Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_okr_3_klass.docx | 85.59 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов
- Федеральные государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. №373.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №6, приказ об утверждении №87 от 25.04.2011г.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Планируемых результатов начального общего образования
- Примерная рабочая программа по окружающему миру А.В Вахрушев, Д.Д. Данилов, и другие, ОСП «Школа 2100» под редакцией А.А.Леонтьева.
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО, утвержденного приказом №310 от 30.08.2013г.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Исходя из этого целью изучения предмета окружающий мир во 3 классе– осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- Формирование осознания целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- Формирование умения у учащихся осмысливать свой собственный опыт;
- Развитие способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний через решение проблемных творческих задач.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Данная программа построена с учетом уровня подготовленности и общего развития учащихся класса. В классе учится 26 человек. Из них девочек 16, мальчиков 10. В основном учащиеся учатся на «хорошо», но выделяется и несколько более слабых учеников по сравнению с большинством. Уровень сформированности познавательной и учебной мотивации средний. Работоспособность класса хорошая. У нескольких учащихся ниже среднего. Для работы с такими учениками запланированы дифференцированные задания и упражнения из авторских и дополнительных пособий. Отношение к учебной деятельности у большинства положительное. Учащиеся в основном имеют адекватную самооценку. Мотивация к обучению средняя. Рабочая программа составлена с учетом данных психолого-педагогической характеристики учебного коллектива.
II. Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.
В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Средством воспитания и образования школьника 3 класса является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.
Обучающиеся 3класса знакомятся с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Для формирования целостной картины мира учащиеся должны научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Для этого на уроках «Окружающий мир» решаются творческие продуктивные задачи.
При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. При формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей.
В этом случае пользуюсь традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Формы организации деятельности обучающихся:
- совместная с учителем учебно-познавательная деятельность обучающихся;
- работа обучающихся в парах (постоянного состава, сменного состава), группах;
- самостоятельная работа обучающихся.
Виды учебной деятельности обучающихся:
- Понимание и пересказ текстов о природе.
- Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (справочников, словарей, энциклопедий, Интернета), работа с текстами и иллюстрациями.
- Рассказ по результатам экскурсий.
- Определение географических объектов на физической карте России по условным знакам.
Система контроля знаний в процессе освоения программы «Окружающий мир».
В программе 3 класса предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
- Самоконтроль (при введении нового материала),
- Взаимоконтроль (в процессе его отработки),
- Обучающий контроль (в системе обучающих самостоятельных работ),
- Текущий контроль (при проведении контрольных работ в течение учебного года),
- Итоговый контроль («минимум» и «итог» - дифференциация обучающихся по уровню освоения программы).
Содержание программы строится с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей на основе авторской программы курса «Культура, литература и история родного края» Балгазиной А. Н. Региональный компонент включён в основное содержание предмета «Окружающий мир» и реализуется при изучении животного и растительного мира, полезных ископаемых, природно-климатических условий родного края, знакомстве с занятиями населения, выполнении исследовательских работ с использованием краеведческого материала.
Предмет «Окружающий мир» в 3 классе на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. В курс интегрированы такие предметы, как природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Курс «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий: деятельностный метод обучения, технология проектной и исследовательской деятельности, проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения, технология КСО. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах проведения групповых занятий по направлению «Школа развития речи», «Умники и умницы»
III. Описание места курса в учебном плане
На изучение предмета окружающий мир согласно учебного плана и годового календарного учебного графика МБОУ СОШ №6 на 2015 – 2016 учебный год отводится 68 часов, но в связи с Постановлением Правительства РФ ст. 112 « О переносе выходных дней», производственного календаря на 2015 и 2016 год, согласно расписания уроков на 2015 – 2016 уч. год часы будут скорректированы и проведены за счет резервных часов.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Результаты изучения предмета.
(личностные и метапредметные результаты)
Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса следующих личностных, метапредметных результатов. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться»
Таблица 1. Личностные УУД
Класс | Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе) | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки. (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) |
У учащегося будут сформированы: | |||
3класс | Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, свободы, демократии); – важности учёбы и познания нового; – важности бережного отношения к здоровью человека и к природе); – потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного». Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). | ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),
| САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: Осознавать себя гражданином России, в том числе: объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей). ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для: -признавать свои плохие поступки и отвечать за них |
У учащегося могут быть сформированы | |||
3класс | Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе: – важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества. Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п. Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями | ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества. САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – свои некоторые черты характера; – свои наиболее заметные достижения. | САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе: отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. ПОСТУПКИ Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе: культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность |
Таблица 2. Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети используют эти умения на уроке. К концу 3 класса соответствующим возрасту становится использование проектной деятельности как в учёбе, так и вне учёбы. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом. К концу 3 класса ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения.
Класс | Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) | Осуществлять действия по реализации плана | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его |
Ученик научится | |||
3класс | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации |
Ученик получит возможность научиться | |||
3класс | Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. Составлять план выполнения проекта совместно с учителем | Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ) | В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам |
Таблица3. Познавательные универсальные учебные действия
Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно.
Клас с | Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами | Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта | Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму |
Ученик научится | |||
3класс | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) | Сравнивать и группировать факты и явления. Относить объекты к известным понятиям. Делать выводы на основе обобщения знаний. Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности. | Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы |
Ученик получит возможность научиться | |||
3класс | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …». Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя- | Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта |
Таблица 4. Коммуникативные универсальные учебные действия
Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется в том числе посредством технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), которую учитель использует как на уроках чтения, так и на уроках по другим предметам. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.
Класс | Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи | Понимать другие позиции (взгляды, интересы) | Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща |
Ученик научится | |||
3класс | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и выделять главное; составлять план | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться |
Ученик получит возможность научиться | |||
3класс | При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Учиться критично относиться к своему мнению | Понимать точку зрения другого (в том числе автора). Для этого владеть правильным типом читательской деятельности; самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных текстах, а также приемы слушания | Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений |
Таблица 5 работа с текстом Работа с текстом(Метапредметные результаты
В результате изучения окружающего мира ученики приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Работа с текстом | Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться |
Поиск информации и понимание прочитанного |
|
|
Преобразование и интерпретация информации |
|
|
Оценка информации |
|
|
Таблица 6. Предметные результаты образовательного предмета «Окружающий мир»
Раздел | Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Человек и природа |
|
|
Человек и общество |
|
|
VI. Содержание учебного предмета
Раздел 1: «Обитатели Земли»
Вещество и энергия.
Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью.
Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система.
Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера. Озера Хакасии
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом. Степи Хакасии
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ.
Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Животные Хакасии Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Повторение пройденного материала.
Раздел 2: «Моё Отечество».
Твои родные и твоя Родина в потоке времени.
Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра − точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века.
Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века.
Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства − Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века.
Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица − Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи. Жизнь на древней земле Хакасии
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы.
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия.
Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. Граждане Хакасии.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации. Народы Хакасии
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
VII. Тематическое планирование 3 класс (68час.)
Тема. Содержание | |
Вещество и энергия(4ч.) | |
Тела и вещества. | Приводить примеры веществ. Сравнивать, различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы. Приведение примеров движения под действием энергии. |
Из чего состоит вещество. | |
Что такое энергия. Превращение энергии. | |
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6ч.) | |
Где обитают живые организмы | Характеризовать место обитания живых организмов. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами. Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов. Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. |
Большой круговорот веществ | |
Живые участники круговорота веществ | |
Обмен веществ в организме | |
Как живые организмы запасают энергию Солнца. Проверочная работа по теме «Оболочка планеты, Охваченная жизнью». | |
Экологическая система (9ч.) | |
Жизнь экосистемы. | Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма). Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы. Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П). Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме. Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности,. Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы . Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы . Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) |
Почва – важнейшая часть экосистемы. | |
Экосистема озера. Озера Хакасии | |
Экосистема болота. | |
Экосистема луга. Степи Хакасии | |
Лесные производители. | |
Потребители и разрушители экосистемы леса. | |
Проверочная работа по теме «Экологическая система». | |
Экосистема поля. | |
Урок-экскурсия. Обитатели озера, луга, леса. | |
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. | |
Живые участники круговорота веществ (11ч.) | |
Растения − производители. | Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных. Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения .. Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных»). Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными.. |
Животные маленькие и большие. | |
Маленькие рыцари. | |
Первый шаг из моря на сушу. | |
На суше – как дома. | |
Пернатые изобретатели. | |
Наши братья. | |
Осторожно: животные. Животные Хакасии | |
Прирождённые разрушители. | Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей . Различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). |
Как нам жить в дружбе с природой. | Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера. Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы . Оценивать влияние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы . Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы . Характеризовать работу людей по сохранению природы . Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. |
Контрольная работа по разделу «Обитатели Земли». | |
Проект «Сохраним красоту природы». | |
Экскурсия в краеведческий музей. | |
Твои родные и твоя Родина(4ч.) | |
Живая связь времён. | Практическая работа Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. Объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество». Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками. Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края. |
Как считать время. | |
С чего начинается Родина. | |
Память о прошлом. | |
Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР (22ч.) | |
Как на Руси появилось государство | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий. Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времен; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам. Практическая работа Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным). Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом».. Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции; свои чувства и личные впечатления от увиденного. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране. Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах , традициях и порядках родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками. Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны. |
«Золотые ворота» в Древнюю Русь | |
За землю Русскую! | |
«Слово о погибели Русской земли» | |
От Древней Руси к единой России | |
Земля и люди Московского государства | |
Москва златоглавая | |
«Хуже грозного царя только междуцарствие» | |
Жизнь на древней земле Хакасии | |
Повторение. Проверочная работа по теме «Времена Древней Руси Московского государства». | |
Пётр Великий | |
Власть и народ в Российской империи | |
Как Россия у Европы «училась» | |
Итоговая комплексная работа. | |
«Гроза двенадцатого года» | |
Император-освободитель | |
Россия в огне | |
«К светлому будущему» | |
«Вставай, страна огромная» | |
«Через тернии к звездам» | |
Современная Россия(11ч.) | |
Я – гражданин России | Объяснять значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан. Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран. Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз). Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона; а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации. Практическая работа Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран. Участвовать в коллективном исполнении гимна России. Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. . Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Практическая работа Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России. Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками. Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации. Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников. Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников. Описывать свои эмоции, чувства и личные впечатления, от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников. Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны. |
Итоговая комплексная работа. | |
Граждане Хакасии | |
Власть народа | |
Кто в государстве самый главный | |
Народы России | |
Народы Хакасии | |
Наш общий дом. Проверочная работа по теме «Современная Россия». | |
Как нам жить? Проект «Сохраним историю родного края». | |
Контрольная работа по разделу «Мое Отечество». | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. |
IХ. Диагностический инструментарий
тема | вид работы | дата | |
1 | Оболочка планеты, охваченная жизнью | Проверочная работа | октябрь |
2 | Контрольная работа за 1 полугодие | декабрь | |
3 | Живые участники круговорота веществ | Проверочная работа | декабрь |
4 | Твои родные и твоя Родина | Проверочная работа | февраль |
5 | Контрольная работа за год | апрель | |
6 | Современная Россия | Проверочная работа | май |
Х. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
11 | Вахрушев А. А, .С.Раутиан. - Москва: Баласс, 2011. | Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг». | Пособие для учителя для 3класса |
22 | Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник 3класса 2 ч.- М.: Баласс, 2012. | Учебник «Я и мир вокруг» | Учебник для 3класса |
33 | Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2012 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» | Рабочая тетрадь по окружающему миру 3 класс |
44 | Вахрушев А. .М.:Баласс.2012 | Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» | Пособие для учителя |
55. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. | Сборник программ | |
76. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
87. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
8 | Географические и исторические карты. | ||
1 | Гербарии дикорастущих и культурных растений. | ||
10 | Классная доска | ||
11. | Учительский ноутбук LENOVO | ||
12. | Детские нетбуки | ||
13. | Локальная сеть | ||
14. | Монохромное лазерное МФУ SAMSUNG |
Интернет-ресурсы
http://www.ug.ru | Учительская газета |
http://www.openworld.ru/school | Журнал "Начальная школа" |
http://www.1september.ru | Газета "1 сентября". |
http://www.school2100.ru | Образовательная система "Школа 2100". |
Копилка опыта учителей начальных классов: | |
Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые) | |
http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/ | Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": |
Детские электронные книги и презентации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (ОС "Школа 2100")...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе ОС "Школа 2100" составлена в соответствии ФГОС начального общего образования 2009 года....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев
Рабочая программа составлена на основе: «Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения)» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С .Раутиана ,С.В. Тырина Образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"...
рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС"Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 2100"...