Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
рабочая программа (4 класс)

Быкова О.А.

     Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

     Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

       Задачи:

1.  Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

2.  Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму.

6. Обучать навыкам чтения и письма.

Задачи предмета:

  • развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;

—  понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

—  овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

— умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

—  умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;

—  понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

—  умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях (вербально или невербально);

—  обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;

—  формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

Кроме основных, можно выделить и дополнительные задачи:

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— формирование и развитие реципрокной координации (проба на реципрокную координацию рук (проба Озерецкого) – нейропсихологическая методика, направленная на исследование межполушарного взаимодействия в двигательной сфере, а также кинетического и регуляторного праксиса);

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность программы.

     Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;
  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
  • Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.

       Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. 

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

       Задачи:

1.  Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

2.  Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму.

6. Обучать навыкам чтения и письма.

Задачи предмета:

  • развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;

—  понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

—  овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

— умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

—  умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;

—  понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

—  умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях (вербально или невербально);

—  обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;

—  формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

Кроме основных, можно выделить и дополнительные задачи:

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— формирование и развитие реципрокной координации (проба на реципрокную координацию рук (проба Озерецкого) – нейропсихологическая методика, направленная на исследование межполушарного взаимодействия в двигательной сфере, а также кинетического и регуляторного праксиса);

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения речевого развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих особые потребности в обучении в сочетании с нарушением интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная речь вообще отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

На его изучение в 4 классе отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

     Ценность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» состоит в подготовке ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. Д.);
  • принимать цели и включаться в деятельность по инструкции;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Предметные результаты.

—1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Узнавание и различение образов графем (букв).

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Начальные навыки чтения и письма.

 

Базовые учебные действия.

Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;
  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

         Планируемые личностные результаты.

  1. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  2. формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  3. формирование уважительного отношения к окружающим;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов:

- «Коммуникация»:

Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;

- «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»;

- «Импрессивная речь»:

Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, различать напечатанные и написанные слова;

 - «Экспрессивная речь»:

Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания.

Темы тесно переплетаются с предметами «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», на которых обучающиеся получают представления о себе и  предметах окружающей действительности, учатся различать их. А на уроках «Речь и альтернативная коммуникация»  закрепляют полученные сведения с помощью стихов, потешек, игр, сценок из сказок, активно работают с пиктограммами.

Коммуникация

Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих  разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др. Понимание местоимений: я, ты,  свой, мой, это и т.д. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.

Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Использование обобщающих понятий. Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).

  1. Календарно-тематический план предмета

«Речь и альтернативная коммуникация», 102 часа

№ п/п

Наименование разделов, тем

К-во часов

Дата

Виды деятельности обучающихся

1-2

Буквы и звуки алфавита.

Понятие «Звук и буква». Выделение звука -а- в начале слова.

2

Выделение знакомых букв по алфавиту, звуков из имён детей, по предметным картинкам.

Произносить звук [а] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука.

3-4

Понятие «Звук и буква». Выделение звука -а- в начале слова.

Выделение звука –а в конце слова. Строчная буква-а.

2

Произносить звук [а] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука.

Чётко произносить и графически обозначать этот звук. Выделение звука (а) из имён детей. Графическое изображение звука в виде кружка.

5

Звук и буква Уу. Работа с кассой букв. Выделение звука -у- в начале слова.

1

Произносить звук [у] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука.

6-7

Звук и буква Уу. Строчная буква у.  Письмо строчной буквы - у-).

Письмо буквы –Уу. Игра «Допиши буквы а-у».

2

Чётко произносить и графически обозначать этот звук. Выделение звука (у) по предметным картинкам.

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по контуру и образцу способом «рука в руке».

8-9

Слова ау, уа. Звукобуквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв.

Прописная буква У. Письмо по обводке и по образцу Уу.

2

Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. Письмо по контуру и образцу способом «рука в руке».

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах.

10

Звук и буква Мм. Работа с кассой букв. Выделение звука -м- в начале слова.

1

Произносить звук [м] за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука.

11

Выделение звука –м в конце слова. Письмо строчной буквы м по обводке.

1

Усваивают рукописное начертание строчной и прописной буквы. Повторение ранее усвоенных букв. Уметь выделять звук –м- в конце слова. Уметь писать способои «рука в руке» (по обводке) букву м.

12

Звук и буква М м. Работа с кассой букв. Прописная буква М. Составление слогов ам, ум по образцу.

1

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв  в  слогах, записывают способом «рука в руке» под руководством учителя.

13-14

Письмо слогов: ам, ум.

2

Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента.

15-16

Прямой слог ма. Письмо по следам анализа. Прописная буква М.

2

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают способом «рука в руке».

17-18

Прямой слог - му. Прописная буква У.

2

Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента.

19-20

Звук и буквы. Работа с кассой букв с изученными буквами.

2

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по контуру способом «рука в руке».

21-22

Звук и буква Оо. Работа с кассой букв. Выделение звука -о- в начале слова, в конце слова.

2

Произносить звук [о] за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука.

23

Письмо буквы О, о.

1

Письмо буквы О, о способом «рука в руке».

24

Письмо соединений ао, оа.

1

Письмо отдельных букв, слогов способом «рука в руке».

25

Закрепление знаний по теме «Конструирование букв «А», «О», написание палочек и штриховки».

1

Конструирование изученных букв, написание изученных букв способом «рука в руке».

26-27

Письмо строчной буквы- о-. Составление и чтение слогов ом-мо, ам-ма, ум-му.

2

Произносить звук [о] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука.

28-29

Написание слогов ам-ма, ум-му, ом-мо по следам анализа.

2

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают.

30-31

Звук и буква Сс. Выделение звука -с- . Работа с кассой букв. Выделение звука -с- в начале слова.

2

Произносить звук [с] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука.

32-33

Составление и чтение прямых , обратных слогов са, со, су, ас-са, ус-су, ос-со.

2

Выделение звука (с) по предметным картинкам.

34

Звук и буква Хх. Выделение звука –х.  Работа с кассой букв. Выделение звука -х- в начале слова.

1

Произносить звук [х] за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука.

35

Письмо строчной буквы - х- по обводке, трафарету, по образцу.

1

Произносить звук [х] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука.

36-37

Анализ слогов ха. хо и письмо слов с данными слогами. Прописная буква Х.

2

Выделение звука (х) по предметным картинкам.

38-39

Составление коротких предложений по предметным картинкам.

2

Уметь самостоятельно (с помощью педагога) составлять предложения по сюжетным картинкам.

40

Звуки и буквы А, О,У. Звукобуквенный анализ слов с этими буквами. Письмо букв Аа, Оо, Уу по образцу

1

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу способом «рука в руке».

41

Деление слов на слоги и составление слов из отдельных слогов.

1

Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги способом «рука в руке».

42-43

Составление и анализ слогов, слов, предложений

2

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге.

44-45

Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов.

2

Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в

слоге.

46-47

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Понимание простых по звуковому составу слов. Глобальное чтение этих слов.

2

Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Глобальное чтение слов.

48

Реагирование на собственное имя. Называние собственного имени. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педаго-гов).

1

Называние собственного имени. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов).

49-50

Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Понимание слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

2

Соотнесение предметов и их названий. Понимание слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

51

Понимание обобщающих понятий. Называние (употребление) обобщающих понятий .

1

Понимание обобщающих понятий.

52

Понимание слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

1

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета, дидактические игры,

53-54

Понимание слов, обозначающих признак предмета Использование графического изображения для обозначения признака предмета.

2

Использование графического изображения для обозначения

признака предмета, дидактические игры

55

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак

1

Дидактические игры

56

Понимание простых предложений (нераспростра-нённых и распространён-ных).

1

Дидактические игры, опорные схемы

57-58

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов Глобальное чтение.

2

Предметные картинки, дидактические игры

59-60

Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический контроль.

2

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический

контроль.

61

Формирование умения узнавать букву С, с.

1

Прослушивание слов, начинающихся на звук с (слон, слива.),

выделение звука с, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения в названии которых имеется или не имеется звук с.

62-63

Конструирование буквы С, с.

2

Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце).

64-65

Чтение слогов и слов с буквой С, с. Письмо буквы с

2

Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры.

66-67

Письмо слогов са, со, су по следам анализа.

2

Письмо слогов по обводке, по опорным точкам, по образцу способом «рука в руке».

68-69

Узнавание буквы Х х. Формирование умения узнавать и писать букву Х х. Конструирование буквы Х х.

2

Прослушивание слов, начинающихся на звук х (хлеб), выделение звука х, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук х.

70-71

Чтение слогов и слов с буквой Х х.

2

Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры

72-73

Письмо букв Х х

2

Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры.

74-75

Чтение слогов и слов с буквой Х х.

2

Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры.

76-77

Письмо слогов ха, хо, ху по следам анализа.

2

Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры.

78-79

Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты», «Овощи». Шаблоны. Умение работать с шаблонами.

2

Дидактические игры, использование опорных схем.

80-81

Узнавание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш.

2

Прослушивание слов, начинающихся на звук ш (шар, ерш, шалаш.) выделение звука ш, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук ш. Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце).

82-83

Чтение слогов и слов с буквой ш. Письмо буквы ш

2

Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры.

84-85

Чтение слогов и слов с буквой Ш ш.

2

Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры.

86

Письмо слогов ша, шо, шу

1

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

87

Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом.

1

Работа с пиктограммами.

88

Деление предложений на слова.

1

Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения.

89

Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов.

1

Составление предложения по схеме — Кто? Что делает? — по сюжетным картинкам.

90

Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье». Обобщающее повторение.

1

Составление предложения по схеме — Кто? Что делает? — по сюжетным картинкам.

91

Узнавание буквы Л, л. Формирование умения узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л.

1

Узнавание буквы Л, л. Формирование умения узнавать букву среди других букв.

92

Конструирование буквы Л, л.

1

Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце).

93

Чтение слогов и слов с буквой Л, л.

1

Чтение слогов и слов с изученными

буквами, дидактические игры.

Письмо по образцу.

94

Письмо буквы Л, л

1

Чтение слогов

и слов с изученными

буквами, письмо по образцу.

95

Чтение слогов и слов с буквой л. Письмо слогов ал, ол, ул по следам анализа.

1

Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу способом «рука в руке».

96

Чтение и письмо слогов с буквой л. Письмо слогов ла, ло, лу по следам анализа.

1

Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу способом «рука в руке».

97

Письмо строчной буквы у и отдельных её элементов. Письмо слов ау, ау по следам анализа.

1

Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу способом «рука в руке».

98

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

1

Работа с карточками, предметными картинками.

99

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

1

Работа с карточками, предметными картинками.

100

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

1

Работа с карточками, предметными картинками.

101

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо слогов и слов.

1

Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры.

102

Закрепление знаний по изученным темам

1


8. ОПИСАНИЕ  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    «Речь и альтернативная коммуникация» включает:

-  графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,

-  наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

.  технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства

-  компьютерные устройства, синтезирующие речь

-  информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм.

-  компьютерные программы символов.

-  компьютерные программы для общения, синтезирующие речь

-  обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

-  аудио и видеоматериалы.

Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул

4

5

Стол ученический

10

6

Стул ученический

9

7

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

8

Монитор

3

9

Системный блок

3

10

Клавиатура

3

11

Мышь оптическая

3

12

Принтер цветной

1

13

Интерактивная доска

1

14

Проектор

1

15

Диван

1

16

Набор мебели (стенка)

1

Список литературы

  1. А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Москва.
  2.  Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Москва «Просвещение» 2003.
  3.  Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д. Забрамная, Т.Н.Исаева. https://vk.com/wall384780695_887. ВКонтакте © 2006-2023. 
  4. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
  5.  Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Учебник: Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2ч./ А.К.Аксёнова, С.В Комарова-М.: Просвещение, 2017.
  8. Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, ...

Рабочая учебная программа по предмету "Домоводство" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью (вариант 2).

Актуальность предмета  «Домоводство» заключается в том, что обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки ...

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительная деятельность" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что «Изобразительная деятельность» занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя разви...

Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

    Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Математические представления» заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жиз...

Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

   Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок...

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

  Актуальность коррекционного курса "Предметно-практические действия" заключается в  формировании целенаправленных произвольных действий с различными предметами и матер...