 1 «О рабочих программах».

6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (2 вариант).

7. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 2 вариант)  МКОУ СОШ № 1.

Ранее данный материал был опубликован в интернете (адрес публикации материала) *

https://www.prodlenka.org/

* - Поля обязательные к заполнению.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2). Она разработана на основе:

1.  Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»  №  273 от 29.12.2012г. на основе проекта  Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Учебного плана МКОУ СОШ № 1 с. Кочубеевского на 2019-2020 учебный год.

4. Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».

5.  Положения МКОУ СОШ № 1 «О рабочих программах».

6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (2 вариант).

7. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 2 вариант)  МКОУ СОШ № 1.

Общая характеристика адаптированной рабочей программы по коррекционно-развивающему курсу

«Речь и альтернативная коммуникация»

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с

окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с

использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

В содержании логопедических программ учтены общие  специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий
    определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

  • Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение
  • выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.  

Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной  рабочей  программы по коррекционно-развивающему курсу «Речь и альтернативная коммуникация»

Личностные и примерные  результаты освоения конкретного коррекционного курса

—  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов  

—  Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

—  Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

—  Использование доступных жестов для передачи сообщения

—  Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

—  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

—  Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

—  Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  •  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Личностные результаты

1.        Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2.        Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3.        Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОГО КУРСА

Предметные результаты

—  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов  

—  Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

—  Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

—  Использование доступных жестов для передачи сообщения

—  Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

—  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

—  Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

—  Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Содержание рабочей  программы по коррекционно-развивающему курсу «Речь и альтернативная коммуникация»

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с  использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,  предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием устройства «Language Master”. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки  (“Big Mac””, «Talk Block», «Go Talk One»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с  использованием  пошагового коммуникатора  “Step by step”. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с  использованием коммуникатора  “GoTalk» («MinTalker»,     «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с  использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

        Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

        Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Речь и альтернативная коммуникация»

1 АДАПТИВНЫЙ КЛАСС (ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ) – 2 раз в неделю по 1часу (66 часов)

Наименование разделов, тем программ

Характеристика видов деятельности  обучающихся

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

1-ый модуль – 1 ч.

1-4

Обследование «Игрушки».

Развитие общей моторики 

- Свободно ходить

- При поддержке за обе руки подниматься и опускаться по лесенке и горке

Развитие мелкой моторики

- Поднимать мелкие предметы

- Строить башню из 3-х кубиков

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

Овладение предметными действиями

- Фиксация взгляда на лице

- Фиксация взгляда на игрушке

- Захват горстью

- Игры с кубиками

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания

4

5-8

Обследование «Одежда».

4

9-12

 «Одежда».

Развитие общей моторики 

- Приседать на корточки

- Взбираться на невысокие предметы

- Ходить по лежащей на полу дорожке

- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую

Развитие мелкой моторики

- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением

- Переворачивать страницы

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

- Выбирать самый большой и самый маленький предмет

Овладение предметными действиями

- Фиксация взгляда на лице

- Фиксация взгляда на игрушке

- Захват горстью

- Игры с кубиками

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбирать нужную пиктограмму

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания

4

13-16

«Мебель».

4

17-20

 «Мебель».

Развитие общей моторики 

- Приседать на корточки

- Взбираться на невысокие предметы

- Ходить по лежащей на полу дорожке

- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую

Развитие мелкой моторики

- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением

- Переворачивать страницы

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

- Выбирать самый большой и самый маленький предмет

Овладение предметными действиями

- Перекладывание из одной руки в другую

- Бросание

- Перекладывание предметов

-Рисование

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбирать нужную пиктограмму

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.

4

21-24

«Дикие животные».

4

25-28

«Домашние животные».

4

29-32

 «Дикие и домашние животные».

Развитие общей моторики 

- Свободно ходить

- При поддержке за обе руки подниматься и опускаться по лесенке и горке

Развитие мелкой моторики

- Поднимать мелкие предметы

- Строить башню из 3-х кубиков

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

Овладение предметными действиями

- Фиксация взгляда на лице

- Фиксация взгляда на игрушке

- Захват горстью

- Игры с кубиками

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания

4

4

4

4

33-36

«Посуда».

37-40

«Продукты питания».

5-ый модуль – 1,50 ч.

41-44

 «Продукты питания».

Развитие общей моторики 

- Приседать на корточки

- Взбираться на невысокие предметы

- Ходить по лежащей на полу дорожке

- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую

Развитие мелкой моторики

- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением

- Переворачивать страницы

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

- Выбирать самый большой и самый маленький предмет

Овладение предметными действиями

- Фиксация взгляда на лице

- Фиксация взгляда на игрушке

- Захват горстью

- Игры с кубиками

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбирать нужную пиктограмму

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания

45-48

«Весна».

4

49-52

«Части тела».

4

53-56

 «Части тела»

Развитие общей моторики 

- Приседать на корточки

- Взбираться на невысокие предметы

- Ходить по лежащей на полу дорожке

- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую

Развитие мелкой моторики

- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением

- Переворачивать страницы

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

- Выбирать самый большой и самый маленький предмет

Овладение предметными действиями

- Перекладывание из одной руки в другую

- Бросание

- Перекладывание предметов

-Рисование

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбирать нужную пиктограмму

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания

4

57-60

«Транспорт»

4

61-66

«Лето»

6

Итого

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)

Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

       Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР  и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)

Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

  Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных ...

Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...

Мониторинг уровня сформированности знаний по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР

С помощью мониторинга педагог может отследить динамику и эффективность проводимых занятий индивидуально для каждого ученика, учитывая индивидуальные особенности каждого....