Развитие творческого и личностного потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях надомного обучения.
статья (4 класс)
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной деятельностью является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самореализация обучающихся. | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие творческого и личностного потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях надомного обучения.
Актуальность.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной деятельностью является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации. Для детей важен сам процесс творчества, от него они получает прилив сил и удовольствия, уходят проблемы, стресс. Изделия, к которым прикасались руки детей, приобретают неповторимость. Предметно-практическая деятельность наиболее доступна и понятна для детей с умственной отсталостью. Разнообразие видов деятельности обеспечивает работу всех процессов головного мозга, наилучшим образом влияет на развитие личности, что является целью современного образования.
Цель: развитие творческого и личностного потенциала детей с умственной отсталостью.
Задачи:
- создать условия для развития творческой активности детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;
- формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования и цветоведения;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами, развивать умения следовать устным инструкциям;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать познавательные интересы, аналитико-синтетические способности ребенка, возможности сравнивать и обобщать;
- воспитывать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Тематика мероприятий составляется по индивидуальным возможностям и способностям детей, предусматривается уровень имеющихся умений и навыков, самостоятельности, умение контактировать в коллективе. Дифференцированный подход позволяет индивидуализировать сложные изделия: подготовленным, имеющим опыт детям предлагаются сложные работы, слабым с плохо развитой моторикой даются простые задания. В тоже время обучающий и развивающий смысл мероприятия сохраняется. Все это помогает уберечь воспитанников от страха перед трудностями, приучить, не бояться озвучивать и воплощать свои идеи и замыслы.
Формы проведения мероприятий разнообразны, это и экскурсии, путешествия, игры, беседы, практические занятия.
Применение вовремя занятия игр, сюрпризных моментов, загадок, сказок, стихотворений, пословиц способствует психологической разгрузки, будит фантазию, положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей.
Организуя мероприятия, руководствуюсь следующими методами.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный - устное изложение материала, беседа, рассказ.
- наглядный - показ иллюстраций, презентаций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.
- практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- совместный с родителями .
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают вместе с учителем и родителями).
- Бумага.
Здесь пределу творчества нет конца. Сколько всего интересного, красивого и полезного можно смастерить из, казалось бы, такого простого материала.
Не только увлекательна, но и познавательна любая работа с бумагой, будь это вырезание или плетение. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку.
Аппликация способствует развитию творческих способностей, стимулирует сенсорное развитие, чувство света, формы, глазомер, ориентировку в пространстве. Выполняем аппликационные работы из различного материала, как плоскостные, так и объемные.
Торцевание – достаточно новая и интересная техника, она привлекает детей своей красочностью воздушностью. Выполняем как плоскостное, на бумаге так и объемное торцевание и на пластилине. Техника выполнения не очень сложная вполне доступна для детей с умственной отсталостью.
Оригами – искусство складывания бумажных фигурок. Оригами имеет многостороннее воздействие на детей: это и развитие мелкой моторики, и всех психических процессов. Воспитывает усидчивость, самостоятельность, целеустремлённость, активность ребёнка.
Лепка из глины, соленого теста развивает мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Глина благодатный материал, маленькие комочки творят чудеса, рука становиться тверже, движения точнее.
Природный материал как нельзя лучше подходит для развития творческих способностей детей.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить и дать как бы вторую жизнь.
Во время прогулок родители стараются, чтобы дети не остались равнодушными, проходя мимо, листика похожего на бабочку или шишки похожей на сову.
Изображение природы в рисунках также способствует проявлению детьми творческих способностей. Работа здесь строится по следующему плану: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих наблюдений уточняющими беседами; просмотр картин и иллюстраций.
Игра «Загадочный рисунок» развивает мышление, фантазию, творческие способности; воспитывает настойчивость и выдержку.
На основе начатого рисунка дети рисуют свои.
Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирует инициативность, самостоятельность, учит жить по законам красоты, способствует успешной социализации и является одним из важнейших компонентом воспитания в интересах, человека, общества.
Литература
- Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.:
- Новая Москва, 1925.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: СОЮЗ, 1997.
- Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
- Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
- http://tutknow.ru/
- http://webdiana.ru/
- http://zaxvatu.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "РАзвитие речи и окружающий мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...