Рабочая программа по окружающему миру ; класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Ольга Михайловна Свиридова

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_4_klass.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 п. Клетня Брянской области

имени генерал-майора авиации Г. П. Политыкина

 РАССМОТРЕНО                                   СОГЛАСОВАНО                                УТВЕРЖДЕНО

 на заседании МО                                Заместитель директора по УР                   Приказ №  _________    

 начальных классов                             МБОУ СОШ №1 п. Клетня                        от «  ____»_________2021 г

 Руководитель МО                               Брянской обл. имени генерал                    директор МБОУ СОШ №1
_________С. В. Кравцова                   майора авиации Г. П. Политыкина           п. Клетня Брянской области

 «____» _____________2021г.              _________      С.В. Кравцова                    имени генерал-майора авиации

                                                                 «____» _____________2021г                    Г. П. Политыкина

                                                                                                                                     __________Касацкая Н. В.

                                                                                             

.                     .                                                          

                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Окружающий мир»

 4 класс

                                          

                                                   

                                                            Программу разработала
                                                               учитель начальных классов

                                                                                   высшей квалификационной категории

                                                                     Свиридова Ольга Михайловна

                                              педстаж 23 года

                                                                             п. Клетня
                                                                     2021-2022 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, ст. 2, п. 9 №273 -ФЗ ст. 2, п. 9,,    в соответствии   с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373, требованиями «Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 п. Клетня Брянской области имени генерал-майора авиации Г. П. Политыкина»,  федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» -М.: Просвещение, 2014.(учебно-методическая система «Школа России»).

Цели и задачи курса

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Окружающий мир» основных задач образовательной области «Естествознание». 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

– Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

– Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

– Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. – Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.

– Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний  мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

– Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.

– Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

– Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

– Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.

– Понимать суть  исторических  побед России, сыгравших  решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение  Европы, борьба  с  нашествием  Наполеона, заграничный  поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки.

– Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН).

– Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

– Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

– Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

– Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.

– Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.

– Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги.

– Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

– Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.

– Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.

– Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.– Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

– Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.

– Проводить наблюдения природных тел и явлений.

– Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.

– Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

– Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.– Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

– Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

– Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.

– Применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).

– Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

– Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

– Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.

– Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

– В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные:

– Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

– Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

– Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

– Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

– В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

– Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

– Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

– Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

– Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные:

– Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

– Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

– Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

– Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

– Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

– Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Тема

Кол-во часов

Земля и человечество

9

Природа России

10

Родной край – часть большой страны

15

Страницы всемирной истории

6

Страницы истории Отечества

20

Современная Россия

8

        Итого

68

        

Распределение учебного материала по четвертям.

Период обучения

Количество часов

Диагностический  и практический материал

1 четверть

18 часов

Практических работ – 4,

проверочных работ – 1; тестов-1,проектов-2,экскурсий-1

2 четверть

14 часов

Практических работ –, проверочных работ – 2; тестов-1, проектов-1,экскурсий-2

3 четверть

20 часов

Практических работ –,проверочных работ – 1; тестов-1, проектов-1

4 четверть

16 часов

Проверочных работ – 2;тестов-1,проектов-1

Итого:

68 часов

(2 часа в неделю)

Практических работ – 4; проверочных работ – 6; тестов-4, проектов-5,экскурсий-3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 уроков окружающего мира в  4 классе.

№ уро-ка

Дата

Наименование разделов, тем отдельных уроков

Кол-во ча-сов

по пла-ну

фак-

тичес-

ки

Раздел I. Земля и человечество (9 ч)

1.

Мир глазами астронома

1

2.

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Солнечная система»

1

3.

Звездное небо – великая книга природы

1

4.

Мир глазами географа.

Практическая работа  №2 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

5.

Мир глазами историка

1

6.

Когда и где? Презентация проектов

1

7.

Мир глазами эколога

1

8.

Сокровища Земли под охраной человечества

1

9.

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу Проверочная работа по теме «Земля и человечество»

1

Раздел II. Природа России (10 ч)

10.

Равнины и горы России.

Практическая работа №3 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России

1

11.

Моря, озера и реки России

1

12.

Природные зоны России.

Практическая работа №4  «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

13.

Зона арктических пустынь.

1

14.

Тундра Презентация проектов Итоговый тест за 1 четверть

1

15.

Леса России.

1

16.

Лес и человек. Экскурсия  в лес

1

17.

Зона степей

1

18.

Пустыни Презентация проектов

1

19.

У Черного моря.

 Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу. Проверочная работа по теме «Природа России»

1

Раздел III. Родной край – часть большой страны (15 ч)

20.

Наш край

1

21.

Поверхность нашего края

1

22.

Водные богатства нашего края

1

23.

Наши подземные богатства

1

24.

Земля – кормилица

1

25.

Жизнь леса

1

26.

Экскурсия в лес

27.

Жизнь луга. Презентация проектов

1

28.

Жизнь в пресных водах.

1

29.

Экскурсия  к водоему

30.

Растениеводство в нашем крае

1

31.

Животноводство в нашем крае Итоговый тест за 2 четверть

1

32.

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу Проверочная работа по теме «Родной край – часть большой страны»

1

33.

Обобщающий урок-игра «Природные зоны России»

1

34.

Презентация  проектов

1

Раздел IV. Страницы Всемирной истории (6 ч)

35.

Начало истории челове-чества

1

36.

Мир древности: далекий и близкий

1

37.

Средние века: время рыцарей и замков

1

38.

Новое время: встреча Европы и Америки

1

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

40.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Проверочная работа по теме «Страницы Всемирной истории»

1

Раздел V. Страницы истории Отечества (20 ч)

41.

Жизнь древних славян

1

42.

Во времена Древней Руси

1

43.

Страна городов

1

44.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

45.

Трудные времена на Русской земле

1

46.

Русь расправляет крылья

1

47.

Куликовская битва

1

48.

Иван Третий

1

49.

Мастера печатных дел

1

50.

Патриоты России

1

51.

Петр Великий Итоговый тест за 3 четверть 

1

52.

Михаил Васильевич Ломоносов

1

53.

Екатерина Великая

1

54.

Отечественная война 1812 года

1

55.

Страницы истории XIX века

1

56.

Россия вступает в ХХ век

1

57.

Страницы истории 20–30-х годов

1

58.

Великая война и Великая Победа

1

59.

Страна, открывшая путь в космос

1

60.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Проверочная работа по теме «Страницы истории Отечества»

1

Раздел VI. Современная Россия (8 ч

61.

Основной закон России и права человека

1

62.

Мы – граждане России

1

63.

Славные символы России

1

64.

Такие разные праздники

1

65.

Путешествие по России

Итоговый тест за 4 четверть

1

66.

Путешествие по России

1

67.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Проверочная работа по теме «Современная Россия»

1

68.

Презентация проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ...