Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс
методическая разработка (3 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

Программа работы с обучающимися с умеренными интеллектуальными нарушениями ( 2 вариант), 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

 «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение

КРЗ
(0,5 ч. в нед.)

Пояснительная записка


Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. У обучающихся отмечается нарушение базовых психических функций, памяти и мышления, всех структурных компонентов речи. Восприятие имеет диффузный, слабо дифференцированный характер. Слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. 
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений. У части детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Целью коррекционных занятий является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств и доступных видов деятельности.

Цели и задачи:

Целью коррекционных занятий является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств и доступных видов деятельности.

В рамках поставленной цели определены следующие
 задачи:
Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
Формировать у детей интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.
Обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
Обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.
Формировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах.
Создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-действенного мышления.
Формировать у детей целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического задания.

Работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью реализуется с учетом следующих дидактических принципов:
-комплексности;
-максимальной опоры на сохранные анализаторы;
-поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину);
-учета зоны ближайшего развития;
-постепенное усложнение материала. 
Сопровождение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью третьего года обучения осуществляется по следующему плану.
Этапы работы (подготовительный, коррекционный, заключительный).
На подготовительном этапе проводится обследование обучающихся, уточняется уровень актуального развития ребенка, формируется представление о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка. 
На коррекционном этапе решаются задачи, направленные на формирование способов усвоения обучающимися социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех доступных видов детской деятельности. 
На этом этапе учитель  использует специальные приемы и методы (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка и др.), обеспечивающие удовлетворение специальных образовательных потребностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, предоставляет обучающимся дозированную помощь, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом коррекционно-развивающих занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в элементарную учебную деятельность ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.
Каждое коррекционно-развивающее занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Организация работы на этом этапе предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. 
Для формирования сотрудничества ребенка с учителем создаются специальные педагогические условия. Среди этих условий можно выделить следующие:
Эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком.
Правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности.
Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.
Направления работы:
Социальное развитие:
Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания позитивного отношения ребенка к себе, интерес к взаимодействию с другим человеком

Воспитание элементарных навыков продуктивного взаимодействия в процессе доступной совместной деятельности.
Задачи:
проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;
демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);
фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;
выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;
испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий).
Познавательное развитие.
Задачи:
Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
Учить детей дифференцировать легко вычленяемые зрительные и тактильно-двигательные свойства предметов.
Учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи).
Формировать у детей элементарные поисковые способы ориентировки - пробы при решении практических задач.
Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности.
На заключительном этапе после проведенной работы осуществляется диагностика общеучебных навыков, уровня познавательного развития и коммуникативных способностей учащихся. 
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Ожидаемые результаты освоения программы.
Ребенок:
демонстрирует эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
дает позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции;
демонстрирует готовность к совместным действиям со взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет со взрослым совместные действия
фиксирует взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действий с ней, прослеживает ее перемещение по горизонтали и вертикали на расстояние до 30 см;
откликается на свое имя;
положительно реагирует на приход в  комнату для занятий педагога и взаимодействует с ним;
выполняет предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Предполагаемые результаты

1 четверть

1

0,5

02.09

Диагностика

Выявление актуальной зоны развития

2

0,5

09.09

Д\и "Волшебный мешочек"

 Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

3

0,5

16.09

Д\и " Найди такой же"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

4

0,5

23.09

Д\и " Найди такой же"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

5

0,5

30.09

Д\и "Волшебный мешочек"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

6

0,5

07.10

Цветные стаканчики

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

7

0,5

14.10

Цветные стаканчики

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

8

0,5

21.10

Д\и "Половинки"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

Итого: 4 часа

2 четверть

9

0,5

11.11

Наведем порядок(классификация по цвету)

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

10

0,5

18.11

Наведем порядок(классификация по цвету)

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

11

0,5

25.11

Цветные бусы

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

12

0,5

02.12

Цветные бусы

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

13

0,5

09.12

Звучащие игрушки

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

14

0,5

16.12

Звучащие игрушки

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

15

0,5

23.12

Наведем порядок(сопоставление  предметов по форме)

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

Итого: 3,5 часа

3 четверть

16

0,5

13.01

Д\и "Волшебный мешочек"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

17

0,5

20.01

Д\и "Волшебный мешочек"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

18

0,5

27.01

Наведем порядок(Большой-маленький ), сопоставление предметов по величине

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

19

0,5

03.02

Наведем порядок(Большой-маленький ), сопоставление предметов по величине

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

20

0,5

10.02

Тактильные дорожки

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

21

0,5

17.02

Тактильные дорожки

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

22

0,5

24.02

Д\и "Такой, такая же"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

23

0,5

03.03

Д\и "Такой, такая же"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

24

0,5

10.03

Делай как я(работа с кубиками)

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

25

0,5

17.03

Делай как я(работа с кубиками)

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

Итого: 5 часов

4 четверть

26

0,5

31.03

Д\и "Волшебный мешочек"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

27

0,5

07.04

Д\и "Волшебный мешочек"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

28

0,5

14.04

Наведем порядок "Классификация по цвету"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

29

0,5

21.04

Наведем порядок "Классификация по цвету"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

30

0,5

28.04

Цветные стаканчики(сопоставление по величине)

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

31

0,5

05.05

Цветные стаканчики(сопоставление по величине)

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

32

0,5

12.05

Д\и "Цветные дорожки"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

33

0,5

29.05

Д\и "Цветные дорожки"

Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику

Итого: 4 часа

Литература:

1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г. 
2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г. 
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопвтина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007. 
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопвтина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008. 
5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопвтина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008. 
6. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопвтина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007. 
7. Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов» - Москва, ВЛАДОС 2004. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...

Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...