Индивидуальная программа профессионального развития педагога.Тема: «Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Оракская основная общеобразовательная школа №15 Индивидуальная программа профессионального развития педагога Максимкиной Натальи Петровны Тема: «Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей» 2013 Выбор темы самообразования: « Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей», в условиях реализации ФГОС, совершенно актуален и очевиден, так как психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Поэтому я разработала индивидуальную образовательную программу для более масштабного изучения технологии групповой работы. Цель: освоение технологии групповой работы для активного включения каждого ученика в образовательную деятельность. Урок - первая искорка, зажигающая факел любознательности. | |||
Образовательные задачи | Программа деятельности по реализации образовательных задач | Сроки реализации | Форма аттестации |
Изучить технологию организации групповой работы
| Подберу и изучу литературу по данному вопросу в сети Интернет. | Сентябрь –октябрь 2013 | Выступление на заседании ШМО: «Организация групповой работы на уроке в условиях реализации ФГОС НОО» . |
Изучить литературу: Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь, | |||
Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. | |||
Изучить статьи: Королькова, Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников [Текст] / Л.В. Королькова, Н.Б.Лебедева // Начальная школа. – 2007. - № 2. – С.13 – 15. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000 | |||
На основе выявленных проблем организую семинары с педагогами по их решению. | Ноябрь 2013 | Проведу рефлексивный семинар для учителей школы с использованием технологии групповой работы | |
Использовать технологию организации групповой работы на уроках в 3 -4 классах. | Открытый урок окружающего мира «Охрана растений» в технологии групповой работы. | Ноябрь 2013 | ШМО, анализ, самоанализ организации деятельности групп |
Буду обсуждать с коллегами вопросы организации групповой работы на уроках и на основе выявленных проблем организую семинары с педагогами по их решению. | Декабрь 2013 | ||
Подготовка к итоговой краевой контрольной работе по математике (2014г.) | Январь – март 2014г | Результаты ККР | |
Подготовка к итоговой краевой контрольной работе по русскому языку (2014г.) | Январь – март 2014г | Результаты ККР | |
Подготовка к итоговой краевой контрольной работе по читательской грамоте (2014г.) | Январь – март 2014г | Результаты ККР | |
Подготовка к итоговой краевой контрольной работе. Групповой проект. Цель: получение данных для оценки сформированности мета-предметных действий (коммуникативных и регулятивных умений)(2014г.) | Январь – март 2014г | Результаты ККР | |
Реализация возможности обучать других с использованием собственного ресурса | |||
Тема | Способы работы | Количество времени | Целевая группа |
Групповая работа как средство организации учебного сотрудничества детей. | 1. Мини-лекция «Групповая работа как средство организации учебного сотрудничества детей». 2.Фрагмент урока: групповая работа. Консультации. | Февраль 2014г. | Учителя начальных классов, учителя-предметники |
Групповой проект «Как сделать улицы чистыми» | Организация открытого занятия с учащимися 3-4 классов. | Март 2014г. | Учащиеся 3 – 4 классов, учителя начальных классов, учителя-предметники. |
Аналитическая записка по итогам реализации индивидуальной образовательной программы по теме: « Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»
Работая над темой самообразования, я пришла к следующим выводам: использование групповой работы на уроках активно включает каждого ученика в процесс учебной деятельности. Применение этой технологии способствует активизации познавательной деятельности учащегося, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности: определению ведущих и промежуточных задач, выбору оптимального пути, умению предусматривать последствия своего выбора, объективно его оценивать.У обучающихся развиваются умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.), совершенствуются межличностные отношения в классе. С целью успешного проведения групповой работы важно учитывать уровень образовательных возможностей учащихся и особенности состава группы; необходимо составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе. Очень важно научиться распределять роли между участниками группы, организовывать коммуникацию в группе и между группами, совместно анализировать способы деятельности. Итогом групповой работы обязательно должна быть рефлексия учебной деятельности.
В процессе реализации данной программы я наблюдала следующие результаты использования технологии групповой работы:
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, исчезает боязнь оказаться неуспешным, некомпетентным в решении задач.
- В группе выше результативность, эффективность усвоения учебного материала.
- Улучшается психологический климат в классе.
Оценивая групповую работу, как одну из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, я пришла к пониманию следующих нюансов:
- нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически;
- не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения;
- нужно время, нужна практика, разбор ошибок - это требует от учителя терпения и кропотливой работы;
- ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, но её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя;
- групповой работе надо сначала научить;
- организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
- разделение на группы может проходить непросто, а порой даже драматично;
- в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве, им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.
Итак, реализация ФГОС нацеливает меня, как учителя, на приоритетное направление по формированию УУД и активной позиции ученика для решения учебных задач. Групповая работа является одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, поэтому совершенно необходимо её использование для активного включения каждого ученика в процесс познания. Работая в группе, ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником образовательной деятельности, что позволит ему в будущем достичь высоких результатов и быть инициативным в собственной образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе
В работе даны :1.Теоретические аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...
Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе
В работе даны :1.Теоретические аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...
Формы организации учебного сотрудничества на уроках в условиях работы в соответствии ФГОС
В основе метода учебного сотрудничества лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах....
Индивидуальная программа профессионального развития
Формальное, неформальное и информальное образование повышают профессиональную компетентность педагога, обеспечивают непрерывность собственного профессионального развития....
Индивидуальная программа профессионального развития педагога Максимкиной Натальи Петровны
Индивидуальная программа профессионального развития педагога МБОУ Оракской ООШ №15 Максимкиной Натальи Петровны была создана для реализации потребности профессионального роста, создания единого откры...
Индивидуальная программа профессионального развития
Индивидуальная программа профессионального развития...