Программа по социально-бытовой ориентировке
рабочая программа на тему
Программа по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sbo.docx | 46.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы внеурочной деятельности (коррекционной направленности) для младших школьников с нарушением зрения «Социально-бытовая ориентировка»
Пояснительная записка
В Концепции развития инклюзивного образования вХанты-Мансийском автономном округе – Югре говорится о необходимости создания целостной, эффективно действующей системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В образовательной программе МБОУ «СОШ №8» сформулирована основная миссия школы: обеспечение качественного доступного образования каждому обучающемуся МБОУ «СОШ №8» на основе оптимизации внутренних ресурсов школы. Тема школы «Образовательное пространство школы как модель интегративно-инклюзивного образования».Цель работы школы: создать оптимальные условия для успешного образования, развития и социальной адаптации любого ребёнка, независимо от уровня его психофизического развития и состояния здоровья.
В МБОУ «СОШ №8» обучаются дети с нарушением зрения. Обучение самостоятельности в быту и социальной среде является одним из приоритетных направлений реабилитационной работы с незрячими детьми.
Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), потребности детей и родителей, мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности(коррекционного курса) для младших школьников с нарушением зрения «Социально-бытовая ориентировка»(СБО).
Основная часть
Рабочая программа покоррекционного курса « Социально-бытовая ориентировка » для 1-4 классов составлена в соответствии со следующей нормативно-правовой документацией:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г.,18 декабря 2012 г.
- Программы «Социально-бытовая ориентировка», автор – Плаксина Л.И., М., 1999год
- Основная образовательная программа начального общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся III вида МБОУ «СОШ № 8» (приказ № 394 от 30.08.2013 г)
Цельюосновной общеобразовательной программы начального общего образования с учётом особенностей психофизического развития и возможностей для обучающихся III вида МБОУ «СОШ №8» является создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности, удовлетворению образовательных и творческих потребностей каждого ребёнка; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации детей с глубокими нарушениями зрения к новым социальным условиям.
Организация образования слепых и слабовидящих детей в условиях общеобразовательной школы опирается на ряд принципов, определяющих его специфику:
- принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с патологией зрения, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития;
- принцип индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания, диктующий необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих школьников в осуществлении педагогической деятельности;
- принцип комплексного подхода в реализации образовательным учреждением своих функций.
Роль курса «Социально-бытовая ориентировка» в достижении целей и задач общеобразовательной программы начального общего образования с учётом особенностей психофизического развития и возможностей для обучающихся III вида МБОУ «СОШ №8».
Общая характеристика курса
Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права на развитие, образование. Социально-бытовая ориентировка – самый надежный путь и условия к успешной социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Главная цель курса СБО в начальной школе- помочь ученику с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у него первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человека. Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей с нарушениями зрения. При этом учитываются местные особенности и национальные традиции.
Задачи:
- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей,по вопросам социально-бытовой ориентировки;
- сформировать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
- сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
- познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
- сформировать представление о правилах поведенияв общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением,
внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Для учащихся начальной школы приоритетным является игровая деятельность, высокая мотивация, смена видов деятельности. Исходя из этого, одним из ведущих методов проведения занятий по СБО является игровой метод. Его конкретное воплощение может быть самым различным: это может быть сюжетно-ролевая игра с чётко фиксированным сюжетом, с определённым набором ролей, это может быть сюжетная игра со свободным сюжетом без строгой регламентации его разворачивания, без чёткого набора ролей. Игровой метод может воплощаться и в проведении игры-инсценировки, может быть игра-соревнование между детьми или группами детей.Преодоление трудностей в обучении детей, находящихся в условиях зрительной депривации, обеспечивается за счёт использования современных образовательных технологий: проектно- исследовательская и проблемная технологии, (создание проблемной ситуации, проведение деловых игр и т.д.).
Обучение СБО невозможно без проведения экскурсий. Они могут быть вводными, текущими и итоговыми.
Для формирования знаний, умений и навыков по СБО применяются различные практические занятия и самостоятельные работы.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением зрения необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Специальные знания, умения и навыки необходимы слепым и слабовидящим для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Специальные навыки предполагают достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практических действий. Овладение комплексом таких навыков позволяет незрячим и слабовидящим компенсировать полную или частичную утрату зрения. Успех овладения навыками СБО может быть обеспечен при систематическом закреплении и при помощи совместных усилий педагогов, родителей и других служб сопровождения (психологической, социальной и т.д.).Таким образом, программа предусматривает систематическое взаимодействие с социальными партнёрами: проведение совместных занятий с педагогами учреждений дополнительного образования «ДДТ», «ДЮСШ -2». Только комплексная совместная деятельность позволит достичь желаемых результатов.
Основное содержание курса.
Содержание программы включает в себя следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».
Овладение навыками СБО облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушениями зрения к современным условиям жизни.
Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.
Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания. Способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.
Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают знакомство с повседневным уходом за одеждой, обувью и жилищем. Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, классе, общественных местах раскрываются в темах «Семья», «Культура общения». Дети знакомятся с правилами поведения за столом, при посещении музеев, библиотек, кинотеатров, клубов, почты, магазина.
Важная роль отводится формированию у детей умений и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Этому способствуют тематические занятия «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь».
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся 1 раз в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 – 4 классы – 34 часа в год.
Тематическое планирование по годам обучения. (Приложение I)
Тема | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Личная гигиена | 5ч. | 4ч. | 4ч. | 4ч. |
Одежда и обувь | 5ч. | 5ч. | 3ч. | 2ч. |
Питание | 5ч. | 4ч. | 5ч. | 6ч. |
Семья | 3ч. | 3ч. | 3ч. | 3ч. |
Культура поведения | 6ч. | 6ч. | 6ч. | 6ч. |
Жилище | 4ч. | 3ч. | 3ч. | 2ч. |
Транспорт | 3ч. | 4ч. | 3ч. | 3ч. |
Торговля | 2ч. | 3ч. | 2ч. | 3ч. |
Средства связи | - | 2ч. | 2ч. | 2ч. |
Медицинская помощь | - | - | 3ч. | 3ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
1 класс
соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды;
знать основные продукты, владеть сервировкой стола к завтраку;
знать состав семьи, уметь выполнять простейшие бытовые поручения, участвовать в семейных торжествах, традиционных праздниках;
владеть правилами поведения при встрече и расставании, поддерживать тактичный, вежливый разговор с товарищами, взрослыми;
знать помещения школы, их назначение;
знать правила уличного движения и поездки в городском транспорте;
знать виды магазинов, покупать простые товары.
2 класс
уметь ухаживать за телом, стричь ногти, владеть правилами ухода за кожей;
владеть навыками ухода за одеждой и обувью, уметь стирать и гладить носовые платки, воротнички и т.д.;
знать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к приготовлению пищи, и основные правила приготовления салатов, винегрета и др.;
уметь выполнять отдельные хозяйственно-бытовые обязанности в семье;
знать и применять правила поведения в общественных местах (кинотеатрах, музее, школе, библиотеке);
знать и владеть санитарно-гигиеническими навыками ухода за помещениями, рабочим местом, цветами;
знать основные транспортные средства, уметь пользоваться городским и сельским транспортом, знать основные маршруты домой, в школу, в парк, магазины, кинотеатр;
уметь приобрести в магазине различные товары;
уметь написать письмо, открытку, телеграмму.
3 класс
стирать изделия из синтетических волокон и шерсти;
приготавливать простые блюда из теста (печенье);
помогать малышам в уборке, проведение прогулок, чистке одежды;
убирать помещения, соблюдать офтальмо-гигиенические требования во время уборки;
пользоваться расписанием поездов, автобусов; купить билет и др.;
знать стоимость отдельных товаров и уметь их купить (нитки, пуговицы, книги и т.д.);
отправлять ценные письма, бандероли;
бинтовать руку, оказывать помощь при порезе конечности.
4 класс
пользоваться оптическими средствами коррекции, знать упражнения для глаз;
готовить овощные блюда, сервировать стол, пользоваться столовыми приборами;
выполнять различные виды труда в семье, быть чутким, внимательным к окружающим;
вести себя в обществе, подчиняться правилам поведения, уважать окружающих;
ухаживать за мебелью, пользоваться пылесосом, убирать помещение;
ухаживать за резиновыми и кожаными изделиями, чистить одежду, снимать пятна па одежде;
знать правила проезда по железной дороге;
назначение магазина и правила поведения при покупке товаров;
уметь отправлять посылки;
владеть гимнастикой, для глаз, снимать напряжение и утомление, следить за чистотой оптических средств (очков, луп и т.д.).
Программа предусматривает использование современных оценочных средств, проводятся входной и итоговый мониторинги в каждом учебном году, позволяющие отследить динамику сформированности социальной компетентности школьников.
Карта мониторинга социальной компетентности учащихся.
Показа тели Ф.И. учени ка | Навыки | Усвоение программы обучения | Продуктивные виды деятельности | Игровая деятельность | Коммуникативные навыки | Самоконтроль, само регуляция поведения | Поведение в социумах | |||
самообслуживания и личной гигиены | бытового труда | профессионального труда | невербальные | вербальные | ||||||
Шкала оценивания:
0 – невозможность оценки по данному показателю;
1 – начальное овладение навыком, умением, знаниями; выполнение с помощью педагога;
2 – частичное овладение навыком, умением, знаниями;
3 – полное овладение навыком, умением; умение использовать полученные знания.
Навыки самообслуживания и личной гигиены: одевание, раздевание, опрятность, гигиена питания, забота о теле и внешнем виде, забота о здоровье.
Навыки бытового труда: участие в поддержании чистоты и порядка в классе, дежурство по классу, в столовой.
Навыки профессионального труда: овладение основами профессионального труда по различным специальностям (уборщица, кухонный рабочий и т.д.).
Усвоение программы обучения: усвоение учебной программы.
Продуктивные виды деятельности: овладение умениями рисования, лепки, вышивания, бисероплетения и т.д.
Игровая деятельность: способность целенаправленно осознанно осуществлять игровые действия с игрушками, подчиняться правилам игры и выполнять их.
Коммуникативные навыки:
а) невербальные – способность общаться с помощью мимики, жестов, позы;
б) вербальные – общение при помощи предложений, фраз.
Самоконтроль, саморегуляция поведения: способность реагировать на жизненные ситуации эмоциями, которые являются уместными и адекватными (отсутствие агрессии, страха, слёз, деструктивного поведения).
Поведение в социумах: адекватное поведение в магазинах, транспорте, на почте, в театре и т.д.
Данный курс способствует формированию у незрячих учащихся:
Личностных результатов:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
• знание и выполнение санитарно-гигиенических требований, правил безопасной работы;
• организация рабочего места;
• использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметных результатов:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• самостоятельная организация и выполнение различных практических заданий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического решения; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметных результатов
В познавательной сфере:
• представление о санитарно-гигиенических нормах;
• понятие о процессе пищеварения;
• общие сведения о питательных веществах и витаминах;
• технологию влажно-тепловой обработки;
• виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека;
• влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
• технологию приготовления бутербродов, горячих напитков, блюд из яиц, блюд из свежих овощей;
• правила сервировки стола к завтраку;
• правила столового этикета
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности; • расчёт себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В физико-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Тематическое планирование по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка». 1 класс
№ | Тема | Количество часов | Содержание | Формы, методы обучения | Ожидаемый результат | |
Теория | Практика | |||||
1. | Вводное занятие | 1 | Знакомство с помещениями, где осуществляются социально-бытовые занятия (оснащение и оборудование кабинета, его назначение, знакомство с правилами поведения в нём и техникой безопасности) | Вводная беседа, экскурсия | ||
2 | Личная гигиена | 4 | 1 | Распорядок дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Последовательность утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов и ушей, правила расчёсывания волос, выбор причёски, периодичность мытья головы, подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования. Практические занятия. Посещение парикмахерской, где детям оказывают различные услуги. | Беседа, предметно-практическая деятельность учащихся, игра, экскурсия | Представление о санитарно-гигиенических нормах; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов |
3 | Одежда и обувь. | 3 | 2 | Виды одежды и головных уборов. Повседневный уход за одеждой (использование по назначению, предупреждение загрязнений, чистка). Подбор одежды, головных уборов по сезону. Повседневная, праздничная, спортивная одежда. Значение чистоты и опрятности одежды. Сушка мокрой одежды. чистка верхнего и лёгкого платья, условия хранения. Виды обуви и назначение, уход и хранение. Практические занятия. Чистка одежды и обуви, стирка, глажение, хранение. | Беседа, игра, практическая работа | Планирование практической деятельности, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. |
4 | Питание. | 2 | 3 | Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрукты и т.д.). разнообразие продуктов, их назначение и значение в жизни человека. Витамины. Приготовление пищи, приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц. Сервировка стола к завтраку. Практические занятия. Чистка овощей на кухне, переборка сухофруктов, оказание помощи повару в приготовлении простейшей пищи (компотов, гарниров, салатов и др.). сервировка стола. | Беседа, «Способ сопряженных действий», самостоятельная предметно-практическая деятельность учащихся. | Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной деятельности. |
5 | Семья. | 2 | 1 | Понятия о семье, знание состава семьи, имён и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание им помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. Практическое занятие. Выполнение различных обязанностей, традиций, праздников в семье и школе (дни рождения, юбилеи бабушки, дедушки, школьные юбилеи и др | Беседа, сюжетно-ролевая игра | Осознание ответственности за качество результатов труда |
6 | Культура поведения | 4 | 2 | Правильная осанка (поза сидя, стоя, красота походки, красота жеста). правила поведения при встрече и прощании со сверстниками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях, формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку). Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками. Практические занятия. Разговор с директором, врачом, медсестрой и другими взрослыми. | Беседа, проблемные ситуации, сюжетно-ролевая игра. | Согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности |
7 | Жилище. | 2 | 1 | Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них. Практические занятия. Посещение различных помещений школы, знакомство с их назначением, интерьером. | Беседа, «Способ сопряженных действий», самостоятельная предметно-практическая деятельность учащихся | Планирование технологического процесса и процесса труда, представление о санитарно-гигиенических нормах. |
8 | Транспорт. | 1 | 2 | Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице. Правила уличного движения. Наиболее рациональный маршрут до школы, варианты проезда разными видами транспорта, время затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут. Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения в салоне, при выходе на улицу, правила перехода улицы при наличии светофора и без него. Практические занятия. Экскурсии по улицам вокруг школы, поездки в городском транспорте. | Беседа, проблемные ситуации, сюжетно-ролевая игра, экскурсия | Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни |
9 | Торговля. | 1 | 1 | Магазины: продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их названия. Практическое занятие. Порядок приобретения товаров в магазинах самообслуживания. | Беседа, проблемные ситуации, сюжетно-ролевая игра, экскурсия | Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни |
Список источников
- Основная образовательная программа начального общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся III вида МБОУ «СОШ № 8» (приказ № 394 от 30.08.2013 г)
- Программа «Социально-бытовая ориентировка», автор – Плаксина Л.И., М.: Город, 1999
- Т.Б. Тимофеева «Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов», Ростов н/Д.: Феникс, 2010
- Коррекционная направленность специального образования детей с глубокими нарушениями зрения (Сборник методических работ), М.:АПКиППРО, 2006
- Мониторинг социализации воспитанников /авт.-сост. С.В.Андреева, Волгоград: Учитель, 2013
- Б.К. Тупоногов «Организация коррекционно – педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей», М.: Владос, 2011
Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения - Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа реабилитации по социально – бытовой ориентировке на ребенка – инвалида
Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья....
Адаптированная рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 4 класс(коррекционная школа)
Рабочая программа (надомное обучение). Программа разработана с учетом индивидуальных особенностей учащегося. Результат реализации программы - это повышение уровня самообслуживания ученика, его социали...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 5-9 классах
Данная рабочая программа составлена на основе: 1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ; 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социа...
Рабочая программа по Социально- бытовой ориентировке (СБО) для 4 класса (Вариант 2.)
Рабочая программа общеобразовательной области "Социально-бытовая ориентировка " (СБО) для 4 класса (Вариант 2).Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подго...
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.
Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...
Программа по социально-бытовой ориентировке для слепых - 3 класс.
Программа по социально- бытовой ориентировке написана для слепых детей 3 класса....
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для незрячих детей
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" на год обучения. 34 часа....