Индивидуальная программа реабилитации по социально – бытовой ориентировке на ребенка – инвалида
рабочая программа (2 класс) на тему
Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo_2_klass.doc | 66 КБ |
ya_i_drugie._2_kl.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поспелихинский район Алтайский край
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Н. А. Кочура « » ______________ 2013 | «Утверждаю» Директор МКОУ «Факел Социализма СОШ» _________Н.А. Проскурина Приказ №____ от « »_____________ 2013 |
Индивидуальная программа реабилитации
по социально – бытовой ориентировке
на ребенка – инвалида
_______________________
ученицы 2 класса
на 2012 - 2013 учебный год
Составитель:
Грибанова Людмила Александровна,
учитель начальных классов
Рассмотрено на заседании Педагогического совета.
Протокол №_____от _______ 2013 г.
п. Факел Социализма
2013
Пояснительная записка.
Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду;
- формирование знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества;
Принципы в обучении: систематичность и последовательность.
Формы и методы: практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы, коллективные методы, индивидуальные (выполнение всех операций под руководством учителя). Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности. Формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно – гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно – ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил. Зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. Значительное место в программе отводится экскурсиям. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Занятия по социально – бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, естествознания, технологии.
На занятиях по социально – бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний, навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Содержание программы
Программа состоит из 9 разделов:
- «Личная гигиена»;
- «Культура поведения»;
- «Одежда, обувь»;
- «Жилище»;
- «Транспорт»;
- «Торговля»;
- «Средства связи»;
- «Медицинская помощь»;
- «Питание».
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
1.Свое имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.
2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.
3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.
5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома.
6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте. Элементарные правила уличного движения.
7. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.
8. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.
9. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки, виды доврачебной помощи.
Учащиеся должны уметь:
1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.
2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.
4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
5. Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения.
7. Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.
8. Писать адреса на конверте
9. Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке дети:
- научатся правилам ведения домашнего хозяйства;
- получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы занятия | Дата | Примечание |
Личная гигиена (2 ч.) | |||
1 | Правила личной гигиены в течение дня. | ||
2 | Уход за кожей рук и лица с помощью косметических средств. | ||
Культура поведения (2 ч.) | |||
3 | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. | ||
4 | Поведение за столом | ||
Одежда (1 ч.) | |||
5 | Виды одежды. Повседневный уход за одеждой. | ||
Жилище (1 ч.) | |||
6 | Виды жилых помещений в городе и деревне | ||
Транспорт (2 ч.) | |||
7 | Виды транспорта. | ||
8 | Правила дорожного движения. | ||
Торговля (1 ч.) | |||
9 | Основные виды магазинов, их назначение. Правила поведения в магазине. | ||
Средства связи (1 ч.) | |||
10 | Основные средства связи | ||
Медицинская помощь (1 ч.) | |||
11 | Медицинские учреждения. Виды медицинской помощи. Вредные привычки. | ||
Питание (1 ч.) | |||
12 | Значение продуктов питания для здоровья человека. |
Список используемой литературы
1. О.В. Белоножкина «Инсценированные классные часы в начальной школе: Как быть здоровым». Волгоград, 2007 г.
2. Н.М. Волчек «Современная энциклопедия домашнего хозяйства». Минск, 1999 г.
3. Е.Н. Дубровская «Классные часы 1-4 класс». Москва, 2007 г.
4. В. Иванова «Этикет для девочек», 2006 г.
5. О.И. Кияткина «Этикет и сервировка стола», 2002 г.
6. В. Фадеева «Азбука домашнего хозяйства для девочек», 2000 г.
7. Слайд – презентации на электронных носителях.
Предварительный просмотр:
МКОУ «Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _________Н. А. Кочура от « » ___________ 2013 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Факел Социализма СОШ» __________Н. А. Проскурина Приказ № ___ от « » ____________ 2013 г. |
Индивидуальная программа реабилитации
по курсу «Я и другие»
ребенка – инвалида
________________________
ученицу 2 класса
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель:
Грибанова Людмила Александровна,
учитель начальных классов
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___
от «_____»____________2013
п. Факел Социализма
2013
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие коммуникативной культуры ребенка. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов. На занятиях дети получат знания о том, как общаться, упражняться в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность.
Цель:
Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Задачи:
- помочь детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;
- помочь обычным детям (сверстникам-одноклассникам ребенка с ОВЗ) сформировать позитивное отношение к своему особому товарищу и соответствующие навыки взаимодействия с ним в образовательной и досуговой деятельности;
Методы и формы работы:
Беседа, ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Особенности организации занятий:
Занятия по программе могут быть разнообразными, в зависимости от поставленных задач, по выбору педагога: совместная деятельность детей, самостоятельная деятельность, игры, упражнения, тренинги, экскурсии.
В период проведения занятий важно не столько передать знания детям с ОВЗ, сколько создать у них стойкие убеждения в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала у учащихся формируются представления о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему, а далее осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации.
Структура занятий:
- актуализация у обучающихся имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения);
- формирование у детей новых представлений (осуществляется с использованием игр, творческих этюдов);
- отработка личной стратегии поведения (при обсуждении и разыгрывании сказки);
- осмысление полученного опыта, рефлексия (упражнение "продолжи фразу" и др.).
Планируемые результаты реализации программы:
- приобретение младшими школьниками базовых навыков позитивного общения (умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор);
- умение бесконфликтно и эффективного общения;
- понимание детьми природы индивидуальных переживаний; необходимости избегания форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни, применение соответствующих приемов поведения;
- умения аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями;
- осознание детьми различий между людьми, проявление уважения к особенностям их поведения
Каждая тема программы предусматривает практическую работу учащихся.
Программа включает в себя 11 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия не более 45 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.
Тематическое планирование
№ п\п | Дата | Тема занятия | Основные цели | Краткое содержание |
1 | Давайте знакомиться. | Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы | 1.Установление контакта. Определение правил работы в группе. Упражнение «Свеча». 2.Упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения. 3.Обсуждение итогов занятия. 4. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты» | |
2 | Самоценность | Снятие эмоционального напряжения, развитие навыков совместной игры | 1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка. Игра с шарами. 3.Упражнение «Самоценность» Цель: позитивация «Я» - концепции ребенка. 4.Обсуждение итогов 5.Ритуал прощания. | |
3 | «Волшебные рисунки» | Гармонизация эмоционального состояния. Развитие и познание внутреннего мира ребенка. | 1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка. Упражнение «Кулак. Палец. Ладонь». 3.Основная часть. Упражнение «Лицо». Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношения с родителями. 4.Обсуждение итогов. 5.Ритуал прощания. | |
4 | Мой волшебный мир. | Гармонизация эмоционального состояния. Развитие навыков самопознания. Познание внутреннего мира ребенка. | 1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка. Упражнение «Переключатели» 3.Основная часть. Упражнение «Чудо – кактус». Цель: гармонизация эмоционального состояния. 4.Обсуждение итогов. 5.Ритуал прощания. Упражнение | |
5 | «Необыкновенная скорлупа» | Гармонизация эмоционального состояния. Развитие умения работать в коллективе. Развитие навыков самопознания. познание внутреннего мира ребенка. | 1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка. Упражнение «Ревущий мотор». Цель: позволяет сбросить напряжение и настроиться на работу. 3.Основная часть. Упражнение «Волшебная скорлупа». Цель: развитие воображения, оказание помощи в правильном построении отношений. 4.Обсуждение итогов. 5.Ритуал прощания. Упражнение | |
6 | Мои достижения. | Гармонизация эмоционального состояния. Развитие самопознания. Развитие адекватной самооценки. Развитие коммуникативных умений и навыков. | 1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка. Упражнение «Меняющаяся комната» 3.Основная часть. Упражнение «Цветущий домик». Цель: развитие воображения, позитивного отношения к собственному дому. Упражнение «Мои достижения». 4.Обсуждение итогов. 5.Ритуал прощания. Упражнение | |
7 | Взаимодействие | Развитие самопознания. Развитие коммуникативных умений и навыков | 1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка. 3.Основная часть. Упражнение «Бутерброд с шоколадной пастой». Игры с пуговицами «Событие» 4.Обсуждение итогов. 5.Ритуал прощания. Упражнение | |
8 | Умеешь ли ты общаться? | 1. Совершенствование коммуникативных навыков детей; 2. Приобретение опыта решения конфликтных ситуаций; 3. Развитие эмоциональной сферы и невербальных способов общения. | 1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка. 3.Основная часть. Упражнение « Пойми меня» «Прогнозируем поступок» 4.Обсуждение итогов. 5.Ритуал прощания. Упражнение | |
9 | Двигаемся дальше | Развитие эмпатии. Развитие самопознания. | 1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка с шарами. 3.Основная часть. Упражнение «Такой поступок мне к лицу», «Ежик». 4.Обсуждение итогов. 5.Ритуал прощания. Упражнение | |
10 | Я и мои одноклассники. | Развитие умения сотрудничать, считаться с особенностями в позициях и взглядах людей, снижение тревожности. Познакомить с формами благоприятного сотрудничества. | 1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка. «Ладушки» 3.Основная часть. «Ковер – самолет». Цель: развитие коммуникативных навыков. 4.Ритуал прощания. «Телеграмма» | |
11 | Завершение. | Гармонизация эмоционального состояния. Развитие самопознания. Развитие коммуникативных умений и навыков. | 1.Разминка. упражнение «Свободное падение» 2.Основная часть. Игра «Чудесные пироги». Цель: развитие коммуникативных навыков. Упражнение «Закончи предложение». 4.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты» |
Используемая литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке «Все профессии нужны, все профессии важны».5 класс Особый ребенок
Тип урока: комбинированный Цель: уточнить, расширить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи:Образовательные- сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельн...
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования "День за днем" Навыки социально-бытового ориентирования" для детей-инвалидов с наушениями умственного развития. Возраст обучающихся 3-10 лет.
Эта программа применяется в Центре реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга...
Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)
В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Социально- бытовая ориентировка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Социально- бытовая ориентировка,обучающейся по основной адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными во...
Рабочая программа по предмету "Социально - бытовая ориентировка" для 1 дополнительного класса для учащихся с РАС
Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с РАС (Вариант 8.3)
Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» для 1-4 классов составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра на основе Адаптированной основной общеоб...
Программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...