РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи»
рабочая программа (1 класс)
Статус программы: рабочая программа индивидуальных занятий.
Примерная программа по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» адресована глухим, слабослышащих, позднооглохших обучающимся 1-4-х классов.
Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы в школе-интернате. Отсюда вытекает необходимость составления рабочей программы коррекционной направленности.
Программа коррекционной работы в 1 классе составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи: 1-4 классы» для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся. /сост. Буданова Е.П., Воронова Н.Г., Козинец Р.В., Молоканова В.Д.. - 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк, 2020г.
Данная программа состоит из двух разделов:
- Формирование речевого слуха;
- Формирование произносительной стороны речи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_rp._formirovanie_rechevogo_sluha.docx | 60.55 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОГРОДА ГОРЛОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА №54 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей __________________________ Протокол от «____»_________ № _________ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора МОУ г. Горловка «Школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов» _____________ Л.Н. Шаповал «____»__________ | УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ г. Горловки «Школа № 54» _____________ С.В. Чайкова « » ______ _______ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Формирование речевого слуха и
произносительной стороны речи»
(начальное общее образование)
по индивидуальному учебному плану
учащегося 1-В класса
Кравченко Максима
на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
учитель индивидуального обучения
Полякова Анастасия Дмитриевна
г. Горловка
2021
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Общие сведения о ребенке
Кравченко Максима Владиславович, 14.08.2014 г.
Диагноз: ___________________________________________________________________
Заключение ПМПК № _________ от ___________г.
Рекомендации: Обучение по индивидуальному учебному плану по АООП начального общего образования для глухих обучающихся вариант 1.2 2021-2022 уч.г.
- Психолого – педагогическая характеристика ребенка
Восприятия речи отсутствует. Сниженный объем внимания и низкий темп переключения. При выполнении заданий не может продолжительное время концентрировать внимание на работе. Однако с удовольствием выполняет задания в игровой форме (наглядность, конструкторы, дидактические игры).
Мелкая моторика развита не в совершенстве, т.к. мальчик нуждается в помощи при письме и рисовании. А развитие крупной моторики соответствует возрасту: ходит, бегает, прыгает, сам себя обслуживает.
Внимание непроизвольное, непродолжительное: для усвоения даже небольшого материала требуется много времени.
Практические действия по письму, счету выполняет при непосредственной помощи. Жестовой речью не владеет.
- Основание для создания Рабочей программы индивидуального обучения:
Рабочая программа по коррекции для обучающегося 1-В класса Кравченко Максима, составлена с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей глухих младших школьников, на основании следующих нормативных документов:
- Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 122-НП,
-Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 № 655
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся. /сост. Козинец Р.В., Степаненко Т.В. - 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк, 2020г.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся, утвержденная Приказом Министерства образования и науки от 26 августа 2020 года № 1181.
При разработке программы были учтены требования Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре программы, к планируемым результатам и условиям освоения основной образовательной программы школы, учитывалась специфика состояния здоровья обучающегося, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, а также личностные особенности ребенка.
Индивидуальный учебный план, составленный на основе АООП начального общего образования глухих младших школьников (вариант 1.2) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальной аудиторной нагрузки обучающегося, состав и структуру образовательных областей и учебных предметов.
Индивидуальный учебный план рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), 34 учебные недели, в соответствии с Рабочим учебным планом по адаптированным основным образовательным программам начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Муниципального образовательного учреждения г. Горловки «Школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов».
Недельная нагрузка – 10 часов. Согласно приказа об индивидуальном обучении на предмет «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» отведено 2 часа в неделю.
День недели | Номер урока по порядку | Время занятий |
Среда | 2 урок | 11.40-12.10 |
Пятница | 2 урок | 11.40-12.10 |
При необходимости в течении учебного года учитель может вносить в рабочую программу коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки контрольных работ. Учителем будут сделаны соответствующие примечания в календарно-тематическом планировании с указанием дат, причин, по которым внесены изменения.
- Программа коррекционной работы
- Общая характеристика учебного предмета
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа индивидуальных занятий.
Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы в школе-интернате. Отсюда вытекает необходимость составления рабочей программы коррекционной направленности.
Программа коррекционной работы в 1 классе составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи: 1-4 классы» для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся. /сост. Буданова Е.П., Воронова Н.Г., Козинец Р.В., Молоканова В.Д.. - 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк, 2020г.
Данная программа состоит из двух разделов:
- Формирование речевого слуха;
- Формирование произносительной стороны речи;
Пояснительная записка
Примерная программа по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» адресована глухим, слабослышащих, позднооглохших обучающимся 1-4-х классов, составлена согласно Государственному образовательному стандарту среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденному приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. No121-НП, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, допущенной Приказом Министерства образования и науки от 26 августа 2020 года No 1180; утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года No 1182, с учетом психофизических особенностей и возможностей глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся.
Программа построена с учетом общих закономерностей испецифических особенностей развития детей с нарушенной слуховой функцией, типичных трудностей, возникающих у них в ходе работы по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи, и сурдопедагогических путей их преодоления. Расширение полисенсорной основы формирования устной речи глухих обучающихся за счет развития слухового восприятия и создание на базе развивающегося у них слухового восприятия слухо-речевой системы, является базой для решения важных задач повышения уровня образования неслышащих. Программа построена с учетом современных тенденций в системе развития слухового восприятия детей с депривацией слуха и основана на исследованиях Ф.Ф. Рау, Е.П. Кузьмичевой, В.И. Бельтюкова, Р.М. Боскис, Л.В. Неймана, И.Г. Багровой, Л.П. Назаровой, Э.И. Леонгард и др.
Программа направлена на всестороннее развитие личности глухих обучающихся, в том числе формирование у них жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие, а также интеграцию в общество; приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям, формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Планируемые предметные и личностные результаты:
Личностные, включающие: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные, включающие: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Предметные:
- произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, голосом нормальной высоты, силы, тембра ( под контролем учителя и самостоятельно);
- передавать в речи эмоциональные оттенки высказывания(радость, огорчение, удивление, растерянность, испуг и др.), используя естественные невербальные средства коммуникации ( прежде всего соответствующие выражению лица, естественные жесты);
- произносить слова слитно ( включая разного типа сочетания согласных в одном слове и на стыке слов), с ударением, реализовывать возможности воспроизведения звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен), соблюдать указанные выше орфоэпические правила;
- короткие фразы, состоящие из 2-3 слов произносить слитно ( на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы( слова или группа слов до 6-8 слогов), выделять логическое ударение;
- реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя), использовать в речевом общении элементарные невербальные средства коммуникации ( с помощью учителя).
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Примечания |
I четверть | ||||
1. | 02.09 | Диагностическое обследование слуха и речи. | ||
2. | 03.09 | Обследование слухо-зрительного восприятия слов. | ||
3. | 09.09 | Обследование зрительного восприятия слов. | ||
4. | 10.09 | Обследование слухового восприятия слов. | ||
5. | 16.09 | Восприятие, различение, опознавание музыкальных инструментов слухозрительно без аппаратов (барабан, дудка, бубен). | ||
6. | 17.09 | Восприятие различение, опознавание слухозрительно без аппаратов бытовых шумов. | ||
7. | 23.09 | Восприятие различение, опознавание слухозрительно без аппаратов городских шумов. | ||
8. | 24.09 | Восприятие, различение, опознавание без аппаратов голосов домашних животных и птиц. | ||
9. | 30.09 | Восприятие различение, опознавание слухозрительно без аппаратов шумов, связанных с явлениями природы. | ||
10. | 01.10 | Восприятие, различение, опознавание без аппаратов шумов, связанных с явлениями природы, городских и бытовых шумов, голосов домашних животных и птиц. | ||
11. | 07.10 | Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов. | ||
12. | 08.10 | Формирование внимания к лицу говорящего. | ||
13. | 14.10 | |||
14. | 15.10 | Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов. | ||
15. | 21.10 | Формирование внимания к лицу говорящего. | ||
16. | 22.10 | Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов. | ||
17. | 28.10 | Формирование внимания к лицу говорящего. | ||
18. | 29.10 | Формирование различения и опознавания слухозрительно звучаний голоса педагога. | ||
II четверть | ||||
19. | 11.11 | Формирование различения и опознавания слухозрительно звучаний голоса педагога. | ||
20. | 12.11 | Формирование различения и опознавания слухозрительно и на слух однократных звучаний. | ||
21. | 18.11 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу данному учителем. | ||
22. | 19.11 | Формирование различения и опознавания слухозрительно и на слух коротких звучаний. | ||
23. | 25.11 | Формирование различения и опознавания слухозрительно и на слух коротких звучаний. | ||
24. | 26.11 | Формирование различения и опознавания слухозрительно и на слух длинных звучаний. | ||
25. | 02.12 | Формирование различения и опознавания слухозрительно и на слух длинных звучаний. | ||
26. | 03.12 | Восприятие слухозрительно слова «дом». | ||
27. | 09.12 | Восприятие слухозрительно слова «мама». | ||
28. | 10.12 | Восприятие слухозрительно слова «собака». | ||
29. | 16.12 | Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «дом»- «мама». | ||
30. | 17.12 | Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «дом»- «собака» | ||
31. | 23.12 | Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «мама»-«собака». | ||
32. | 24.12 | Проверка внеклассного контрольного речевого материала (30 фраз) | ||
III четверть | ||||
33. | 13.01 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу данному учителем. | ||
34. | 14.01 | Восприятие слухозрительно слов «авто», «мяч», «лопата». | ||
35. | 20.01 | Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «авто»- «мяч». | ||
36. | 21.01 | Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «авто»- «лопата». | ||
37. | 27.01 | Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «лопата»- «мяч». | ||
38. | 28.01 | Восприятие слухозрительно слов «ручка», «тетрадь», «бумага», «папа». | ||
39. | 03.02 | Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «ручка»- «тетрадь». | ||
40. | 04.02 | Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «бумага»- «папа». | ||
41. | 10.02 | Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «ручка»- «папа». | ||
42. | 11.02 | Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «тетрадь»- «бумага». | ||
43. | 17.02 | Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: дом, собака, авто, мяч, лопата. | ||
44. | 18.02 | Контрольный срез: слуховое восприятие незнакомого текста. | ||
45. | 24.02 | Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: ручка, тетрадь, бумага, папа, мама. | ||
46. | 25.02 | Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: собака, лопата, авто, тетрадь, дом. | ||
47. | 03.03 | Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: лопата, бумага, папа, дом, авто. | ||
48. | 04.03 | Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: мяч, собака, бумага, папа, ручка. | ||
49. | 10.03 | Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: мяч, авто, тетрадь, ручка, мама. | ||
50. | 11.03 | Проверка контрольного речевого материала из индивидуальных занятий (30 фраз) | ||
51. | 17.03 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу данному учителем. | ||
52. | 18.03 | Восприятие слухозрительно фраз. Примерные тексты: - Дай книгу. - На. - Спасибо. | ||
53. | 24.03 | Восприятие слухозрительно фраз. | ||
54. | 25.03 | Восприятие слухозрительно фраз. | ||
VI четверть | ||||
55. | 07.04 | Восприятие слухозрительно фраз. | ||
56. | 08.04 | Восприятие слухозрительно фраз. | ||
57. | 14.04 | Восприятие слухозрительно фраз. | ||
58. | 15.04 | Восприятие слухозрительно фраз. | ||
59. | 21.04 | Восприятие слухозрительно фраз. | ||
60. | 22.04 | Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. | ||
61. | 28.04 | Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. | ||
62. | 29.04 | Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. | ||
63. | 05.05 | Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. | ||
64. | 06.05 | Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. | ||
65. | 12.05 | Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. | ||
66. | 13.05 | Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. | ||
67. | 19.05 | Выработка навыков самоконтроля. | ||
68. | 20.05 | Проверка учебного контрольного речевого материала (30 фраз). Проверка внятности произношения. | ||
69. | 26.05 | Обследование состояния слуха и речи. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. М.: Владос, 2008
- Дурова Н. В. Читаем сами. Тексты для чтения к наглядному пособию «Ступеньки грамоты» М.: Школа-Пресс, 1996
- Королевская Т. К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2004
- Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/ авт.-сост. А.Ф.Рыбина.-Волгоград: Учитель, 2009
- Косинова Е. М. Домашний логопед. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2009
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: Владос, 2001
- Лист корректировки
Дата | Содержание | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по развитию речевого слуха 2 класс
Рабочая программа составлена для 2 класса школы 1 вида. Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, тематическое планирование и календарное планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1 «Б» класс
Настоящая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида составлена в соответствии с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи 2 Б класс
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 2Б класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможно...
Рабочая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи" 3 Б класс.
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 3Б класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможно...
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 3 класс
3 класс...
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для 3 класса
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей с нарушением слуха в условиях специальной коррекионной школы....