Индивидуальное занятие по РРС и ФПСУР по теме "Дифференциация звуков М - П. РСВ Текст «День рождения»".
план-конспект занятия (4 класс)

Григорьева Ирина Борисовна

Предлагается технологическая карта и конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСУР в 4 классе (АООП НОО, вариант 2.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_i_konspekt_zanyatiya.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Кирова»

Технологическая карта индивидуального занятия по 

формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Елизавета С.

(4 класс,  АООП НОО, вариант 2.2)

Григорьева И.Б.,

учитель начальных классов,

учитель – дефектолог  

(высшая категория)

Тема:  

Дифференциация  звуков  М - П.

РСВ: Текст «День рождения».

Тип занятия: Систематизация и обобщение знаний и умений.

Продолжительность учебного занятия – 20 мин.

Цель:

1.Учить  дифференцировать  звуки  М - П.

2.Формировать  навык  восприятия  на слух  речевого материала  по теме  «День рождения».

Формирование интереса  к предмету через использование ИКТ.

Задачи:

Образовательные:

- автоматизировать звуки  м – п  в слогах, словах, предложениях;

- закреплять навыки восприятия речевого материала на слух по тексту «День рождения».

Развивающие: 

- продолжить работу над словесно-логическим мышлением;

- развивать речевой слух при различении слов и фраз.

Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Воспитательные:

- воспитывать активность, внимательность, самостоятельность, инициативность;

- воспитывать желание говорить внятно и разборчиво.

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Личностные

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 Осознание  значимости умения различать, правильно произносить звуки речи, правильно произносить звуки  М–П в самостоятельной речи.

Привитие интереса к окружающему миру.

Умеет слушать и выполнять задания в соответствии с целевой установкой. Создает алгоритм рассуждения при выборе нужного звука и буквы. Осуществляет самоконтроль и адекватно воспринимает оценку учителя.

Умеет сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки, может аргументировать свою точку зрения, осознанно строит речевое высказывание, пользуется своими слуховыми возможностями.

Слушает учителя, понимает на слух речь учителя, ведет диалог с учителем, сотрудничает в процессе работы.

Учится разрешать проблемные ситуации, контролирует свою речь.

Дифференцирует звуки речи М-П.

Составляет алгоритмы рассуждения при выборе нужного звука и буквы.

Отвечает на вопросы учителя. Внятно, выразительно читает речевой материал занятия. Следит за произношением, осуществляет самоконтроль. Воспринимает текст целиком с голоса учителя. Отвечает на общие вопросы, направленные на выявление понимания основного содержания текста. Планирует свою деятельность.

Дидактические материалы:

1.Развитие  слухового восприятия учащихся 4 класса. Т.К. Королевская. В. Я . Стаценко М. «Экзамен », 2005 г.,

2.Развитие речевого слуха. Кузмичева Е.П., М., «Просвещение» 1989 г.

Оборудование: компьютер,  карточки с речевым материалом, презентация занятия.

Структура занятия.

I.Вводная часть.

1.Приветствие.

2. Организационные фразы.

II.Основная часть.

I.Работа над произношением.

Дифференциация звуков П – М.

1.Работа над звуками.

2.Отработка звуков в слогах.

3.Отработка звуков в словах.

4.Отработка звуков в самостоятельной речи. Работа над речевым дыханием.

II.РСВ.

5.Работа с текстом «День рождения».

6.Ответы на вопросы.

7.Подбор картинок к предложениям. 

III. Заключительная часть.

1.Рефлексия.

2.Итог занятия.

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Вводная часть.

1.Приветствие.

2.Организационный  момент.                                                                                    

Различение фраз разговорно- обиходного характера.

- Поздоровайся.

- Ты готова к уроку? 

- Слушай и отвечай на вопросы (на слух).                                                                                                                                                                                                                                   

- Какое сейчас время года?

- Сегодня холодная  погода?

- Сколько сегодня уроков?

Приветствует учителя, гостей.

Проверяет готовность  к уроку.

Настраивается на урок.

Отвечает на вопросы.

II. Основная часть.

1.Работа над звуками.

Дифференциация звуков П – М.

        

2.Отработка звуков в слогах.

3. Отработка звуков в словах.

4. Отработка звуков в самостоятельной речи

5.Работа с текстом «День рождения».

Отработка труднопроизносимых слов. 

6.Ответы на вопросы.

7. Подбор картинок к предложениям. 

8.Восприятие и опознавание словосочетаний, слов.

- Говори правильно.

М____________а     Па

- Будешь читать слоги.

ПА  МА  ПО  МО                      

ПУ  МУ  ПИ  МИ                    

АПА  АМА  ОПО  ОМО      

УПУ  УМУ  ИПИ   ИМИ      

- Вставь букву П или М в слова (карточка)

(м)орозно            (п)асмурно

(п)ирожное       (м)ороженое      

 по(м)огать       (п)одарки

жарко (для усложнения восприятия)

- Прочитай слова.

- Послушай слова (на слух).                                                                                                                                                                                                                                   

- Вставь слова в предложения.

Мише подарили … (машинку).

Мама приготовила … (пельмени) со … (сметаной).

Ребята пили чай с … (печеньем).

- Прочитай предложение на одном выдохе.

- Слушай и отвечай на вопросы (на слух).                                                                                                                                                                                                                                                                           

- Сколько тебе лет?

- У тебя день рождения летом или зимой?

- Будешь слушать текст. Слушай внимательно.                                    

                           

                             День рождения.

Сегодня у Миши день рождения. Мама накрыла на стол. Миша помогал маме. В гости  пришли ребята. Они поздравили Мишу с днём рождения. Ребята принесли подарки: цветы, игрушки, книги. Миша поблагодарил ребят. Потом все пили чай с печеньем и конфетами.

- Что ты услышала, запомнила?

- Слушай предложения (на слух, по порядку).

- Говори правильно.

 жде - ждения

день рождения

па

дра – здра – здравили

поздравили

       па      бла – га

       поблагодарили

- Отвечай на вопросы.

-У кого день рождения?

- Кто пришёл в гости к Мише?

- Какие подарки принесли ребята?

- А теперь слушай предложения и подбирай картинки.

Миша помогал маме.

В гости пришли ребята.

Ребята принесли подарки: цветы, игрушки, книги.

Потом все пили чай с печеньем и конфетами.

- Слушай слова и словосочетания.

День рождения, накрыла,  помогал, гости - в гости, подарки, принесли, поздравили, чай с печеньем, чай с конфетами, на стол - на столе, играли.   

Вспоминает артикуляцию звуков. Делает выводы об общем и различном в артикуляции звуков.

Осуществляет самоконтроль.

Подбирает нужную букву.

Воспринимает слова с голоса учителя на слух.

Самостоятельно вставляет слова в предложения.

Отвечает на вопросы.

Воспринимает текст целиком на слух.                                                                                                                                                                                                                                    

Различает фразы текста по порядку.

Отрабатывает произношение  труднопроизносимых слов.

Отвечает на вопросы.

Различает предложения на слух.

Выбирает нужную картинку.

Делает выводы.

Проговаривает фразы слитно, на одном выдохе.

Воспринимает на слух отдельные словосочетания.

III.  Заключительная часть.

1.Рефлексия.

2.Итог занятия.

- Что ты делала? 

- Какие звуки мы учились говорить правильно?

- Спроси у меня, как ты занималась?

- Ты молодец. Слушала внимательно, говорила хорошо, старалась.

Делает выводы о том,

что получилось, что не получилось и почему.

Самостоятельно оценивает результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия на индивидуальных и фронтальных занятиях по РРС и ФПСУР в начальных классах школы I-II вида

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове "мак"? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце ...

Развитие речевого дыхания у учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях РРС и ФПСУР

Представлен материал для развития речевого дыхания у учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях РРС и ФПСУР...

Конспект индивидуального занятия по РРС и ФПСУР в 3 классе.

Конспект индивидуального занятия по теме : «Различение и опознавание вопросов и выполнение поручений. Тема «Библиотека». Автоматизация [б], коррекция[в], работа над интонацией....

Индивидуальное занятие по слуховой работе по теме «Звук ш\щ. Текст «В магазине» 3кл, сл\сл

Конспект коррекционного занятия для слабослышащих обучающихся....

Индивидуальное занятие по РРС и ФПСУР

Индивидуальное занятие по РРС и ФПСУР.  Тема "Магазин". Дифференциация звуков "С-З" (3 класс, вариант 1.2)...

Внеурочное занятие «Основы финансовой грамотности» для учащихся 4 класса по теме «День рождения Машеньки».

Данное занятие демонстрирует условия для формирования у обучающихся опыта планирования оптимального расходования семейного бюджета и составления финансового плана праздничного мероприятия – день...