Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"
методическая разработка по математике (3 класс)
Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по предмету "Математические представления" | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Математические представления»
для обучающихся с умеренной умственными интеллектуальными нарушениями
3 класс
Составитель: учитель Алексеева Любовь Игоревна
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
- Система оценки достижений планируемых результатов
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
- Лист корректировки рабочей программы
- Лист оценки выполнения рабочей программы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Математика является одним из ведущих учебных предметов в школе, основная цель которой – социальная реабилитация и адаптация детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в современном обществе. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков являются математические, так как они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует системы сложных умственных действий.
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» 3 класса для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями составлена на основании:
1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа №
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ школа № на 2018 -2019 уч. год.
6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № ...Санкт-Петербурга
Формирование элементарных математических представлений является одним из важнейших направлений работы 3 класса.
Цель данной программы - повысить уровень как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к овладению математическими знаниями, элементарными навыками счета.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:
Образовательные:
- обучать сравнению предметов (по цвету, форме, размеру, назначению); предметных совокупностей;
- дать временные представления, геометрические формы и положение предметов в пространстве;
- обучать приемам предметно – практической деятельности;
- формировать умение работать по словесной инструкции, по образцу;
Коррекционно-развивающие:
- развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.); формировать навыки группировки и классификации;
- развивать внимание, памяти, восприятия, мышления;
- формировать временные и пространственные представления;
- развивать моторику рук, графомоторные навыки.
Воспитательные:
- вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
- формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- различать предметы по цвету, форме, размеру;
- сравнивать 2 предмета по величине методом наложения;
- узнавать геометрические фигуры;
- ориентироваться на листе бумаги;
Достаточный уровень:
- знать названия, порядок времён года, частей суток;
- увеличивать количество предметов на один в пределах двух, называть получившийся результат;
- классифицировать предметы по цвету, форме.
- Определять местонахождение предметов относительно своего тела (справа, слева).
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 3 класса на уроках математических представлений, обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное отношение к учебе в целом:
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями, как члена семьи
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в паре (учитель–ученик)
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные:
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по математическим представлениям должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.
Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.
Реализация учебной программы «Математические представления» обеспечивается через оснащение уроков математики необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Планируемые результаты |
1 четверть | ||||
1 | 0,5 | 02.09 | Выявление уровня знаний. | Выявление актуальной зоны развития |
2 | 1 | 07.09 | Упражнение «Много - мало» | Учить соотносить группы предметов с понятиями много, мало. |
3 | 0,5 | 09.09 | Упражнение «Много - мало» | Учить соотносить группы предметов с понятиями много, мало. |
4 | 1 | 14.09 | Сравнение по количеству. Много – мало (один) – два | Учить соотносить группы предметов с понятиями много, мало. |
5 | 0,5 | 16.09 | Сравнение по количеству. Много – мало (один) – два | Учить соотносить группы предметов с понятиями много, мало. |
6 | 1 | 21.09 | Выкладывание предметов по инструкции (один, много). | Учить соотносить группы предметов с понятиями один, много, мало. |
7 | 0,5 | 23.09 | Выкладывание предметов по инструкции (один, много). | Учить соотносить группы предметов с понятиями один, много, мало. |
8 | 1 | 28.09 | Классификация предметов по величине. | Учить сравнивать предметы по величине |
9 | 0,5 | 30.09 | Классификация предметов по величине. | Учить сравнивать предметы по величине |
10 | 1 | 05.10 | Положение предметов в пространстве: внизу, наверху. | Формирование пространственных представлений. Учить понимать значение предлога «на», слов: дай, возьми |
11 | 0,5 | 07.10 | Положение предметов в пространстве: внизу, наверху. | Формирование пространственных представлений. Учить понимать значение предлога «на», слов: дай, возьми |
12 | 1 | 12.10 | Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на форму по образцу | Уточнить представление о геометрических фигурах, учить выбирать фигуры нужной формы. |
13 | 0,5 | 14.10 | Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на форму по образцу | Уточнить представление о геометрических фигурах, учить выбирать фигуры нужной формы. |
14 | 1 | 19.10 | Дидактическая игра «Такой – не такой» | Учить выбирать фигуры нужной формы. |
15 | 0,5 | 21.10 | Дидактическая игра «Такой – не такой» | Учить выбирать фигуры нужной формы. |
Итого: 11 часов | ||||
2 четверть | ||||
16 | 1 | 09.11 | Число, цифра 1. | Учить отсчитывать один предмет, соотносить его с цифрой. |
17 | 0,5 | 11.11 | Число, цифра 1. | Учить отсчитывать один предмет, соотносить его с цифрой. |
18 | 1 | 16.11 | Объединение предметов в группы по количеству(1, много). | Учить определять предметы в группы по словесной инструкции |
19 | 0,5 | 18.11 | Объединение предметов в группы по количеству(1, много). | Учить определять предметы в группы по словесной инструкции |
20 | 1 | 23.11 | Игра «Расставим по порядку». Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на 1- 2 признака (форма + цвет) по образцу. | Учить выбирать фигуры нужной формы и определенного цвета. |
21 | 0,5 | 25.11 | Игра «Расставим по порядку». Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на 1- 2 признака (форма + цвет) по образцу. | Учить выбирать фигуры нужной формы и определенного цвета. |
22 | 1 | 30.11 | Объемная геометрическая фигура – шар. | Знакомство с объемной геометрической фигурой – шар. |
23 | 0,5 | 02.12 | Объемная геометрическая фигура – шар. | Знакомство с объемной геометрической фигурой – шар. |
24 | 1 | 07.12 | Сравнение геометрической фигуры шар с предметами такой же формы. | Учить соотносить форму предмета с геометрической фигурой – шар. |
25 | 0,5 | 09.12 | Сравнение геометрической фигуры шар с предметами такой же формы. | Учить соотносить форму предмета с геометрической фигурой – шар. |
26 | 1 | 14.12 | Высокий-низкий. Сравнение предметов ближайшего окружения по признаку высокий – низкий: шкаф – высокий, стол – низкий. | Уточнение представлений о величине . Учить сравнивать предметы по величине |
27 | 0,5 | 16.12 | Высокий-низкий. Сравнение предметов ближайшего окружения по признаку высокий – низкий: шкаф – высокий, стол – низкий. | Уточнение представлений о величине . Учить сравнивать предметы по величине |
28 | 1 | 21.12 | Определение высоты объектов изображённых на плоскости: дерево высокое, гриб низкий, жираф высокий, крокодил низкий | Уточнение представлений о величине . Учить сравнивать предметы по величине |
29 | 0,5 | 23.12 | Определение высоты объектов изображённых на плоскости: дерево высокое, гриб низкий, жираф высокий, крокодил низкий | Уточнение представлений о величине . Учить сравнивать предметы по величине |
Итого: 10 часов | ||||
3 четверть | ||||
31 | 1 | 11.01 | Сравнение предметов по цвету. Уточнение понятия: разные по цвету | Уточнить представление об основных цветах. Учить сравнивать предметы по цвету |
32 | 0,5 | 13.01 | Сравнение предметов по цвету. Уточнение понятия: разные по цвету | Уточнить представление об основных цветах. Учить сравнивать предметы по цвету |
33 | 1 | 18.01 | Сравнение предметов по цвету. Игра «Найди такой же». | Уточнить представление об основных цветах. Учить сравнивать предметы по цвету |
34 | 0,5 | 20.01 | Сравнение предметов по цвету. Игра «Найди такой же». | Уточнить представление об основных цветах. Учить сравнивать предметы по цвету |
35 | 1 | 25.01 | Положение предметов в пространстве: внизу, наверху. | Формирование пространственных представлений. |
36 | 0,5 | 27.01 | Положение предметов в пространстве: внизу, наверху. | Формирование пространственных представлений. |
37 | 1 | 01.02 | Объединение предметов в группы по количеству(1, много). | Учить собирать предметы в группы по словесной инструкции. |
38 | 0,5 | 03.02 | Объединение предметов в группы по количеству(1, много). | Учить собирать предметы в группы по словесной инструкции. |
39 | 1 | 08.02 | Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на 2 признака | Учить выбирать фигуры нужной формы и определенной величины |
40 | 0,5 | 10.02 | Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на 2 признака | Учить выбирать фигуры нужной формы и определенной величины |
41 | 1 | 15.02 | Конструирование из геометрических фигур по образцу. | Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец. |
42 | 0,5 | 17.02 | Конструирование из геометрических фигур по образцу. | Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец. |
43 | 1 | 22.02 | Объемная геометрическая фигура – куб. | Знакомство с объемной геометрической фигурой – куб. |
44 | 0,5 | 24.02 | Объемная геометрическая фигура – куб. | Знакомство с объемной геометрической фигурой – куб. |
45 | 1 | 01.03 | Конструирование из кубиков по образцу (словесной инструкции). | Учить ставить (накладывать на образец кубики в определенной последовательности. |
46 | 0,5 | 03.03 10.03 | Конструирование из кубиков по образцу (словесной инструкции). | Учить ставить (накладывать на образец кубики в определенной последовательности. |
47 | 1 | 15.03 | Игра «Расставь по порядку». | Учить классифицировать предметы по определенному признаку |
48 | 0,5 | 17.03 | Игра «Расставь по порядку». | Учить классифицировать предметы по определенному признаку |
Итого: 14 часов | ||||
4 четверть | ||||
49 | 1 | 29.03 | Сутки. Уточнение понятий о частях суток. | Учить распознавать части суток |
50 | 0,5 | 31.03 | Сутки Уточнение понятий о частях суток. | Учить распознавать части суток |
51 | 1 | 05.04 | Большой – маленький. | Учить раскрашивать (штриховать) предметы разной величины. |
52 | 0,5 | 07.04 | Большой – маленький | Учить раскрашивать (штриховать) предметы разной величины. |
53 | 1 | 12.04 | Положение предметов в пространстве: впереди – сзади. | Учить располагать предмет относительно себя. Активизировать употребление слов спереди, сзади для обозначения пространственного расположения предметов |
54 | 0,5 | 14.04 | Положение предметов в пространстве: впереди – сзади. | Учить располагать предмет относительно себя. Активизировать употребление слов спереди, сзади для обозначения пространственного расположения предметов |
55 | 1 | 19.04 | Конструирование из геометрических фигур по образцу. | Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец. |
56 | 0,5 | 21.04 | Конструирование из геометрических фигур по образцу. | Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец. |
57 | 1 | 26.04 | Конструирование из геометрических фигур по образцу. | Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец. |
58 | 0,5 | 28.04 | Конструирование из геометрических фигур по образцу. | Учить выбирать фигуры нужного цвета, формы, размера, накладывать их на образец. |
0,5 | 05.05 | Объединение предметов в группы по количеству. | Учить выделять (откладывать) количество предметов. | |
61 | 0,5 | 12.05 | Объединение предметов в группы по количеству. | Учить выделять (откладывать) количество предметов. |
62 | 1 | 17.05 | Прописывание цифр 1,2, | Учить обводить цифры 1, 2 по трафарету, пунктиру, точкам |
63 | 0,5 | 19.05 | Прописывание цифр 1,2, | Учить обводить цифры 1, 2 по трафарету, пунктиру, точкам |
Итого: 10 часов |
Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с средней умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).
Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности в 3 классе: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия
Демонстрационные:
Числовой ряд от 1 до 2, геометрические фигуры , картинки для счёта, таблицы (компоненты сложения; увеличение числа на одну единицу.
Раздаточные: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Числовой ряд от 1 до 2, математические раскраски, карандаши, счётные палочки, шаблоны, геометричские фигуры.
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер.
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
- Презентации к урокам математики по разделам.
3.4. Учебно-методический комплекс
1. Алышева Т. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2х частях. Ч.2. / Т.В. Алышева. – М.: «Просвещение», 2017. – 128с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся с легкими интеллектуальными нарушениями (вариант 1) для 1 (доп.) класса
Математика является одним из ведущих учебных предметов в школе, основная цель которой – социальная реабилитация и адаптация детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "РАзвитие речи и окружающий мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...