Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Сюмайкина Надежда Анатольевна

Окружающий мир

(68 часов в год при 2 часах в неделю)

А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях

 

Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, на основе программ авторского учебно-методического комплекта «Школа России» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Пояснительная записка

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_gokruzhayushchiy_mir_2019.docx93.16 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

(68 часов в год при 2 часах в неделю)

А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях

Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, на основе программ авторского учебно-методического комплекта «Школа России» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Пояснительная записка

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
  • освоение основ адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
  • существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении следующих результатов начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

        Место учебного предмета в учебном плане - на освоение программы по окружающему миру во 2 классе учебным планом определено 68 часов (34 учебные недели) при 2 часах в неделю. Учебно-дидактический комплект, позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.

           

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы описаны в основной образовательной программе НОО.

Формы контроля освоения программы:

  • устный опрос;
  • письменный опрос;
  • тесты;
  • практические работы;
  • викторины, кроссворды.

Педагогические технологии,  используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.  

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

При организации учебного процесса используются:

  • информационно - коммуникационные технологии;
  • проблемно-диалогическая технология;
  • организации учебного сотрудничества;

проектно-исследовательская деятельность.

Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры,  защита проектов), обобщающих уроков.
  • Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы:

методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесные, наглядные, практические;
  • репродуктивные, проблемно-поисковые;
  • методы самостоятельной работы и работы под руководством;
  • методы стимулирования и мотивации.

методы  стимулирования  интереса  к  учению:

  • познавательные  игры;  
  • учебные  дискуссии;
  • создание эмоционально-нравственных ситуаций.

методы  стимулирования  долга  и  ответственности:

  • убеждения;  
  • предъявление  требований;
  • «упражнения» в выполнении требований;
  • поощрения, порицания.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

у обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

обучающиеся научатся:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

обучащюиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей.

Регулятивные универсальные учебные действия  

обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

обучающиеся получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 обучающиеся научатся:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

                              Работа с информацией.

обучающиеся научатся:

–        получать из потока большой  информации, нужную и важную информацию;

–        осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;

–        определять возможные источники информации и способов её поиска;

–         рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом;

–        при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

обучающиеся получат возможность научиться:

–        оценивать потребность в дополнительной информации;

–        получать информацию из наблюдений при общении;

–        анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;

–        наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

–        создавать свои информационные объекты (выводы, сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

–        использовать информацию для построения умозаключения и принятия решений.

Совместная деятельность

обучающиеся научатся:

–         определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

–         определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

–         в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

–         в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

обучающиеся получат возможность научиться:

–        учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

–        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

–        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

–        продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

–        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

–        брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

–        оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

–        осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

–        в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Предметные результаты:

обучающиеся научатся: 

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Содержание учебного предмета

        Где мы живем. Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?

        Природа. Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.  Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

        Жизнь города и села. Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.  Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

        Здоровье и безопасность. Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

        Общение. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).  Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

        Путешествия. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. 

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Тематическое планирование

Введение – 1 час

Где мы живем – 4 часа

Природа – 20часов

Жизнь города и села – 9 часов

Здоровье и безопасность – 8 часов

Общение – 7 часов

Путешествия – 19 часов

Итого – 68 часов.

Экскурсии, практические работы, методический срез  и комплексная диагностическая работа входят в состав основных тем:

Экскурсии – 6                                                                                                                           Комплексная срезовая работа – 1                                                                                                               Методический срез - 1

Календарно-тематическое планирование

(по программе 68 часов за год  при 2 часах в неделю)

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме

(на уровне учебных действий)

Даты уроков

Плановые сроки изучения материала

Скорректированные сроки изучения материала

1четверть - 16 часов

1

Введение. Знакомство с учебником, условными знаками. ПДД «Мы идем в школу. Самый безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу».

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран. Исполнять гимн России. Работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России;

03.09.2019г.

Где мы живем - 4 часа

2

Родная страна.

Анализировать информацию учебника приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России. Сравнивать город и село. Рассказывать о своем городе по плану.

05.09.2019г

3

Город и село.

10.09.2019г.

4

Экскурсия «Мой город. Достопримечательности и памятные места». Инструктаж по ТБ ИОТ №69-2015

Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты неживой и живой природы. Работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

12.09.2019г.

5

Наши проекты «Родной город».

Распределять обязанности по выполнению проекта. Собирать информацию о выдающихся земляках. Проводить презентацию с демонстрацией фотографий.

17.09.2019г.

Природа - 20 часов

6

Природа и рукотворный мир.

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе.

19.09.2019г.

7

Неживая и живая природа.

Формулировать выводы из изученного материала. Классифицировать объекты окружающего мира. Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения учащихся. Устанавливать связи между живой и неживой природой.

24.09.2019г.

8

Явления природы.

Различать объекты и явления природы. Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений. Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

26.09.2019г.

9

Что такое погода.

01.10.2019г.

10

Экскурсия «В гости к осени».

Инструктаж по ТБ ИОТ №69-2015.

Обобщать наблюдения над осенними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий. Работать в группе: знакомиться с осенними изменениями в неживой и живой природе. Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений).

03.10.2019г.

11

Осень в природе.

Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса. Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды. Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии.

08.10.2019г.

12

Звездное небо.

Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете. Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём.

10.10.2019г.

13

Заглянем в кладовые Земли. Ж/Д «Железная дорога – зона повышенной опасности».

Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различать горные породы и минералы. Работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах.

15.10.2019г.

14

Про воздух.

Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека. Находить информацию об охране воздуха и воды родного края.

17.10.2019г.

15

Про воду.

22.10.2019г.

16

Какие бывают растения.

Устанавливать по схеме различия между группами растений.

Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку. Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Определять растения с помощью атласа-определителя. Оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

24.10.2019г.

                             2 четверть - 16 часов

17

Какие бывают животные.

Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением. Сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги. Устанавливать взаимосвязи в природе. Моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

05.11.2019г.

18

Дикорастущие и культурные растения.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Классифицировать культурные растения по определённым признакам. Находить информацию о растениях.

07.11.2019г.

19

Дикие и домашние животные.

Сравнивать и различать диких и домашних животных. Приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека. Рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

12.11.2019г

20

Комнатные растения.

Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку. Определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.

14.11.2019г.

21

Животные живого уголка.

Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. Рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы. Осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

19.11.2019г.

22

Про кошек и собак. ПДД «Сигналы светофора и регулировщика».

Определять породы кошек и собак. Обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме. Объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

21.11.2019г.

23

Красная книга.

Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. Предлагать и обсуждать меры по их охране. Использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге. Подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

26.11.2019г.

24

Будь природе другом!

Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них. Знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками. Предлагать аналогичные правила. Распределять обязанности по выполнению проекта. Извлекать информацию из различных источников. Составлять собственную Красную книгу.

28.11.2019г.

25

Наши проекты «Красная книга, или возьмем под защиту».

Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

03.12.2019г.

Жизнь города и села - 9 часов

26

Что такое экономика?

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов. Моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом.

05.12.2019г.

27

Из чего что сделано?  

Классифицировать предметы по характеру материала. Прослеживать производственные цепочки, моделировать их,  приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

10.12.2019г.

28

Как построить дом?

Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям).Сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского. Рассказывать о строительных объектах в своём селе. Предлагать вопросы к тексту.

12.12.2019г.

29

Какой бывает транспорт? Ж/Д «Правила нахождения на железнодорожном транспорте».

Классифицировать средства транспорта; узнавать транспорт служб экстренного вызова; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

17.12.2019г.

30

Экскурсия «В гости к зиме». Инструктаж по ТБ ИОТ №69-2015.

Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

19.12.2019г.

31

Зима в природе.

Наблюдать над зимними погодными явлениями. Исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. Распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных. Наблюдать за поведением зимующих птиц.

24.12.2019г.

32

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

26.12.2019г.

                                         3 четверть - 21 час

33

Культура и образование.

Различать учреждения культуры и образования. Приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

09.01.2020г.

34

Все профессии важны.

Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи. Определять названия профессий по характеру деятельности. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. Распределять обязанности по подготовке проекта. Интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

14.01.2020г.

                                Здоровье и безопасность - 8 часов

35

Строение тела человека.

Называть и показывать внешние части тела человека. Определять на муляже положение внутренних органов человека. Моделировать внутреннее строение тела человека.

16.01.2020г.

36

Если хочешь быть здоров.  

Рассказывать о своём режиме дня. Составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника. Различать продукты растительного и животного происхождения. Формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

21.01.2020г.

37

Берегись автомобиля! ПДД «Зачем нужно знать правила дорожного движения».

Моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. Соотносить изображения и названия дорожных знаков. Формулировать правила движения по загородной дороге.

23.01.2020г.

38

Домашние опасности.

Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Формулировать правила безопасного поведения в быту. Узнавать правила по предложенным в учебнике знакам. Сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов. Учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

28.01.2020г.

39

Пожар!

30.01.2020г.

40

На воде и в лесу.

Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запомнить правила поведения во время купания. Различать съедобные и ядовитые грибы. Находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы».Определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.

04.02.2020г.

41

Методический срез. Опасные незнакомцы.

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми. Предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях. Моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС. Моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

06.02.2020г.

42

Анализ работ и работа над ошибками.

Экскурсия «Зимние изменения в природе». Инструктаж по ТБ ИОТ №69-2015.

Наблюдать за состоянием погоды, снегом, используя при этом атлас-определитель «От земли до неба».Формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

11.02.2020г.

Общение - 7 часов

43

Наша дружная семья. Ж/Д «Опасность организации подвижных игр у железнодорожных путей».

Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения».Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. Моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

13.02.2020г.

44

Наши проекты «Родословная».

Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях. Отбирать фотографии из семейного архива. Составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект.

18.02.2020г.

45

В школе.

Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; Оценивать с нравственных позиций формы поведения. Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

20.02.2020г.

46

Правила вежливости.

25.02.2020г.

47

Ты и твои друзья.

Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. Обсуждать проблему подарка в день рождения друга. Обсуждать правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях.

27.02.2020г.

48

Экскурсия по школе «Наша школа». Инструктаж по ТБ ИОТ №69 – 2015.

 Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её. Знакомить с правилами поведения в школе.

03.03.2020г.

49

Мы – зрители и пассажиры. ПДД «Мы пассажиры. Правила поведения на остановке».

Моделировать правила перехода оживленной части дороги. Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах светофора. Соотносить изображения и названия дорожных знаков. Формулировать правила движения по загородной дороге.

05.03.2020г.

                         Путешествия  - 19 часов

50

Посмотри вокруг.

Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях. Отбирать фотографии из семейного архива. Составлять родословное древо семьи. Презентовать свой проект.

10.03.2020г.

51

Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. 

Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы. Осваивать приёмы ориентирования по компасу. Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Анализировать текст учебника. Формулировать вывод о форме Земли.

12.03.2020г.

52

Обобщение.

17.03.2020г.

53

Обобщение.

19.03.2020г.

                                                                                                     4 четверть – 15  часов

54

Водные богатства.

Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности. Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме холм и гору. Характеризовать поверхность своего края. Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию. Анализировать схему частей реки. На основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края. Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека. Составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».

31.03.2020г.

55

Водные богатства.

02.04.2020г.

56

Россия на карте.  

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба». Формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

07.04.2020г.

57

Как читать карту.

Сравнивать изображение России на глобусе и карте. Соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России. Осваивать приёмы чтения карты. Учиться правильно, показывать объекты на настенной карте. Интервьюировать родителей о городах нашей страны, их  истории и достопримечательностях; отбирать фотографии из семейного архива; презентовать свой проект.

09.04.2020г.

58

Путешествие по Москве.

14.04.2020г.

59

Комплексная диагностическая работа.

Находить Москву на карте России. Знакомиться с планом Москвы. Описывать достопримечательности по фотографиям. Отличать герб Москвы от гербов других городов. Совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

16.04.2020г.

60

Анализ работ и работа над ошибками. Московский Кремль. Ж/Д «Опасность прослушивания звуковоспроизводящих устройств через наушники при следовании вдоль железнодорожных путей».

Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. Находить на фотографии достопримечательности Кремля. Находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

21.04.2020г.

61

Город на Неве.

Находить Санкт-Петербург на карте России. Знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Описывать достопримечательности по фотографиям. Отличать герб Санкт-Петербурга  от гербов других городов. Совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу  с помощью Интернета.

23.04.2020г.

62

Путешествие по планете.

Сравнивать глобус и карту мира. Находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. Соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

28.04.2020г.

63

Урок – конференция. Презентации проектов «Города России».

Готовить сообщения и выступать с ними перед классом. Интервьюировать родителей о городах нашей страны, их  истории и достопримечательностях. Отбирать фотографии из семейного архива. Презентовать свой проект

30.04.2020г.

64

Виртуальная экскурсия «Путешествие по материкам». Инструктаж по ТБ ИОТ№69 -2015

Находить материки на карте мира. Знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации.

07.05.2020г.

65

Страны мира.

Сравнивать физическую и политическую карты мира. Находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран. Определять, каким странам принадлежат представленные флаги. Распределять обязанности по выполнению проекта. Подбирать фотографии достопримечательностей.

12.05.2020г.

66

Страны мира.

14.05.2020г.

67

Вокруг света с фотоаппаратом. ПДД «Где можно кататься на велосипеде».

19.05.2020г.

68

Скоро лето. Обобщение и повторение изученного материала.

21.05.2020г.

Итого:            

68 часов

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Для учителя:

  • Программа Плешаков А.А. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. Для учителя / А.А.Плешаков.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2015.
  • Плешаков А.А.Окружающий мир. 2 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. М.: Просвещение. 2018г.
  • Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2 М.: Просвещение. 2018г.
  • Яценко И.Ф. Окружающий мир 2 класс. Контрольно-измерительные материалы. М.: ВАКО, 2017г.
  • Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу окружающий мир М.:ВАКО, 2016г.
  • Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 2 класс. - М.: «ВАКО», 2016г.
  • Плешаков А.А., Н.Н.Гара, З.Д.Назарова. Окружающий мир. Тесты. Москва «Просвещение», 2016 г.

Для обучающихся:

  • Плешаков А.А.Окружающий мир. 2 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. М.: Просвещение. 2018г.
  • Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2 М.: Просвещение. 2018г.
  • Плешаков А.А., Н.Н.Гара, З.Д.Назарова. Окружающий мир. Тесты. Москва «Просвещение», 2016 г.

Учебно-лабораторное оборудование:

  • набор гербария
  • микроскоп
  • компьютер
  • проектор

Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов:

  • Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество».
  • Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 2 класс.
  • СD Большая электронная детская энциклопедия (Растения и животные)
  • Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе: «Птицы России».
  • Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по «Окружающему миру» на темы: природа, город, натюрморт.(http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135
  • Удивительное путешествие по живой земле: детская страничка. Коллекция познавательных материалов для детей по темам: Вселенная, планета Земля, растения и животные (статьи, фотографии живой природы, голоса птиц и пр.)
    http://www.deti.religiousbook.org.ua/
  • Животные севера. Информация о видах животных севера: фильмы, тексты и др. (http://www.sakhaohota.ru/ohotnichii_jivotnye/1page-ohot_zhivot.htm)
  • Фотогалерея: флора и фауна.
  • Подборки фотографий растений, птиц и животных. (http://max-foto.info/)
  • Электронные библиотеки (www. gnpbu.Ru)
  • Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)
  • Президентская школа (http:www.president-school.ru)
  • Единая коллекция образовательных ресурсов проектов «ИСО»(http:www.school-collection.edu.ru)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры учителей начальных классов

от 28.08.2019 г.  №1

Руководитель кафедры                                                                                                        учителей начальных классов                     

                       И.П. Миронычева  

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________М.И. Лобанова

29.08.2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа 2100" для 2 класса А.А. Вахрушева , Д.Д.Данилова

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, развёрнутое планирование по окружающему миру для 2 класса по програме "Школа 2100"  А.А.Вахрушев, Д....

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа 2100" для 2 класса А.А. Вахрушева , Д.Д.Данилова

Календарно-тематическое и развёрнутое  планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100" ( авт А.А.Вахрушева, Д.Д. Данилов)...

рабочая программа по окружающему миру 3-4 классы плешаков А.А.

В рабочей программе представлена все необходимые разделы. Есть тесты и материалы для проверочных работ....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России"(Плешаков и др.) 2 класс

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, включая УУД...

Рабочая программа по окружающему миру_2 класс_Автор_Плешаков А.А.

Рабочая прогамма по окружающему миру. 2 класс. Автор: Плешаков А.А....

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс Плешаков А. А.

Рабочая программа по  окружающему миру 1-4 класс  Плешаков А. А. УМК "Школа России" составлена на основе Сборника примерных рабочих программ издательства "Просвещение" Мо...