Индивидуальная программа профессионального развития на 2021-2026 гг
статья
Индивидуальная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_professionalnogo_obrazovaniya.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя начальных классов
Тема самообразования:
«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения»
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Цели:
- профессиональный рост учителя;
- совершенствование качества и эффективности обучения в начальных классах.
- формирование у учащихся ключевых образовательных компетенций, необходимых для решения открытых задач.
Задачи:
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной деятельности учащихся в соответствии с выбранным направлением;
планировать учебный процесс с учетом выбранной методики;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- организовать работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, дидактических и методических требований;
- формировать у учащихся компетенции, необходимые для самостоятельного решения открытых задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях;
- формировать интерес учащихся к предмету математика.
- учитывать и оценивать результаты собственной деятельности с целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость выбранного направления с целью его внедрения в практику других учителей.
Основные принципы, реализуемые в используемой методике:
Содержательные принципы обучения:
- принцип научности;
- принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения.
Организационно-методические принципы:
- принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения;
- принцип единства группового и индивидуального обучения;
- принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
- принцип сознательности и творческой активности обучаемых;
- принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;
- принцип наглядности;
Принципы педагогической техники:
- принцип свободы выбора;
- принцип открытости;
- принцип деятельности;
- принцип обратной связи;
Основные формы и методы работы:
Совокупность методов:
- словесные;
- наглядные;
- стимулирующие;
- исследовательские;
- контролирующие.
Формы организации работы:
- индивидуальная работа с первоисточниками;
- участие в работе методических объединений и методических сообществ учителей;
- проведение открытых занятий;
- участие в конкурсах педагогического мастерства муниципального, регионального уровня .
Прогнозируемый результат:
Предполагается, что по окончании работы над выбранной темой:
- Будет сформирован определенный базисный комплекс форм организации учебных занятий, способствующий самореализации и самоутверждению личности, формированию положительного отношения и интереса к предмету «Математика».
- Произойдет смещение акцентов у учащихся в плане практической значимости и применимости изучаемого в школьном курсе материала.
- Будут проведены открытые уроки, раскрывающие сущность и пути внедрения выбранной методики в практику преподавания.
- Будут подготовлены и прочитаны доклады, публичные лекции, организованы выступления перед учителями методического объединения учителей начальных классов.
- Будет разработан и создан комплект педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий..
- Будет разработан пакет психолого-педагогических и дидактических материалов для учителей начальных классов.
Реализация программы рассчитана на 5 ЛЕТ (с 2021 по 2026г.)
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное |
|
Психолого-педагогическое |
|
Методическое |
|
Эстетическое |
|
Информационно-компьютерные технологии |
|
Охрана здоровья |
|
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ САМООБРАЗОВАНИЯ:
- – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
- – обучающий, на котором происходит знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
- – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
- – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе организовывается коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях школьных и районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.
- – итогово-контрольный, на котором подводятся итоги своей самостоятельной работы, обобщаются наблюдения, оформляются результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы также предусматривает:
- текущее и перспективное планирование;
- подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации;
- овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта.
I ЭТАП реализации программы (2021-2022 уч. год)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Анализ профессиональных затруднений. | сентябрь | |
Формулирование индивидуальной темы самообразования. | сентябрь | |
Формулирование целей и задач, достижение и решение которых предполагается в результате работы над темой самообразования. | сентябрь октябрь | |
Составление плана работы по выбранной теме самообразования. | ноябрь декабрь | |
Организация встреч с коллегами, занимающимися данной проблемой. | в течение года | |
Организация образовательного пространства в 1-4 классах в условиях реализации ФГОС | в течение года | |
Выступление с отчетом по итогам реализации I этапа на МО школы. | апрель- май |
II ЭТАП реализации программы (2022-2023 уч. год)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Изучение опыта работы ведущих российских педагогов по выбранной теме. | в течение года | |
Анализ и систематизация материалов научной и специальной литературы по данной теме. | в течение года | |
Приобретение методической литературы по теме самообразования с учётом требования ФГОС. | в течение года | |
Проведение входной диагностики творческих способностей и наклонностей воспитанников по проблеме. | по графику | |
Проведение диагностики удовлетворенности учащихся учебным процессом. | по графику | |
Разработка плана работы со способными детьми. | март апрель | |
Разработка системы работы с детьми, имеющими низкий уровень мотивации по данной проблеме. | декабрь январь | |
Подготовка отчета по итогам реализации II этапа . | май |
III ЭТАП реализации программы (2023-2024 уч. год)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Корректировка плана работы. | сентябрь | |
Активное внедрение выбранной методики в свою профессиональную деятельность. | в течение года | |
Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования с учётом системно-деятельностного подхода. | в течение года | |
Проведение промежуточной диагностики творческих способностей и наклонностей воспитанников по проблеме. | по графику | |
Соотнесение полученных результатов итоговой диагностики с планируемыми. | по графику | |
Анализ и систематизация материалов научной и специальной литературы по данной теме. | в течение года | |
Приобретение методической литературы по теме самообразования с учётом требования ФГОС. | в течение года | |
Подготовка отчета по итогам реализации III этапа . | май |
IV ЭТАП реализации программы (2024-2025 уч. год)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Консультации с методистами школы | сентябрь | |
Посещение с обсуждением открытых уроков учителей начальных классов. | в течение года | |
Подготовка и размещение материалов по теме самообразования для размещения в web-пространстве всемирной компьютерной сети Интернет. | в течение года | |
Организация форума на web-ресурсе по обсуждению авторской методики, разработанной в рамках программы по самообразованию. | в течение года | |
Внесение коррективов в практическую составляющую педагогической концепции по внедрению новой методики в образовательный процесс. | апрель май | |
Подготовка отчета по итогам реализации IV этапа . | май |
V ЭТАП реализации программы ( 2025-2026 уч. год)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Анализ, теоретическое обоснование выбора форм, методов и способов деятельности на учебных занятиях. | сентябрь октябрь | |
Апробация наработанных форм, методов и способов деятельности на учебных занятиях. | в течение года | |
Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования с учётом требований ФГОС. | в течение года | |
Проведение итоговой диагностики творческих способностей и наклонностей воспитанников по проблеме. | апрель | |
Соотнесение полученных результатов итоговой диагностики с планируемыми. | апрель | |
Подготовка к публикации опыта работы. | апрель май | |
Обобщение опыта работы по теме самообразования. | в течение года | |
Определение перспектив дальнейшей работы по выбранной теме самообразования. | май | |
Творческий отчет по результатам профессиональной деятельности. | май июнь |
«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения»
Введение
Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках дидактических игр.
Цель исследования: рассмотрение активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступающее как условие успешности обучения;
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста;
3. Проанализировать проблемы игровой деятельности в современной психолого-педагогической литературе и современные представления об игре;
4. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении младших школьников;
5. Подвергнуть рассмотрению активизацию познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения;
6. Провести экспериментальное исследование.
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников;
Предмет исследования: активизация познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения;
Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; проведение формирующего экспериментального исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
Представленный в работе теоретический материал может быть полезен учителям и всем тем, кто работает и имеет отношение к системе образования.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования психологом, учителем или родителями учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.
1. Познавательная деятельность младших школьников
Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка -- его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства.
«В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма» (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).
Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка.
Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. «Учение для него (ребёнка) -- значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни»
Поступление в школу -- это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.
Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.
Ребенок начинает занимать новое место и внутри семейных отношений: «он -- ученик, он -- ответственный человек, с ним советуются и считаются».
Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях с взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других, т. е. новообразованием становиться интеллектуальная и личностная рефлексия.
Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении» .
Включаясь в учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.
Итак, подводя итоги выше сказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценного участника социальных отношений.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
2. Активизация познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения
Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности .Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.
Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.
К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
Таким образом, игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.
Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.) Настольно- печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Таким образом, дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания учителя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения
Роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.
К дидактической игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
- Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
- Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре.
- Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
- Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
-ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
-мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Приведу примеры дидактических игр, которые применяю на практике.
а) Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.
б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением. Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок дидактических игр. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через включение дидактических игр.
Большинство учителей начальных классов считают дидактическую игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием не все. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. / Г.С. Абрамова. - М., 1998.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. - М., 1968.
3. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. / Н. Е. Веракса. - М.: ПЕРСЭ, 2003.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб. 1997.
5. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. / А. Гезелл. - М., 1989.
6. Коломенских Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е. А. Панько. - Минск, Университетское, 1988.
7. Менчинская Н. А. проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка. / Н. А. Менчинская. - М.: Институт практической психологии, 1998.
8. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2002.
9. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа профессионального развития
Формальное, неформальное и информальное образование повышают профессиональную компетентность педагога, обеспечивают непрерывность собственного профессионального развития....
Индивидуальная программа профессионального развития педагога Максимкиной Натальи Петровны
Индивидуальная программа профессионального развития педагога МБОУ Оракской ООШ №15 Максимкиной Натальи Петровны была создана для реализации потребности профессионального роста, создания единого откры...
Индивидуальная программа профессионального развития
Индивидуальная программа профессионального развития...
Индивидуальная программа профессионального развития педагога.Тема: «Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»
Выбор темы самообразования: « Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей», в условиях реализации ФГОС, совершенно актуален и очевиден, так ...
Индивидуальная программа профессионального развития учителя
Формирование УУД в рамках ФГОС....
Индивидуальный план профессионального роста га 2021-2026 г
План составлен на 2021-2026 г....
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ на 2021 - 2026 г.г.
Тема самообразования: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»....