ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ на 2021 - 2026 г.г.
рабочая программа
Тема самообразования: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Гаджимурзаевой Г.Ш.
учителя начальных классов
на 2021 - 2026 г.г.
Тема самообразования: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС».
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Цели, задачи, ожидаемые результаты
3.Направления самообразования
4.Перспективный план самообразования
5. Источники самообразования
6.Литература
1.Пояснительная записка
В образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников.
Овладение умениями самоорганизации: определять цель выполнения задания, планирование его и целесообразное выполнение, контроль и оценивание хода, результатов его выполнения, является обязательным минимумом для младших школьников.
В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования говорится, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению».
На смену старым требованиям приходят новые: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.
Основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
В условиях личностно ориентированного начального образования особую актуальность приобретают психолого-воспитательные проблемы формирования умений самоорганизации деятельности у младших школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников.
Особое внимание уделяется формированию умений самоорганизации. Эти умения способствуют успешной социальной адаптации. Самоорганизация – это свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя время, силы, средства.
Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.
Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.
Вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Цель учителя: создать условия для формирования базовых навыков самообразования самоорганизации самообразования и самовоспитания, которые обеспечат готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытия интеллектуальных творческих возможностей учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:
- Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
- Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации).
Пример: работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в ситуациях, которые повторяются, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизацией).
Я использую приемы активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников. Они помогают развивать активные самостоятельные действия учащихся в учебном процессе. Это ситуации, в которых ученик проявляет следующие умения:
- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
- защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
- задает вопросы, выясняя не понятное для себя понятие;
- помогает другим учащимся при затруднениях;
- ищет несколько решений поставленной задачи;
- выбирает задания из поисковых и творческих задач;
- осуществляет самопроверку, анализ познавательных и практических действий.
Современное начальное общее образование находится в условиях модернизации и обновления: изменились его приоритеты, цели, ценности, обновляется содержание. От ценностей формирования знаний и предметных умений начальная школа переориентируется на ценности развития способностей, умений и желаний учиться.
Основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
2.Цели, задачи, ожидаемые результаты.
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологий
Задачи:
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
- воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
- формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, научно-практических конференциях, в работе школьного и муниципального МО учителей начальных классов;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступления на заседаниях ШМО, ММО, педсоветах, участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, семинарах, вебинарах.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
3. Направления по теме самообразования.
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов |
Психолого - пепедагогическое | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения в начальной школе. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке 9. Составить собственную коллекцию видеоприложений для уроков. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. |
Информационно – технологическое | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по предметам, педагогике и психологии. 3. Публикации на личном сайте 4.Участие в работе школьного сайта |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. |
4. Перспективный план по теме самообразования.
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 1.Выступление на заседании школьного МО 2.Подписка на методическую литературу 3.Изучение литературы по данной теме. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 1.Выступление по методической теме самообразования на заседании школьного МО, муниципального МО 2.Выступление на заседании педагогического совета. 3.Открытые уроки на муниципальном уровне. 4.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 5.Участие в семинарах, круглых столах и вибинарах для учителей начальных классов |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 1.Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. 2. Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к промежуточной аттестации. 3.Разработка памяток для учащихся начальной школы. 4. Внедрить в практику работы проектную технологию, интерактивные технологии, расширить использование компьютерных технологий в обучении. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 1.Выступление на заседании муниципального МО по теме «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС» 2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», «Всероссийский фестиваль педагогического творчества, обмен опытом работы на личном сайте проекта. 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе. |
5. Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти и знаний, и где их искать?
- Курсы повышения квалификации
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Путешествия
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Внебюджетные курсы
- Мероприятия по обмену опытом
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
6. Литература.
- Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) / В.А. Беликов. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 141 с.
- Вергелес Г. И. Младший школьник: помоги ему учиться. – М.. 2000.
- Веселова Н.Н. Преемственное формирование учебной деятельности (школа-вуз): Научное издание. – Калуга: ИП Кошелев А.Б. (Изд. «Эйдос»), 2007.
- Волкова Т.Н. Программа обучения младших школьников основам самоорганизации // Завуч начальной школы. 2004. - №1.- С. 51-55.
- Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: Издательство АСВ. 2004. – 224 с.
- Коган Г.В. Значение формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов младших курсов в педагогическом вузе // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. - Мурманск: МГЛУ, 2003. - Т. 2. - С. 75-76.
- Репкина Н.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск: «Пеленг», 1993
- Титаренко Н.Н. Технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: Пособие по самообразованию для специалистов начального общего образования. – Челябинск: ИИУМЦ: « Образование», 2005. – 84 с.
- Титаренко Н.Н. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004. -19 c.
- Федорак И.О. Психологические особенности формирования мотивационного компонента в структуре самоорганизованности младшего школьника // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 109-115.
- Фирсина, Е. Г. Формирование учебной самостоятельности учащихся.// Начальная школа. – 2004. - №11. - С. 37-40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 2021 год
Двигательное развитие является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-со...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2021 – 2026 гг. по повышению профессионального уровня учителя начальных классов Калимуллиной Розы Рифовны
Пояснительная записка «Критическое творческое мышление - это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств...
Индивидуальный план профессионального роста га 2021-2026 г
План составлен на 2021-2026 г....
Рабочая программа адаптации и развития 2021
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направ...
Индивидуальный план самообразования 2021-2026 учебный год
Индивидуальный план самообразования 2021-2026 учебный год...
Индивидуальная программа профессионального развития на 2021-2026 гг
Индивидуальная программа...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2021-2026 гг. по повышению профессионального уровня учителя начальных классов
Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2021 – 2026 гг...