Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативные коммуникации" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
рабочая программа (4 класс)
Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Задачи:
1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму.
6. Обучать навыкам чтения и письма.
Задачи предмета:
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
— понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
— овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
— умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
— умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;
— понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
— умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях (вербально или невербально);
— обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
— формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Кроме основных, можно выделить и дополнительные задачи:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— формирование и развитие реципрокной координации (проба на реципрокную координацию рук (проба Озерецкого) – нейропсихологическая методика, направленная на исследование межполушарного взаимодействия в двигательной сфере, а также кинетического и регуляторного праксиса);
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность программы.
Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;
- Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
- Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Задачи:
1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму.
6. Обучать навыкам чтения и письма.
Задачи предмета:
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
— понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
— овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
— умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
— умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;
— понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
— умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях (вербально или невербально);
— обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
— формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Кроме основных, можно выделить и дополнительные задачи:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— формирование и развитие реципрокной координации (проба на реципрокную координацию рук (проба Озерецкого) – нейропсихологическая методика, направленная на исследование межполушарного взаимодействия в двигательной сфере, а также кинетического и регуляторного праксиса);
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения речевого развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих особые потребности в обучении в сочетании с нарушением интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная речь вообще отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
На его изучение в 4 классе отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.
- ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Ценность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» состоит в подготовке ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. Д.);
- принимать цели и включаться в деятельность по инструкции;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
- ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Предметные результаты.
—1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия |
|
Коммуникативные учебные действия |
|
Регулятивные учебные действия |
|
Познавательные учебные действия |
|
Планируемые личностные результаты.
- Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов:
- «Коммуникация»:
Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
- «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»;
- «Импрессивная речь»:
Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, различать напечатанные и написанные слова;
- «Экспрессивная речь»:
Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания.
Темы тесно переплетаются с предметами «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», на которых обучающиеся получают представления о себе и предметах окружающей действительности, учатся различать их. А на уроках «Речь и альтернативная коммуникация» закрепляют полученные сведения с помощью стихов, потешек, игр, сценок из сказок, активно работают с пиктограммами.
Коммуникация
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др. Понимание местоимений: я, ты, свой, мой, это и т.д. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Использование обобщающих понятий. Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).
- Календарно-тематический план предмета
«Речь и альтернативная коммуникация», 102 часа
№ п/п | Наименование разделов, тем | К-во часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
1-2 | Буквы и звуки алфавита. Понятие «Звук и буква». Выделение звука -а- в начале слова. | 2 | Выделение знакомых букв по алфавиту, звуков из имён детей, по предметным картинкам. Произносить звук [а] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | |
3-4 | Понятие «Звук и буква». Выделение звука -а- в начале слова. Выделение звука –а в конце слова. Строчная буква-а. | 2 | Произносить звук [а] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. Чётко произносить и графически обозначать этот звук. Выделение звука (а) из имён детей. Графическое изображение звука в виде кружка. | |
5 | Звук и буква Уу. Работа с кассой букв. Выделение звука -у- в начале слова. | 1 | Произносить звук [у] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | |
6-7 | Звук и буква Уу. Строчная буква у. Письмо строчной буквы - у-). Письмо буквы –Уу. Игра «Допиши буквы а-у». | 2 | Чётко произносить и графически обозначать этот звук. Выделение звука (у) по предметным картинкам. Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по контуру и образцу способом «рука в руке». | |
8-9 | Слова ау, уа. Звукобуквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв. Прописная буква У. Письмо по обводке и по образцу Уу. | 2 | Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. Письмо по контуру и образцу способом «рука в руке». Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах. | |
10 | Звук и буква Мм. Работа с кассой букв. Выделение звука -м- в начале слова. | 1 | Произносить звук [м] за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. | |
11 | Выделение звука –м в конце слова. Письмо строчной буквы м по обводке. | 1 | Усваивают рукописное начертание строчной и прописной буквы. Повторение ранее усвоенных букв. Уметь выделять звук –м- в конце слова. Уметь писать способои «рука в руке» (по обводке) букву м. | |
12 | Звук и буква М м. Работа с кассой букв. Прописная буква М. Составление слогов ам, ум по образцу. | 1 | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают способом «рука в руке» под руководством учителя. | |
13-14 | Письмо слогов: ам, ум. | 2 | Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. | |
15-16 | Прямой слог ма. Письмо по следам анализа. Прописная буква М. | 2 | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают способом «рука в руке». | |
17-18 | Прямой слог - му. Прописная буква У. | 2 | Выделяют основные элементы буквы и определяют форму каждого элемента. | |
19-20 | Звук и буквы. Работа с кассой букв с изученными буквами. | 2 | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по контуру способом «рука в руке». | |
21-22 | Звук и буква Оо. Работа с кассой букв. Выделение звука -о- в начале слова, в конце слова. | 2 | Произносить звук [о] за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. | |
23 | Письмо буквы О, о. | 1 | Письмо буквы О, о способом «рука в руке». | |
24 | Письмо соединений ао, оа. | 1 | Письмо отдельных букв, слогов способом «рука в руке». | |
25 | Закрепление знаний по теме «Конструирование букв «А», «О», написание палочек и штриховки». | 1 | Конструирование изученных букв, написание изученных букв способом «рука в руке». | |
26-27 | Письмо строчной буквы- о-. Составление и чтение слогов ом-мо, ам-ма, ум-му. | 2 | Произносить звук [о] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | |
28-29 | Написание слогов ам-ма, ум-му, ом-мо по следам анализа. | 2 | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слогах, записывают. | |
30-31 | Звук и буква Сс. Выделение звука -с- . Работа с кассой букв. Выделение звука -с- в начале слова. | 2 | Произносить звук [с] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | |
32-33 | Составление и чтение прямых , обратных слогов са, со, су, ас-са, ус-су, ос-со. | 2 | Выделение звука (с) по предметным картинкам. | |
34 | Звук и буква Хх. Выделение звука –х. Работа с кассой букв. Выделение звука -х- в начале слова. | 1 | Произносить звук [х] за учителем, на основе стихотворения, артикуляционной позиции звука. | |
35 | Письмо строчной буквы - х- по обводке, трафарету, по образцу. | 1 | Произносить звук [х] самостоятельно и за учителем, на основе артикуляционной позиции звука. | |
36-37 | Анализ слогов ха. хо и письмо слов с данными слогами. Прописная буква Х. | 2 | Выделение звука (х) по предметным картинкам. | |
38-39 | Составление коротких предложений по предметным картинкам. | 2 | Уметь самостоятельно (с помощью педагога) составлять предложения по сюжетным картинкам. | |
40 | Звуки и буквы А, О,У. Звукобуквенный анализ слов с этими буквами. Письмо букв Аа, Оо, Уу по образцу | 1 | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. Письмо по обводке, по образцу способом «рука в руке». | |
41 | Деление слов на слоги и составление слов из отдельных слогов. | 1 | Усваивают рукописное начертание строчной буквы и записывают по следам анализа слоги способом «рука в руке». | |
42-43 | Составление и анализ слогов, слов, предложений | 2 | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. | |
44-45 | Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов. | 2 | Анализируют слоги по составу, определяют последовательность букв в слоге. | |
46-47 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. Понимание простых по звуковому составу слов. Глобальное чтение этих слов. | 2 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Глобальное чтение слов. | |
48 | Реагирование на собственное имя. Называние собственного имени. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педаго-гов). | 1 | Называние собственного имени. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов). | |
49-50 | Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Понимание слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. | 2 | Соотнесение предметов и их названий. Понимание слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. | |
51 | Понимание обобщающих понятий. Называние (употребление) обобщающих понятий . | 1 | Понимание обобщающих понятий. | |
52 | Понимание слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. | 1 | Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета, дидактические игры, | |
53-54 | Понимание слов, обозначающих признак предмета Использование графического изображения для обозначения признака предмета. | 2 | Использование графического изображения для обозначения признака предмета, дидактические игры | |
55 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак | 1 | Дидактические игры | |
56 | Понимание простых предложений (нераспростра-нённых и распространён-ных). | 1 | Дидактические игры, опорные схемы | |
57-58 | Называние (употребление) простых по звуковому составу слов Глобальное чтение. | 2 | Предметные картинки, дидактические игры | |
59-60 | Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический контроль. | 2 | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический контроль. | |
61 | Формирование умения узнавать букву С, с. | 1 | Прослушивание слов, начинающихся на звук с (слон, слива.), выделение звука с, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения в названии которых имеется или не имеется звук с. | |
62-63 | Конструирование буквы С, с. | 2 | Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце). | |
64-65 | Чтение слогов и слов с буквой С, с. Письмо буквы с | 2 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. | |
66-67 | Письмо слогов са, со, су по следам анализа. | 2 | Письмо слогов по обводке, по опорным точкам, по образцу способом «рука в руке». | |
68-69 | Узнавание буквы Х х. Формирование умения узнавать и писать букву Х х. Конструирование буквы Х х. | 2 | Прослушивание слов, начинающихся на звук х (хлеб), выделение звука х, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук х. | |
70-71 | Чтение слогов и слов с буквой Х х. | 2 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры | |
72-73 | Письмо букв Х х | 2 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры. | |
74-75 | Чтение слогов и слов с буквой Х х. | 2 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры. | |
76-77 | Письмо слогов ха, хо, ху по следам анализа. | 2 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры. | |
78-79 | Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты», «Овощи». Шаблоны. Умение работать с шаблонами. | 2 | Дидактические игры, использование опорных схем. | |
80-81 | Узнавание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш. | 2 | Прослушивание слов, начинающихся на звук ш (шар, ерш, шалаш.) выделение звука ш, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук ш. Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце). | |
82-83 | Чтение слогов и слов с буквой ш. Письмо буквы ш | 2 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. | |
84-85 | Чтение слогов и слов с буквой Ш ш. | 2 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. | |
86 | Письмо слогов ша, шо, шу | 1 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | |
87 | Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом. | 1 | Работа с пиктограммами. | |
88 | Деление предложений на слова. | 1 | Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения. | |
89 | Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. | 1 | Составление предложения по схеме — Кто? Что делает? — по сюжетным картинкам. | |
90 | Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье». Обобщающее повторение. | 1 | Составление предложения по схеме — Кто? Что делает? — по сюжетным картинкам. | |
91 | Узнавание буквы Л, л. Формирование умения узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л. | 1 | Узнавание буквы Л, л. Формирование умения узнавать букву среди других букв. | |
92 | Конструирование буквы Л, л. | 1 | Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце). | |
93 | Чтение слогов и слов с буквой Л, л. | 1 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу. | |
94 | Письмо буквы Л, л | 1 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо по образцу. | |
95 | Чтение слогов и слов с буквой л. Письмо слогов ал, ол, ул по следам анализа. | 1 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу способом «рука в руке». | |
96 | Чтение и письмо слогов с буквой л. Письмо слогов ла, ло, лу по следам анализа. | 1 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу способом «рука в руке». | |
97 | Письмо строчной буквы у и отдельных её элементов. Письмо слов ау, ау по следам анализа. | 1 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу способом «рука в руке». | |
98 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. | 1 | Работа с карточками, предметными картинками. | |
99 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. | 1 | Работа с карточками, предметными картинками. | |
100 | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. | 1 | Работа с карточками, предметными картинками. | |
101 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо слогов и слов. | 1 | Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры. | |
102 | Закрепление знаний по изученным темам | 1 |
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
. технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства
- компьютерные устройства, синтезирующие речь
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм.
- компьютерные программы символов.
- компьютерные программы для общения, синтезирующие речь
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
8 | Монитор | 3 |
9 | Системный блок | 3 |
10 | Клавиатура | 3 |
11 | Мышь оптическая | 3 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
Список литературы
- А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Москва.
- Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Москва «Просвещение» 2003.
- Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д. Забрамная, Т.Н.Исаева. https://vk.com/wall384780695_887. ВКонтакте © 2006-2023.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Учебник: Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2ч./ А.К.Аксёнова, С.В Комарова-М.: Просвещение, 2017.
- Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, ...
Рабочая учебная программа по предмету "Домоводство" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью (вариант 2).
Актуальность предмета «Домоводство» заключается в том, что обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки ...
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительная деятельность" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что «Изобразительная деятельность» занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя разви...
Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...
Рабочая программа по предмету "Математические представления" для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Математические представления» заключается в том, что ребенок учится использовать математические представления для решения жиз...
Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок...
Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность коррекционного курса "Предметно-практические действия" заключается в формировании целенаправленных произвольных действий с различными предметами и матер...