Развитие речевого дыхания у учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях РРС и ФПСУР
статья на тему

Денисова Елена Николаевна

Представлен материал для развития речевого дыхания у учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях РРС и ФПСУР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevogo_dyhaniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у учащихся с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях РРС и ФПСУР

Правильное речевое дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

У нормально слышащего ребенка речевое дыхание формируется параллельно с развитием речи. У глухих детей речевое дыхание слабо развито — не хватает выдоха, чтобы произнести долгий звук, а значит, слово и фразу, у многих из них очень тихий голос. У глухого ребенка не развивается умение контролировать длительность и силу выдоха, что необходимо для произнесения фразы. Он не может долго произносить гласный звук. Если же он говорит несколько слов, то как бы всхлипывает, пытаясь набрать необходимый воздух между словами. Для речевого дыхания в отличие от обычного дыхания характерен короткий вдох и длинный (в 5—8 раз длиннее вдоха) плавный выдох воздуха, во время которого человек произносит фразу.

При выполнении упражнений важно помнить, что для речи нужен не столько сильный, сколько долгий, плавный, направленный и дозированный выдох. Нужно избегать напряженного быстрого выдоха, так как ученики стараются дуть как можно сильнее. Надо показать, что надо дуть плавно и долго, приложив руку ребенка к своим губам.

Упражнения для развития речевого дыхания

«Лети, бабочка!»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке нужно привязать нитку длиной 20-40 см, прикрепить их к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Учитель показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

 «Ветерок»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки – прикрепить полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Учитель предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

«Листопад»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Учитель выкладывает на столе листочки, предлагает ребёнку сделать «осенний ветерок». Педагог вместе с учеником дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха.

Развитие речевого дыхания происходит параллельно с развитием голосового контроля, поскольку они взаимосвязаны. Ниже представлены примеры упражнений, направленных одновременно на развитие дыхания и голоса ребенка.

1. Ребенок произносит  как можно дольше гласный — [а]. При этом он ведет пальчиком по линии на листе бумаги во время произнесения. Можно просто вести пальцем по столу, катить машинку. Далее делать это упражнение с другими гласными, которые ребенок хорошо произносит. Для этого можно использовать соответствующее движение. Например, произнося долгое [у], параллельно долго вести («лететь») в воздухе игрушку-самолетик.

2. Произносить на одном выдохе длинную последовательность слогов: па-па-па. Легкие похлопывания в ладоши или по столу помогают ученику это делать. В начале обучения произносить 3 слога, постепенно увеличивать до 7 слогов. Если ребенок неправильно произносит звук [п] (заменяет его на [м], произносит то [п], то [б]), то лучше использовать звук [м], чтобы не закреплять неправильное произнесение [п].

3. Произносить по очереди короткие и долгие гласные: [а-а-а]. Усложнить задание на следующем этапе можно, предложив ребенку произносить длинные и короткие гласные не по очереди, а в случайном порядке.

4. По мере развития у ребенка умения произносить долгий гласный и последовательность слогов, учить его долго произносить эти звуки голосом разной громкости (громкий, нормальный, тихий, шепотом), а также меняя громкость и высоту голоса в момент произнесения звука.

5. Еще более сложное задание — произносить по очереди 2 разных гласных одинаковой и разной длительности. В этом случае ребенок одновременно учится регулировать дыхание и переключать артикуляторные движения. К этому заданию можно перейти, когда ребенок уже хорошо произносит, повторяя несколько раз, каждый из этих звуков по отдельности длинно и коротко. По мере развития у ребенка речи, нужно стимулировать его  произносить на одном выдохе несколько слов и фразы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине слов и фраз.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Литература:

1. Королёва И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2009.

2. Королёва И. В., Янн П. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. – СПб.: КАРО, 2011.

3. Краузе Е. Н. «Логопедия». – СПб.: КОРОНА-Век, 2010.

4. Кузьмичёва Е. П., Яхнина Е. З., Шевцова О. В. «Развитие устной речи глухих школьников». – М.: «Издательство НЦ ЭНОС», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Примерный речевой материал по развитию речи для учащихся с нарушением слуха

  К моменту поступления в школу слабослышащие дети практически не владеют языком или владеют им в минимальной степени. У детей надо создать словарный запас, начиная с простейших частотны...

Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования

В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на музыкальных занятиях.

В этой статье говорится об особенностях развития художественно творческих способностей обучающихся с  нарушением слуха на музыкальных занятиях....

Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"

Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...

Использование дополнительных методик в обучении детей с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

Как показывает практика, традиционные методики обучения детей со сложной структурой дефекта часто не дают высокого коэффициента полезного действия. В статье рассмотрен ряд методик, которые могут в той...

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

        Важное значение в процессе формирования у детей чёткого, правильного произношения имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,...