Программа по предмету "Пространственная ориентировка"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по предмету "Пространственная ориентировка" для детей с нарушениями зрения. 3 класс. 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvennaya_orientirovka.docx | 53.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Пространственная ориентировка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для варианта 3.2. для 3 класса с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций специалистов.
Цели и задачи
Целью курса «Пространственная ориентировка» является: формирование у школьников с нарушением зрения умений и навыков определения своего местоположения в пространстве, и способностей самостоятельного передвижении с помощью и без вспомогательных средств, в знакомом и незнакомом пространстве, в помещении и на улице.
Задачи:
1. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентировке в пространстве.
2. Развитие у учащихся сенсорной сферы восприятия информации окружающего пространства.
3. Развитие пространственного мышления.
4. Овладение умениями и навыками использования трости.
5. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в малом и большом пространстве (в общественных учреждениях, в городе, в парке).
6. Развитие умений и навыков использования общественного транспорта.
7. Обучение учащихся способами взаимодействия с окружающими в помещениях общественного назначения и на улице.
Общая характеристика коррекционного курса
Курс по пространственной ориентировке направлен на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении окружающего мира и способов его познания. Оказание помощи и поддержки детям с нарушением зрения в приобретении ими умений и навыков по ориентировке в пространстве. Специфика предмета «Ориентировка в пространстве» состоит в том, что данный предмет включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность. Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств. Мобильность – передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по пространственной ориентировке предусматривает в 3 классе 1 час в неделю,34 часа за год согласно Учебному плану ОКОУ «Курская школа «Ступени» на 2021 – 2022 учебный год.
Занятия проводятся в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия – 40 минут.
Содержание курса
Содержание курса предполагает закрепление и использование в практической деятельности умений, сформированных на первом и втором годах обучения.
Развитие сохранных анализаторов (4 часов)
Комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке.
Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (звуки, запахи, характер поверхности предметов, характер покрытия дорог и др.).
Упражнения на развитие точных координированных движений кистей рук и пальцев. Самоконтроль за выполненными движениями.
Восприятие предметов быта, учебных принадлежностей различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами.
Различение и сопоставление различных свойств предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности (стекло, дерево, бумага, металл, пластмасса, кожа).
Различение подошвами ног различных покрытий помещений (линолеум, кафельная плитка, ламинат) и дорог (песок, асфальт, тротуарная плитка, гравий, трава, утоптанный или рыхлый снег).
Локализация неподвижного и перемещающегося источника звука в замкнутом закрытом и открытом пространстве.
Звуки окружающего мира, их соотнесение с представлениями с предметами в замкнутом закрытом и открытом пространстве.
Оценка степени удалённости звучащего предмета (понятия: далеко - близко, ближе – дальше, приближается – удаляется, стоит на месте).
Зрительное различение предметов в замкнутом закрытом и открытом пространстве.
Формирование способов нестереоскопического восприятия пространства: оценка удалённости предметов в пространстве и их изображений на цветных рельефных рисунках.
Восприятие и дифференцировка запахов предметов и объектов окружающего пространства.
Развитие мышечного чувства.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве (2 часа)
Ориентировка в приборе для рисования и черчения «Школьник», на приборе «Ориентир», на макетах замкнутого закрытого и открытого пространства.
Чтение условных изображений на рельефных планах.
Правильное понимание и использование в речи пространственных понятий: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, рядом, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже.
Пространственные направления: слева направо, справа налево, сверху-вниз, снизу-вверх, наискось (для двухмерного и трёхмерного пространства).
Формирование предметных и пространственных представлений (8 часов)
Формирование представлений о предметах, наполняющих помещения школы.
Формирование представлений о предметах быта: мебель, посуда, одежда и использование их в практической деятельности и при ориентировке.
Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок: кусты, деревья, газон, пешеходные дорожки, площадка для игр, коррекционная тактильная дорожка и т.д.
Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, рельефными изображениями.
Формирование представлений об объектах в городе: улицах, тротуарах, проезжей части, светофорах, жилых домах, остановке транспортных средств и других объектах, расположенных вблизи школы.
Формирование представлений о городском транспорте – трамвае, троллейбусе, автобусе, маршрутном такси, легковых машинах.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений (11 часов)
Самостоятельная и свободная ориентировка в помещениях школы и на пришкольном участке.
Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого пространства.
Условные изображения на рельефных планах.
Составление плана изученного пространства в виде аппликации и чертежей.
Изучение нескольких маршрутов (постоянной необходимости) в здании школы и на пришкольном участке.
Перенос топографических представлений в свободное пространство при ориентировке по дороге домой.
Правила перехода слепыми улицы. Переход улицы, не имеющей интенсивного движения, под контролем тифлопедагога. Соблюдение прямолинейности движения.
Маршрут от крыльца школы до ближайшей остановки городского транспорта.
Упражнения на развитие пространственной памяти и воображения.
Изменение пространственных соотношений предметов при повороте человека на 45ᵒ, 90ᵒ, 180ᵒ.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров (2 часа)
Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста ученика.
Правильная поза при входе и выходе из транспорта.
Поза ребёнка при передвижении в пространстве без постоянного ориентира.
Поза и жесты человека при знакомстве, приветствии, прощании, разговоре (со сверстниками и взрослыми).
Совместная ориентировка со зрячими (4 часа)
Правила поведения в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями (в театре, кафе, в гостях, в театре и др.)
Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым.
Совместная ориентировка обучающегося в учебной, игровой и трудовой деятельности.
Моделирование жизненных ситуаций.
Обучение пользоваться тростью (3 часа)
Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости.
Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удержание трости, техника безопасности при обращении с тростью.
Приёмы обращения с тростью: скольжения, маятниковый, диагональный.
На коррекционном занятии используются подгрупповая и индивидуальная формы работы.
3. Тематическое планирование.
Учебно-тематический план
Наименование раздела | Кол-во часов |
Развитие сохранных анализаторов | 4 |
Развитие навыков ориентировки в микропространстве | 2 |
Формирование предметных и пространственных представлений | 8 |
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений | 11 |
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров | 2 |
Совместная ориентировка со зрячими | 4 |
Обучение пользоваться тростью | 3 |
Всего часов | 34 |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ занятия | Количество часов | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | 1 | Вводное занятие. Выявление умений ориентироваться в пространстве и применять сформированные в 1-2 классе навыки ориентировки в изменённых условиях. | Определяют своё местоположение в пространстве. Самостоятельно передвигаются в помещении, соблюдают позу, правильно ставят стопу, выставленной вперёд рукой, предупреждают столкновение с предметами. Дают характеристику предметам, встречающимся в помещении (форма, величина, цвет (при наличии остаточного зрения). Обследуют, предлагаемые предметы, игрушки двумя руками, называют из какого материала они сделаны). Называют знакомые звуки окружающего мира. Проявляют интерес к новому пространству. Ориентируются на макете класса, школы, этажа. |
2 | 1 | Развитие сохранных анализаторов. Звуки, запахи, характер поверхности окружающих предметов. | Используют сохранные анализаторы в пространственной ориентировке. Распознают звуки природы, голоса птиц, зверей, домашних животных в грамзаписи. Распознают по голосам людей, их настроение. Характеризуют звуки по звучанию: громко или тих, близко или далеко, указывают направления. Используют в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (звуки, запахи, характер поверхности предметов, характер покрытия дорог и др.). Узнают по запахам предметы, продукты. Ориентируются на запахи: находят по запаху мед. кабинет, столовую. Узнают по запахам людей. Упражняются в развитие точных координированных движений кистей рук и пальцев. Перебирают и сортируют мелкие предметы, изготовленные из дерева, стекла, пластмассы. Узнают предметы по мебели прикосновению к ним тростью, проверяют касанием руки. Осуществляют самоконтроль за выполненными движениями. Участвуют в дидактических играх на узнавание и выделение учащимися признаков и свойств предметов окружающего мира (цвета, формы и величины). |
3 | 1 | Развитие навыков ориентировки в микропространстве. Ориентировка на приборах «Ориентир» и «Школьник». | Ориентируются на приборе «Ориентир». Отбирают и выкладывают из деталей прибора помещения школы (класс, столовую, спальню). Словесно объясняют, где какие предметы находятся, их пространственное взаиморасположение. Выкладывают детали прибора по словесной инструкции тифлопедагога. Узнают, модель какого пространства выложили. Ориентируются в приборе для рисования и черчения «Школьник». Рисуют геометрические фигуры, по форме напоминающие мебель помещений школы. Составляют схему класса, столовой, спальни. Ориентируются на макетах класса и этажа. Играют с мячом. Выполняют инструкции. Правильное понимают и используют в речи пространственных понятий: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, рядом, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже. |
4 | 1 | Формирование предметных и пространственных представлений. Помещения школы. | Знакомятся с предметами, наполняющими помещения школы, которые не рассматривали во втором классе. Узнают знакомые предметы по касанию. Соотносят предметы мебели с рельефными рисунками, узнавая их по характерным признакам. Узнают предметы в контурном и рельефном силуэте (при наличии остаточного зрения). Сравнивают по величине стулья, столы, доски в своём классе и в других помещениях, находят общее и различное. Расставляют мебель в помещении по словесной инструкции педагога, понимают пространственные понятия. Моделируют пространство с расставленными предметами из деталей прибора «Ориентир». Рассказывают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Читают схему на листе бумаги, анализировать. Находят предметы в классе по схеме. Рассказывают, как нашёл. |
5 | 1 | Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Ориентировка в помещениях школы и на пришкольном участке. | Самостоятельно и свободно ориентируются в помещениях школы. Рассказывают маршрут от класса к раздевалке. Рассматривают схему пути на приборе от класса к раздевалке «Ориентир», находят ошибку. Самостоятельно ориентируются на пришкольном участке. Передвигаются в различных направлениях от себя в заданном темпе (быстро, медленно, быстрее, медленнее). Проходят по маршруту от крыльца школы к калитке, называют предметы, встречающиеся на пути. Находят и используют различные ориентиры (цветовые, звуковые, световые). Обращают внимание на запахи. Отбирают детали прибора «Ориентир» для оставления схемы пути. Составляют маршрут, вносят изменения. Словесно описывают расположение предметов в пространстве по отношению от себя и от других предметов, используя соответствующие термины. |
6 | 1 | Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров. Поза ребёнка при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. | Перемещаются в знакомых помещениях без постоянного ориентира. Занимают предупреждающую возможность столкновения с предметами мебели, оборудованием. Сохраняют прямолинейность движения, аккуратность. Воспроизводят в речи предметы, которые могут встретиться на пути, например, от дверей спальни к своей тумбочке, от дверей туалета к умывальнику. Находят и называют промежуточные ориентиры. Прислушиваются к шагам, голосам приближающего человека. Поворачиваются к нему лицом, обращаются со словами о помощи. Используют слова речевого этикета. Занимают правильную позу при знакомстве с человеком (поворачиваются лицом к говорящему). Подают руку при приветствии и прощании (для мальчиков). При наличии остаточного зрения не приближаются близко при разговоре, чтобы рассмотреть лицо говорящего (со сверстниками и взрослыми). Сдерживают себя. |
7 | 1 | Совместная ориентировка со зрячими. Правила совместно ориентировки в общественных местах. | Выполняют правила поведения в общественных местах. Ходят в паре с сопровождающим учеником с остаточным зрением или слабовидящим. Ориентируются на сигналы, которые он подаёт. Придерживаются при ходьбе общего темпа. Передвигаются, придерживаясь правостороннего движения. Соблюдают культуру поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями в театре. Не зовут громким голосом. Спокойно ожидают сопровождающего. Используют вежливые слова, благодарят за помощь (в кафе, в гостях, в театре и др.). |
8 | Обучение пользоваться тростью. Пользование тростью в коридоре школы и на пришкольном участке. | Вспоминают значение белой трости в ориентировке слепого. Называют функции трости. Подбирают трость, используют два способа. Подбирают из предложенных короткую трость для движения по коридорам школы и на участке. Правильно удерживают трость. Используют при передвижении уместные приёмы пользования тростью «скольжение», «диагонали», «маятник». Узнают с помощью трости предметы по их звучанию. Называют предметы. Сохраняют правильную позу при пользовании тростью. Упражняются в пользовании трости на пришкольном участке. Передвигаются, ориентируясь на край газона. Замечают с помощью трости изменение покрытия тротуара (асфальт, плитка, щебень). Находят с помощью трости тактильные ориентиры на асфальте. Располагают трость безопасно у стены, парты, в раздевалке. | |
9 | Развитие сохранных анализаторов. Предметная наполняемость помещений, её характерные особенности. | Воспринимают предметы быта, учебные принадлежности различной конфигурации пальцевым, кистевым, ладонным способами. «Читают» рельефные рисунки, узнают на них предметы быта и учебные принадлежности. Упражняются на развитие прослеживающей функции руки при передвижении вдоль стены. Различают и сопоставляют различные свойства предметов по величине, форме, температуре, характеру поверхности (стекло, дерево, бумага, металл, пластмасса, кожа) в игре «Волшебный мешочек». Различают подошвами ног различных покрытий помещений (линолеум, кафельная плитка, ламинат). Узнают, различают и локализовывают звуки внешнего мира (городские шумы, шумы транспорта, звуки природы). | |
10 | 1 | Развитие навыков ориентировки в микропространстве. | Называют рельефные изображения предметов. «Читают» условные изображения на рельефных планах. Узнают помещения по рельефному плану. Называют пространственные направления: слева направо, справа налево, сверху-вниз, снизу-вверх, наискось (для двухмерного и трёхмерного пространства) при определении предметов в пространстве. Находят предметы в кабинете тифлопедагога по рельефному плану. |
11 | 1 | Формирование предметных и пространственных представлений. Практическая ориентировка в помещениях школы. | Называют местонахождение предметов, одежды в спальне, раздевалке. Рассказывают, где хранится одежда. Находят самостоятельно свой шкаф в раздевалке. Рассказывают, как размещены вещи в шкафчике, обувь. Рассказывают в какой последовательности их надо надевать и снимать. Ищут упавшие предметы, убирают их на место. |
12 | 1 | Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Знакомство с макетом школы. | Различают подошвами ног различные покрытия на участке школы (песок, асфальт, тротуарная плитка, гравий, трава). Вспоминают приём обследования здания школы. Обследуют повторно здание школы по периметру. Упражняются на развитие прослеживающей функции руки при передвижении вдоль стены школы. Определяют форму здания школы. Вспоминают количество этажей. Знакомятся с макетом школы. Находят на макете крыльцо, двигаются вдоль стены слева направо, словами объясняя направление движения. |
13 | 1 | Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров | Занимают правильное положение при ходьбе в паре со взрослым, зрячим сверстником. Соблюдают правильную позу при ходьбе. Знают правила движения по лестнице (придерживаться правостороннего движения). Становятся при спуске и подъеме по лестнице на ступени попеременно двумя ногами. Определяют начало и конец лестницы стопой по изменению покрытия. |
14 | 1 | Совместная ориентировка со зрячими | Занимают правильное положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Ходят по коридору, этажу, придерживаясь правостороннего движения. Входят в двери. Сопровождающий первым, за ним незрячий. Перехватывают ручку двери. закрывают за собой дверь. Обходят препятствие. Рассказывают маршрут следования по коридору, этажу. Перечисляют предметы по пути следования, их расположение относительно себя. Называют изменение их местоположения от себя при повороте на 45ᵒ, 90 ᵒ. Сохраняют правильную осанку при ходьбе. Используют слова речевого этикета. |
15 | 1 | Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. | Узнают и локализуют звуки в окружающем пространстве (голоса детей, взрослых, хлопки дверей, звуки шагов). Обследуют повторно совместно с педагогом форму территории школы от калитки слева направо. Определяют и называют поверхность под ногами. Считают шаги при передвижении. Следят за изменением направления движения. Называют направление движения. Делают вывод о форме пришкольного участка. |
16 | 1 | Знакомство с тростью. Способы ориентировки с тростью: захват и удерживание трости. Приёмы пользования трость. | Пользуются тростью как основным средством самостоятельной и безопасной ориентировки. Правильно удерживают трость. Пользуются приёмами хождения с тростью (скольжение, маятниковые движения). Находят тростью предметы в помещениях школы, извлекают из них звук, узнают предметы по характерному отраженному звуку. |
17 | 1 | Развитие сохранных анализаторов. Предметность восприятия. | Локализуют неподвижный и перемещающегося источник звука в замкнутом закрытом и открытом пространстве. Соотносят звуки окружающего мира с представлениями о предметах в замкнутом закрытом и открытом пространстве. Оценивают степень удалённости звучащего предмета (понятия: далеко - близко, ближе – дальше, приближается – удаляется, стоит на месте). Зрительно различают предметы в помещениях школы и на пришкольном участке (для слепых) с остаточным зрением. Упражняют слуховую память. Обследуют предметы разной модальности, расположенные в разных плоскостях. |
18 | 1 | Формирование предметных и пространственных представлений. Наполняемость пришкольного участка. | Узнают и называют предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок: кусты, деревья, газон, пешеходные дорожки, площадка для игр, коррекционная тактильная дорожка и т.д. Соотносят реальные предметы, объекты с их моделями, макетами, рельефными изображениями. |
19 | 1 | Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Составление макета пришкольной территории и школы. | Называют форму пришкольного участка, отбирают из имеющихся геометрических форм. Моделируют пришкольный участок. Размещают макет школы на макете пришкольной территории. Рассказывают, как располагается школа на участке, где крыльцо, калитка. Рассказывают, перечисляя ориентиры на пути следования (осязательные, обонятельные, звуковые) ориентируясь на макет пришкольной территории как пройти от калитки к крыльцу школы и обратно. |
20 | 1 | Совместная ориентировка со зрячими. Совместные игры, труд. | Ориентируются вместе со зрячими одноклассниками в учебной, игровой и трудовой деятельности. Совместно передвигаются по маршруту, находят знакомые ориентиры. Определяют своё место нахождение. Используют как ориентиры звуки и запахи, характерные для этого места. Определяют стопой изменение характера покрытия пола. Используют короткую трость при совместном передвижении в помещении и на участке. |
22 | Обучение пользоваться тростью. Пользование тростью на пришкольном участке. | Используют способы ориентировки с тростью: правильный захват и удержание трости. Применяют технику безопасности при обращении с тростью. Обследуют рукой и тростью совместно с педагогом предметы, объекты, оборудование на спортивной площадке школы. Определяют и называют форму предметов, оборудования, из каких материалов они сделаны. Используют пространственные понятия. Определяют подошвами ног характер покрытия на площадке. Находят по заданию педагога предметы, оборудование на площадке. | |
21 | 1 | Формирование предметных и пространственных представлений. Соотнесение реальных предметов, оборудования на спортивной площадке с их моделями, макетами, рельефными изображениями. | Узнают предметы, оборудование на спортивной площадке в моделях, рельефных изображениях. Сравнивают предметы по величине. «Читают» рельефные изображения. Сравнивают с реальными предметами. Составляют на приборе «Ориентир» макет спортивной площадки. Рассказывают о взаиморасположении объектов, предметов на ней. |
22 | 1 | Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Моделирование на приборе «Ориентир» маршрута от крыльца школы до спортивной площадки. | Проходят маршрут от крыльца школы до спортивной площадки. Находят и называют ориентиры на пути следования (осязательные, обонятельные, звуковые). Называют форму предметов, оборудования на площадке. Используют пространственные понятия, характеризуя их взаиморасположение. Моделируют маршрут на приборе «Ориентир». Отбирают необходимые детали прибора, напоминающие по форме ориентиры на пути следования. Правильно захватывают, удерживают детали прибора «Ориентир», манипулируют ими. Моделируют на магнитной доске из деталей прибора путь следования. Показывают на макете своё местоположение, место крыльца, вход на спортивную площадку, промежуточные ориентиры, называют их. |
23 | 1 | Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Самостоятельная ориентировка на территории школы по маршруту типа карта-путь: крыльцо школы – спортивная площадка и обратно. | Самостоятельно передвигаются по маршруту, находят знакомые ориентиры. Придерживаются правостороннего движения по пути следования. Определяют своё место нахождение. Используют как ориентиры звуки и запахи, характерные для этого места. Определяют стопой изменение характера покрытия тротуара. Используют короткую трость при ориентировке на улице, знакомые приёмы пользования тростью. Соблюдают правила безопасного передвижения на территории школы. |
24 | 1 | Развитие сохранных анализаторов. Ориентировка с помощью остаточного зрения. | Развивают остаточное зрение. Узнают форму предметов на пришкольном участке. Называют, что находится ближе или дальше. Проверяют по количеству шагов правильность высказанных ответов. Рассказывают, как можно на иллюстрациях узнать какой предмет находится ближе или дальше. Используют способы нестереоскопического восприятия пространства: оценка удалённости предметов в пространстве и их изображений на цветных рельефных рисунках. Узнают и называют цвет предметов, здания школы, забора на пришкольном участке. Воспринимают и дифференцируют запахи предметов и объектов окружающего пространства. |
25 | 1 | Формирование предметных и пространственных представлений. Ориентировка на прилегающей к школе улице. | Знакомятся с прилегающей к школе улице. Отличают тротуар и проезжую часть. Показывают, как можно на приборе ориентир обозначают тротуар и проезжую часть. Двигаются вдоль жилых домов. Обследуют территорию около жилого дома. Рассказывают о территории около своего дома. Знакомятся с остановкой транспортных средств около школы. Называют её характерные особенности. Узнают объекты, расположенные вблизи школы, называют их. «Читают» рельефные изображения. Сравнивают с реальными предметами. |
26 | 1 | Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Ориентировка на маршрутах постоянной необходимости. | Знают маршруты постоянной необходимости в здании школы и на пришкольном участке. Переносят топографические представления в свободное пространство при ориентировке по дороге домой. Рассказывают, перечисляя ориентиры на пути следования (осязательные, обонятельные, звуковые). Называют форму предметов, являющихся ориентиры, признаки по которым их можно узнают. Используют пространственные понятия, характеризуя их взаиморасположение. Отбирают необходимые детали прибора, напоминающие по форме ориентиры на пути следования. Правильно захватывают, удерживают детали прибора «Ориентир», манипулируют ими. Моделируют на магнитной доске из деталей прибора путь следования. Показывают на макете своё местоположение, промежуточные ориентиры, называют их. |
27 | 1 | Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Ориентировка на улице. | Знакомятся с правилами перехода слепыми улицы. Переходят улицу, не имеющую интенсивного движения, под контролем тифлопедагога. Соблюдают прямолинейность движения. Пользуются тростью для нахождения препятствий и ориентиров. Определяют своё место нахождение. Используют как ориентиры звуки и запахи, характерные для этого места. Определяют стопой изменение характера покрытия дороги, бордюр. Соблюдают правила безопасного передвижения на улице города. |
28, 29 | 2 | Совместная ориентировка со зрячими Совместная ориентировка в игровой деятельности на улице. | Моделируют жизненных ситуаций. Владеют своим телом при передвижении в пространстве. Самостоятельно передвигаются с сопровождающим, держась за руку. Находятся на шаг сзади. Свободной рукой, выставленной слегка перед собой, контролируют безопасность пространства. Находят и обследуют предметы и объекты на пути следования. По запахам цветов на участке находят цветник и двигаются в его направлении. |
30, 31 | 2 | Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Маршрут постоянной необходимости. | Знакомятся с маршрутом от крыльца школы до ближайшей остановки городского транспорта. Рассказывают, перечисляя ориентиры на пути следования (осязательные, обонятельные, звуковые). Называют форму предметов, объектов на пути следования по маршруту. Используют пространственные понятия, характеризуя их взаиморасположение. Отбирают необходимые детали прибора, напоминающие по форме ориентиры на пути следования. Правильно захватывают, удерживают детали прибора «Ориентир», манипулируют ими. Моделируют на магнитной доске из деталей прибора путь следования. Показывают на макете своё местоположение, промежуточные ориентиры, называют их. |
32 | 1 | Обучение пользоваться тростью. Пользование тростью на пришкольном участке. | Переносят топографические представления учащихся на реальное замкнутое пространство и ориентируются в нём. Проявляют положительное отношение к трости как основному средству самостоятельной и безопасной ориентировки. Используют полученные знания в реальных и приближенных к реальным условиям ориентировки в знакомом пространстве. |
33 | 1 | Формирование предметных и пространственных представлений. Городской транспорт. | Находят остановку транспорта по характерным признакам. Познакомятся с городским транспортом, который останавливается на остановке около школы – автобусом, маршрутном такси. Различают их на слух. Обращаются с вопросами к пассажирам, чтобы узнать номер транспортного средства. Называют на каком маршруте можно доехать до дома. Используют остаточное зрение при ориентировке на остановке. |
34 | 1 | Повторение пройденного. | Описывают маршруты первой необходимости при передвижении по территории школы. Самостоятельно проходят по одному из маршрутов. |
Планируемые результаты освоения курса.
Программа курса «Пространственная ориентировка» обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;
формирование самооценки с осознанием своих возможностей при овладении навыками пространственной ориентировки;
формирование умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех при овладении навыками пространственной ориентировки;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование интереса к занятиям пространственной ориентировкой;
ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;
стремление к совершенствованию способностей пространственной ориентировки;
овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях при ориентировке в пространстве;
формирование установки на поддержание здоровье сбережения, охрану сохранных анализаторов.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем при овладении навыками пространственной ориентировки;
понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий под руководством учителя описывать результаты действий, используя изученные пространственные термины;
осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.
Познавательные УУД:
ориентироваться в приборе «Школьник», «Ориентир», на макете;
осязательно обследовать объекты, геометрические фигуры, рельефные рисунки;
выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию по форме, величине, цвету (при наличии остаточного зрения) по заданному или установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
овладевать конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действий с ними;
использовать сохранные анализаторы при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки;
строить несложные цепочки логических рассуждений.
Коммуникативные УУД:
принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя, одноклассников;
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
совершать мелкие точные, скоординированные движения с предметами быта, учебными принадлежностями;
различать с помощью осязания (ладонью, пальцами, подошвами ног) различные свойства окружающих предметов: форму, температуру, характер поверхности, материал;
узнавать и локализовать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
оценивать удалённость источника звука в замкнутом открытом пространстве;
узнавать с помощью остаточного зрения положение и удалённость предметов в замкнутом открытом пространстве;
узнавать предметы окружающего пространства по характерным запахам;
быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике, приборе (находить верх, низ, середину листа, страницы, нужную строку и клетку прибора для письма);
самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке по знакомым маршрутам;
передвигаться под контролем взрослого по одному из маршрутов за пределами школы, например, калитка – остановка городского транспорта;
передвигаться по прямолинейному маршруту в знакомом замкнутом пространстве без постоянного ориентира;
отражать сформированные топографические представления о помещениях школы и пришкольного участка на приборе «Ориентир»;
составлять рельефные схемы на приборе «Школьник», изученных помещений школы;
составлять рельефные схемы на приборе «Школьник», изученных маршрутов на территории пришкольного участка;
передвигаться в пространстве со зрячими сверстниками и взрослыми; обращаться за помощью к учителю, воспитателю и зрячим товарищам.
Проверка и оценка усвоения программы.
Проверка освоения программы осуществляется в процессе проведения диагностики: стартовой, промежуточной и контрольной.
В ходе диагностики надо использовать различные методы:
1. Наблюдение за позой ребенка и предметными действиями, его движениями, способами восприятия пространства на занятиях, уроках, в повседневной деятельности.
3. Педагогический эксперимент (например, при изучении ориентировки в микропространстве).
При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составляется карта обследования, в которой отражается динамика продвижения ученика.
Примерная диагностика изучения навыков пространственной ориентировки.
Направления изучения:
1. Изучение готовности к пространственно-различительной деятельности.
Цель – выявить особенности узнавания на слух звуков, заполняющих пространство.
1.1. Узнавание звуков окружающего мира: шум ветра; звуки дождя; журчание воды; шум машин; голоса домашних животных (кошки, собаки).
Узнавание действий на слух, совершаемых педагогом: открывание и закрывание двери; перелистывание страниц; движение стула.
Узнавание по интонации голоса настроения человека и локализация его в пространстве относительно местоположения ребёнка.
1.2. Развитие мелкой моторики руки и осязательного восприятия пространства.
Цель – выявить особенности узнавания с помощью осязания, фактуры предметов окружающего пространства.
Учащимся предлагается, на ощупь определить из какого материала сделаны предметы: ткани; металла; дерева; стекла; пластмассы; бумаги; резины; меха; кожи.
Выявление способности на ощупь сопоставлять геометрические фигуры с предметами соответствующей формы.
Изучение уровня развития осязательной памяти.
Геометрические фигуры раскладываются в ряд.
Изучение уровня сформированности целостности осязательного восприятия.
Узнавание и различение с помощью осязания предметов различных геометрических форм: квадратной (и кубической); круглой (и шарообразной); треугольной (и пирамидальной); прямоугольной (и в форме прямоугольного параллелепипеда); овальной (и в виде эллипсоида).
Умение совершать точные мелкие движения пальцами правой и левой рук.
2. Изучение представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство.
Называть предметы мебели после их зрительного или осязательного обследования.
Узнавать предметы по описанию педагога.
Узнавать модели предметов.
Узнавать предметы в их рельефном изображении.
3. Изучение ориентировки в микропространстве.
Способность к выполнению заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий: слева; справа; между; над; под; в 1 ряд; в 2 ряда.
Ориентирование на микроплоскости с помощью осязания (на листе).
Цель: учить выделять стороны, углы, середину листа (стола); учить размещать предметы по образцу и словесному указанию.
Изучение осязательного восприятия пространственного расположения геометрических фигур в условиях осязательно-осязательного переноса. Ученик должен рассмотреть карточку, запомнить расположение фигур, после чего выложить на чистой карточке то, что запомнил.
4. Изучение представлений об окружающем пространстве (представления об одном из знакомых ребенку помещений).
Цель – выявление умений ребёнка узнавать и называть предметы мебели после осязательного обследования.
Учащимся предлагается рассказать о предметно-пространственной наполняемости класса (количество названных предметов, соответствует ли действительности).
Учащимся предлагается рассказать о пространственная соотнесенность предметов (указывает ли ребенок местоположение предметов, соответствует ли ответ действительности).
5. Проявление интереса как мотива обучения пространственной ориентировке.
Проявляет ли ребенок интерес к новому пространству? В какой форме (задает вопрос, самостоятельно обследует, проявляет заинтересованность отдельными предметами)?
Проявляет ли ребенок интерес к предлагаемым вопросам и заданиям?
6. Особенности позы и походки ребенка.
1. Нарушение позы ребенка: стоя, сидя, при обследовании предметов, при ходьбе.
2. Наличие навязчивых движений и их типизация.
3. Наличие страха пространства.
Каждое задание оценивалось по баллам.
Критериями оценки каждого задания:
Высокий уровень – 3 балла – задание выполнено правильно и без дополнительных указаний со стороны педагога.
Средний уровень – 2 балла – задание выполнено с небольшими неточностями или при незначительной помощи педагога;
Низкий уровень – 1 балл – при выполнении задания допускались грубые ошибки или же требовалась значительная словесная и действенная помощь со стороны педагога;
Очень низкий уровень – 0 баллов – задание не выполнено;
Полученные баллы по каждому заданию суммируются в рамках отдельного параметра направления, а затем и по каждому направлению находится среднее значение.
Уровень развития:
Высокий уровень – 3 – 2,8 балла.
Средний уровень – 2,7 – 2,5 балла.
Низкий уровень – 2,4 – 2,2 балла.
Очень низкий – 2,1 и ниже.
Материалы обследования соотносятся с данными наблюдений учителя физкультуры, воспитателей и родителей, что позволяет определить место и роль каждого специалиста в комплексном процессе обучения в соответствии с требованиями программы.
При оценивании результатов выполнения заданий обязательно должна учитываться динамика продвижения каждого учащегося в связи с его особыми образовательными потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа реабилитации по социально – бытовой ориентировке на ребенка – инвалида
Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья....
Программа по социально-бытовой ориентировке
Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения...
Адаптированная рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 4 класс(коррекционная школа)
Рабочая программа (надомное обучение). Программа разработана с учетом индивидуальных особенностей учащегося. Результат реализации программы - это повышение уровня самообслуживания ученика, его социали...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5-9 классах
Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социа...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Пространственная ориентировка"
Рабочая программа предназначена для учителей - дефектологов, работающих с детьми с нарушеннным зрением. Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ с учетом рекомендаций специалисто...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по СБО (социально-бытовая ориентировка) (6 класс) 8 вид
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по СБО (социально-бытовая ориентировка) (6 класс) 8 вид на 17 часов....
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по пространственной ориентировке.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...