Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Селина Елена Владимировна

Программа реализует цели и задачи авторской программы Виноградовой Н. Ф. «Окружающий мир».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»

Утверждаю:

Директор школы               Н. Л. Брезгина

«_____»________________2020год

Рабочая программа

по окружающему миру для 1 класса

на 2020 – 2021учебный год

Селиной Елены Владимировны

учителя начальных классов

высшей категории

разработана на основе

авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир 1-4 класс»

Согласовано:

зам. директора по УВР

______________________________

«____»_____________2020 г.

с. Верхний Кужебар

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования  (Приказ Министерства образования и науки РФ № 363 от 06. 10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009, рег. № 17785) с последующими изменениями;
  • Концепции УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой;
  • Авторской программы «Окружающий мир: программа: 1-4 классы /Н. В. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с., созданной на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века»
  • Программы УУД;
  • Программы ООП НОО и учебного плана  МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева».

Используется: Окружающий мир: 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 96 с. : ил. – (Начальная школа XXI века)

Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов.

Программа реализует цели  и задачи авторской программы Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»: 

Цель:

  • представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Задачи:

  • воспитание любви к своему селу, к своей Родине,
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и даёт обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

 Особое значение изучения этой образовательной области состоит  в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Новизна  программы заключается в том, что в неё включены знания, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека.

В основе построения курса лежат следующиеметодические  принципы:

Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий).

На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

проблемный метод; игровые методы; прием создания актуальности изучаемой темы.

Методы организации учебно-познавательной  деятельности:

  • Методы и технологии, направленные на принятие учеником учебно-познавательной задачи;
  • Методы получения новых знаний для ее решения: репродуктивные,  поисковые методы.

В зависимости от типа урока применяются следующие технологии обучения: технология деятельностного метода, информационно-компьютерные, проектные, игровые технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо и др.

Формы организации учебного процесса:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                - сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др.                                                                                                                                                                                                                – используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.  

В зависимости от типа урока применяются следующие технологии обучения: технология деятельностного метода, информационно-компьютерные, проектные, игровые технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо,  технология дифференцированного обучения и др.

Основными формами текущего контроля  являются:

- устный опрос, диагностические работы, тестовые задания.

   Формы и средства контроля    

- наблюдение, беседа, фронтальный опрос, тестовые задания.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В соответствии с письмом Министерства общего профессионального образования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» в 1-м классе  исключается система балльного оценивания, домашние задания не задаются, в I полугодии контрольные работы не проводятся.

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы, при помощи которых проверяется осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

В 1 классе проводится педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века».

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

        – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;

        – выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

        – установить уровень овладения учебной деятельностью;

        – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.

 Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.

Сроки проведения педагогической диагностики:

I этап – 2-я неделя сентября ( стартовая диагностика);

II этап – коней 2-ой четверти ; (промежуточная диагностика)

III этап – 4- я четверть, конец апреля- начало мая ( итоговая и итоговая комплексная диагностика).

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

– неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

– нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

– неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

– ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

– незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

– отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

– ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

– неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:  преобладание при описании объекта несущественных его признаков,  неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей,  отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату,  неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов,  неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

В соответствии с методом сложения предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить недочёты, улучшить результат.

В условиях безотметочного обучения уровень овладения предметными результатами, заполняется сводная таблица. Таблица заполняется по мере прохождения разделов программы. Условные обозначения: «+» («уровень достигнут»), «-»  («требует дополнительной работы»).

Сводная ведомость оценивания достигнутых результатов

Предметные результаты

Фамилия, имя ученика

Воспроизводит своё полное имя

Воспроизводит домашний адрес

Воспроизводит название села, страны

Воспроизводит достопримечательности столицы России

Различает дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице

Применяет знания о безопасном пребывании на улицах

Ориентируется в основных помещениях школы, их местоположении

Различает особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта

Приводит примеры различных профессий

Различает понятия: «живая природа», «неживая природа», «изделия»

Определяет последовательность времён года (начиная с любого)

Находит ошибки в предъявленной последовательности

Кратко характеризует сезонные изменения

Устанавливает зависимости между явлениями неживой и живой природы

Описывает (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира

Сравнивает домашних и диких животных

Надпредметные результаты

Анализирует дорогу от дома до школы

Избегает в житейских ситуациях опасных участков

Ориентируется на знаки дорожного движения

Различает основные нравственно-этические понятия

Рассказывает о семье, своих любимых занятиях

Составляет словесный портрет членов семьи, друзей

Участвует в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Окружающий мир»  входит в образовательную область «Естествознание» и «Обществознание». Согласно программы ООП НОО и  учебному плану МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» всего на изучение окружающего мира выделено 2 часа в неделю  всего 33  учебные недели 66 ч.

Из них на проведение:

– стартовой диагностической работы – 1 ч;

– диагностических работ – 2 ч;

– итоговой комплексной работы – 1 ч;

– экскурсий – 16 ч.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья  как  основа  духовно-нравственного  развития  и  воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный  выбор  и  ответственность  человека  в  отношении  к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты, содержание, тематическое планирование

по окружающему миру (1 класса)

Раздел

Содержание

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(личные, метапредметные результаты)

Человек и природа

Введение. Этот удивительный мир Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

1

- узнаёт изученные объекты и явления живой и неживой природы

- классифицирует предметы в группы

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание

.

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа,
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Твоё здоровье. Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

6

- демонстрирует в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Родная природа.  Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери  в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

30

- описывает на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделяет их существенные признаки;

- сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводит простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводит несложные наблюдения в окружающей среде и ставит опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следует инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

 - использует естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использует различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

- понимает необходимость здорового образа жизни, соблюдает правила безопасного поведения;

- осознаёт ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдает  правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- выполняет правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде

Человек и общество

Мы — школьники Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

2

-  определяет время по часам с точностью до часа;

- составляет описательный рассказ по картинкам; 

- описывает назначение различных школьных помещений;

-конструирует игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, в столовой, раздевалке.

Семья.  Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

2

- составляет небольшой рассказ о своей семье;

- взаимодействует с участниками диалога: слушает друг друга, обменивается мнениями на темы, близкие опыту детей;

- отвечает на вопрос, формулирует вопрос.- описывает особенности жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье.

Труд людей.  Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного села. Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

6

- классифицирует предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. Д.);

- ориентируется при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта;

- строит небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

Наша страна — Россия.

Родной край.  Родное село. Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

15

- различает особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составляет краткий рассказ на тему «Что делают в …»;

- называет достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентируется в понятии «народное творчество»: приводит примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;

- различает (сопоставляет) основные нравственно-этические понятия; называет к ним антонимы и синонимы;

- реализует в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями;

- анализирует дорогу от дома до школы: замечает опасные участки, знаки дорожного движения;

- воспроизводит домашний адрес, правила дорожного движения и пользования траспортом;

- различает дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

Я и другие люди.  Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества

3

 - реализует в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Резерв

1

Итого:

66 часов

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Материально-техническое обеспечение представлено в виде таблицы «Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Окружающий мир» и учебно-методического комплекта по предмету.

Таблица. Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Окружающий мир».

Наименование

Кол-во

1

Микроскоп цифровой с руководством пользователя и пособием для учащихся

1

2

Ноутбук учителя

1

3

Интерактивная доска 77" с возможностью одновременной работы не менее 2 человек

1

4

Проектор

1

5

Акустическая система (колонки)

1

6

Офисный пакет

1

7

Интегрированная творческая среда для поддержки освоения и развития грамотности, развития речи, освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся

1

8

Интерактивный курс по основным предметам начальной школы, созданный на основе мультимедийных продуктов (сетевая версия)

1

9

Антивирус

1

10

Компьютерный стол для учителя

1

Учебно-методический комплект для учащегося:

1. Окружающий мир. 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 96 с. : ил. – (Начальная школа XXI века)

2. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

3. Наблюдаем и трудимся. 1 класс : рабочая тетрадь / Т. В. Лихолат. – М. : Вентана-Граф, 2011.

Учебно-методический комплект для учителя:

  1. Окружающий мир: программа: 1-4 классы /Н. В. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 201з. – 192 с.
  2. Окружающий мир. 1–2 классы : методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2010.
  3. Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику Н. Ф. Виноградовой / авт. – сост. Т. В. Бут, Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 367 с.

1. Цифровые образовательные ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – http://school-collection.edu.ru 

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – http://www.km-school.ru   

3. Презентация уроков «Начальная школа». – http://nachalka/info/about/193 

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – http://nsc.1september.ru/urok 

5. Презентации уроков «Начальная школа». –  http://nachalka.info/about/193 

2. Наглядные пособия.

1. Таблицы. Растения и животный мир.

2. Географические карты. Физическая карта.

3. Глобус.

4. Иллюстрации с изображением растений, животных.

3. Информационно-коммуникативные средства.

Видеофильм «Береги природу» (DVD).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...