РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи»
рабочая программа (1 класс)

Асия Дмитриевна

Статус программы: рабочая программа индивидуальных занятий.

Примерная программа по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» адресована глухим, слабослышащих, позднооглохших обучающимся 1-4-х классов.

Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы в школе-интернате. Отсюда вытекает необходимость составления рабочей программы коррекционной направленности.

Программа коррекционной работы в 1 классе составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи: 1-4 классы» для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся. /сост. Буданова Е.П., Воронова Н.Г., Козинец Р.В., Молоканова В.Д.. - 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк, 2020г.

Данная программа состоит из двух разделов:

  • Формирование речевого слуха;
  • Формирование произносительной стороны речи;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_rp._formirovanie_rechevogo_sluha.docx60.55 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОГРОДА ГОРЛОВКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА №54 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения учителей

__________________________

Протокол от «____»_________

№ _________

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора МОУ

г. Горловка «Школа № 54  с углубленным изучением отдельных предметов»

_____________ Л.Н. Шаповал

«____»__________

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ г. Горловки «Школа № 54»

_____________ С.В. Чайкова

«      » ______ _______ 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  «Формирование речевого слуха и

произносительной стороны речи»

(начальное общее образование)

по индивидуальному учебному плану

учащегося 1-В класса

Кравченко Максима

на 2021-2022 учебный год

Составитель программы:

учитель индивидуального обучения

Полякова Анастасия Дмитриевна

г. Горловка  

2021

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общие сведения о ребенке

    Кравченко Максима  Владиславович, 14.08.2014 г.

    Диагноз: ___________________________________________________________________

Заключение ПМПК № _________ от ___________г.

Рекомендации: Обучение по индивидуальному учебному плану по АООП начального общего образования для глухих обучающихся вариант 1.2 2021-2022 уч.г.

  1. Психолого – педагогическая характеристика ребенка

Восприятия речи отсутствует. Сниженный объем внимания и низкий темп переключения. При выполнении заданий не может продолжительное время концентрировать внимание на работе. Однако с удовольствием выполняет задания в игровой форме (наглядность, конструкторы, дидактические игры). 

Мелкая моторика развита не в совершенстве, т.к. мальчик нуждается в помощи при письме и рисовании. А развитие крупной моторики соответствует возрасту: ходит, бегает, прыгает, сам себя обслуживает.

Внимание непроизвольное, непродолжительное: для усвоения даже небольшого материала требуется много времени.

Практические действия по письму, счету выполняет при непосредственной помощи. Жестовой речью не владеет.

  1. Основание для создания Рабочей программы индивидуального обучения:

Рабочая программа по коррекции для обучающегося 1-В класса Кравченко Максима, составлена с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей глухих младших школьников, на основании следующих нормативных документов:

- Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 122-НП,

-Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.04.2018 № 655

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся. /сост. Козинец Р.В., Степаненко Т.В. - 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк, 2020г.

       - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся, утвержденная Приказом Министерства образования и науки от 26 августа 2020 года № 1181.

        При разработке программы были учтены требования Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре программы, к планируемым результатам и условиям освоения основной образовательной программы школы, учитывалась специфика состояния здоровья обучающегося, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, а также личностные особенности ребенка.

        Индивидуальный учебный план, составленный на основе АООП начального общего образования глухих младших школьников (вариант 1.2) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальной аудиторной нагрузки обучающегося, состав и структуру образовательных областей и учебных предметов.

        Индивидуальный учебный план рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), 34 учебные недели, в соответствии с Рабочим учебным планом по адаптированным основным образовательным программам начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Муниципального образовательного учреждения г. Горловки «Школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов».

Недельная нагрузка – 10 часов. Согласно приказа об индивидуальном обучении на предмет «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» отведено 2 часа в неделю.

День недели

Номер урока по порядку

Время занятий

Среда

2 урок

11.40-12.10

Пятница

2 урок

11.40-12.10

         При необходимости в течении учебного года учитель может вносить в рабочую программу коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки контрольных работ. Учителем будут сделаны соответствующие примечания в календарно-тематическом планировании с указанием дат, причин, по которым внесены изменения.

  1. Программа коррекционной работы

  1. Общая характеристика учебного предмета

Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа индивидуальных занятий.

Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы в школе-интернате. Отсюда вытекает необходимость составления рабочей программы коррекционной направленности.

Программа коррекционной работы в 1 классе составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи: 1-4 классы» для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся. /сост. Буданова Е.П., Воронова Н.Г., Козинец Р.В., Молоканова В.Д.. - 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк, 2020г.

Данная программа состоит из двух разделов:

  • Формирование речевого слуха;
  • Формирование произносительной стороны речи;

                                       Пояснительная записка

Примерная программа по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» адресована глухим, слабослышащих, позднооглохших обучающимся 1-4-х классов, составлена согласно Государственному образовательному стандарту среднего общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденному приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. No121-НП, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, допущенной Приказом Министерства образования и науки от 26 августа 2020 года No 1180; утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 августа 2020 года No 1182, с учетом психофизических особенностей и возможностей глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся.

Программа построена с учетом общих закономерностей испецифических особенностей развития детей с нарушенной слуховой функцией, типичных трудностей, возникающих у них в ходе работы по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи, и сурдопедагогических путей их преодоления. Расширение полисенсорной основы формирования устной речи глухих обучающихся за счет развития слухового восприятия и создание на базе развивающегося у них слухового восприятия слухо-речевой системы, является базой для решения важных задач повышения уровня образования неслышащих. Программа построена с учетом современных тенденций в системе развития слухового восприятия детей с депривацией слуха и основана на исследованиях Ф.Ф. Рау, Е.П. Кузьмичевой, В.И. Бельтюкова, Р.М. Боскис, Л.В. Неймана, И.Г. Багровой, Л.П. Назаровой, Э.И. Леонгард и др.

Программа направлена на всестороннее развитие личности глухих обучающихся, в том числе формирование у них жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие, а также интеграцию в общество; приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям, формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Планируемые предметные и личностные результаты:

Личностные, включающие: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные, включающие: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Предметные: 

- произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, голосом нормальной высоты, силы, тембра ( под контролем учителя и самостоятельно);

- передавать в речи эмоциональные оттенки высказывания(радость, огорчение, удивление, растерянность, испуг и др.), используя естественные невербальные средства коммуникации ( прежде всего соответствующие выражению лица, естественные жесты);

- произносить слова слитно ( включая разного типа сочетания согласных в одном слове и на стыке слов), с ударением, реализовывать возможности воспроизведения звукового состава (точно или приближенно с использованием регламентированных замен), соблюдать указанные выше орфоэпические правила;

- короткие фразы, состоящие из 2-3 слов произносить слитно ( на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы( слова или группа слов до 6-8 слогов), выделять логическое ударение;

- реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя), использовать в речевом общении элементарные невербальные средства коммуникации ( с помощью учителя).

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Примечания

I четверть

1.

02.09

Диагностическое обследование слуха и речи.

2.

03.09

Обследование слухо-зрительного восприятия слов.

3.

09.09

Обследование зрительного восприятия слов.

4.

10.09

Обследование слухового восприятия слов.

5.

16.09

Восприятие, различение, опознавание  музыкальных инструментов слухозрительно без аппаратов

 (барабан, дудка, бубен).  

6.

17.09

Восприятие различение, опознавание  слухозрительно без аппаратов бытовых шумов.

7.

23.09

Восприятие различение, опознавание  слухозрительно без аппаратов городских шумов.   

  8.

24.09

Восприятие, различение, опознавание без аппаратов голосов домашних животных и птиц.    

9.

30.09

Восприятие различение, опознавание  слухозрительно без аппаратов шумов, связанных с явлениями природы.

10.

01.10

Восприятие, различение, опознавание  без аппаратов шумов, связанных с явлениями природы, городских и бытовых шумов, голосов домашних животных и птиц.

11.

07.10

Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов.

12.

08.10

Формирование внимания к лицу говорящего. 

13.

14.10

14.

15.10

Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов.

15.

21.10

Формирование внимания к лицу говорящего. 

16.

22.10

Формирование стойкой условной двигательной реакции при восприятии на слух речевых стимулов.

17.

28.10

Формирование внимания к лицу говорящего. 

18.

29.10

Формирование различения и опознавания слухозрительно звучаний голоса педагога.  

II четверть

19.

11.11

Формирование различения и опознавания слухозрительно звучаний голоса педагога.  

20.

12.11

Формирование различения и опознавания слухозрительно и на слух однократных звучаний. 

21.

18.11

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу данному учителем.

22.

19.11

Формирование различения и опознавания слухозрительно и на слух коротких звучаний.

23.

25.11

Формирование различения и опознавания слухозрительно и на слух коротких звучаний.

24.

26.11

Формирование различения и опознавания слухозрительно и на слух длинных звучаний.

25.

02.12

Формирование различения и опознавания слухозрительно и на слух длинных звучаний.

26.

03.12

Восприятие слухозрительно слова «дом». 

27.

09.12

Восприятие слухозрительно слова «мама». 

28.

10.12

Восприятие слухозрительно слова «собака».

29.

16.12

Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «дом»- «мама».    

30.

17.12

Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «дом»- «собака»    

31.

23.12

Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «мама»-«собака».

32.

24.12

Проверка внеклассного контрольного речевого материала (30 фраз)

III четверть

33.

13.01

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу данному учителем.

34.

14.01

Восприятие слухозрительно слов «авто», «мяч», «лопата».

35.

20.01

Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «авто»- «мяч».    

36.

21.01

Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «авто»- «лопата». 

37.

27.01

Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «лопата»- «мяч».  

38.

28.01

Восприятие слухозрительно слов «ручка», «тетрадь», «бумага», «папа».    

39.

03.02

Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «ручка»- «тетрадь».  

40.

04.02

Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «бумага»- «папа».

41.

10.02

Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «ручка»- «папа».

42.

11.02

Различение слухозрительно (с опорой на табличку) пары слов «тетрадь»- «бумага».

43.

17.02

Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: дом, собака, авто, мяч, лопата.

44.

18.02

Контрольный срез: слуховое восприятие незнакомого текста.

45.

24.02

Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: ручка, тетрадь, бумага, папа, мама.

46.

25.02

Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: собака, лопата, авто, тетрадь, дом.

47.

03.03

Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: лопата, бумага, папа, дом, авто.

48.

04.03

Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: мяч, собака, бумага, папа, ручка.

49.

10.03

Различение и распознавание на слух (с опорой на табличку) 5 слов: мяч, авто, тетрадь, ручка, мама.

50.

11.03

Проверка контрольного речевого материала

из индивидуальных занятий (30 фраз)

51.

17.03

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу данному учителем.

52.

18.03

Восприятие слухозрительно фраз.  

Примерные тексты:

- Дай книгу.

- На.

- Спасибо.

53.

24.03

Восприятие слухозрительно фраз.  

54.

25.03

Восприятие слухозрительно фраз.  

VI четверть

55.

07.04

Восприятие слухозрительно фраз.  

56.

08.04

Восприятие слухозрительно фраз.  

57.

14.04

Восприятие слухозрительно фраз.  

58.

15.04

Восприятие слухозрительно фраз.  

 59.

21.04

Восприятие слухозрительно фраз.  

60.

22.04

Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. 

61.

28.04

Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. 

62.

29.04

Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. 

63.

05.05

Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. 

64.

06.05

Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. 

65.

12.05

Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. 

66.

13.05

Различение и опознавание на слух фраз и ответа на них. 

67.

19.05

Выработка навыков самоконтроля.

68.

20.05

Проверка учебного контрольного речевого материала (30 фраз). Проверка внятности произношения.

69.

26.05

Обследование состояния слуха и речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. М.: Владос, 2008
  • Дурова Н. В. Читаем сами. Тексты для чтения  к наглядному пособию «Ступеньки грамоты» М.: Школа-Пресс, 1996
  • Королевская Т. К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2004
  • Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/ авт.-сост. А.Ф.Рыбина.-Волгоград: Учитель, 2009
  • Косинова Е. М. Домашний логопед. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2009
  • Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: Владос, 2001

  1. Лист корректировки

Дата

Содержание

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию речевого слуха 2 класс

Рабочая программа составлена для 2 класса школы 1 вида. Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, тематическое планирование и календарное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1 «Б» класс

Настоящая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида составлена в соответствии с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи 2 Б класс

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 2Б класса КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможно...

Рабочая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи" 3 Б класс.

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 3Б класса КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможно...

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для 3 класса

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей с нарушением слуха в условиях специальной коррекионной школы....