Рабочая программа по курсу «Воспитание нравственных качеств» Уроки нравственности или «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
рабочая программа
Программа по курсу "Воспитание нравственных качеств" поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства и знание этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti.docx | 45.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 20
РАССМОТРЕНО Школьным методическим объединением Руководитель ___________/____________/ Протокол №_____от__________ СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/___________ «____»_________ 20___ | ПРИНЯТО Педагогическим советом школы Протокол №____от______ УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 20 ___________/_________ Приказ №_____от_________ |
Рабочая программа
по курсу «Воспитание нравственных качеств»
Уроки нравственности или
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
_____________________________________________
(название предмета)
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
на 2019 – 2020 учебный год
1 -4 Класс
Автор-составитель:
Фамилия Шестернина
Имя Лилия
Отчество Валентиновна
учитель начальных классов ,
высшей категории
Темиртау
2019
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Уроки нравственности или
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………….
2.Содержание учебного предмета…………………………………………………………..
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы………………………………………………………………………………………………
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
- На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
- Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
- Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
- Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
- Быть сострадательными к чужому горю.
- . Не обижать животных и птиц.
- Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
- Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Учащиеся должны знать:
- Ранее изученные заповеди и афоризмы.
- Каким должен быть воспитанный человек.
- Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
- Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений.
- Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
- Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- Выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
- Применять правилами этикета в повседневной жизни.
- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
- Регулировать своё поведение, эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, станет уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Познавательные УУД:
- Самостоятельно узнавать новые правила этикета.
- Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
- С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
Коммуникативные УУД:
- Анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
- Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
- Создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к такой науке, как этикет;
- общее представление о правилах этикета, о моральных нормах поведения;
- навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в любой деятельности в значительной мере зависит от самого человека, от его образованности и воспитанности.
- Учащийся получит возможность для формирования:
- положительного отношения науке «этикет»;
- понимания значения правил этикета в жизни человека;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности;
2. Содержание учебного предмета
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между
собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Содержание курса (1 класс):
1 раздел (2ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
2 раздел (13ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
3 раздел (3ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
4 раздел (7ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
5 раздел (5ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
Содержание курса (2 класс):
1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
2 раздел (18ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
4 раздел (8ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
5 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
7 раздел (2ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
1 раздел (10ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
2 раздел (1ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
3 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
4 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
5 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
6 раздел (4ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
Содержание курса (4 класс):
1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
2 раздел (17ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
4 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
5 раздел (3ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (4ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
7 раздел (1ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы
1класс
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Здравствуй, школа! | 1 |
2 | Вот и стали мы учениками… | 1 |
3 | Учимся работать в команде | 1 |
4 | О хорошем и плохом | 1 |
5 | Клуб «Выручайка» | 1 |
6 | О дружбе | 1 |
7 | «Здравствуй!» | 1 |
8 | «Здравствуй!» | 1 |
9 | Венок осени | 1 |
10 | Профессий много есть на свете | 1 |
11 | В мире любимых сказок | 1 |
12 | Учимся приходить на помощь | 1 |
13 | О рабочих руках и трудолюбии | 1 |
14 | Зайкина избушка | 1 |
15 | Учимся вежливости | 1 |
16 | Новогодняя сказка | 1 |
17 | Познакомьтесь: это я! | 1 |
18 | Снегурочка | 1 |
19 | Сказка о солнечном зайчике | 1 |
20 | Учимся быть добрыми | 1 |
21 | По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк» | 1 |
22 | Когда люди радуются | 1 |
23 | Я расту! | 1 |
24 | Поезд везёт подарки мамам | 1 |
25 | Сказка о веселой пчеле | 1 |
26 | Клуб любителей природы | 1 |
27 | Как у зайчика зуб болел | 1 |
28 | Приглашаем в гости | 1 |
29 | В городе Лекарственных растений | 1 |
30 | Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается | 1 |
31 | На пороге лета | 1 |
32 | О рыбалке | 1 |
33 | К.И. Чуковский и его произведения | 1 |
34 | «Краденое солнце» | 1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы
2класс
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | О культуре поведения в школе | 1 |
2 | Под крышей дома моего | 1 |
3 | Времена года | 1 |
4 | Отправляемся в путешествие | 1 |
5 | Узнай меня! | 1 |
6 | Не надо больше ссорится… | 1 |
7 | Учимся дружить | 1 |
8 | Белый пёс в сиреневый цветочек | 1 |
9 | Учимся обсуждать проблему | 1 |
10 | Во саду ли, в огороде | 1 |
11 | Слушаем сказку | 1 |
12 | Поговорим о собаках | 1 |
13 | «Тише, пожалуйста!» | 1 |
14 | Занимательный журнал «Имена» | 1 |
15 | Колечко красоты | 1 |
16 | «Девочка и разбойник» | 1 |
17 | Экскурсия в медицинский кабинет | 1 |
18 | Зима в лесу | 1 |
19 | По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка» | 1 |
20 | Для чего нужны нам глазки | 1 |
21 | И снова сказка | 1 |
22 | Лепим снеговика | 1 |
23 | Давайте, друзья потолкуем о маме… | 1 |
24 | Цветик – семицветик | 1 |
25 | Волшебники и волшебные предметы | 1 |
26 | Животные с книжных страниц | 1 |
27 | Спешим на помощь Бабке Ёжке | 1 |
28 | День космонавтики | 1 |
29 | Тропинка | 1 |
30 | Ох уж этот ветер!... | 1 |
31 | Сказочные фанты | 1 |
32 | И снова сказочные фанты | 1 |
33 | Школа насекомых | 1 |
34 | Лето в загадках | 1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы
3 класс
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Путешествие в сказку | 1 |
2 | И снова об осени… | 1 |
3 | О себе, о дружбе, о друзьях… | 1 |
4 | О добре и зле | 1 |
5 | Посылка от сказочных героев | 1 |
6 | Письмо дедушки Морфея | 1 |
7 | Эдуард Успенский | 1 |
8 | Выглянуло солнышко… | 1 |
9 | О кошках и собаках | 1 |
10 | «У камина» | 1 |
11 | Клуб «Выручайка» | 1 |
12 | Слушаем сказку | 1 |
13 | О животном не очень приятном | 1 |
14 | В гости к друзьям из Простоквашино | 1 |
15 | Что за праздник без цветов… | 1 |
16 | В мире профессий | 1 |
17 | Наши страхи | 1 |
18 | Что такое зима? | 1 |
19 | Знаменитые малыши. Незнайка | 1 |
20 | Экзотические животные | 1 |
21 | Зимушка – зима. Зимние забавы | 1 |
22 | Да здравствуют книги! | 1 |
23 | Роза для мамы | 1 |
24 | Принцессы Шарля Перро | 1 |
25 | Клуб «Белая ворона» | 1 |
26 | Бабочек весёлый хоровод | 1 |
27 | Театр кошек Юрия Куклачева | 1 |
28 | Учимся работать в микрогруппе. | 1 |
29 | Фея Фантаста | 1 |
30 | Хлеб - наше богатство | 1 |
31 | Берегите время! | 1 |
32 | Цветочная карусель | 1 |
33 | В гостях у белочки | 1 |
34 | «Ромашка» | 1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоения каждой темы
4класс
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | С днем знаний! | 1 |
2 | Осенняя сказка | 1 |
3 | Расскажи нам о себе | 1 |
4 | Семейный калейдоскоп | |
5 | И это тоже я! | 1 |
6 | О профессиях и трудолюбии | 1 |
7 | В который раз о дружбе… | 1 |
8 | 1 | |
9 | Мы- за здоровый образ жизни! | 1 |
10 | Как выбирать друзей | 1 |
11 | О режиме дня | 1 |
12 | Экологическая карусель | 1 |
13 | Берегите книгу | 1 |
14 | О рыцарстве | 1 |
15 | День рождения старой ели | 1 |
16 | Будь здоров! | 1 |
17 | Станем друзьями природы | 1 |
18 | О совести | 1 |
19 | Учимся быть щедрыми | 1 |
20 | Путешествие капельки | 1 |
21 | Настроение | 1 |
22 | На экономической волне | 1 |
23 | Секреты здоровья | 1 |
24 | Кошки | 1 |
25 | Приглашение к разговору | 1 |
26 | Полюбуйся, весна наступает… | 1 |
27 | Наши бабушки | 1 |
28 | Игры в самих себя | 1 |
29 | Сказки Г.Х.Андерсена | 1 |
30 | Учимся шутить | 1 |
31 | Сказочная путаница | 1 |
32 | Живи, не требуя награды… | 1 |
33 | Здравствуй, первый листок! | 1 |
34 | Покуда сердца стучатся.. | 1 |
Материально-техническое обеспечение программы
№п/п | Методическая литература для учителя | Литература для учащихся |
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1, 2, 3, 4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2014 | Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.1, 2, 3, 4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2017 | |
Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009. | ||
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005 |
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства.
Диски с музыкальными произведениями, аудиокассеты видеофильмы, презентации, произведения фольклора; набор лоскутов, ниток, пуговиц, иголок для практической работы с одеждой.
Интернет - ресурсы
1.ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958
2. Сайт uroki.net для классного руководителя http://www.uroki.net/docklruk.htm
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа. http://festival.1september.ru/subjects/20/
4. Журнал «Начальная школа» http://www.n-shkola.ru/
5.Газета «Начальная школа» http://nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо" и тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности, или что такое хорошо, что такое плохо"
Рабочая программа для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо"
Календарно-тематическое планирование курса "Воспитание нравственных качеств"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классовБазовый уров...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...
Внеурочное занятие по курсу «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»
Создание условий для формирования нравственных ценностей, представлений учащихся о добре и зле....