Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass_shkola_2100.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9г. Надыма»
Рекомендована методическим объединением учителей начальных классов Протокол № 11 от « 23 » мая 2014 года | Согласована « 27 » мая 2014 года Заместитель директора по УВР ____________________И.В. Семенова | Утверждаю «_____»________________ 2014 года директор школы ____________________Т.Г. Цвентарная |
Рабочая учебная программа
по окружающему миру.
I уровень образования, 4в класс
Срок реализации программы: c 01.09.2014 г. по 30.05.2015 г.
Составлена на основе Примерной основной образовательной программы
начального общего образования
Составитель Кульбашева О.Н, учитель начальных классов.
Надым - 2014 г.
Принято на педагогическом совете
протокол № 1 от 29 августа 2014 г
I. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, обеспечена УМК для 1-4 кл Вахрушева А. А. ,Данилова, Д. Д., Раутиан А.С, Тырина С. В,
4 класс -68 ч (2 часа в неделю);
«Школа 2100»:
- А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С. С Кузнецова, Е. В. Сизова, С. В.Тырин, Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.
- Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова , И. В.Харитонова, С. С. Кузнецова Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2014.
- А. А. Вахрушев, Д. Д Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2013
- А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Окружающий мир. Человек и природа: Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа» 4 класс. – М.: Баласс, 2014.
Цель – развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
- Задачи:
- - освоить знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- - воспитывать позитивное эмоционально-ценное отношение к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
II. Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Ученик должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда он будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, ученик приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы, которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум
определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
IV. Описание ценностных ориентиров учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Планируемые результаты:
личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений.
Раздел «Человек и природа».
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Раздел «Человек и общество»
Выпускник научится:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
VI. Содержание учебного предмета
4-й класс. 68 ч Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч) , Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)
Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
«Как работает организм человека»(16 ч) Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
- контрольная работа – 1 час;
– экскурсия – 1 час.
- практическая работа – 2 часа
- проверочные работы – 7
- тест – 1 час
Рукотворная природа (18 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
- контрольная работа – 2 час;
- практическая работа – 2 часа
4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Человек и его внутренний мир (5 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
- проверочные работы – 2
Человек и общество (6 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Картина всемирной истории человечества (11 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
- контрольная работа – 1 час;
- проверочные работы – 1
Человек и многоликое человечество (3 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
- проверочные работы – 1 час
Человек и единое человечество (4 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
- контрольная работа – 1 час;
Обобщающее повторение – 5 ч.
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
- контрольная работа – 1 час;
– экскурсия – 3 час.
Нестандартные уроки - 16 ч
Количество и темы лабораторных, практических и иных видов занятий, предусмотренных примерной (авторской) программой при изучении раздела;
Контрольные работы:
1.Человек и его строение.
2. Рукотворная природа.
3. Человек и природа.
4. Человек в мире людей.
5. Человек и единое человечество.
6. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ по разделу: "Человек и человечество"
Тесты:
1.Организм человека.
Проверочные работы:
- Как устроен организм человека.
- Кожа и опорно-двигательная система.
- Пищеварение и выделение.
- Дыхание и кровообращение.
- Органы чувств.
- Родители и дети. Отчего мы не болеем.
- Происхождение человека.
- Рукотворная жизнь.
- Покорение силы.
- Свойства воды.
- Свойства воздуха.
- Горные породы и минералы.
- Металлы.
- Приручение огня.
- Человек и его внутренний мир.
- Человек и его внутренний мир. Как узнать человека?
- Человек и прошлое человечества.
- Человек и его многоликое человечество
Практические работы:
- Изготовление модели скелета.
- Изготовление модели клетки.
- Горные породы и минералы.
Экскурсии:
- ПДД на улицах города.
- Почвы нашего края
Формы и методы контроля.
Таблица прохождения практической части программы
Полугодие, четверть | Раздел | Всего часов | Практическая часть | ||||
Контрольные работы | Тест | Проверочные работы | Практические работы | Экскурсии | |||
1 четверть | 1 | 16 | Ур 16 | Ур 15 | Урок 2,4,5.8,11, 13,14 | Ур 3,12 | Ур.1 |
2 четверть | 2 | 18 | Ур 29,31 | Урок18,19, 21,23,25, 26,27 | Ур 28 | ||
3 четверть | 1 3 | 5 4 | Ур 48 | Урок 37,39 Урок 55 | |||
4 четверть | 4 5 6 | 3 4 5 | Урок 62, 64 | Урок 58 | Ур 65 | ||
Всего: | 2 / 6 | 34/34 | 5 | 1 | 18 | 3 | 3 |
Краткое описание деятельностной технологии как основного метода обучения
Деятельностная технология обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
I этап Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
II этап Поиск решения – этап формулирования нового знания.
III этап Создание продукта – это получение нового знания через самостоятельный поиск решения.
Требования к оцениванию.
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конфетной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
VI. Материально техническое обеспечение образовательного процесса:
- Наглядные пособия: плакаты «Строение человека», «Органы пищеварения», «Нервная система», «Кровеносная система».
- Оборудование для мультимедийных демонстраций; компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, система голосования/ тестирования.
2. Энциклопедия для детей. Аванта плюс. Человек, том 18, ч.1
3. И.Д Зверев. Человек: организм и здоровье. Вентана – графф, 2000.
4. Сайт ОС «Школа 2100» http://www.school2100.ru; http://www.uchportal.ru; nsportal.ru ; http://pedsovet.su, http://learningapps.org
Используемые мультимедийные продукты:
ЭОР. 1С: Школа. Игры и задачи, 1– 4 классы.
Диск. «Академия младшего школьника»
Календарно-тематическое планирование
дата | № урока в теме | Тема урока | Деятельность обучающихся на уроке | Использование ЦОР ЭОР | Дифференцированное д/з. | ||||||||||
1 раздел «Как работает организм человека» (17ч) Планируемые результаты: Личностные: - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные: – об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных; – об основных органах и системах органов человека, их функциях; – о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры; – об основных этапах становления человека и его разума; | |||||||||||||||
02.09 | 1 | Как устроен организм человека. Экскурсия по теме: "ПДД на улицах города". | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н). Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н). | *С.10-13 Что нужно знать и чему научишься. задание из рабочей тетради на выбор* | |||||||||||
04.09 | 2 | Кожа – "пограничник" организма. Проверочная работа по теме: " Как устроен организм человека". | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н). Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н). | http://pedsovet.su/ «Кожа, её строение и значение», | С.14-17 (вопросы 6-9) задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
09.09 | 3 | Как человек двигается. Практическая работа по теме: "Изготовление модели скелета". | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н). Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П). | Как человек двигается | С.18-21, вопросы 1-4 Знать части скелета с.17 | ||||||||||
11.09 | 4 | Путешествие бутерброда. Проверочная работа по теме: "Кожа и опорнодвигательная система". | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н). Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях (П). | http://pedsovet.su/ «Путешествие бутерброда» | С.22-24 вопросы 5-6 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
16.09 | 5 | Как удаляются ненужные вещества. Проверочная работа по теме: "Пищеварение и выделение". | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П). | http://pedsovet.su/ Как удаляются ненужные вещества. | С.28-29, вопросы 1-4 *составить меню своего ужина | ||||||||||
18.09 | 6 | Для чего и как мы дышим. Урок – игровое путешествие | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). | «Система дыхания» | С.30-33, вопросы 5-6 задание из рабочей тетради на выбор* Зачем человек чихает? | ||||||||||
23.09 | 7 | Волшебная восьмёрка. | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П). | Кровообращение | С.34-37, вопрос 6 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
25.09 | 8 | Что такое кровь? Проверочная работа по теме: "Дыхание и кровообращение". | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н). Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П). | http://pedsovet.su/ «Кровь - зеркало организма» | С38-39 Рабочая тетрадь с.13 №4, исследование и вывод | ||||||||||
30.09 | 9 | Почему наш организм работает слаженно. | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н). Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П). | http://pedsovet.su/ «Почему наш организм работает слаженно» | С40-42 С.16, №7, №8-рабочая тетрадь | ||||||||||
02.10 | 10 | "Окна" в окружающий мир. Урок презентаций. | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П). | http://www.school2100.ru Органы зрения | С.44-47, вопросы 5-6 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
07.10 | 11 | Многогранный мир чувств. Проверочная работа по теме: "Органы чувств". | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П). | http://pedsovet.su/ Многогранный мир чувств | С.48-51, вопросы 1гр-1-4, 2гр-5-7 *подобрать слова, относящиеся к разным органам чувств | ||||||||||
09.10 | 12 | Родители и дети. Практическая работа по теме: "Изготовление модели клетки". | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П). | Модель клетки | С.52-55, вопросы 1гр-1-3 2гр-4-6 .*разработать кодекс чести для мужчины и женщины | ||||||||||
14.10 | 13 | Отчего мы иногда болеем. Проверочная работа по теме: "Родители и дети. Отчего мы не болеем". | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н). | Родители и дети | С.56-59, вопросы 8-10 *с.63 проект через неделю | ||||||||||
16.10 | 14 | Наши предки – древесные жители. Проверочная работа по теме: "Происхождение человека". | Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П). Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека (П). | http://pedsovet.su/ "Наши предки - древесные жители" | С.60-63 вопросы 1гр-2-4 2гр-6-7 | ||||||||||
21.10 | 15 | На заре человечества. Тест: "Проверь себя". | Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П). Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека (П). | На заре человечества. | Решение жизненных задач с. с.68 | ||||||||||
23.10 | 16 | Контрольная работа №1 по теме: "Человек и его строение". | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | ||||||||||||
28.10 | 17 | Как нам жить? "Влияние природы на человека". Урок – игра. | Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П). | http://learningapps.org/ Влияние природы на человека | Приготовить презентацию * | ||||||||||
2 раздел «Рукотворная природа» (18 ч) Планируемые результаты: Личностные:
Метапредметные: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные: – важность воды для жизни живых организмов и человека; – основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа); – основные свойства воздуха (как газа); – применение важнейших полезных ископаемых; – об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека; – о единственной стратегии выживания человечества – вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосфер – находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения: | |||||||||||||||
30.10 | 18 | Рукотворная жизнь. | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н). Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н). Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве (П). | Рукотворная жизнь. | Дополнительный материал для любознательных с.73. задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
11.11 | 19 | На службе у человека. Проверочная работа по теме: "Рукотворная жизнь". | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н). Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н). Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве (П). | Ремесла | С.74-78 Дополнительный материал для любознательных. задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
13.11 | 20 | Покорение силы. Проверочная работа по теме: " Покорение силы". | Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П). | Приручение огня | Дополнительный материал для любознательных с.82. | ||||||||||
18.11 | 21 | Как человек использует свойства воды. - практикум. | Наблюдать и проводить простейшие опыты по изучению свойств воды (Н). Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П). Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н). | Видеоролик – вода-источник жизни | Дополнительный материал для любознательных с.88. задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
20.11 | 22 | Как человек использует свойства воздуха. Проверочная работа по теме: " Свойства воды". | Наблюдать и проводить простейшие опыты по изучению свойств воды (Н). Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П). Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н). | http://pedsovet.su/ Как человек использует свойства воды | С.89-91 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
25.11 | 23 | Как человек использует свойства воздуха. Урок-практикум | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н). Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П). Характеризовать свойства воздуха (Н). Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. | http://pedsovet.su/ Как человек использует свойства воздуха. | С.89-91 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
27.11 | 24 | Горные породы и минералы. Проверочная работа по теме: "Свойства воздуха". | Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии (ознакомление с природой родного края) (Н). | Минералы | С.92-96 вопросы 2-4 задание из рабочей тетради на выбор* Дополнительный материал для любознательных с97 | ||||||||||
02.12 | 25 | Металлы. Урок- видеоэкскурсия в музей минералов | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н). Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н). | Металлы | Дополнительный материал для любознательных с.102-03 | ||||||||||
04.12 | 26 | Приручение огня. Проверочная работа по теме: "Горные породы и минералы». | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | http://pedsovet.su/ Как люди огонь добыли | С.104-106 задание из рабочей тетради на выбор* Дополнительный материал для любознательных с107 | ||||||||||
09.12 | 27 | Невидимая сила. Проверочная работа по теме: "Металлы". | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н). Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П). Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н). Различать изученные полезные ископаемые (П). | Презентация Приручение огня. | Дополнительный материал для любо- знательных с.108-109.*подобрать пословицы, поговорки, высказывания | ||||||||||
11.12 | 28 | Чудо - волны (для любознательных). Проверочная работа по теме: " Приручение огня". | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н). Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П). Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н). Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н). | http://pedsovet.su/ Электричество в нашей жизни | Дополнительный материал для любознательных с.112-117 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
16.12 | 29 | Практическая работа по теме: "Горные породы и минералы". | Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н). Оценивать влияние современного человека на природу (Н). Оценивать свою личную роль в охране природы (Н). | http://pedsovet.su/ Чудо-волны | вопросы 1-3 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
18.12 | 30 | Контрольная работа № 2 по теме: "Рукотворная природа". | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н). Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П). Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н). Различать изученные полезные ископаемые (П). | Дополнительный материал для любознательных с.102-103 задание из рабочей тетради на выбор* | |||||||||||
23.12 | 31 | Человек проникает в тайны природы (для любознательных). Урок презентаций. | Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П). Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н). Различать изученные полезные ископаемые (П). | кроссворд | С.118-121 *ответ на вопрос: «Как одни изобретения и открытия науки могут прокладывать путь другим» | ||||||||||
25.12 | 32 | "Правила поведения в природе". Урок-викторина. | Оценивать влияние современного человека на природу (Н). Оценивать свою личную роль в охране природы (Н). | http://learningapps.org"Правила поведения в природе". | Жизненные задачи с.127-135 | ||||||||||
13.01 | 33 | Как нам жить? "Влияние человека на природу". Урок – видеопрогулка. | Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П). Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н). Различать изученные полезные ископаемые (П). Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород | http://learningapps.org "Правила поведения в природе". | С.122-126, вопросы 1-3 | ||||||||||
15.01 | 34 | Итоговая контрольная работа по теме: "Человек и природа". | Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н). | ||||||||||||
1 раздел «Человек и его внутренний мир» (5 ч) Планируемые результаты: Личностные:
Метапредметные: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные: – личность, характер, эмоции, чувства; – совесть, мораль, право; – по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера; | |||||||||||||||
20.01 | 35 | Вводный урок. Кого можно назвать человеком? | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П) | Конвенция прав ребенка. | С.8-11, вопросы 1-3 | ||||||||||
22.01 | 36 | Посмотри в своё "зеркало". | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П) | http://learningapps.orgЭмоции | С.12-15. Рассуждение- Что необходимо, чтобы человек стал личностью?* | ||||||||||
27.01 | 37 | Как понять, что творится у друга на душе? Проверочная работа по теме: " Человек и его внутренний мир". | Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). (Н) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). | http://learningapps.orgЭмоции | Дополнительный материал для любознательных с.19. задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
29.01 | 38 | Переживания, испытанные временем. Урок-игра «Познавай -ка» | Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека (П). | Человек и его внутренний мир | С. 20-23, вопросы 1-3 | ||||||||||
03.02 | 39 | Как узнать человека? Проверочная работа по теме: "Человек и его внутренний мир". | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П) | Человек и его внутренний мир | Дополнительный материал для любознательных с.27. задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
2 раздел «Человек и общество» (6 ч) Планируемые результаты: Личностные:
Метапредметные: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные: – совесть, мораль, право; – объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов; – объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; – замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений | |||||||||||||||
05.02 | 40 | Что такое общество. | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). | Структура общества | С.28-31, вопросы 5-6 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
10.02 | 41 | Как жить в мире людей. Урок презентаций. | Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. | Правила общения. | Правила морали. Вопросы 1-4. задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
12.02 | 42 | Моё общество. | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). | Правила поведения в обществе. | С.36-39, вопросы 7-9 Кроссворд | ||||||||||
17.02 | 43 | Права человека в обществе. Урок-диспут. | Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт | http://pedsovet.su Права человека и конституция. | С.40-43, вопросы 3-5 | ||||||||||
19.02 | 44 | Повторение по теме: "Человек в мире людей". Урок КВН. | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). | Решение жизненных задач с.44-45. задание из рабочей тетради на выбор* | |||||||||||
24.02 | 45 | Эпохи Всемирной истории. | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П). | История в лицах. | С.45-46 Приготовить презентацию* | ||||||||||
3 раздел «Картина всемирной истории человечества» (11 ч) Планируемые результаты: Личностные:
Метапредметные: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные: – эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века. Новое время, Новейшее время; – объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; - по отдельным признакам отличать разные эпохи всемирной истории человечества; - ориентироваться в историческом времени (соотносить год с веком, определять последовательность событий); - отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях | |||||||||||||||
26.02 | 46 | Первобытный мир. | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П). | Первобытный мир. | С.47-49 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
03.03 | 47 | Первобытный мир – "Первые шаги человечества". Урок-путешествие. | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П). | http://pedsovet.su "Первые шаги человечества". | С.50-51, вопросы 1-3 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
05.03 | 48 | Древний мир. | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П). Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П). | http://pedsovet.su Государства древнего мира | С. 52-53 Сообщение Достижения Древнего мира.* | ||||||||||
10.03 | 49 | Контрольная работа по теме: "Человек в мире людей". | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | ||||||||||||
17.03 | 50 | "Древний мир – рождение первых цивилизаций". | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П). Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П). | Древний Китай | С.56-59, вопросы 5-6 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
19.03 | 51 | Средние века. | Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П) | http://www.uchportal.ru Средние века. Рыцари. | С.60-64. задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
02.04 | 52 | "Эпоха средних веков – между древностью и новым временем". | Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П) Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П). | История в лицах. | С.65-67 Подобрать произведения искусства эпохи Средних веков. | ||||||||||
07.04 | 53 | Новое время. | Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П) | http://www.uchportal.ru Новое время. | С.68-71 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
09.04 | 54 | "Новое время – торжество Европы". | Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П) Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). | Единая коллекция ЦОР карта нового времени Изобретение нового времени | С.72-73. Сообщение Что такое эпоха Нового времени?* | ||||||||||
14.04 | 55 | Новейшее время. | Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). | История в лицах. | С.74-77. задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
16.04 | 56 | "Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству". Проверочная работа по теме: "Человек и прошлое человечества". | Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П). Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П) | История в лицах. Исторические эпохи | С.78-79, вопросы 4-6 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
4 раздел «Человек и многоликое человечество» (3 ч) Планируемые результаты: Личностные:
Метапредметные: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные: – расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН, общечеловеческие ценности; основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности. – объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов; – объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; – замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. - по отдельным признакам отличать разные эпохи всемирной истории человечества; - ориентироваться в историческом времени (соотносить год с веком, определять последовательность событий); | |||||||||||||||
21.04 | 57 | Короли, президенты и граждане. | Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П). Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. (Н). | История в лицах. | С.80-85, вопросы 1-3 задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
23.04 | 58 | Расы и народы. | Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. (Н). | Расы Земли. | С.86-89, Сообщение Что такое раса? | ||||||||||
28.04 | 59 | Кто во что верит. Проверочная работа по теме: "Человек и его многоликое человечество". | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). | Кто во что верит. | Дополнительный материал для любознательных с.96-97. | ||||||||||
5 раздел «Человек и единое человечество» (4 ч) Планируемые результаты: Личностные:
Метапредметные: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные: – эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века. Новое время, Новейшее время; – расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН, общечеловеческие ценности; основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности. – объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов; – объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; | |||||||||||||||
30.04 | 60 | Мировое хозяйство. | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) (Н). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П). | Что такое экономика. | С.98-101. Сообщение Что такое мировое хозяйство?* | ||||||||||
05.05 | 61 | Мировое сообщество государств. | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) (Н). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П). | http://pedsovet.su Мировое сообщество государств. | С.102-105. Сообщение Что такое ООН?* | ||||||||||
07.05 | 62 | Что человечество ценит больше всего? | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П). | http://www.uchportal.ru Что такое общечеловеческие ценности? | С.106-109, задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
12.05 | 63 | Контрольная работа по теме: "Человек и единое человечество". | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | ||||||||||||
6 раздел «Обобщающее повторение» (5 ч) Планируемые результаты: Личностные:
Метапредметные: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные: – объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов; – объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; | |||||||||||||||
14.05 | 64 | Как нам жить? | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). | Экология. | Решение жизненных задач с.116-117. задание из рабочей тетради на выбор* | ||||||||||
19.05 | 65 | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ по разделу: "Человек и человечество" | Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | ||||||||||||
21.05 | 66 | Экскурсия по теме: "Почвы нашего края". | Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии (ознакомление с природой родного края) (Н). | ||||||||||||
26.05 | 67 | Экскурсия В Дом природы | Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии (ознакомление с природой родного края) (Н). | ||||||||||||
28.05 | 68 | Экскурсия к озеру | Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии (ознакомление с природой родного края) (Н). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков здорового образа жизни у школьников с за-держкой психического развития в условиях требования ФГОС начального общего образования
Ребёнок первый раз переступил порог школы. Что его ждёт? Новый, неизведанный мир открывается перед ним. Принимая каждого ребёнка, учитель задумывается над тем, каким он станет через одиннадцать лет, к...
Тематическое планирование составленов соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечено УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и м
Пояснительная записка.Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамот...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...
Рабочая учебная программа по технологии УМК "Шкода 2100", 4 класс.Составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»
«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»...
Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2 класс
Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2 класс...
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе фе...