Конспект на тему "Гамбиты"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Тема: Гамбиты.
Цель: применение острых методов шахматной игры в дебюте.
Задачи: познакомить с классификацией гамбитов, уметь применять их на практике, а также противостоять при острых моментах игры.
Оборудование: демонстрационная доска, интерактивная доска, индивидуальные шахматы.
Содержание занятия.
- Организационный момент.
Первоначальная расстановка шахматных фигур на демонстрационной доске.
- Повторение. 3 стадии шахматной партии.
Дебют. Требование к разыгрыванию дебюта.
- Основная часть.
Характеристика гамбита.
Гамбит – это коварный и острый метод игры, ловушка, подвох.
Гамбиты особенно были распространены в 19-м, начале 20-го века, в эпоху расцвета комбинационной атакующей игры.
В дословном переводе с итальянского языка, гамбит означает «подставить ножку». Ясно одно: Гамбит – весьма острый и хитроумный способ постановки дебюта.
Сущность гамбита. Не числом, а умением!
Смысл гамбитного метода игры.
Один из компонентов игры – материальные ресурсы (фигуры и пешки) трансформируются на выгоды – пространство, время, активность фигур, возможности для атаки, инициатива. При этом во главе угла использование четкое взаимодействия фигур, когда побеждают не числом, а умением.
Какие бывают гамбиты?
Давайте сделаем небольшой обзор наиболее популярных и распространенных гамбитов, как за белых, так и за черные фигуры.
1)Королевский гамбит.
Гамбит начинается ходами:
- е2 – е4 е7 – е5 2. f2 – f4
Идея: устранение пешки е5, вскрыть вертикаль f, захватить центр ходом d4, атаки на f7. Один из самых острых и сложных дебютов.
2) Ферзевый гамбит – дебют начинается ходами
1.d2 – d4 d7 – d5 2.c2 – c4
Один из самых распространённых современных дебютов. В зависимости от того, примут чёрные жертву пешки или нет, различают: принятый гамбит, отказанный,
Контргамбит Альбина:
1.d2 – d4 d7 – d5 2. с2 – с4 е7 – е5.
3) Гамбит Эванса:
1.е2 – е4 е7 – е5 2. Кf3 Кс6 3.С с4 с с5 4. b4 Сb4 5. с3 с а5 6.Ф b3
4) Волжский гамбит
1. d2 – d4 Кg8 – f6 2. c2 – c4 c7 – c5 3. d4 – d5 b7 – b5 4. cxb5 a6
Весьма популярный и сегодня гамбит за черных. Идея гамбита чисто позиционная – организовать давление на ферзевом фланге по открытым линиям «а» и «в» при поддержке фианкеттированного слона g7. Идея оказалась весьма жизнеспособной и волжский гамбит – частый гость современных турниров.
Похожая идея используется в еще одном гамбите В гамбите Блюменфельда
1. d2 – d4 Кg8 – f6 2. c2 – c4 e7 – e6 3. Кg1 – f3 с7 – с5 4. d4 – d5 b7 – b5
4. Фронтальный опрос с опорой на демонстрационную доску и индивидуальные комплекты шахмат (Решение заданий по теме на примере партий выдающихся шахматистов мира)
5. Рефлексия. Понравились ли учащимся такие дебюты.
Ход занятия
Части занятия | Частные задачи | Содержание | Дозировка нагрузки | Организационно – методические указания |
1. 30 мин. Подготовительный этап. Разминка. | Применение острых методов шахматной игры в дебюте. | Решение заданий по теме на примере партий выдающихся шахматистов мира | 5 – 6 заданий | Фронтальный опрос с опорой на демонстрационную доску и индивидуальные комплекты шахмат. |
2. 50 мин. Основная часть. Итоги. Выводы. | Формирование комбинационных навыков. Уметь применять на практике изученные гамбиты, а также противостоять при острых моментах игры в дебюте Психологические аспекты при игре «решающей партии». | Разбор шахматных партий. Партии учащихся группы.
| 2 партии | Коллективная работа по разбору партий с использованием демонстрационной доски, на примере собственного творчества. |
3. 55 мин. Практическая часть. | Развитие фантазии, комбинационного зрения при игре в шахматы. | Практическая игра. | 6 партий | Тематический Блиц-турнир в парах с использованием шахмат и шахматных часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...