Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс
методическая разработка (3 класс)
Программа работы с обучающимися с умеренными интеллектуальными нарушениями ( 2 вариант), 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно-развивающие занятия | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение
КРЗ
(0,5 ч. в нед.)
Пояснительная записка
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. У обучающихся отмечается нарушение базовых психических функций, памяти и мышления, всех структурных компонентов речи. Восприятие имеет диффузный, слабо дифференцированный характер. Слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений. У части детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Целью коррекционных занятий является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств и доступных видов деятельности.
Цели и задачи:
Целью коррекционных занятий является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств и доступных видов деятельности.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи:
Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
Формировать у детей интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.
Обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
Обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.
Формировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах.
Создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-действенного мышления.
Формировать у детей целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического задания.
Работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью реализуется с учетом следующих дидактических принципов:
-комплексности;
-максимальной опоры на сохранные анализаторы;
-поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину);
-учета зоны ближайшего развития;
-постепенное усложнение материала.
Сопровождение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью третьего года обучения осуществляется по следующему плану.
Этапы работы (подготовительный, коррекционный, заключительный).
На подготовительном этапе проводится обследование обучающихся, уточняется уровень актуального развития ребенка, формируется представление о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка.
На коррекционном этапе решаются задачи, направленные на формирование способов усвоения обучающимися социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех доступных видов детской деятельности.
На этом этапе учитель использует специальные приемы и методы (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка и др.), обеспечивающие удовлетворение специальных образовательных потребностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, предоставляет обучающимся дозированную помощь, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом коррекционно-развивающих занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в элементарную учебную деятельность ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.
Каждое коррекционно-развивающее занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Организация работы на этом этапе предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Для формирования сотрудничества ребенка с учителем создаются специальные педагогические условия. Среди этих условий можно выделить следующие:
Эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком.
Правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности.
Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.
Направления работы:
Социальное развитие:
Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания позитивного отношения ребенка к себе, интерес к взаимодействию с другим человеком
Воспитание элементарных навыков продуктивного взаимодействия в процессе доступной совместной деятельности.
Задачи:
проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;
демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);
фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;
выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;
испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий).
Познавательное развитие.
Задачи:
Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
Учить детей дифференцировать легко вычленяемые зрительные и тактильно-двигательные свойства предметов.
Учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи).
Формировать у детей элементарные поисковые способы ориентировки - пробы при решении практических задач.
Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности.
На заключительном этапе после проведенной работы осуществляется диагностика общеучебных навыков, уровня познавательного развития и коммуникативных способностей учащихся.
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Ребенок:
демонстрирует эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
дает позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции;
демонстрирует готовность к совместным действиям со взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет со взрослым совместные действия
фиксирует взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действий с ней, прослеживает ее перемещение по горизонтали и вертикали на расстояние до 30 см;
откликается на свое имя;
положительно реагирует на приход в комнату для занятий педагога и взаимодействует с ним;
выполняет предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Предполагаемые результаты |
1 четверть | ||||
1 | 0,5 | 02.09 | Диагностика | Выявление актуальной зоны развития |
2 | 0,5 | 09.09 | Д\и "Волшебный мешочек" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
3 | 0,5 | 16.09 | Д\и " Найди такой же" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
4 | 0,5 | 23.09 | Д\и " Найди такой же" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
5 | 0,5 | 30.09 | Д\и "Волшебный мешочек" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
6 | 0,5 | 07.10 | Цветные стаканчики | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
7 | 0,5 | 14.10 | Цветные стаканчики | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
8 | 0,5 | 21.10 | Д\и "Половинки" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
Итого: 4 часа | ||||
2 четверть | ||||
9 | 0,5 | 11.11 | Наведем порядок(классификация по цвету) | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
10 | 0,5 | 18.11 | Наведем порядок(классификация по цвету) | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
11 | 0,5 | 25.11 | Цветные бусы | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
12 | 0,5 | 02.12 | Цветные бусы | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
13 | 0,5 | 09.12 | Звучащие игрушки | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
14 | 0,5 | 16.12 | Звучащие игрушки | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
15 | 0,5 | 23.12 | Наведем порядок(сопоставление предметов по форме) | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
Итого: 3,5 часа | ||||
3 четверть | ||||
16 | 0,5 | 13.01 | Д\и "Волшебный мешочек" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
17 | 0,5 | 20.01 | Д\и "Волшебный мешочек" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
18 | 0,5 | 27.01 | Наведем порядок(Большой-маленький ), сопоставление предметов по величине | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
19 | 0,5 | 03.02 | Наведем порядок(Большой-маленький ), сопоставление предметов по величине | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
20 | 0,5 | 10.02 | Тактильные дорожки | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
21 | 0,5 | 17.02 | Тактильные дорожки | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
22 | 0,5 | 24.02 | Д\и "Такой, такая же" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
23 | 0,5 | 03.03 | Д\и "Такой, такая же" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
24 | 0,5 | 10.03 | Делай как я(работа с кубиками) | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
25 | 0,5 | 17.03 | Делай как я(работа с кубиками) | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
Итого: 5 часов | ||||
4 четверть | ||||
26 | 0,5 | 31.03 | Д\и "Волшебный мешочек" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
27 | 0,5 | 07.04 | Д\и "Волшебный мешочек" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
28 | 0,5 | 14.04 | Наведем порядок "Классификация по цвету" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
29 | 0,5 | 21.04 | Наведем порядок "Классификация по цвету" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
30 | 0,5 | 28.04 | Цветные стаканчики(сопоставление по величине) | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
31 | 0,5 | 05.05 | Цветные стаканчики(сопоставление по величине) | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
32 | 0,5 | 12.05 | Д\и "Цветные дорожки" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
33 | 0,5 | 29.05 | Д\и "Цветные дорожки" | Учить взаимодействовать с учителем. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику |
Итого: 4 часа |
Литература:
1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопвтина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопвтина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопвтина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
6. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопвтина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
7. Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов» - Москва, ВЛАДОС 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...
Программа по предмету "Окружающий природный мир", для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями, 2 вариант, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "РАзвитие речи и окружающий мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...
Программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...