Рабочая программа по коррекционному курсу "Пространственная ориентировка"
рабочая программа (4 класс) на тему

Нурмухаметова Катерина Мухтаровна

Рабочая программа предназначена для учителей -  дефектологов, работающих с детьми с нарушеннным зрением. 

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов, прописанных в   Карте здоровья и развития обучающихся 4а класса, с учетом психо-физических и возрастных особенностей детей с ОВЗ, на основе, основа программы коррекционного курса «Пространственная ориентировка».

Темы рабочей программы могут также использоваться в индивидуальной работе с учащимся для дальнейшего закрепления его умений и навыков.

Цель: формирование умений и навыков необходимых для безопасного и свободного ориентирования в пространстве и жизненной ситуации.

Задачи изучения курса:

·               сформировать навыки ориентировки и мобильности в окружающей слепого учащегося среде (прежде всего школьной: школьное помещение в целом; пришкольный участок; территория близ школы);

·               дать знания о разных видах ориентиров (осязательные, слуховые, обонятельные) и научить пользоваться ими;

·               формировать умение словесно, чётко и ясно описывать обследованные объекты и маршруты;

·               совершенствовать движения ходьбы;

·               формировать умение читать и составлять схемы, планы;

·               сформировать представление о городе (дорогах, перекрестках, улицах и т.д.);

·               дать знания о правила дорожного движения;

                 дать знания о трости, её основных техник и приемах передвижения;

                            вырабатывать технику передвижения с сопровождающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_a.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа-интернат № 1 имени К. К. Грота

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

на заседании методического объединения учителей коррекционных предметов и специалистов.

Протокол №  ___ от  

______________________

Председатель МО

_________ Н.А. Дмитриева

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № ______

____________________

Директор школы-интерната

№ 1 им. К.К. Грота

_____________ А.В. Мухин

Рабочая программа

по коррекционному курсу

«Пространственная ориентировка»

на основе АООП, разработанной в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ

для 4а класса

                                                                                                                                                                                      Составитель:    

Нурмухаметова К.М.                                                                                                                                                                                                  

 учитель-дефектолог            

2017-2018 учебный год

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов, прописанных в   Карте здоровья и развития обучающихся 4а класса, с учетом психо-физических и возрастных особенностей детей с ОВЗ, на основе, основа программы коррекционного курса «Пространственная ориентировка».

Темы рабочей программы могут также использоваться в индивидуальной работе с учащимся для дальнейшего закрепления его умений и навыков.

Цель: формирование умений и навыков необходимых для безопасного и свободного ориентирования в пространстве и жизненной ситуации.

Задачи изучения курса:

  • сформировать навыки ориентировки и мобильности в окружающей слепого учащегося среде (прежде всего школьной: школьное помещение в целом; пришкольный участок; территория близ школы);
  • дать знания о разных видах ориентиров (осязательные, слуховые, обонятельные) и научить пользоваться ими;
  • формировать умение словесно, чётко и ясно описывать обследованные объекты и маршруты;
  • совершенствовать движения ходьбы;
  • формировать умение читать и составлять схемы, планы;
  • сформировать представление о городе (дорогах, перекрестках, улицах и т.д.);
  • дать знания о правила дорожного движения;
  • дать знания о трости, её основных техник и приемах передвижения;
  • вырабатывать технику передвижения с сопровождающим.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • формировать самооценку с осознанием своих возможностей на занятиях, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; уважать себя и верить в свой успех;
  • формировать и развивать мотивацию к самостоятельности, любознательности и интересу;
  • формировать умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
  • воспитать умение общаться и формировать навыки коммуникации;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • формировать установку на поддержание здоровье сбережения, на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • уметь самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач при ориентировании;
  • уметь осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной с ориентированием;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки;
  • уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать и самостоятельно выбирать основания, критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы в построении маршрутов различной сложности;
  • уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

  • уметь использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств (слух, остаточное зрение осязание, проприоцепция, вестибулярный аппарат, обоняние);
  • формировать и развивать пространственные понятий и представления об окружающей среде;
  • формировать правильную позу, походку, во время обследования объектов и предметов, и во время передвижения в знакомом и незнакомом пространстве;
  • уметь преодолевать страх пространства и формировать интерес к данному виду деятельности;
  • уметь переносить сформированные умения и навыки ориентирования и мобильности на незнакомую местность.

Планируемые результаты

Результат

Параметры оценивания

Период оценивания

Инструментарий  

Ориентировка в закрытом и открытом пространстве.

Знать:

  • способы передвижения в закрытом и открытом пространстве;
  • правила безопасности при передвижении с сопровождающим и с использованием белой трости;
  • способы и приёмы использования белой трости в пространстве.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при передвижении с сопровождающим и с использованием белой трости;
  • передвигаться по школе и пришкольному участку в парах, самостоятельно, с сопровождающим и с использованием белой трости, схем и планов;
  • передвигаться в парах: слепой-слепой, слепой-слепой с остаточным зрением, слепой-слабовидящий;
  • составлять словесное описание маршрута и ориентироваться по словесному описанию;
  • применять способы и приёмы использования белой трости в пространстве;
  • находить, определять и преодолевать разного вида препятствия;
  • интерпретировать информацию, получаемой при передвижении с помощью сохранных анализаторов: шаги прохожих, шум автомобилей, изменение покрытия (асфальт/тротуарная плитка), запахи от торговых и социально-бытовых учреждений и т.д.

По окончании изученной темы.

Практические задания.

Пересечение проезжей части.

Знать:

  • виды перекрёстков: трёхлучевые, четырёхлучевые, с круговым движением и регулируемые знаками приоритета и светофором и т.д.;
  • правила пересечения проезжей части;
  • правила пересечения проезжей части на различных пешеходных переходах;
  • приёмы использования белой трости "постоянный контакт" при пересечении проезжей части регулируемый светофором.

Уметь:

  • определять виды перекрёстков: трёхлучевые, четырёхлучевые, с круговым движением и регулируемые знаками приоритета и светофором и т.д.;
  • определять места для пересечения проезжей части;
  • соблюдать правила пересечения проезжей части;
  • находить места для пересечения проезжей части с использованием всех сохранных анализаторов, трости;
  • соблюдать правила пересечения проезжей части на различных пешеходных переходах;
  • взаимодействовать с окружающими (принятие и отказ от помощи) и контролировать окружающее пространство;
  • использовать приём белой трости "постоянный контакт" при пересечении проезжей части регулируемый светофором;
  • исправлять линию передвижения при отклонении влево-вправо при пересечении проезжей части используя трость и информацию, получаемую от сохранных анализаторов.

По окончании изученной темы.

Практические задания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов: всего 136 часов; в неделю 4 часа

34 часа; 1 коррекционный час в неделю

102 часа; 3 индивидуальных часа в неделю

1 четверть

8 недель, 24 часа

8 часов коррекционных и 16 индивидуальных

Тема урока.

Основное содержание

Кол-во час.

Основные виды деятельности учащихся[1]

Примечания[2]

(корректировка программы в течение учебного года)

1.

Повторение пройденного материала за 3 класс.

Тестирование практических умений учащихся по ориентировке в пространстве.

1

2-3.

Способы самостоятельного передвижения в закрытом и открытом пространстве

2

Передвижение с сопровождающим, с использованием защитных техник, с использованием белой трости на маршруте.

Индивидуально.

Пространственная ориентировка в школе и на пришкольном участке.

4.

Передвижение по школе и пришкольному участку с сопровождающим и с использованием белой трости по освоенным ранее маршрутам.

1

Использование в качестве сопровождающего одноклассников на освоенных ранее маршрутах (передвижение в парах с использованием белой трости и сохранных анализаторов).

5-6.

Передвижение в парах с использованием звуковых карт, схем и планов ранее освоенных маршрутов.

2

Передвижение в парах по школе и пришкольной территории с использованием звуковых карт, схем и планов ранее освоенных маршрутов.

Индивидуально.

Изучение схемы, плана, карты района города, в котором располагается школа.

7.

Районы Санкт-Петербурга. Район р города, в котором располагается школа.

 

1

Изучение карты района города, в котором располагается школа (крупные дороги, жилые кварталы, территория школы и т.д.). Выделение маршрутов общественного городского транспорта близ школы.

8-9.

Изучение карты района города, в котором располагается школа.

2

Изучение карты района города, в котором располагается школа (крупные дороги, жилые кварталы, территория школы и т.д.). Выделение маршрутов общественного городского транспорта близ школы.

Индивидуально.

10.

Словесное составление различных маршрутов по району от школы к остановкам общественного городского транспорта.

1

Словесное проговаривание различных маршрутов по району от школы к остановкам общественного городского транспорта.

11-12.

Обсуждение схемы движения транспорта в районе.

2

Обсуждение схемы движения транспорта в районе (основные и второстепенные дороги, перекрёстки, пешеходные зоны).

Индивидуально.

Пространственная ориентировка в пределах городской и инженерной инфраструктуры вокруг школы.

13.

Разработка маршрута за пределами школьной территории.

1

Совместная разработка маршрута за пределами школьной территории без пересечения проезжей части (улица, бульвар, проспект и т.д.).

14-15.

Составление схемы, плана за пределами школьной территории.

2

Работа по плану, схеме маршрута за пределами школьной территории без пересечения проезжей части (школа-метро).

Индивидуально.

Правила дорожного движения: проезжая часть, перекрёстки.

16.

Изучение используемой в правилах дорожного движения терминологии.

1

Изучение терминов: дорога, проезжая часть, пешеходная зона, пешеходный переход, перекрёсток, подземный и наземный переход и т.д.

17-18.

Терминология используемая в правилах дорожного движения.

2

Изучение терминов: дорога, проезжая часть, пешеходная зона, пешеходный переход, перекрёсток, подземный и наземный переход и т.д.

Индивидуально.

19-21.

Изучение видов дорог и разновидностей пешеходных переходов.

3

(1+2)

Моделирование видов дорог: расположение, скоростной режим, особенности движения и т.д.

Моделирование регулируемых и не регулируемых пешеходных переходов знаками приоритета или светофором, на улице с односторонним или двусторонним движением или на перекрёстке.

Индивидуально.

22-24.

Изучение разновидностей перекрёстков.

3

(1+2)

Моделирование перекрестков, проезжей части с пешеходным переходом на приборе "Ориентир" и обсуждение поведения пешехода в различных ситуациях.

Индивидуально.

2 четверть

8 недель, 24 часа

8 часов коррекционных и 16 индивидуальных

Тема урока.

Основное содержание

Кол-во час.

Основные виды деятельности учащихся[3]

Примечания[4]

(корректировка программы в течение учебного года)

Использование сохранных анализаторов.

Определение  звуков проезжей части: шаги прохожих, шум автомобилей, виды автомобилей, изменение покрытия (асфальт/тротуарная плитка), запахи проезжей части и т.д.

25.

Обучение интерпретации информации, получаемой при передвижении с помощью сохранных анализаторов на дороге.

1

26-27.

Интерпретация информации, получаемой при передвижении с помощью сохранных анализаторов на дороге

2

Определение  звуков проезжей части: шаги прохожих, шум автомобилей, виды автомобилей, изменение покрытия (асфальт/тротуарная плитка), запахи проезжей части и т.д.

Индивидуально.

28-30.

Формирование навыков выравнивания относительно транспортного и пешеходного потоков с использованием сохранных анализаторов.

3

(1+2)

Выравнивания тела относительно транспортных потоков с использованием сохранных анализаторов: параллельно, перпендикулярно. Узнавание по звукам пешеходного потока, направление движения, плотность движения, мужчины, женщины, дети и т.д.

Индивидуально.

Поведение в различных ситуациях.

31.

Виды жизненных ситуаций и поведение в них при пересечении проезжей части.

1

Беседа на темы: предложили помощь, необходимо попросить помощь, не работает светофор, не найти пешеходный переход и т.д.

32-33.

Правила диалога с окружающими.

2

Моделирование ситуаций: как попросить помощь и как отказаться от помощи; как сообщить о своём нарушении зрения, как уточнить маршрут или расположение нужного объекта на маршруте и т.д.

Индивидуально.

Пересечение проезжей части.

34.

Правила пересечения проезжей части: пешеходный переход, регулируемый знаками приоритета или светофором.

1

Участие в беседе. 

35-36.

Моделирование пешеходного перехода не в зоне перекрёстка на приборе "Ориентир».

2

Моделирование пешеходного перехода на приборе "Ориентир» и проигрывание различных ситуаций на дороге.

Индивидуально.

37.

Ролевые игры по пересечению проезжей части на школьной территории.

1

Игра на школьной территории «Переход через проезжую часть».

38-39.

Изучение пешеходного перехода не в зоне перекрёстка, регулируемого светофором, на прилегающей к школе улице.

2

Обсуждение закономерностей в работе светофора, движении автомобилей и пешеходов.

Индивидуально.

40.

Выбор безопасного времени пересечения проезжей части по пешеходному переходу на зелёный свет.

1

Беседа о техниках безопасности при пересечении проезжей: не ориентируйся на пешеходов, не пересекай проезжую часть, если из автомобиля тебе сообщили, что пропускают и т.д.

41-42.

Пересечение проезжей части с сопровождающим, в парах, самостоятельно.

2

Переход проезжей части на перекрестке возле школы.

Индивидуально.

Определение времени и места пересечение проезжей части.

43.

Места для пересечения проезжей части: надземный, наземный или подземный пешеходный переход.

1

Беседа о правилах пересечения проезжей части на различных пешеходных переходах. Определение месторасположение пешеходного перехода: на перекрёстках, возле остановок общественного транспорта, возле светофоров.

44-45.

Стратегии поиска пешеходных переходов и ориентиров возле них.

2

Обсуждение стратегий поиска пешеходных переходов и ориентиров возле них, основываясь на индивидуальном опыте обучающихся и на пройденном материале.

Индивидуально.

46.

Моделирование различных пешеходных переходов на приборе "Ориентир" возле школы.

1

Моделирование различных пешеходных переходов на приборе "Ориентир" возле школы и проигрывание различных ситуаций на дороге.

47-48.

Изучение различных пешеходных переходов, имеющихся в близи школы.

2

Пересечение проезжей части по различным пешеходным переходам с сопровождающим, в парах, самостоятельно.

Индивидуально.

10 недель, 30 часов

10 часов коррекционных и 20 индивидуальных

Тема урока.

Основное содержание

Кол-во час.

Основные виды деятельности учащихся[5]

Примечания[6]

(корректировка программы в течение учебного года)

Пересечение проезжей части со случайным сопровождающим.

Самостоятельное нахождение места для пересечения проезжей части.

Индивидуально.

49-51.

Нахождение места для пересечения проезжей части.

3

(1+2)

52-54.

Пересечение проезжей части по пешеходному переходу регулируемым светофором с педагогом.

3

(1+2)

Переход дороги с педагогом.

Индивидуально.

55-57.

Пересечение проезжей части по пешеходному переходу регулируемым светофором, со случайным сопровождающим.

3

(1+2)

Переход дороги со случайным сопровождающим  под контролем педагога.

Индивидуально.

Пересечение проезжей части с использованием белой трости.

58-60.

Контроль окружающего пространства с использованием сохранных анализаторов.

3

(1+2)

Повторение правила пересечения проезжей части, отказ от помощи, использование сохранных анализаторов.

Индивидуально.

61-63.

Приём использования белой трости "постоянный контакт" при пересечении проезжей части.

3

(1+2)

Ориентирование с белой трости "постоянный контакт" при пересечении проезжей части.

Индивидуально.

64-66.

Пересечение проезжей части по пешеходному переходу с педагогом, используя белую трость.

3

(1+2)

Определение места пешеходного перехода, выбор места безопасного перехода дороги, переход через проезжую часть по пешеходному переходу, регулируемым светофором под контролем педагога.

Индивидуально.

67-69.

Пересечение проезжей части по пешеходному переходу, регулируемым светофором самостоятельно.

3

(1+2)

Самостоятельное определение места пешеходного перехода, выбор места безопасного перехода дороги, переход через проезжую часть по пешеходному переходу, регулируемым светофором.

Индивидуально.

Передвижение в парах (слепой-слепой и слепой-слепой с остаточным зрением/слабовидящий).

70-72.

Передвижения в парах: слепой-слепой; слепой-слепой с остаточным зрением; слепой-слабовидящий.

3

(1+2)

Беседа об особенностях передвижения в парах: слепой-слепой; слепой-слепой с остаточным зрением; слепой-слабовидящий. Обсуждение: отличается ли передвижение в парах от передвижения с сопровождающим?

Индивидуально.

73.

Выбор ведущего в паре.

1

Деление на пары, выбор ведущего в паре по остаточному зрению, по знанию пространства/маршрута, по совокупности владения навыками пространственной ориентировке. Обсуждение: отличается ли передвижение в парах от передвижения с сопровождающим?

74-75.

Прохождение маршрута на пришкольной территории в парах.

2

Использование одной или двух белых тростей, использование сохранных анализаторов, повышенное внимание и снижение скорости передвижения и т.д.

Индивидуально.

76-78.

Прохождение маршрута за пределами школьной территории без пересечения проезжей части в парах.

3

(1+2)

Использование одной или двух белых тростей, использование сохранных анализаторов, повышенное внимание и снижение скорости передвижения и т.д.

Индивидуально.

4 четверть

8 недель, 24 часа

8 часов коррекционных и 16 индивидуальных

Тема урока.

Основное содержание

Кол-во час.

Основные виды деятельности учащихся[7]

Примечания[8]

(корректировка программы в течение учебного года)

Совершенствование умения ориентироваться в ближайших улицах.

Самостоятельное ориентирование на разработанном маршруте. Определение стратегии прохождении маршрута. Составление маршрута на приборе «Ориентир». Обсуждение разработанного маршрута: ориентиры, приёмы использования белой трости, возможные препятствия и т.д.;

Индивидуально.

79-81.

Самостоятельное прохождение выбранного маршрута.

3

(1+2)

82-84.

Планирование обратного маршрута.

3

(1+2)

Составление

обратного маршрута с учетом всех ориентиров. Обсуждение разработанного обратного маршрута: ориентиры, приёмы использования белой трости, возможные препятствия и т.д.;

Составление маршрута на приборе «Ориентир».

Индивидуально.

Формирование представлений о маршруте школа-дом.

85-87.

Маршрут «школа-дом».

3

(1+2)

Беседа об особенностях построения маршрута. Выделение этапов построения маршрута.

Индивидуально.

88-90.

Обсуждение особенностей маршрута «школа-дом» .

3

(1+2)

Использование общественного городского транспорта, использование приёмов белой трости и помощи окружающих и т.д.;

Индивидуально.

91-93.

Составление предполагаемого маршрута "Школа-дом".

3

(1+2)

Словесное описание маршрута со всеми ориентирами и направлениями.

Индивидуально.

94-96.

Итоговая К\Р «Правила ориентирования».

3

(1+2)

Тестирование. Моделирование.

Индивидуально.

97-99.

Итоговая К\Р «Ориентировка в пространстве».

3

(1+2)

Практическое задание.

Индивидуально.

100-102.

Обобщение пройденного материала.

3

(1+2)

Обсуждение и исправление ошибок К\Р.

Индивидуально.

Литература

  1. Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. -Л.,1990.- 48 с.
  1. Кульбуш Е.А., под ред. Феоктистовой В.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный институт им. А.И.Герцена, 1990.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) [Текст] : программы детского сада ; коррекционная работа в детском саду / В.А. Бельмер, Л.П. Григорьева, В.З. Денискина и др. ; под ред. Л.И. Плаксиной ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. — М.: Экзамен, 2003. — 174 с.
  3.  Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 1989. - 80 с.
  4.  Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С718 учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.


[1] Участие в беседе, запись лекции, просмотр и анализ компьютерной презентации, кинофрагмента, прослушивание и анализ аудиофрагмента, составление связного письменного высказывания (написание ответа на вопрос, сочинения, изложения), выполнение практикума, самостоятельной работы, лабораторной работы, практической работы, теста, контрольной работы, работы над ошибками, посещение экскурсии по предмету, участие в дискуссии, дидактической игре, семинаре, конференции и т.п.

[2] Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.

[3] Участие в беседе, запись лекции, просмотр и анализ компьютерной презентации, кинофрагмента, прослушивание и анализ аудиофрагмента, составление связного письменного высказывания (написание ответа на вопрос, сочинения, изложения), выполнение практикума, самостоятельной работы, лабораторной работы, практической работы, теста, контрольной работы, работы над ошибками, посещение экскурсии по предмету, участие в дискуссии, дидактической игре, семинаре, конференции и т.п.

[4] Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.

[5] Участие в беседе, запись лекции, просмотр и анализ компьютерной презентации, кинофрагмента, прослушивание и анализ аудиофрагмента, составление связного письменного высказывания (написание ответа на вопрос, сочинения, изложения), выполнение практикума, самостоятельной работы, лабораторной работы, практической работы, теста, контрольной работы, работы над ошибками, посещение экскурсии по предмету, участие в дискуссии, дидактической игре, семинаре, конференции и т.п.

[6] Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.

[7] Участие в беседе, запись лекции, просмотр и анализ компьютерной презентации, кинофрагмента, прослушивание и анализ аудиофрагмента, составление связного письменного высказывания (написание ответа на вопрос, сочинения, изложения), выполнение практикума, самостоятельной работы, лабораторной работы, практической работы, теста, контрольной работы, работы над ошибками, посещение экскурсии по предмету, участие в дискуссии, дидактической игре, семинаре, конференции и т.п.

[8] Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специального (коррекционного) обучения VIII вид "Чтение и развитие речи" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Ильиной С.Ю....

Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по математике 2 класс

Предлагаю вашему вниманию программу по коррекционному обучению (VIII вид) по математике 2 класс...

Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по письму и развитию речи 2 класс

Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по письму и развитию речи 2 класс...

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5-9 классах

Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социа...

Рабочая программа по Социально- бытовой ориентировке (СБО) для 4 класса (Вариант 2.)

Рабочая программа общеобразовательной области "Социально-бытовая ориентировка " (СБО)  для 4 класса (Вариант 2).Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подго...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для незрячих детей

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" на год обучения. 34 часа....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Пространственная ориентировка» для обучающихся с нарушением зрения 4 класса (вариант 3.2)

Рабочая программа курса «Пространственная ориентировка» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования...