Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 3 класс
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) для 3 «Г» класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3),на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Москва, Просвещение, 2003. Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г.Зикеев, Л.И.Тигранова, И.Г.Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю.Донская и др., программы педагогического сопровождения обучающихся школьного возраста после КИ, разработчики программы: В.А. Трусова, Г.В. Школьная
Цель программы: обеспечение социальной адаптации и коррекции нарушений развития слабослышащих и позднооглохших детей с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Задачи обучения:
1. Формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи.
2. Формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации.
3. Формирование навыков пользования слуховыми аппаратами.
4. Активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи.
5. Развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Общая характеристика предмета
Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» являются одной из важных организационных форм обучения слабослышащих детей. На этих занятиях проводится специальная (коррекционная) работа по развитию речевого слуха, слухового и слухозрительного восприятия устной речи, обучению произношению с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Учебный предмет «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» состоит из двух взаимосвязанных разделов:
- формирование речевого слуха;
- формирование произносительной стороны речи.
Время, отведенное на работу по этим разделам распределяется равномерно: половина времени отводится на работу по формированию речевого слуха, половина времени – на работу по обучению произношению. При этом в процессе развития слухового и слухозрительного восприятия устной речи обучающиеся систематически и целенаправленно побуждаются к наиболее полной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной и естественной речи; в процессе обучения произношению они учатся различать и опознавать на слух фразы, слова, словосочетания и тексты, а также слоги, слогосочетания и некоторые отдельные звуки, элементы интонации, над которыми ведется работа на данном занятии.
При планировании и проведении индивидуальных занятий реализуется индивидуально – дифференцированный подход. Работа строится на основе единой программы при реализации индивидуального подхода. Календарное планирование работы осуществляется с учетом индивидуальных особенностей обучающегося, прежде всего, фактических данных о состоянии нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи, полученных в процессе комплексного обследования.
По результатам комплексного обследования на начало учебного года в 3 Г классе:
Ф.И. уч-ся | Характеристика |
Джамал | Объём словаря ниже возрастной нормы. В речи встречаются аграмматизмы, искаженное произношение. |
Мониторинг проводится два раз в год, как правило, в начале и конце года. Результаты мониторинга заносятся в «Слухоречевую карту». В конце каждого учебного года на основе результатов мониторинга и педагогических наблюдений в образовательном процессе составляется характеристика слухоречевого развития обучающегося.
Место курса в учебном плане
«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» является обязательным учебным предметом коррекционно- развивающую области. Данный учебный предмет в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ со слабослышащими обучающимися проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. В соответствии с примерной АООП НОО (вариант 2.3) учебным планом на проведение индивидуальных занятий «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» в 3 классе предусматривается 3 часа в неделю на обучающегося.
Курбанов Джамал | |
1 четверть | 27ч |
2 четверть | 21 ч |
3 четверть | 30 ч |
4 четверть | 24 ч |
Итог за год | 102 ч |
Ценностные ориентиры содержания специального (коррекционного) предмета
Формирование у неслышащих детей речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны (при использовании необходимых средств электроакустической коррекции) является одним из приоритетных направлений образовательно–коррекционной работы, способствующим развитию устной речи, речевого поведения, навыков устной коммуникации. Это имеет важное значение для достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов овладения предметными, социальными и коммуникативными компетенциями, активизации их общения со слышащими людьми, что необходимо для более полноценного личностного развития, адаптации и интеграции в обществе.
Результаты коррекционно-развивающей работы
Требования к результатам сформулированы в виде личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Владеть социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (иметь представления об устройстве домашней и школьной жизни; включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др);
- владеть навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- выделять положительные свойства и качества личности;
- быть готовыми к вхождению в социальную среду;
- пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами/кохлеарными имплантами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости SMS - сообщение и другие).
Предметные результаты:
Формирование речевого слуха
Учащийся к концу 3 класса должен уметь:
- Воспринимать на слух ИСА речевой материал (знакомые по значению, слова, словосочетания и фразы) обиходно-разговорного характера.
- Воспринимать на слух ИСА указанный речевой материал на расстоянии
до 3 метров, без ИСА на расстоянии до 0,1-0,2 метров.
- Воспринимать на слух с ИСА тексты из 8-12 предложений
Формирование произносительной стороны устной речи
Речевое дыхание
Произносить слитно, на одном выдохе, ряд слогов (папапа, папапа, папапапа), слов, словосочетаний и фраз (из 13—15 слогов), выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах).
Голос
Выделять более громким голосом логическое ударение в вопросах и ответах. Например: Кто сегодня дежурный? — Сегодня дежурный Толя (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчеркиванием в вопросах и ответах главного слова). Изменять высоту и силу голоса при воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации.
Звуки их сочетания
Дифференцировать произношение звуков, родственных по артикуляции:
а) гласных: а—э, и—э, а—о, и—ы;
б) согласных:
носовых и ротовых м—б, м'—б', м—п, м'—п', н—д, н'—д', н—т, н'—т';
свистящих и шипящих: с—ш, з—ж, с—щ;
аффрикат: ч—ц;
звонких и глухих: б—п, д—т, г—к, з—с, ж—ш, в—ф;
слитных и щелевых: ц—с, ч—щ;
слитных и смычных: ц—т, ч—т;
твердых и мягких: ф—фь, т—ть, п—пь и др.
Слово
Нотировать тексты, рассказы, стихотворения. Соблюдать в речи следующие правила орфоэпии (по подражанию и надстрочному знаку):
1четверть: безударный о говорим как а; оглушение звонких согласных на конце слов;
2четверть: безударный о говорим как а; звонкие согласные перед глухими;
3четверть: безударный о говорим как а, опускание непроизносимых согласных;
4четверть: безударный о говорим как а, произнесение окончаний прилагательных -ого, -его как -ово, -ево;
при произнесении слов (по подражанию учителю, надстрочному знаку и самостоятельно), реализуя навыки самоконтроля (самостоятельно и под руководством учителя).
Фраза
Воспроизводить при чтении повествовательную, восклицательную, вопросительную и побудительную интонации.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЗАРЯДОК
Месяц | Неделя | Звуки | |
сентябрь | 1 | - | |
2 | - | ||
3 | Е-Э | ||
4 | С-Т | ||
октябрь | 1 | Б | |
2 | Б-П | ||
3 | Д | ||
4 | Д-Т | ||
ноябрь | 1 | - | |
2 | Г | ||
3 | Г-К | ||
4 | Ц | ||
декабрь | 1 | Ц-Т | |
2 | Ц-С | ||
3 | Л | ||
4 | Л-В | ||
январь | 1 | - | |
2 | Щ | ||
3 | Щ-Ш | ||
4 | Щ-Ч | ||
февраль | 1 | Х | |
2 | Х-К | ||
3 | К-Г | ||
4 | В-Ф | ||
март | 1 | Ж | |
2 | Ж- Ш | ||
3 | Ж-З | ||
4 | |||
апрель | 1 | З-С | |
2 | Р | ||
3 | Р-Л | ||
4 | Ч | ||
май | 1 | Ч-Ш | |
2 | Ч-Т | ||
3 | Я-А | ||
4 | Ю-У | ||
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА В 3 «Г» КЛАССЕ
период | тема | содержание | Количество часов | ИКТ |
I четверть | Обследование | Проверка произношения Проверка правил орфоэпии Определение рабочего и резервного расстояния Проверка слуха речью с ИСА Проверка слуха речью без ИСА Проверка связной речи | 6 | |
Тема: «Осень» | Текст «Осень в лесу» Вопросы и задания | 6 3 | ||
Тема: «Лесные звери» | Текст «Лиса и белка» Вопросы и задания | 7 3 | ||
Тестирование Повторение | 1 1 | |||
Итог за первую четверть: 27 ч | ||||
II четверть | Тема: «Магазин» | Текст «Поход в магазин» Вопросы и задания | 6 3 | |
Тема: «Москва» | Текст «Столица нашей Родины» Вопросы и задания Диалог | 6 2 1 | ||
Тестирование Повторение | 1 1 | |||
Контрольная работа | 1 | |||
Итог за вторую четверть: 21 ч | ||||
III четверть | Тема: «Школьный праздник» | Текст «Карнавал» Вопросы и задания Диалог | 6 2 1 | |
Тема: «Товарищи» | Текст «Одноклассники» Вопросы и задания | 6 3 | ||
Тема: «Калейдоскоп детства» | Текст « Детство с Пушкиным» Вопросы и задания Диалог | 6 3 1 | ||
Тестирование Повторение | 1 1 | |||
Итог за третью четверть: 30 ч | ||||
IV четверть | Тема: «Смелость» | Текст «Геройский поступок» Вопросы и задания Диалог | 6 3 1 | |
Тема: «Пограничники» | Текст «Дружок» Вопросы и задания | 6 3 | ||
Повторение Тестирование | 1 1 | |||
Контрольная работа. | 1 | |||
Обследование. | Проверка произношения, правил орфоэпии. Проверка внятности речи. Проверка слуха речью с ИСА Проверка слуха речью без ИСА | 2 | ||
Итог за четвертую четверть: 24 ч | ||||
Итог за год: 102ч |
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ В 3«Г» КЛАССЕ
Курбанов Джамал | |||||
Период | Работа над речевым дыханием | Работа над голосом | Звуки речи | Работа над словом. Орфоэпия. | Работа над фразой |
I четверть | Произносить слитно, на одном выдохе, ряд слогов (папапа, папапа, папапапа), слов, словосочетаний и фраз (из 13—15 слогов), выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). | Выделять более громким голосом логическое ударение в вопросах и ответах. Например: Кто сегодня дежурный? — Сегодня дежурный Толя (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчеркиванием в вопросах и ответах главного слова). Изменять высоту и силу голоса при воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации. | Коррекция: [ц ] Автоматизация: [л],[ч] Диф-ция: [ы-и], [я-а], [к-г] | Нотировать тексты, рассказы, стихотворения. Соблюдать в речи следующие правила орфоэпии (по подражанию и надстрочному знаку): -безударный О произносится как А; -оглушение звонких согласных на конце слов; | Произносить слова и фразы в темпе, близком к естественному (сопряжено и отражённо); Воспроизводить повествовательную и вопросительную интонацию при чтении текста. |
II четверть | Автоматизация: [ц] [ш] Диф-ция: [е-э] [ л-в ] [л-р] [щ-ш] | - безударный О произносится как А; - звонкие согласные перед глухими; | |||
III четверть | Произносить слитно, на одном выдохе, ряд слогов (папапа, папапа, папапапа), слов, словосочетаний и фраз (из 13—15 слогов), выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). | Выделять более громким голосом логическое ударение в вопросах и ответах. Например: Кто сегодня дежурный? — Сегодня дежурный Толя (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчеркиванием в вопросах и ответах главного слова). Изменять высоту и силу голоса при воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации. | Автоматизация: [с][ж] Диф-ция: [ю-у][п-т] [ц-т ] [ш-ж] [ пи -пы] [х-к] | Произносить четырех-, пятисложные знакомые слова с соблюдением ударения, орфоэпии (самостоятельно) Произносить четырех-, пятисложные незнакомые слова с соблюдением их звукового состава, с ударением, с соблюдением орфоэпии (сопряжено, отраженно, по надстрочному знаку). Соблюдать в речи правила орфоэпии (сопряжено и отраженно, по надстрочному знаку): - безударный о говорим как а; - опускание непроизносимых согласных; | |
IV четверть | Автоматизация: [з] [ю] Диф-ция: [ ш-с] [з-с] [ж-ш] [х-к] [г-к] | - Повторение усвоенных ранее правил орфоэпии. -безударный о говорим как а; -произнесение окончаний прилагательных -ого, -его как -ово, -ево; |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА
I четверть | |||||
Дата по плану | Кол-во часов | Тема | Содержание | Дата по факту | Планируемые результаты. |
3.09 4.09 5.09 10.09 11.09 12.09 | 6 ч | Обследование | 1.Проверка произношения. 2.Проверка правил орфоэпии. 3.Определение рабочего и резервного расстояния. 4. Проверка слуха речью с ИСА. 5 Проверка слуха речью без ИСА. 6. Проверка связной речи. | ||
Фразы, связанные с учебной деятельностью | |||||
В течение четверти | 1.Увеличь число 15 на 1 2.Уменьши число 18 на 1 3.Начерти острый угол 4.Нарисуй схему предложения Хорошо осенью в лесу! 5.Назови гласные буквы: О,Т, А,И, Д,Я 6.Назови согласные буквы: Ю, Е, К,В, Ы 7.Вставь букву И или Ы: маш . на, лыж ., камыш . 8.Назови фрукты: помидор, яблоко, лимон, капуста, груша. 9.Назови насекомое: корова, бабочка, кошка. | ||||
Фразы разговорно – обиходного характера | |||||
В течение четверти | 1.Что ты делал летом? 2. Кого нет в классе? 3.Что будем делать в столовой? Будем завтракать (обедать). 4.Как зовут твою учительницу? 5.Как зовут твоего воспитателя? 6.Назови осенние месяцы. 7.Какие будут каникулы? | ||||
17.09 18.09 19.09 24.09 25.09 26.09 1.10 2.10 3.10 | 9 ч 6 ч 3 ч | «Осень» | Текст «Осень в лесу» 1.Наступила золотая осень. 2.Красиво осенью в лесу. 3.На деревьях разноцветные листья. 4.Желтые, красные, оранжевые листья падают на землю. 5.Только ели и сосны стоят зеленые. 6.На полянках созрели ягоды. 7.Много грибов в лесу. 8.Осенью в леса прилетают снегири. Вопросы и задания 1. Какие листья на деревьях осенью? 2.Какие деревья осенью стоят зеленные? 3.Какие птицы прилетают осенью в лес? 4. Угадай по картинке месяц. Словарь: осень, золотая осень, осенью в лесу, разноцветные листья, ели и сосны, созрели ягоды, грибы, снегири. | 17.09 18.09 19.09 24.09 25.09 26.09 1.10 2.10 3.10 | Личностные: замечает красоту осенней природы, имеет представление об осенних явлениях; учится работать по предложенному учителем плану; Предметные: грамотно оформляет речевые высказывания, воспринимает текст диалогического и монологического характера (8 предложений), опознает на слух основной речевой материал (отдельные предложения, слова, словосочетания) из данного текста, предъявленного вразбивку; отвечает на вопросы по тексту и выполняет задания. |
8.10 9.10 10.10 15.10 16.10 17.10 22.10 23.10 24.10 29.10 | 10 7 ч 3 ч | «Лесные звери» | Текст «Лиса и белка» 1. В дупле сосны жила белка. 2. А под сосной в норе жила лиса. 3. Белка прыгала и дразнила лису. 4. Однажды лиса притворилась спящей. 5. Белка бросила в лису шишку. 6. А потом очень близко пробежала около лисы. 7. Лиса быстро вскочила. 8. И хотела поймать белку. 9. Но ловкая белка была уже на сосне! Вопросы и задания 1. Назови домик белки. 2. Где жила лиса? 3. Выбери верный ответ: Белка бросила в лису - ветку - шишку - орех 4. Почему лиса хотела поймать белку? 5.Как ты понимаешь слово «ловкая»? (быстрая, шустрая) 6. Составь предложение из слов: и дразнила, весело, лису, белка, прыгала. Словарь: лесные звери, дикие животные, дупло, нора, белка, белочка, лиса, дразнила лису, притворилась спящей, спать, ловкая, ловко. | 8.10 9.10 10.10 15.10 16.10 17.10 22.10 23.10 24.10 29.10 | Личностные: расширяет знания о диких животных (лесных зверях), об их среде обитания, особенностях внешнего вида и образа жизни, о взаимоотношениях людей с животными; воспитывает в себе доброжелательное отношение к животным, желание им помочь. Предметные: воспринимает на слух речевой материал, монологического и диалогического характера, дает краткие и полные ответы на вопросы, участвует в диалоге, воспроизводит речевой материал внятно, выразительно и эмоционально, реализуя произносительные возможности, используя в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства. |
30.10 31.10 | 1 ч 1 ч | Повторение 30.10 Тестирование 31.10 | |||
Всего за первую четверть: по плану – 27 ч по факту – 27 ч |
II четверть | ||||||
Дата по плану | Кол-во часов | Тема | Содержание | Дата по факту | Планируемые результаты. | |
Фразы, связанные с учебной деятельностью. | ||||||
В течение четверти. | 1. Начерти треугольник 2. Начерти многоугольник 3. Напиши пример и реши его: 4 раза по 2 (2*4=) 4. Напиши пример и реши его: 3 раза по 3 (3*3=) 5. Раздели слово МАШИНА на слоги 6. Вставь букву А или Я: ч . шка, ч . йник, задач . 7. Вставь букву У или Ю: ч . до, прокач . | |||||
Фразы разговорно-обиходного характера. | ||||||
В течение четверти. | 1.Что ты делал на каникулах? 2.Назови членов твоей семьи. 3. Кто сегодня дежурный? Сегодня дежурный … 4. Как зовут твою маму? 5. Какое у тебя настроение? 6. Какой скоро праздник? 7.Назови зимние месяцы | |||||
12.11 13.11 14.11 19.11 20.11 21.11 26.11 27.11 28.11 | 9 ч 6 ч 3 ч | «Магазин» | Текст «Поход в магазин»
Вопросы и задания 1. С кем ты ходишь в магазин? 2. В каком магазине можно купить продукты? 3. Дополни предложение: В корзину мы положили …(торт, сок и конфеты). 3. Кто работает в магазине? Словарь: магазин, ходили в магазин, универсам, продуктовый отдел, продукты, витрина, на витрине, покупка, покупать, расчиталась. | 12.11 13.11 14.11 19.11 29.11 21.11 26.11 27.11 28.11 | Личностные: осваивает себя в роли покупателя, знает правила поведения в магазине. Предметные: воспринимает на слух материал текста из 8 предложений, дает ответы на вопросы (в краткой и полной форме), выполняет задания. Уточняет значение незнакомых слов. Выполняет грамматические упражнения. | |
3.12 4.12 5.12 10.12 11.12 12.12 17.12 18.12 19.12 | 9 ч 6 ч 2 ч 1 ч | «Москва» | Текст «Столица нашей Родины»
Вопросы и задания
Диалог - Как называется наша Родина? - Наша Родина называется Россия. - Как называется главный город России? - Москва. Это столица нашей Родины. - Ты был в Москве? - Нет, я не был в Москве, но очень хочу. Москва - большой и красивый город! Словарь: Москва, в Москве, столица нашей Родины, Красная площадь, на Красной площади, Кремль, высотные дома, парки, музеи, театры, метро, большой и красивый город! | 3.12 4.12 5.12 10.12 11.12 12.12 17.12 18.12 19.12 | Личностные: имеет представление о Москве, знакомится с её достопримечательностями, пользуется ИСА, владеет навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. Предметные: воспринимает на слух текст монологического и диалогического характера, дает ответы на поставленные вопросы, составляет диалог по табличкам, ведет его с учителем и с товарищем, соблюдая ритмико-интонационную структуру речи. | |
24.12 | 1 ч | Тестирование | 24.12 | |||
25.12 | 1 ч | Повторение | 25.12 | |||
26.12 | 1 ч | Контрольная работа | 26.12 | |||
Всего за первую четверть: по плану – 21 ч по факту – 21 ч |
III четверть | |||||
Дата по плану | Кол-во часов | Тема | Содержание | Дата по факту | Планируемые результаты. |
Фразы, связанные с учебной деятельностью. | |||||
В течение четверти. | 1.Начерти круг 2.Считай десятками от 10 до 60 3.В каком месяце у тебя день рождения? 4.Прочитай и реши пример: 40+20=, 90-10, 10+50= 5.Назови предметы неживой природы: солнце, кошка, ветер, лошадь. 6.Назови предметы живой природы: деревья, воздух, цветы, солнце. 7.Назови диких животных 8.Назови домашних животных 9.Прочитай и реши примеры: 40+2=, 63+1=, 54-2=, 76-3= 10.Назови месяцы года. | ||||
Фразы разговорно-обиходного характера. | |||||
В течение четверти. | 1. Какие были каникулы? 2. Чем ты занимался на каникулах? 3.Как зовут твоего друга? 4. Куда мы пойдем? Мы пойдем гулять. 5. Назови зимние виды спорта. 6. Что делают ребята? Катаются на лыжах. 7. Какой сейчас месяц? 8.В каком городе ты живешь? 9.Какие будут каникулы? Весенние. | ||||
14.01 15.01 16.01 21.01 22.01 23.01 28.01 29.01 30.01 | 9 ч 6 ч 2 ч 1ч | «Школьный праздник» | Текст «Карнавал» 1.В школе был карнавал. 2.Все ребята готовили новогодние костюмы. 3.Дашу нарядили белочкой. 4.А Вероника была бабочкой. 5. А Таня была в костюме бабочки. 6.Дима нарядился волком и надел маску. 7. Все девочки убегали от него. 8.Праздник получился очень весёлый. 9..Все ребята смеялись, водили хоровод вокруг ёлки. Вопросы и задания 1. Какой праздник был в школе? 2. Какие костюмы приготовили ребята? 3. Почему девочки убегали от Димы? 4. В каком костюме на новогоднем празднике был ты? 5. Ты выступал на празднике? Диалог - Тебе понравился школьный праздник? - Да, было очень весело! А ещё было здорово, когда погас свет. И ёлка вспыхнула разными огоньками! - Какой у тебя был костюм? - Костюм ёлочки, а у тебя? - А я была снежинкой. - Ты выступала? - Да, я читала стихотворение Деду Морозу! Словарь: школьный праздник, новый год, карнавал, новогодние костюмы, белочка, Снегурочка, Дед Мороз, снежинка, волк, ёлочка, русалочка, надел маску, ребята смеялись, водили хоровод, погас свет, разные огоньки, читала стихи. | Личностные: настроен радостно, эмоционально на праздник, радуется, готовит к нему костюмы, включается в разнообразные школьные дела, в системе носят ИСА Предметные: воспринимает на слух текст из 9 предложений; речевой материал с электронных носителей, отвечает краткими и полными предложениями на вопросы, составляет диалог на заданную тему, ведет диалог с учителем и товарищами, реализуя навыки самоконтроля (самостоятельно и под руководством учителя). | |
4.02 5.02 6.02 11.02 12.02 13.02 18.02 19.02 20.02 | 9 ч 6 ч 3 ч | «Товарищи» | Текст «Одноклассники»
Вопросы и задания
Словарь: товарищи, одноклассники, друг, друзья, помогают друг другу, положили в больницу, дружно живут, часто, хорошие друзья. | Личностные: понимает свою социальную роль друга, умеет сопереживать; а также умеет оказывать помощь в трудную минуту; эмоционально «проживает» текст, выражает свои эмоции. Предметные: воспринимает на слух речевой материал, дает ответы на вопросы (в краткой и полной форме), выполняет задания, под руководством учителя делает выводы. | |
25.02 26.02 27.02 4.03 5.03 6.03 11.03 12.03 13.03 18.03 | 10 ч 6 ч 3 ч 1 ч | «Калейдоскоп детства» | Текст «Детство с Пушкиным»
Вопросы и задания
Диалог - Привет, что делаешь, пойдём гулять! - Нет, я сейчас буду смотреть «Сказку о золотой рыбке». - Ой, я тоже хочу посмотреть. - Сказки у Пушкина замечательные. Они учат нас добру. А оно всегда возвращается к тем людям, кто помогает другим. Словарь: калейдоскоп детства, детство с Пушкиным, сочинял сам, читали, сказки, замечательные сказки, учат добру, добро всегда побеждает зло. | Личностные: интересуется творчеством Пушкина, расширяет представление о значении великого русского поэта в жизни современников, в системе носит ИСА. Предметные: распознает на слух фразы, слова и словосочетания, оформляет речевые высказывания. Воспроизводит речевой материал внятно и эмоционально, реализуя произносительные возможности, используя в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства коммуникации, контролирует произношение (с помощью учителя и самостоятельно). | |
19.03 20.03 | 1 ч 1 ч | Тестирование Повторение | |||
Всего за первую четверть: по плану – 30 ч по факту – 30 ч |
IV четверть | ||||||
Дата по плану | Кол-во часов | Тема | Содержание | Дата по факту | Планируемые результаты. | |
Фразы, связанные с учебной деятельностью. | ||||||
В течение четверти | 1. Прочитай примеры. Какое действие выполнишь первым? 30+(6:2)=, (26+12)- 8= 2. Назови зимующих птиц. 3. Назови перелётных птиц. 4. Назови молочные продукты. 5. Сколько предложений в тексте? У тропинки с листика смотрит улитка. Кукла Мила смотрит на улитку. Улитка испугала Милу. 6. Выполни схемы предложений. У тропинки с листика смотрит улитка. Кукла Мила смотрит на улитку. Улитка испугала Милу. 7. Начерти четырёхугольник 8. Прочитай примеры: 2*4=8, 3*4=12, 5*4=20 | |||||
Фразы обиходно-разговорного характера | ||||||
В течение четверти | 1.Как ты отдыхал? 2.В какие игры ты любишь играть? 3.Что ты делал на уроке? 4.Какой будет праздник? День Победы. 5.Назови весенние месяцы. 6.Что ты будешь делать летом? | |||||
10 ч 6 ч 3 ч 1 ч | «Смелость» | Текст «Геройский поступок»
Вопросы и задания
Диалог - Ты вчера смотрел местные новости? - Нет, а что там было интересного? - Два мальчика увидели дым из окна и вызвали пожарных. - И чем все закончилось? - Пожарные быстро приехали. Но мальчишки сами вытащили из дома ребенка. - Какие молодцы, не испугались. - Да! Настоящие герои! Словарь: смелость, геройский поступок, герой, зоопарк, остановка, собака, спрятал за пазуху, зло, взрослый человек, испугался, отступила, поджала, поджав хвост, храбрый, смелый, отважный, пожар, пожарные, настоящие герои. | Личностные: эмоционально проживает текст, выделяет положительные свойства и качества личности, стремится совершать добрые поступки, в системе пользуются ИСА. Предметные: воспринимает тексты диалогического и монологического характера, отражающие типичные коммуникативные ситуации, опознает на слух основной речевой материал (отдельные предложения, слова, словосочетания) из данных текстов, предъявленных вразбивку; отвечает на вопросы по тексту и выполняет задания. | |||
9 ч 6 ч 2 ч 1 ч | «Пограничники» | Текст «Дружок» 1.Коля жил в посёлке на границе. 2.У него была собака Дружок. 3.Она хорошо умела искать по запаху разные предметы. 4.Коля подарил Дружка пограничникам. 5.Однажды враг перешел границу. 6.Пограничники с собакой пошли по его следу. 7.Дружок радостно залаял и быстро взял след. 8.За ним едва успевали бежать солдаты. 9.Дружок прыгнул в овраг и схватил нарушителя. 10.Враг выстрелил и ранил собаку. 11.Тут подбежали пограничники и задержали нарушителя. 12.Дружка вылечили, наградили медалью и подарили килограмм колбасы. Вопросы и задания 1. Как звали собаку? 2. Почему Коля подарил её пограничникам? 3. Кто такой нарушитель? 4. Как наградили Дружка? 5. Выбери верный ответ: Дружку подарили: - килограмм шоколадных конфет; - килограмм колбасы; - килограмм огурцов. 6. Когда отмечают День пограничника? (28 мая) 7. Что делает пограничник? (охраняет границы нашей родины). Диалог - Пойдём в кино! - Нет, я не могу, у нас гости. - А что, какой-то праздник? - Да, сегодня день пограничника. Мы с мамой всегда поздравляем папу! Он у нас служил на границе! А твой папа, в каких войсках служил? - Мой папа служил в танковых войсках! Словарь: пограничники, граница, охраняет границы, собака Дружок, умела искать разные предметы, по следу, взял след, нарушитель, наградили, награда, танк, танковые войска. | Личностные: знакомится со службой пограничников и их верных друзей – собак, уважительно относится к российским воинам, воспринимает социальную среду. Предметные: воспринимает на слух текст монологического характера; опознает на слух основной речевой материал (отдельные предложения, слова, словосочетания) из данных текстов, предъявленных вразбивку; отвечает на вопросы по тексту и выполняет задания; при затруднении в восприятии речевой информации выражает в устных высказываниях непонимание, воспроизводит ритмико-интонационную структуру речи (на основе самоконтроля и под контролем учителя). | |||
1 ч | Повторение | |||||
1 ч | Тестирование | |||||
1 ч | Контрольная работа | |||||
2 ч | Обследование | Проверка произношения, правил орфоэпии. Проверка внятности речи. Проверка слуха речью с ИСА Проверка слуха речью без ИСА | ||||
Всего за первую четверть: по плану – 24 ч по факту - | ||||||
Всего за год: по плану – 102 ч по факту - |
Материально-техническое обеспечение
- Комплексный речевой тренажер «Глобус»;
- Компьютер;
- Мультимедийный тренажер «Доктор-Хиггинс»;
- Презентации к текстам, по орфоэпии, по автоматизации и дифференциации звуков, созданные в программе PowerPoint;
- Вспомогательные средства: зеркало, экран;
- Альбом по проверке произношения;
- Наглядный дидактический материал: картинки, картинное лото, картинное домино, таблички, карточки с речевым материалом, таблицы, профили артикуляции звуков, фонетический альбом.
- Мультимедийное оборудование для групповых/ и индивидуальных занятий: RACEBOAR
9. Интерактивные игры Мерсибо:
- «Читаем с логопедом»;
- «Раз, два, три, говори»;
- «Читаем по слогам»;
- «Читаем легко»;
- «Звуки в порядке»;
- «Речевой экспресс»
10. А.Н. Пфафенродт «Произношение» 3 класс 2 части М. «Просвещение» 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.
Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для 3 класса
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей с нарушением слуха в условиях специальной коррекионной школы....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 класс Тема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Формирование речевого слуха. Тема "Живая и неживая природа"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 классТема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Фор...
Аннотация к рабочей программе по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 4 класс В 2.2
Пояснительная записка к рабочей программе по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 4 класс В 2.2...
Рабочая программа "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" для 2-х классов слабослышащих и позднооглохших вариант 2.2 II отделение
Коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана МБОУ Гимназия г. Советский и относится, как...
Рабочая программа по коррекционному курсу «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)
Рабочая программа курса «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные пр...