Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Смолка Людмила Вячеславовна

 

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

      В связи с работой школы по проблеме «Формирование культуры здоровья средствами учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения» содержание программного материала дополнено сведениями здоровьеориентированного характера с целью формирования у обучающихся компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и жизнедеятельности, основанной на принятии культурных норм здоровья, потребности вести здоровый образ жизни. 

Общая характеристика курса.

Учебный предмет «Окружающий мир» реализует основную цель обучения:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

        - формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

        - на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Изучение курса «Окружающий мир» идет в 1 классе по УМК «Система Л.В. Занкова» под редакцией Н.В. Нечаевой.

Перечень обязательных лабораторных, практических,

контрольных и других видов работ

1 класс

Экскурсии:
 1. Школа. Ознакомление с профессиями работников школы.  Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы.

2.Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными.


3.
Наблюдения за осенними изменениями в природе.

4. Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе

 5. «Природа зимой»


6.
Земля рассказывает о себе. Экскурсия в краеведческий музей.

7«Весна в природе»

( по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.)


Практические работы:

1. Наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Для контроля и оценки знаний и умений используются:

  • Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
  • Индивидуальный опрос.

- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

-  Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

  • Письменная проверка знаний. Используются задания, которые не требуют полного, обстоятельного  письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым  требованиям. Отметки не выставляются.


   По мере прохождения учебного материала, предусмотренного рабочей программой, на уроках проводится текущий контроль знаний, умений и навыков учащихся в виде наблюдения, беседы, фронтального опроса, практикумов, самостоятельных работ.

        Для выявления картины усвоения каждым учеником изучения тем программы предусмотрено проведение тематических проверочных  и самостоятельных работ, согласно инструктивно-методического письма «О преподавании в начальных классах в 2012-2013 учебном году»:

- Урок 14, тест  Тема: Живая и неживая природа 

-Урок 30 , тест. Тема: Тепловые пояса

-Урок 62  Итоговая контрольная работа Подведение частных понятий под общее

В конце года проводится комплексная итоговая работа.

В этой работе на одном тексте проверяется: 1) понимание прочитанного; 2) умение работать с информацией, данной в тексте; 3) владение общеучебными интеллектуальными умениями (восприятием информации, классификацией, обобщением, самоконтролем и самокоррекцией); 4) предметные знания по окружающему миру, русскому языку, математике.

Задания предъявляются парциально в соответствии с темпом их выполнения каждым отдельным учеником. Таким образом, задания выполняются в течение нескольких дней (не менее трех) в том темпе, который требуется каждому конкретному ребенку.

Наличие или отсутствие пунктуационных или орфографических ошибок в свободном высказывании ребенка на этом этапе не оценивается.

 В авторскую программу изменения не внесены.  

Место  предмета в  базисном учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета отводится  66 часов в год (2 часа в неделю)  В авторскую программу изменения не внесены.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В ФГОС начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир» , с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны- как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

 Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Личностные метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

 У обучающегося будут сформированы: 

- положительное отношение к школе и учебной деятельности; 

- представление о причинах успеха в учебе; - интерес к учебному материалу; 

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; - знание основных моральных норм поведения. 

Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

 - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- умению смыслового восприятия познавательного текста;

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Содержание программы

Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)   

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.

Природа (18 часов)

Человек и природа

Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии.

Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Планета Земля (10 часов)

Человек и природа

Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Становление человека (13 часов)

Человек и общество

Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений.

Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

Современное человечество (18 часов)

Человек и общество

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья _ самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна,

где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности;

правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.

Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.

Календарно-тематическое планирование

по окружающему миру Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова

 1 класс

№ п\п

Дата проведения

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Стр.

уч.

Стр. тетр

План.

Факт.

1

3.09

Экскурсия

 Школа. Ознакомление с профессиями работников школы.  Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы.

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде

-называть окружающие предметы и их признаки

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

-моделировать различные ситуаций поведения на природе.

-различать допустимые и недопустимые формы поведения.

-вступать в диалог

– строить понятные для партнера высказывания;

1

2

6.09

Где мы живём

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа осенью. Природа - источник познания.

2-3

3

3

10.09

Экскурсия. Что нас окружает.

Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными.

Беседа о пользе растений

-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения.

-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

-адекватно воспринимать оценку учителя.

-работать в группах по изучению учебного материала.

-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

7

4

13.09

Природа и её изменчивость. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва.

-различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

-различать предметы и выделять их признаки.

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-становить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

- допускать существование различных точек

зрения;

-формулировать собственное мнение и позицию;

4-5

4-5

5

17.09

Человек и природа.

Занятия родителей. Маршрут от дома к школе. Правила поведения на дороге.

-различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

-наблюдать сезонные изменения в природе.                                    

-умению смыслового восприятия познавательного текста

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения                                                                                      

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

-договариваться, находить общее решение.                                                 -принимать другое мнение и позицию;

7-9

6

20.09

Природа – первый «учебник» человека

Народная медицина

6-7

7

24.09

Экскурсия  Наблюдения за осенними изменениями в природе.

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде

-называть окружающие предметы и их признаки

-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

-моделировать  различные ситуации поведения на природе.

-работать в группах по изучению учебного материала.

-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

8

27.09

Вселенная, или космос.

Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. 

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде

-сравнивать и различать объекты неживой природы

-умению смыслового восприятия познавательного текста

-развивать волевую саморегуляцию как способности к волевому усилию.

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

-допускать существование различных точек зрения;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

8-9

10

9

1.10

Земля - планета. Луна - спутник Земли.

-сравнивать и различать объекты неживой природы

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

-ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

-договариваться, приходить к общему решению;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

10-11

11

10

8.10

Значение воды на Земле.

Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле.

Значение чистой воды и воздуха для здоровья

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в природной среде

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-становить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

-использовать в общении правила вежливости

-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

12-13

12-13

11

11.10

Значение воздуха на Земле.

Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле.

Значение солнечного света для здоровья человека

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-становить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

-договариваться, приходить к общему решению;

-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

14-15

12

15.10

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России).

-сравнивать и различать объекты живой,  неживой природы и объекты, созданные человеком.

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения

-оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

–формулировать собственное мнение и позицию;

16-17

13

18.10

Экскурсия. Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе.

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в школе и в природной среде

-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения.

-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

-оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

-работать в группах по изучению учебного материала.

-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

14

22.10

Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.).

Тестовая работа

-сравнивать и различать объекты живой,  неживой природы и объекты, созданные человеком.

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

- адекватно использовать средства устного

общения для решения

коммуникативных задач.

18-19

25.10

 

15

Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение).

20

15

16

29.10

Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы.

Беседа о пользе растений

17

1.11

Животные

Беседа о пользе домашних животных

-узнавать животных, приводить примеры;

- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков

-устанавливать причинно-следственные связи

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

- принимать участие

в работе парами

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

21

17, 24

18

5.11

Практическая работа.

Наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в школе и

-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. 2-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

-оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

30

19

8.11

Растения.

 Красота природы.

-узнавать растения- деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков

-устанавливать причинно-следственные связи

-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

-определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

- принимать участие

в работе парами

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

22-23

16

20

12.11

Зависимость растений от природных условий

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

-договариваться, приходить к общему решению;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

14

21

19.11

Растения и человек

Лекарственные растения

-рассматривать, сравнивать, обобщать.

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

-оценивать совместно с учителем результат своих действий

-адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем.

-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

22

22.11

Разнообразие растений и животных

-использовать иллюстративный определитель растений и животных; - описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков

-устанавливать причинно-следственные связи

-оценивать совместно с учителем результат своих действий

-адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем.

-договариваться, приходить к общему решению;

-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

24-25

23

26.11

Природа и человек

Бережное отношение к природе.

-различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

-осуществлять поиск нужной информации в учебнике

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

-использовать в общении правила вежливости

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

26

19-21

24

29.11

Земная поверхность

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в природной среде

-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

-  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

-допускать существование различных точек

зрения;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

27

25

3.12

Труд людей

Народные праздники.

-различать объекты сделанные человеком;

-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

-осуществлять поиск нужной информации в учебнике

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

-первоначальному умению выполнять учебные действия в письменной речи

-различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

- договариваться, приходить к общему решению;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

28-30

26

6.12

Модели и изображения Земли.

Ознакомление с глобусом – моделью Земли.

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в  природной среде

-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

-слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

- принимать участие

в работе парами

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

32-33

27

10.12

Географическая карта. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы.

-осуществлять поиск нужной информации в учебнике

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

- использовать в общении правила вежливости

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

34-35

23. 26-27

28

13.12

Азбука географии

Материки и океаны.

36-37

28-29

29

17.12

Облик Земли постоянно меняется

-различать объекты природы;

-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

-устанавливать причинно-следственные связи

-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания

- договариваться, приходить к общему решению;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

38-39

25

30

20.12

Тепловые пояса Земли

Тестовая работа

-различать изученные объекты по названным признакам

-умению смыслового восприятия познавательного текста

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

40-41

31

31

24.12

Так или не так?

Появление жизни на Земле.

-различать прошлое, настоящее и будущее;

-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, обществе

-осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей

-проводить аналогии между изучаемым материалом м собственным опытом

-оценивать совместно с учителем результат своих действий

-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

- договариваться, приходить к общему решению;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

42-43

27.12

32

История Земли

44-45

33

10.01

Место и время. Как учили наших предков

Режим дня школьника

-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

-  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- использовать в общении правила вежливости

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

46-47

34

14.01

Как открывали новые земли. Плавание Ганнона

-различать прошлое, настоящее

-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

-искать и выделять нужную информацию

-умению смыслового

восприятия познавательного текста;

-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

- использовать в общении правила вежливости

-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

48-49

35

17.01

Сказка и быль

50-51

36

21.01

Появление и развитие жизни на Земле

Общее представление об истории людей.

-различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

- устанавливать причинно-следственные

связи в изучаемом круге

явлений;

-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня

обобщения

-первоначальному умению выполнять учебные действия в письменной речи, в уме

-адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

- допускать существование различных точек

зрения;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

2-7

37

24.01

Древние растения и животные

Современные растения и животные. Древнейшие люди - собиратели растений.

-использовать иллюстративный определитель растений и животных; - описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

-проводить сравнение; устанавливать аналогии;2-строить логическое ---рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-развивать волевую саморегуляцию как способности к волевому усилию

- использовать в общении правила вежливости

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

8-9

38

28.01

Древняя и современная природа Земли.

10-11

39

31.01

Растительноядные и хищные животные

-проводить сравнение,

сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

-умению смыслового

восприятия познавательного текста

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

- допускать существование различных точек

зрения;

-формулировать собственное мнение и позицию;

12-13

40

4.02

Экскурсия «Природа зимой»

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде

-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения.

-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

-оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

41

18.02

Становление человека. Предки человека.

Человек - охотник. Кочевники и земледельцы.

-различать прошлое, настоящее

-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач

-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня

обобщения

-уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

-в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи

- договариваться, приходить к общему решению;

-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

14-15

42

21.02

Человек прямоходящий

16

43

25.02

Орудия труда.

17

44

28.02

Родовой строй.

18

45

4.03

Окультуривание растений и одомашнивание животных.

-узнавать животных, приводить примеры;

- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

-устанавливать причинно-следственные

связи в изучаемом круге

явлений;

-устанавливать причинно-следственные связи.

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

-адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

-использовать в общении правила вежливости

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

19

46

7.03

Домашние животные и их предки.

-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

-принимать участие

в работе парами и группами;

-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

20

47

11.03

Начало оседлой жизни.

-осуществлять поиск

нужной информации в

учебнике и учебных пособиях;

-ориентироваться на

возможное разнообразие

способов решения учебной задачи;

-слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике

-в сотрудничестве с классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

-договариваться, при_

ходить к общему решению;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

21

33

48

14.03

Земля рассказывает о себе. Экскурсия в краеведческий музей.

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде

-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения.

-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

-адекватно воспринимать оценку учителя.

-работать в группах по изучению учебного материала.

-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

22-24

49

18.03

Кто такие «мы»

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Родственные связи в семье.

-соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками;

-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

- понимать заданный

вопрос, в соответствии с

ним строить ответ в устной форме;

- проводить аналогии

между изучаемым материалом и собственным опытом.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

-допускать существование различных точек

зрения;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

26-27

34,35

50

21.03

Природные условия и человек

Семья. Семья _ самое близкое окружение человека.

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

 – устанавливать причинно-следственные

связи в изучаемом круге

явлений;

 – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня

обобщения

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

-договариваться, приходить к общему решению;

-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

28-29

51

25.03

Мы – разные по возрасту и внешнему виду

Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.

Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым.

-определять родственные связи людей;

-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

 – проводить аналогии

между изучаемым материалом и собственным опытом.

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

-принимать участие

в работе парами и группами;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

30-31

15

52

28.03

Мы заняты разным делом Родословная. Происхождение имен и фамилий.

-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

-контролировать свои действия и действия партнёров.

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

-допускать существование различных точек

зрения;

-различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах

32-33

36

53

1.04

Охрана окружающей среды.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде

34-35

54

8.04

Экскурсия «Весна в природе»

( по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.)

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-соблюдать правила экологического поведения в школе и

-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения.

-сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.

-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи, в уме

-адекватно воспринимать оценку учителя.

-работать в группах по изучению учебного материала. 2-понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

55

11.04

Мы живём в разных природных условиях

Совместный труд и отдых.

-определять родственные связи людей;

-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

-устанавливать причинно-следственные связи.

- проводить аналогии

между изучаемым материалом и собственным опытом.

-оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий

-различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах

-допускать существование различных точек

зрения;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

36-37

56

15.04

Люди живут в разных странах Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

 – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением

их отличительных признаков;

 – умению смыслового

восприятия познавательного текста;

-слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

-осущствлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

38

57

18.04

Обычаи разных народов

Россия – многонациональная страна. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности.

39

42

58

22.04

Что вы знаете о своей стране Россия, Российская Федерация - страна,

где мы живем, наша Родина.

-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

-находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город

-фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения

- строить небольшие сообщения в устной

форме;

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

-использовать в общении правила вежливости

 -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

40-41

59

25.04

Страна, где мы живём

Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте.

32

60

29.04

Из истории Древней Руси

Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

-различать прошлое, настоящее и будущее;

-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе

-анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением

их отличительных признаков;

– выделять информацию из

сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

-в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

-принимать участие

в работе парами и группами;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

42-43

43

61

2.05

Законы современной жизни

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению

-соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официально обстановка;

-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе с позиции этических чувств и доброжелательности

-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

-слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

-контролировать свои действия и действия партнёров. 2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

44-45

37-38

62

6.05

Итоговая комплексная работа  

-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

-находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город

- обобщать (выделять

класс объектов по заданному признаку).

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня

обобщения

-оценивать результат своих действий

-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

63

13.05

Правила здорового образа жизни.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор. Интернет.

-соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официально обстановка;

-оценивать характер взаимоотношений людей в обществе с позиции этических чувств и доброжелательности

-рассматривать, сравнивать, обобщать. 2-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания

- принимать участие

в работе парами и группами;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

39

64

16.05

Правила безопасного поведения в природе.

Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности;

правила дорожного движения.

-использовать правила поведения в общественных местах и на улице;

-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности

40-41,44-45

65

20.05

Проверь себя. Обобщающий урок

-различать объекты природы и предметы, сделанные человеком

-описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки

-проводить сравнение; устанавливать аналогии;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

-определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

- использовать в общении правила вежливости

-аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

46-47

66

23.05

Что мы узнали на уроках «Мы и окружающий мир».

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Человек и природа

Обучающийся научится:

- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

- различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

- различать и называть основные части растений;

- узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

- использовать иллюстративный определитель растений и животных.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Человек и общество

Обучающийся научится:

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- определять родственные связи в семье;

- соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

- использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться:

- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение:                                                                              

Программный материал реализуется на основе УМК :  

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1класс - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011 г. - 192 с.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1класса- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г.- с.46 с.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 1класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,  2011 г.- 48 с.

Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.

Географические карты:

  1. Карта полушарий
  2. Карта природных зон России
  3. Физическая карта России

Видеофильмы:

1.Видеофильм  «Времена года»

Мультимедийные средства обучения

Различные презентации к урокам по темам курса

Электронные учебные пособия:

  1. ЭУП «Природа. Человек. Общество»  
  2. ЭУП «Мир природы»  

Тестовые задания

Урок 14, тест  Тема: Живая и неживая природа

Время проведения: 5 минут.

Цель: проверить умение различать объекты живой и неживой природы.

Инструкция: Внимательно прочитайте утверждение (предложение). Если вы согласны с ним – подчеркните слово «да», а если не согласны – слово «нет».

Задания 1.Стул – это неживая природа.

                   Да. Нет.

                2.Волк – это живая природа.

                   Да. Нет.

                3.Дуб – это неживая природа.

                   Да. Нет.

                4.Туча – это неживая природа.

                   Да. Нет.

                5.Девочка – это живая природа.

                   Да. Нет.

Правильные ответы 1.Нет.

                                    2.Да.

                                    3.Нет.

                                    4.Да.

                                    5.Да.

Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. Баллы суммируются.

                       5 баллов – высокий уровень.

                       4 балла – выше среднего.

                       3 балла – средний уровень.

                       2 балла – ниже среднего.

                       1 балл – низкий уровень.

Урок 30 , тест. Тема: Тепловые пояса 

Время проведения: 5 минут.

Цель: проверить знания о зависимости природных условий от солнечного тепла.

Инструкция: внимательно прочитай вопрос. Внимательно прочитай ответы, выбери правильный и подчеркни его.

Задания: 1. Сколько тепловых поясов на Земле?

                    1

                    3

                    5

                    7

                2. В каком тепловом поясе круглый год тепло?

                    В холодном.

                    В умеренном.

                    В жарком.

                3. В каком тепловом поясе солнечные лучи падают прямо?

                    В холодном.

                    В умеренном.

                    В жарком.

                4. В каком тепловом поясе мы живём?

                    В холодном.

                    В умеренном.

                    В жарком.

                5. Соедини соответствующие понятия. Проведи стрелки от объектов 1 столбика к

                    названиям тепловых поясов во 2 столбике (в зависимости от того в каких поя-

                    сах обитают данные объекты).

                    слон                     холодный пояс

                    лось                     умеренный пояс

                    олень                   жаркий пояс

Правильные ответы: 1. 5.

                                    2. В жарком.

                                    3. В жарком.

                                    4. В умеренном.

                                    5. Слон – жаркий пояс, лось – умеренный пояс, олень – холодный пояс.

Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. За задания №1-4 – по 1 баллу, за задание №5 – 3 балла. Баллы суммируются.

                       7 баллов – высокий уровень.

                       6 баллов – выше среднего.

                       5-4 балла – средний уровень.

                       3 балла – ниже среднего.

                       2-1 балл – низкий уровень

Урок 62  Итоговая контрольная работа

Подведение частных понятий под общее

Базовый уровень

Задание 1

В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

А) Одуванчик, клен, медведь, сосна, смородина, пшеница.

Б) Скала, облако, холодильник, дождь, Луна.

Уровни выполнения задания 1

  • 4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в каждой группе и ее название; а) медведь, растение; б) холодильник, неживая природа.
  • 3-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в одной группе и дано название одной группы;

а) медведь, растения;
б) холодильник, неживая природа.

  • 2-й уровень – «лишнее» слово определено неверно;
  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

Соедини линией слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика.

Окунь
слон
динозавр
рысь
мамонт
пещерный лев
курица

древние животные

современные животные

Уровни выполнения задания 2

  • 4-й уровень – верно подведены частные понятия под два общих (древние животные – динозавр, мамонт, пещерный лев; современные животные – окунь, слон, рысь, курица);
  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;
  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
  • 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.

Задание 3

Распредели эти объекты на две группы, дай группам названия.

Олень, волк, лиса, корова, кролик, кошка

Уровни выполнения задания 3

  • 4-й уровень – все объекты распределены правильно, даны названия двух групп (варианты: хищники и травоядные, дикие и домашние);
  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки при распределении объектов, одна группа названа верно;
  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки, группы не названы;
  • 1-й уровень – задание не выполнено, допущено более 3 ошибок.

Примечание. Задание допускает два варианта решения: животные хищные и растительноядные или животные дикие и домашние.

Выделение частей целого

Задание 4

Подпиши части растения.

Уровни выполнения задания 4

  • 4-й уровень – правильно подписаны все части растения (корень, стебель (ствол), лист, плод);
  • 3-й уровень – допущена 1 ошибка;
  • 2-й уровень – допущены 2 ошибки;
  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Установление причинно-следственных связей

Задание 5

Подчеркни, что необходимо для жизни на Земле.

Горы, Солнце, вода, цветы, воздух

Уровни выполнения задания 5

  • 4-й уровень – задание выполнено верно, подчеркнуты слова: солнце, вода, воздух;
  • 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;
  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 6

  • Напиши название страны, в которой ты живешь.
  • Напиши название столицы нашего государства.
  • Напиши название города (села, поселка), в котором ты живешь.

Уровни выполнения задания 6

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;
  • 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;
  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Повышенный уровень

Задание 7

Подчеркни названия домашних птиц:

курица, журавль, лебедь, утка, ворона, индюк, голубь

Задание 8 

Найди лишнее слово и подчеркни его:

  1. Пчела, муравей, жаба, комар.
  2. Сосна, тополь, лиственница, можжевельник.

Задание 9

Напиши названия:

  1. весенних месяцев _______________________________
  2. нашей страны ____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА (начальное общее образование система Л.В.Занкова)

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы по литературному чтению (автор В. Ю. Свиридова. Система Л.В.Занкова). Изд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА (начальное общее образование. Система Л.В.Занкова)

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку (авторы: А. В. Полякова, Н. А. Песняева. Система Л.В.Занкова)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА (начальное общее образование. Система Л.В.Занкова)

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку (авторы: А. В. Полякова, Н. А. Песняева. Система Л.В.Занкова)...

Рабочая программа по математике 1-4 классы составлена на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. В. Степановой УМК "Школа России"

Разделы программы: Пояснительная записка, общая характеристика курса, место курса в учебном плане, ценнстные ориентиры содержания курса, результаты изучения курса (личностные, метопредметные, предметн...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с...