Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Окружающий мир
(68 часов в год при 2 часах в неделю)
А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, на основе программ авторского учебно-методического комплекта «Школа России» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Пояснительная записка
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_gokruzhayushchiy_mir_2019.docx | 93.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
(68 часов в год при 2 часах в неделю)
А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, на основе программ авторского учебно-методического комплекта «Школа России» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Пояснительная записка
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
- овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
- освоение основ адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
- знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
- существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении следующих результатов начального образования, таких как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Место учебного предмета в учебном плане - на освоение программы по окружающему миру во 2 классе учебным планом определено 68 часов (34 учебные недели) при 2 часах в неделю. Учебно-дидактический комплект, позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы описаны в основной образовательной программе НОО.
Формы контроля освоения программы:
- устный опрос;
- письменный опрос;
- тесты;
- практические работы;
- викторины, кроссворды.
Педагогические технологии, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
При организации учебного процесса используются:
- информационно - коммуникационные технологии;
- проблемно-диалогическая технология;
- организации учебного сотрудничества;
проектно-исследовательская деятельность.
Формы организации учебного процесса
- Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры, защита проектов), обобщающих уроков.
- Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы:
методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические;
- репродуктивные, проблемно-поисковые;
- методы самостоятельной работы и работы под руководством;
- методы стимулирования и мотивации.
методы стимулирования интереса к учению:
- познавательные игры;
- учебные дискуссии;
- создание эмоционально-нравственных ситуаций.
методы стимулирования долга и ответственности:
- убеждения;
- предъявление требований;
- «упражнения» в выполнении требований;
- поощрения, порицания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
у обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
обучающиеся научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
обучащюиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Регулятивные универсальные учебные действия
обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
обучающиеся получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обучающиеся научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с информацией.
обучающиеся научатся:
– получать из потока большой информации, нужную и важную информацию;
– осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
– определять возможные источники информации и способов её поиска;
– рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом;
– при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.
обучающиеся получат возможность научиться:
– оценивать потребность в дополнительной информации;
– получать информацию из наблюдений при общении;
– анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;
– наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
– создавать свои информационные объекты (выводы, сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
– использовать информацию для построения умозаключения и принятия решений.
Совместная деятельность
обучающиеся научатся:
– определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
обучающиеся получат возможность научиться:
– учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
– оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
– осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
– в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Предметные результаты:
обучающиеся научатся:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Содержание учебного предмета
Где мы живем. Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?
Природа. Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села. Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность. Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Тематическое планирование
Введение – 1 час
Где мы живем – 4 часа
Природа – 20часов
Жизнь города и села – 9 часов
Здоровье и безопасность – 8 часов
Общение – 7 часов
Путешествия – 19 часов
Итого – 68 часов.
Экскурсии, практические работы, методический срез и комплексная диагностическая работа входят в состав основных тем:
Экскурсии – 6 Комплексная срезовая работа – 1 Методический срез - 1
Календарно-тематическое планирование
(по программе 68 часов за год при 2 часах в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме (на уровне учебных действий) | Даты уроков | |
Плановые сроки изучения материала | Скорректированные сроки изучения материала | |||
1четверть - 16 часов | ||||
1 | Введение. Знакомство с учебником, условными знаками. ПДД «Мы идем в школу. Самый безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу». | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран. Исполнять гимн России. Работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России; | 03.09.2019г. | |
Где мы живем - 4 часа | ||||
2 | Родная страна. | Анализировать информацию учебника приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России. Сравнивать город и село. Рассказывать о своем городе по плану. | 05.09.2019г | |
3 | Город и село. | 10.09.2019г. | ||
4 | Экскурсия «Мой город. Достопримечательности и памятные места». Инструктаж по ТБ ИОТ №69-2015 | Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты неживой и живой природы. Работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; | 12.09.2019г. | |
5 | Наши проекты «Родной город». | Распределять обязанности по выполнению проекта. Собирать информацию о выдающихся земляках. Проводить презентацию с демонстрацией фотографий. | 17.09.2019г. | |
Природа - 20 часов | ||||
6 | Природа и рукотворный мир. | Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе. | 19.09.2019г. | |
7 | Неживая и живая природа. | Формулировать выводы из изученного материала. Классифицировать объекты окружающего мира. Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения учащихся. Устанавливать связи между живой и неживой природой. | 24.09.2019г. | |
8 | Явления природы. | Различать объекты и явления природы. Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений. Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева. | 26.09.2019г. | |
9 | Что такое погода. | 01.10.2019г. | ||
10 | Экскурсия «В гости к осени». Инструктаж по ТБ ИОТ №69-2015. | Обобщать наблюдения над осенними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий. Работать в группе: знакомиться с осенними изменениями в неживой и живой природе. Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений). | 03.10.2019г. | |
11 | Осень в природе. | Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса. Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды. Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. | 08.10.2019г. | |
12 | Звездное небо. | Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете. Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём. | 10.10.2019г. | |
13 | Заглянем в кладовые Земли. Ж/Д «Железная дорога – зона повышенной опасности». | Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различать горные породы и минералы. Работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах. | 15.10.2019г. | |
14 | Про воздух. | Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека. Находить информацию об охране воздуха и воды родного края. | 17.10.2019г. | |
15 | Про воду. | 22.10.2019г. | ||
16 | Какие бывают растения. | Устанавливать по схеме различия между группами растений. Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку. Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Определять растения с помощью атласа-определителя. Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. | 24.10.2019г. | |
2 четверть - 16 часов | ||||
17 | Какие бывают животные. | Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением. Сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги. Устанавливать взаимосвязи в природе. Моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. | 05.11.2019г. | |
18 | Дикорастущие и культурные растения. | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Классифицировать культурные растения по определённым признакам. Находить информацию о растениях. | 07.11.2019г. | |
19 | Дикие и домашние животные. | Сравнивать и различать диких и домашних животных. Приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека. Рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. | 12.11.2019г | |
20 | Комнатные растения. | Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку. Определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. | 14.11.2019г. | |
21 | Животные живого уголка. | Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. Рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы. Осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. | 19.11.2019г. | |
22 | Про кошек и собак. ПДД «Сигналы светофора и регулировщика». | Определять породы кошек и собак. Обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме. Объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. | 21.11.2019г. | |
23 | Красная книга. | Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. Предлагать и обсуждать меры по их охране. Использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге. Подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). | 26.11.2019г. | |
24 | Будь природе другом! | Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них. Знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками. Предлагать аналогичные правила. Распределять обязанности по выполнению проекта. Извлекать информацию из различных источников. Составлять собственную Красную книгу. | 28.11.2019г. | |
25 | Наши проекты «Красная книга, или возьмем под защиту». | Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | 03.12.2019г. | |
Жизнь города и села - 9 часов | ||||
26 | Что такое экономика? | Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов. Моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом. | 05.12.2019г. | |
27 | Из чего что сделано? | Классифицировать предметы по характеру материала. Прослеживать производственные цепочки, моделировать их, приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. | 10.12.2019г. | |
28 | Как построить дом? | Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям).Сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского. Рассказывать о строительных объектах в своём селе. Предлагать вопросы к тексту. | 12.12.2019г. | |
29 | Какой бывает транспорт? Ж/Д «Правила нахождения на железнодорожном транспорте». | Классифицировать средства транспорта; узнавать транспорт служб экстренного вызова; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. | 17.12.2019г. | |
30 | Экскурсия «В гости к зиме». Инструктаж по ТБ ИОТ №69-2015. | Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | 19.12.2019г. | |
31 | Зима в природе. | Наблюдать над зимними погодными явлениями. Исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. Распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных. Наблюдать за поведением зимующих птиц. | 24.12.2019г. | |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 26.12.2019г. | ||
3 четверть - 21 час | ||||
33 | Культура и образование. | Различать учреждения культуры и образования. Приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; | 09.01.2020г. | |
34 | Все профессии важны. | Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи. Определять названия профессий по характеру деятельности. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. Распределять обязанности по подготовке проекта. Интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. | 14.01.2020г. | |
Здоровье и безопасность - 8 часов | ||||
35 | Строение тела человека. | Называть и показывать внешние части тела человека. Определять на муляже положение внутренних органов человека. Моделировать внутреннее строение тела человека. | 16.01.2020г. | |
36 | Если хочешь быть здоров. | Рассказывать о своём режиме дня. Составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника. Различать продукты растительного и животного происхождения. Формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. | 21.01.2020г. | |
37 | Берегись автомобиля! ПДД «Зачем нужно знать правила дорожного движения». | Моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. Соотносить изображения и названия дорожных знаков. Формулировать правила движения по загородной дороге. | 23.01.2020г. | |
38 | Домашние опасности. | Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Формулировать правила безопасного поведения в быту. Узнавать правила по предложенным в учебнике знакам. Сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов. Учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. | 28.01.2020г. | |
39 | Пожар! | 30.01.2020г. | ||
40 | На воде и в лесу. | Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запомнить правила поведения во время купания. Различать съедобные и ядовитые грибы. Находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы».Определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. | 04.02.2020г. | |
41 | Методический срез. Опасные незнакомцы. | Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми. Предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях. Моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС. Моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. | 06.02.2020г. | |
42 | Анализ работ и работа над ошибками. Экскурсия «Зимние изменения в природе». Инструктаж по ТБ ИОТ №69-2015. | Наблюдать за состоянием погоды, снегом, используя при этом атлас-определитель «От земли до неба».Формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. | 11.02.2020г. | |
Общение - 7 часов | ||||
43 | Наша дружная семья. Ж/Д «Опасность организации подвижных игр у железнодорожных путей». | Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения».Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. Моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. | 13.02.2020г. | |
44 | Наши проекты «Родословная». | Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях. Отбирать фотографии из семейного архива. Составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект. | 18.02.2020г. | |
45 | В школе. | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; Оценивать с нравственных позиций формы поведения. Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. | 20.02.2020г. | |
46 | Правила вежливости. | 25.02.2020г. | ||
47 | Ты и твои друзья. | Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. Обсуждать проблему подарка в день рождения друга. Обсуждать правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. | 27.02.2020г. | |
48 | Экскурсия по школе «Наша школа». Инструктаж по ТБ ИОТ №69 – 2015. | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её. Знакомить с правилами поведения в школе. | 03.03.2020г. | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. ПДД «Мы пассажиры. Правила поведения на остановке». | Моделировать правила перехода оживленной части дороги. Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах светофора. Соотносить изображения и названия дорожных знаков. Формулировать правила движения по загородной дороге. | 05.03.2020г. | |
Путешествия - 19 часов | ||||
50 | Посмотри вокруг. | Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях. Отбирать фотографии из семейного архива. Составлять родословное древо семьи. Презентовать свой проект. | 10.03.2020г. | |
51 | Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. | Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы. Осваивать приёмы ориентирования по компасу. Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Анализировать текст учебника. Формулировать вывод о форме Земли. | 12.03.2020г. | |
52 | Обобщение. | 17.03.2020г. | ||
53 | Обобщение. | 19.03.2020г. | ||
4 четверть – 15 часов | ||||
54 | Водные богатства. | Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности. Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме холм и гору. Характеризовать поверхность своего края. Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию. Анализировать схему частей реки. На основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края. Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека. Составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». | 31.03.2020г. | |
55 | Водные богатства. | 02.04.2020г. | ||
56 | Россия на карте. | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба». Формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. | 07.04.2020г. | |
57 | Как читать карту. | Сравнивать изображение России на глобусе и карте. Соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России. Осваивать приёмы чтения карты. Учиться правильно, показывать объекты на настенной карте. Интервьюировать родителей о городах нашей страны, их истории и достопримечательностях; отбирать фотографии из семейного архива; презентовать свой проект. | 09.04.2020г. | |
58 | Путешествие по Москве. | 14.04.2020г. | ||
59 | Комплексная диагностическая работа. | Находить Москву на карте России. Знакомиться с планом Москвы. Описывать достопримечательности по фотографиям. Отличать герб Москвы от гербов других городов. Совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. | 16.04.2020г. | |
60 | Анализ работ и работа над ошибками. Московский Кремль. Ж/Д «Опасность прослушивания звуковоспроизводящих устройств через наушники при следовании вдоль железнодорожных путей». | Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. Находить на фотографии достопримечательности Кремля. Находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. | 21.04.2020г. | |
61 | Город на Неве. | Находить Санкт-Петербург на карте России. Знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Описывать достопримечательности по фотографиям. Отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов. Совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. | 23.04.2020г. | |
62 | Путешествие по планете. | Сравнивать глобус и карту мира. Находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. Соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. | 28.04.2020г. | |
63 | Урок – конференция. Презентации проектов «Города России». | Готовить сообщения и выступать с ними перед классом. Интервьюировать родителей о городах нашей страны, их истории и достопримечательностях. Отбирать фотографии из семейного архива. Презентовать свой проект | 30.04.2020г. | |
64 | Виртуальная экскурсия «Путешествие по материкам». Инструктаж по ТБ ИОТ№69 -2015 | Находить материки на карте мира. Знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации. | 07.05.2020г. | |
65 | Страны мира. | Сравнивать физическую и политическую карты мира. Находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран. Определять, каким странам принадлежат представленные флаги. Распределять обязанности по выполнению проекта. Подбирать фотографии достопримечательностей. | 12.05.2020г. | |
66 | Страны мира. | 14.05.2020г. | ||
67 | Вокруг света с фотоаппаратом. ПДД «Где можно кататься на велосипеде». | 19.05.2020г. | ||
68 | Скоро лето. Обобщение и повторение изученного материала. | 21.05.2020г. | ||
Итого: | 68 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
- Программа Плешаков А.А. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. Для учителя / А.А.Плешаков.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2015.
- Плешаков А.А.Окружающий мир. 2 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. М.: Просвещение. 2018г.
- Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2 М.: Просвещение. 2018г.
- Яценко И.Ф. Окружающий мир 2 класс. Контрольно-измерительные материалы. М.: ВАКО, 2017г.
- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу окружающий мир М.:ВАКО, 2016г.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 2 класс. - М.: «ВАКО», 2016г.
- Плешаков А.А., Н.Н.Гара, З.Д.Назарова. Окружающий мир. Тесты. Москва «Просвещение», 2016 г.
Для обучающихся:
- Плешаков А.А.Окружающий мир. 2 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. М.: Просвещение. 2018г.
- Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2 М.: Просвещение. 2018г.
- Плешаков А.А., Н.Н.Гара, З.Д.Назарова. Окружающий мир. Тесты. Москва «Просвещение», 2016 г.
Учебно-лабораторное оборудование:
- набор гербария
- микроскоп
- компьютер
- проектор
Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов:
- Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество».
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 2 класс.
- СD Большая электронная детская энциклопедия (Растения и животные)
- Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе: «Птицы России».
- Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по «Окружающему миру» на темы: природа, город, натюрморт.(http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135
- Удивительное путешествие по живой земле: детская страничка. Коллекция познавательных материалов для детей по темам: Вселенная, планета Земля, растения и животные (статьи, фотографии живой природы, голоса птиц и пр.)
http://www.deti.religiousbook.org.ua/ - Животные севера. Информация о видах животных севера: фильмы, тексты и др. (http://www.sakhaohota.ru/ohotnichii_jivotnye/1page-ohot_zhivot.htm)
- Фотогалерея: флора и фауна.
- Подборки фотографий растений, птиц и животных. (http://max-foto.info/)
- Электронные библиотеки (www. gnpbu.Ru)
- Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)
- Президентская школа (http:www.president-school.ru)
- Единая коллекция образовательных ресурсов проектов «ИСО»(http:www.school-collection.edu.ru)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов
от 28.08.2019 г. №1
Руководитель кафедры учителей начальных классов
И.П. Миронычева
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________М.И. Лобанова
29.08.2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа 2100" для 2 класса А.А. Вахрушева , Д.Д.Данилова
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, развёрнутое планирование по окружающему миру для 2 класса по програме "Школа 2100" А.А.Вахрушев, Д....
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа 2100" для 2 класса А.А. Вахрушева , Д.Д.Данилова
Календарно-тематическое и развёрнутое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100" ( авт А.А.Вахрушева, Д.Д. Данилов)...
рабочая программа по окружающему миру 3-4 классы плешаков А.А.
В рабочей программе представлена все необходимые разделы. Есть тесты и материалы для проверочных работ....
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
рабочая программа по окружающему миру "Школа России"(Плешаков и др.) 2 класс
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, включая УУД...
Рабочая программа по окружающему миру_2 класс_Автор_Плешаков А.А.
Рабочая прогамма по окружающему миру. 2 класс. Автор: Плешаков А.А....
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс Плешаков А. А.
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс Плешаков А. А. УМК "Школа России" составлена на основе Сборника примерных рабочих программ издательства "Просвещение" Мо...