Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста " Путь к успеху"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков.
«Путь к успеху».
Пояснительная записка
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Рост девиаций в поведении учащихся образовательных учреждений предопределил на государственном уровне постановку и решение вопроса о профилактике девиантного поведения среди учащихся, не достигших 18-летнего возраста. Ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. В погоне за статусом, деньгами, стираются грани дозволенного и нравственного, современным семьям порой просто некогда объяснять и уж тем более следовать общепринятым нормам поведения, неумение регулировать и контролировать свои эмоциональные проявления приводят к печальным последствиям. Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом), деградирует культура общения в семье. А ведь известно что семья является важной и по сути главной инстанцией на пути ребёнка в жизнь. Поэтому важно привлекать родителей к совместной работе по решению возникающих проблем.
В последнее время девиантное поведение часто прослеживается и у детей младшего школьного возраста, а ведь именно в данном возрасте складываются моральные аспекты поведения ребенка, формируются задатки личности которой в последствии предстоит жить в социуме самостоятельно.
Девиантное поведение не рождается сиюминутно, оно формируется еще в младшем возрасте. Школа как один их важным институтов в становлении личности ребенка может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни. Федеральные государственные стандарты образования НОО, ООО, ставят задачу развивать всестороннюю личность, адаптированную к жизни в социуме, у которой сформированы и развиты навыки жизненной компетентности, это возможно только при создании психологического комфорта в образовательном учреждении. Учитывая рост детей с девиантным поведением в общеобразовательных учреждениях, возникает необходимость профилактики и коррекции. Учитывая выше сказанное, данная программа является актуальной для образовательных учреждений.
В 2016 году в МБОУ СОШ № 24 была разработана программа сопровождения и коррекции детей и подростков с девиантным поведением « Путь к успеху» .
Содержание программы:
Программа построена с учетом требований следующих документов:
- Конституции Российской Федерации
- Конвенции о правах ребенка
- Закона Российской Федерации «Об образовании»
- Закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999г.
Инновационность: В отличии от других коррекционных программ регулирующих девиантное поведение направленных только подростковый возраст, данная охватывает весь школьный период обучения ребенка, все возрастные категории учитывает разновозрастные особенности детей и подростков. Полноправными участниками программы становятся родители.
В рамках обеспечения комплексного психологического сопровождения коррекционная программа проводиться в групповой форме, основанной на доверии, что дает возможность детям развить социальные навыки, нормы и правила поведения, представления о социальных ролях.
Развивает коммуникативные навыки, средства общения.
Дает осознание своей роли в группе, снижая уровень иерархизации внутри группы, позволяет расширять поведенческий репертуар.
Цель:
- Развитие коммуникативных компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями ребенка учитывая его индивидуальные особенностями развития.
- Осуществлять психолого- социальную коррекцию направленную на формирование положительного образа «Я» формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности, повышение социальной активности, формирование навыков саморегуляции.
Задачи.
- Осуществление психолого-педагогической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в школьной адаптации.
- Формирование жизненных навыков социальной компетентности.
- Формирование умения контролировать свои эмоции, развивать у детей эмпатию, толерантность к окружающим.
- Формирование навыков эффективного общения у детей и подростков.
- Формирование критического отношения к психо активным веществам: алкоголю, наркотикам, наркотикам, табакокурению.
- Повышение психологической защищенности детей и подростков, поддержка и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения.
Принципы программы:
- Гуманизма и оптимизма -с требованием "Не навреди" учитываем что исследование детской и подростковой психики не только выявляет закономерности ее развития, но и вызывает свое влияние на него, последствия которого исследователь должен предусматривать, обеспечивая позитивный развивающий эффект.
- Единства сознания и деятельности- сознание образует внутренний план деятельности ребенка и подростка, а изменение деятельности способствует формированию нового уровня сознания.
- Принцип развития- характеристика психического явления возможна при все стороннем изучении и на основании этого перспектив изменения.
- Принцип комплексного подхода предполагает обязательно использовать систему взаимосвязанных друг с другом методов изучения и воздействия. Важно, чтобы каждый метод вписывался в естественную ситуацию жизнедеятельности ребенка, имел целевую направленность на получение необходимой информации об объекте, уточнение и перепроверку уже известных фактов.
Функции программы:
- Восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у детей и подростков до дезадаптации;
- Компенсаторная – формирование у детей и подростков стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;
- Стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности детей и подростков, оказание эмоциональной поддержки.
- Коррекционная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование).
Прогнозируемый результат: Психологически здоровая, социально адаптированная личность, способная самостоятельно решать личные проблемы и проблемы общества.
Педагогические показатели - повышение мотивации учения, успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня обученности, снижение педагогической запущенности.
Кому оказывается помощь:
- Детям младшего школьного возраста, подросткам и обучающимся «группы риска» по решению ППк школы, совета профилактики школы утвержденным приказом директора и по рекомендациям КДН.
Участники программы:
Педагог
Дети и подростки с девиантным поведением и группы риска
Родители
Основные средства и методы работы:
- Набор методик для диагностики психического состояния;
- Социально-психологические тренинги: коммуникативный, профилактический.
- Психогимнастика, тренинги, упражнения.
- Использование интерактивных технологий.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 учебный год. 56 часов.
20 часов отводиться на информационно аналитический сбор данных, диагностические обследования, просветительскую работу.
- 1 занятие в неделю
Методическое обеспечение:
Набор тестовых методик.
Техническое оборудование ( компьютер, мультимедийная техника)
Механизм программы.
Программа включает в себе следующие блоки:
- Теоретический 10 часов
- Практический 36 часов
- Просветительский 10 часов.
Программа состоит из трех модулей.
- Социально-педагогический модуль
- Психологический модуль.
- Профилактический модуль
Программа реализуется в 3 этапа.
- Диагностический: до реализации практического блока работы.
- Прикладной: в течении года
- Диагностический: в завершении курса программы- 4 часа.
Социально-педагогический модуль:
Содержит информационно аналитический сбор данных, о социальной среде окружающей ребенка.
А так же медицинский анамнез, характеристику от классного руководителя. Работу с родителями детей группы риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, информирование о службах поддержки детям и семьям.
Психологический модуль: При коррекционной работе с детьми и подростками девиантного поведения необходимо учитывать причины, которые могут быть обусловлены следующими факторами:
- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Основная направленность данного модуля это:
- Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;
- Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;
- Изучение микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.
- Коорекционно – развивающие занятия с детьми и подростками по результатам диагностических исследований.
- Работа с актуальным состоянием и актуальными конфликтами, снижение эмоционального напряжения, пошаговый анализ конфликтов.
- Полное принятие ребенка; высвечивание его положительных качеств; стимулирование проявления личностной позиции и личного отношения.
- Создание атмосферы доверия и безопасности, развитие способности к спокойному диалогу.
- Работа, направленная на развитие чувства внутренней компетентности и повышение самооценки.
- Работа с агрессией (символизация, контроль и отреагирование агрессии).
- Элементы когнитивной терапии, направленной на осознание поведения и расширение поведенческого репертуара (обсуждение норм и правил поведения, представлений о социальных ролях; осознание привычных коммуникативных стереотипов, осознание своей роли в референтной группе).
- Конфронтация с нереалистичными представлениями.
- Работа направленная на выявление личностных ресурсов детей и подростков.
- Работа с семейной историей, осознание семейных стереотипов, поиск ресурсных зон в семье.
- Отработка навыков осознания своего аффективного состояния.
- Обучение навыкам релаксации.
- Тренинговая отработка навыков произвольной саморегуляции.
- Работа, направленная на осознание своего поведения, связанного с употреблением алкоголя; рассмотрение влияния употребления алкоголя на жизнь сейчас и на будущее.
Профилактический модуль:
Работа в данном модуле ведется на предупреждение девиантного поведения детей и подростков и содержит в себе следующие аспекты:
- Консультирование учителей и родителей является одним из приоритетных направлений в профилактической работе с детьми девиантного поведения
Основные темы консультирования:
- Разъяснение индивидуальных особенностей
- Профилактика конфликтов
- Работа с личностными реакциями педагогов, и родителей.
- Различные формы работы с семьей (консультирование, выступления на родительских собраниях, беседы по телефону, информационная работа на сайте школы):
- Повышение заинтересованности в ребенке
- Усиление родительской позиции и ответственности.
Циклограмма психолого- диагностического сопровождения.
№ | Название методики | Сроки | Цель |
1 | Тест Будасси Лесенка | Октябрь Май | Исследование уровня самооценки |
2 | Тест цветовых выборов Люшера | Октябрь Май | Исследование актуального психоэмоционального состояния, активности |
3 | Опросник Филлипса Темл Дорки Амен | Октябрь Май | Исследование уровня школьной тревожности |
4 | Опросник А. Басса-А. Дарки | Октябрь Май | Выявление уровня конфликтности и агрессивности |
5 | ТЮФ (тест юмористических фраз) Шмелева Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях) | Октябрь | Выявление актуальных проблем личности |
6 | ДДО (дифференциально- диагностический опросник) Климова | Февраль Март | Исследование профессиональной направленности |
7 | Тест Голланда | Февраль Март | Исследование профессиональной направленности |
8 | Опросник Кейерси | Февраль Март | Исследование профессиональной направленности |
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Вид занятия |
Социальный -педагогический модуль. | |||
1 | Определение состава семьи, социального статуса семьи, особенностей протекания процесса образования детей и подростков. | 2 | Работа с документацией |
2 | Сбор данных о состоянии здоровья и имеющихся проблемах, исследования анамнеза | 2 | Работа с документацией |
3 | «Роль взаимодействия с социальными партнерами» Лекция об учреждениях, осуществляющих психолого-медико-социальную помощь населению. Работа с учителями и родителями. | 2 | Практика Круглый стол. |
Психологический модуль. | |||
1 | Тренинг «Знакомство» представление формы работы, знакомство участников программы между собой. Карта индивидуального наблюдения | 2 | Практика Тренинг-игра работа с документацией |
2 | «Познаю себя»- самопознание. Развитие навыков саморефлексии. Формирование адекватных навыков самоопределения. | 4 | Теория 2 Практика 2 Тренинг-игра |
3 | «Мир чувств», «Эмоции». Формирование навыков совладания со своими эмоциями. Расширение репертуара социально приемлемого поведения в обществе. Тренинг с родителями и детьми. | 6 | Теория 2 Практика 4 Тренинг с элементами изо терапии. |
4 | « Самоконтроль и Я». Обучение навыкам самоконтроля. | 4 | Теория 2 Практика 2 Тренинг-игра |
5. | Тренинг «Рука помощи» « Общение» Обучение эффективным способам взаимодействия с другими людьми. | 4 | Теория 2 Практика 2 Тренинг с элементами сказко терапии |
6. | Тренинг принятия решений. Шаги принятия решений, стратегии принятия решений. Расширение поведенческого репертуара. | 4 | Теория 1 Практика 3 Тренинг, просмотр фильма «Есть тема» |
7 | Тренинг ответственного поведения. Понятие ответственности. «Вымирающая планета» Работа совместная с родителями. | 4 | Теория 2 Практика 2 Тренинг с элементами сказкотерапии. |
8 | Тренинг « Профилактика саморазрушительного поведения» Агрессия и другие проявления девиаций методы борьбы с ними. Предупреждение и профилактика употребления ПАВ (алкоголя, табака, наркотиков) | 6 | Теория 2 Практика 4 Просмотр фильма « Вредные привычки» «Курение вредно» «Наркотикам нет» |
9 | « Я в мире профессий» роль интересов и склонностей в профессиональном самоопределении и самореализации. Выявление личных способностей. Склонностей. Анализ работы по программе, чему научился, что хочу. Для детей младшего школьного возраста. | 2 | Теория 1 Практика 1 Презентация. презентация «Я» от участников программы. |
10 | Диагностический модуль- завершающий. | 4 | 4 |
Циклограмма профилактического модуля
Тема консультирования | Участники консультирования |
Агрессивный ребенок. | Родители-педагоги |
Профилактика конфликтов | Родители-педагоги |
Тревожность опасна! | Родители |
Работа с детьми, имеющими суицидальные намерения | Педагоги |
Методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка. | Родители-педагоги |
Гиперактивность методы и приемы работы с детьми данной категории | Педагоги |
Профилактика ПАВ | Родители-педагоги |
Вспыльчивость. Пять шагов к обузданию неуместного гнева у ребенка | Родители-педагоги |
Оценка эффективности реализации программы:
Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно- нравственному оздоровлению социума, предполагает сформировать у ребенка навыки социальной компетентности, критического отношение к психо активным веществам, формирование самооценки, контроль эмоциональных проявлений к окружающим. Вывод ребенка из программы осуществляется с помощью аналитического изучения следующих документов: анализ психологом индивидуальных карт, представление от классного руководителя о динамики поведенческих факторов, заключения ППк или совета профилактики школы за приказом директора или выписка КДН о снятии с учета. Результаты апробации программы в приложении 1.
Используемая литература:
- Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова «Методика и технология работы социального педагога» Москва 2005г.
- И.В. Дубровина «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» «Академия» 2015 г.
- Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин «Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних» МГПИ им. Н.К.Крупской, 2017 г.
- «Психология формирования и развития личности», М: Наука 2011 г.
- И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2013 г.
- В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение 2012 г.
- Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми.М., 1991
- Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2017
- Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [текст] / Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001. –210 с.
- Клюева, Н.В. Учим детей общению [текст] /Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,
- Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [текст] / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 182 с.
- . Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
- Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.
- Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с
- Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2011.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»
Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....
Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...
Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"
Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...
Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста путем применения метода сказкотерапии
Часто так случается, что в классе среди маленьких детишек вспыхивают эпизоды тревоги. Например, сложности в ответе у доски, трудно сосредоточиться, когда идет контрольная, тревоги по поводу получения ...
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...
Сказкотерапия, как средство профилактики и коррекции негативных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста
Дети наше будущее...
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педаго...