Индивидуальная программа реабилитации по социально – бытовой ориентировке на ребенка – инвалида
рабочая программа (2 класс) на тему

Грибанова Людмила Александровна

Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbo_2_klass.doc66 КБ
Microsoft Office document icon ya_i_drugie._2_kl.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поспелихинский район Алтайский край

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

        _________  Н. А. Кочура

«     » ______________ 2013

«Утверждаю»

Директор  МКОУ

«Факел Социализма СОШ»

_________Н.А. Проскурина

Приказ №____

от «      »_____________   2013

Индивидуальная программа реабилитации

по социально – бытовой ориентировке

на ребенка – инвалида

_______________________

ученицы 2 класса

на 2012 - 2013 учебный год

                       Составитель:

              Грибанова Людмила Александровна,

        учитель начальных классов

Рассмотрено на заседании Педагогического совета.

Протокол №_____от _______ 2013 г.

п. Факел Социализма

2013

Пояснительная записка.

 

Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:

  • практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду;
  •  формирование  знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества;

Принципы в обучении: систематичность и последовательность.

Формы и методы: практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы, коллективные методы, индивидуальные (выполнение всех операций под руководством учителя). Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.

Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности. Формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно – гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно – ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил. Зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. Значительное место  в программе отводится экскурсиям. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Занятия по социально – бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, естествознания, технологии.

На занятиях по социально – бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний, навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

                                   Содержание программы 
Программа состоит из 9 разделов: 

  1. «Личная гигиена»;
  2. «Культура поведения»;
  3.  «Одежда, обувь»;
  4.   «Жилище»;
  5.  «Транспорт»;
  6. «Торговля»;
  7.  «Средства связи»;
  8.  «Медицинская помощь»;
  9. «Питание».

Основные требования к знаниям и умениям 
 Учащиеся должны знать: 
1.Свое  имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств,  название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя. 
2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью. 
3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником. 
4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях. 
5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома. 
6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте. Элементарные правила уличного движения. 
7. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них. 
8.    Основные средства связи, виды почтовых отправлений. 
9.    Виды медицинской помощи,  медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки,  виды доврачебной помощи. 
    
Учащиеся должны уметь: 
1. Совершать утренний и вечерний туалет в  определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой. 
2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению. 
3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню. 
4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу). 
5. Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями. 
6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения. 
7. Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине. 
8. Писать адреса на конверте 
9. Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки. 

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке дети:

  • научатся правилам ведения домашнего хозяйства;
  • получат  практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых  бытовых умениях и навыках;

Календарно  – тематическое планирование 

№ п/п

Наименование раздела, темы занятия

Дата

Примечание

Личная гигиена (2 ч.)

1

 Правила личной гигиены в течение дня. 

2

 Уход за кожей рук и лица с помощью косметических средств.

Культура поведения (2 ч.)

3

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. 

4

 Поведение за столом 
при приеме пищи
.

Одежда (1 ч.)

5

Виды одежды.  Повседневный уход за одеждой.   

Жилище (1 ч.)

6

Виды жилых помещений в городе и деревне 

Транспорт (2 ч.)

7

Виды транспорта. 

8

Правила дорожного движения. 

Торговля (1 ч.)

9

Основные виды магазинов, их назначение. Правила поведения в магазине.

Средства связи (1 ч.)

10

Основные средства связи 
(почта, телефон) Экскурсия на почту. 

Медицинская помощь (1 ч.)

11

 Медицинские учреждения. Виды медицинской помощи.  Вредные привычки.

Питание (1 ч.)

12

Значение продуктов питания для здоровья человека.

Список используемой литературы

1.  О.В. Белоножкина   «Инсценированные классные часы в начальной школе: Как быть здоровым». Волгоград,  2007 г.

         2.  Н.М. Волчек  «Современная энциклопедия домашнего хозяйства». Минск, 1999 г.

        3.  Е.Н. Дубровская  «Классные часы  1-4 класс».     Москва, 2007 г.

         4. В. Иванова «Этикет для девочек», 2006 г.

         5.  О.И. Кияткина «Этикет и сервировка стола», 2002 г.

         6. В.  Фадеева «Азбука домашнего хозяйства для девочек», 2000 г.

         7. Слайд – презентации на электронных носителях.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»

 «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________Н. А. Кочура

от  «       » ___________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Факел

Социализма СОШ»

__________Н. А. Проскурина

              Приказ № ___

от «       » ____________ 2013 г.

Индивидуальная программа реабилитации

по курсу «Я и другие»

 ребенка – инвалида

________________________

ученицу 2 класса

на 2012 – 2013 учебный год

                                                                                        Составитель:

                                                                                        Грибанова Людмила Александровна,

                                                                                        учитель начальных классов

                         

                                                                                        Рассмотрено на заседании

                                                                                        педагогического совета

                                                                                        протокол №___

                                                                                        от «_____»____________2013

п. Факел Социализма

2013

Пояснительная записка

     Данная программа направлена на развитие коммуникативной культуры ребенка. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов. На занятиях дети получат знания о том, как общаться, упражняться в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

   Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность.

Цель:

    Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Задачи:

  • помочь детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;
  • помочь обычным детям (сверстникам-одноклассникам ребенка с ОВЗ) сформировать позитивное отношение к своему особому товарищу и соответствующие навыки взаимодействия с ним в образовательной и досуговой деятельности;


Методы и формы работы: 

    Беседа, ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

Особенности организации занятий:

Занятия по программе могут быть разнообразными, в зависимости от поставленных задач, по выбору педагога: совместная деятельность детей, самостоятельная деятельность, игры, упражнения, тренинги, экскурсии.  

В период проведения занятий важно не столько передать знания детям с ОВЗ, сколько создать у них стойкие убеждения в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала у учащихся формируются  представления о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему, а далее осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации.

Структура занятий:

  • актуализация у обучающихся имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения);
  • формирование у детей новых представлений (осуществляется с использованием  игр, творческих этюдов);
  • отработка личной стратегии поведения (при обсуждении и разыгрывании  сказки);
  • осмысление полученного опыта, рефлексия (упражнение "продолжи фразу" и др.). 


Планируемые результаты реализации программы: 

  • приобретение младшими школьниками базовых навыков позитивного общения (умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор);
  • умение бесконфликтно и эффективного общения;
  • понимание детьми природы индивидуальных переживаний; необходимости избегания форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни, применение соответствующих приемов поведения;
  • умения  аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями;
  • осознание детьми различий между людьми, проявление уважения к особенностям их поведения

Каждая тема программы предусматривает практическую работу учащихся.

Программа включает в себя 11 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия не более 45 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.

Тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема занятия

Основные цели

Краткое содержание

1

Давайте знакомиться.

Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы

1.Установление контакта. Определение правил работы в группе. Упражнение «Свеча».

2.Упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения.

3.Обсуждение итогов занятия.

4. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты»

2

Самоценность

Снятие эмоционального напряжения, развитие навыков совместной игры

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка. Игра с шарами.

3.Упражнение «Самоценность»

Цель: позитивация «Я» - концепции ребенка.

4.Обсуждение итогов

5.Ритуал прощания.

3

«Волшебные рисунки»

Гармонизация эмоционального состояния. Развитие и познание внутреннего мира ребенка.

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка. Упражнение «Кулак. Палец. Ладонь».

3.Основная часть. Упражнение «Лицо».  Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношения с родителями.

4.Обсуждение итогов.

5.Ритуал прощания.

4

Мой волшебный мир.

Гармонизация эмоционального состояния. Развитие навыков самопознания. Познание внутреннего мира ребенка.

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка. Упражнение «Переключатели»

3.Основная часть. Упражнение «Чудо – кактус». Цель: гармонизация эмоционального состояния.

4.Обсуждение итогов.

5.Ритуал прощания. Упражнение

5

«Необыкновенная скорлупа»

Гармонизация эмоционального состояния.

Развитие умения работать в коллективе. Развитие навыков самопознания. познание внутреннего мира ребенка.

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка. Упражнение «Ревущий мотор». Цель: позволяет сбросить напряжение и настроиться на работу.

3.Основная часть. Упражнение  «Волшебная скорлупа». Цель: развитие воображения, оказание помощи в правильном построении отношений.

4.Обсуждение итогов.

5.Ритуал прощания. Упражнение

6

Мои достижения.

Гармонизация эмоционального состояния. Развитие самопознания.

Развитие адекватной самооценки. Развитие коммуникативных умений и навыков.

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка. Упражнение «Меняющаяся комната»

3.Основная часть. Упражнение «Цветущий домик». Цель: развитие воображения, позитивного отношения к собственному дому. Упражнение «Мои достижения».

4.Обсуждение итогов.

5.Ритуал прощания. Упражнение

7

Взаимодействие

Развитие самопознания.

Развитие коммуникативных умений и навыков

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка.

3.Основная часть. Упражнение «Бутерброд с шоколадной пастой». Игры с пуговицами «Событие»

4.Обсуждение итогов.

5.Ритуал прощания. Упражнение

8

Умеешь ли ты общаться?

 1. Совершенствование коммуникативных навыков детей;

2. Приобретение опыта решения конфликтных ситуаций;

3.  Развитие эмоциональной сферы и невербальных способов общения.

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка.

3.Основная часть. Упражнение

 « Пойми меня»

«Прогнозируем поступок»

4.Обсуждение итогов.

5.Ритуал прощания. Упражнение

9

Двигаемся дальше

Развитие эмпатии. Развитие самопознания.

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка с шарами.

3.Основная часть. Упражнение  «Такой поступок мне к лицу», «Ежик».

4.Обсуждение итогов.

5.Ритуал прощания. Упражнение

10

Я и мои одноклассники.

Развитие умения сотрудничать, считаться с особенностями в позициях и взглядах людей,  снижение тревожности.

Познакомить с формами благоприятного сотрудничества.

1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка. «Ладушки»

3.Основная часть. «Ковер – самолет». Цель: развитие коммуникативных навыков.

4.Ритуал прощания. «Телеграмма»

11

Завершение.

Гармонизация эмоционального состояния. Развитие самопознания. Развитие коммуникативных умений и навыков.

1.Разминка. упражнение «Свободное падение»

2.Основная часть. Игра «Чудесные пироги». Цель: развитие коммуникативных навыков.

Упражнение «Закончи предложение».

4.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты»

Используемая литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке «Все профессии нужны, все профессии важны».5 класс Особый ребенок

Тип урока: комбинированный   Цель: уточнить, расширить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи:Образовательные- сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельн...

Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)

В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Социально- бытовая ориентировка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету  Социально- бытовая ориентировка,обучающейся по основной адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными во...

Рабочая программа по предмету "Социально - бытовая ориентировка" для 1 дополнительного класса для учащихся с РАС

Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для учащихся   с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с РАС (Вариант 8.3)

Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» для 1-4 классов составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра на основе Адаптированной основной общеоб...