Сказкотерапия, как средство профилактики и коррекции негативных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста
методическая разработка
Дети наше будущее
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия, как средство профилактики и коррекции негативных проявлений в поведении детей
младшего школьного возраста
Фраза «Дети – наше будущее» имеет глубокий смысл. Дети – это воплощение и реализация родительских и педагогических неосуществленных желаний и надежд. Мы желаем воспитать ребенка так, чтобы он добился большего успеха в жизни. Каждый педагог хочет, чтобы его воспитанник или ученик был лучше него. В современных условиях главной проблемой и первоочередной задачей одновременно является воспитание морально устойчивой, нравственной, внутренне духовной личности. Любовь к ближнему, милосердие к нуждающимся, чистота мыслей, ответственность за свои слова и поступки – это то, чего так остро не хватает нашим детям. В попытке обеспечить материальную платформу детям взрослые зачастую перестают разговаривать с детьми, объяснять элементарные истины жизни. И как следствие этого, в современном мире происходит нарастание агрессивности общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. И число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов:
∙ухудшение социальных условий жизни определенной части детей;
∙кризисом семейного воспитания;
∙невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию детей;
∙увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка;
∙свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми. Жалобы на проявление детской агрессивности – одно из наиболее распространенных явлений у родителей и педагогов в современном обществе.
Проблемой изучения, коррекции и профилактики агрессивного поведения детей занимались Бандура А., Бэрон Р., Берковиц А., Корнадт Г., Реан, Ричардсон Д., Фрейд З., Фромм Э. и др. Проблема становиться в последнее все более актуальной в связи с увеличением количества детей склонных к агрессивным проявлениям в отношении к сверстникам.
Вместе с тем, в настоящее время требованиями ФГОС ДО обозначена в числе основных задач следующая: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. Очевидно, что социальное развитие школьников является приоритетным направлением в деятельности педагогов ОУ.
Однако анализ реальной ситуации в детском коллективе обнаруживает актуальность решения данной задачи. Наблюдаются частые случаи агрессивного отношения некоторых ребят к другим детям. А это ведет к дезодаптации и нарушению их социализации в детском коллективе. В то же время для гармоничного развития ребенка адаптация среди сверстников очень важна. Я, как педагог, заинтересована в том, чтобы эти дети из разряда «отвергаемых» могли перейти в разряд «принимаемых» в коллективе сверстников, а агрессивность и неприятие детей стали бы менее острыми. Налицо противоречие между нормативными требованиями федерального документа и реальной ситуацией в группе сверстников.
Встает вопрос: как помочь ребенку определить модель поведения и найти выход из проблемной ситуации, скорректировать психическую и эмоционально-волевую сферу, одновременно обогатить внутренний мир ребенка?
Очевидна проблема:что может использоваться педагогом в качестве терапевтического средства, которое с одной стороны может успешно решать все выше перечисленные задачи, а с другой стороны – быть адекватным возрасту?
Одним из эффективных методов профилактики и лечения детской агрессивности на данном возрастном этапе развития ребенка может стать сказкотерапия, т.е. лечение сказкой. Сказкотерапия – прекрасная возможность воздействовать на детей без скандалов и упреков, не травмируя их психику чрезмерным давлением, и одновременно корректировать поведение учеников в нужную сторону с учетом возрастных особенностей. Поэтому,наряду с другими методами,я выбрала этот метод коррекции и профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного ребенка, который был бы равнодушен к сказке.С незапамятных времен люди придумывали и рассказывали своим детям сказки. Делали они это не просто так. Современная наука доказала, что сказка имеет огромное воспитательное значение для детей. С ее помощью взрослые передавали детям сведения о нормах морали и поведения в обществе. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал.
Что же такое сказкотерапия?
Во-первых, сказкотерапия – прекрасный способ социализации детей и избавления от дурных привычек и моделей поведения. При этом сказкотерапия как метод коррекции отличается от обычного чтения сказок вслух на ночь. Любая сказка учит хорошему. Например, «Репка» говорит о том, что справиться с делом, которое не под силу одному человеку, можно сообща, всем вместе. Однако ребенок воспринимает сказки отстраненно, без применения на собственном опыте, так как затронутая в них проблема может быть ему не интересна в данный момент. Занятия по сказкотерапии для детей, предлагают примеры сказок, где действует герой или ребенок с похожими проблемами.
Во-вторых, занятия по сказкотерапии – прекрасная возможность для детей развивать фантазию, воображение. После прослушивания или просмотра и обсуждения сказки дети могут сами придумать сюжет, где герой преодолевает жизненную проблему.
И, наконец, сочиняя сюжеты сказок, дети не только учатся самостоятельно искать выход из трудных ситуаций, но и развивают логику, мышление, речь.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста? Сказкотерапия может использоваться по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку данного возраста. При этом данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др. Занятия для детей в этом направлении могут проводить психологи, педагоги, а также сами родители.
Впервые о сказкотерапии заговорил советский ученый, основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Его идеи подхватила в конце 20 века педагог-психолог Анна Смирнова. Она разработала ряд пособий и книг, содержащих занятия по сказкотерапии для детей дошкольного и школьного возраста, направленных на коррекцию отклонений в поведении ребенка в целом.
Новизна моей работы заключается в том, что мною подобраны сказки этого автора для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, имеющих агрессивное поведение в отношении сверстников.
ЦЕЛЬ: Создание условий для профилактики чувства неполноценности у младших школьников и агрессивного поведения их сверстников посредством сказкотерапии.
ЗАДАЧИ:
∙Создать подборку литературных произведений, имеющих терапевтический эффект, направленны на профилактику чувства неполноценности у младших школьников и агрессивного поведения их сверстников.
∙Аппробировать систему занятий по сказкотерапии во внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста.
∙Расширить педагогические знания родителей о роли сказок в воспитании и развитии детей посредством организации семинаров по данной тематике.
∙Привлечь к участию в проведении сказкотерапии родителей учеников.
В основе работы с детьми лежат общедидактические принципы:
∙учет возрастных особенностей детей;
∙учет ведущего вида деятельности для данного периода развития детей,
∙доступность;
∙гуманистический подход к детям;
∙обеспечение психолого-педагогической поддержки ребенка и семьи.
Направления работы:
∙работа с детьми;
∙взаимодействие с родителями;
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Результат работы по коррекции негативных проявлений в поведении детей с помощью сказкотерапии можно отследить по следующим показателям и критериям:
показатели | критерии | |
Поведение | Агрессия Спорит, ругается, и со сверстниками, и со взрослыми Никогда не промолчит, если чем-то недоволен Отказывается выполнять правила Винит других в своих ошибках Завистлив, мстителен Когда кто-то причиняет ему зло, стремится отплатить тем же Ломает, портит вещи Оскорбительно высказывается в адрес сверстников Не воспринимает иронии в свой адрес На обычные распоряжения стремиться сделать все наоборот Не по возрасту ворчлив Неудачи раздражают, стремиться найти виноватого Любит быть первым, командовать Легко ссориться, вступает в драку Не считается со сверстниками, не делится Часто теряет контроль над собой Провоцирует и детей и взрослых Любит подчинять более слабых детей Дразнит животных Чувство неполноценности Не хочет участвовать в совместной (коллективной) деятельности с другими детьми На занятиях отказывается отвечать индивидуально Избегает совместных игр, развлечений Не стремится демонстрировать сверстникам продукты своей деятельности Старается не привлекать к себе внимание В совместных играх выбирает зависимую позицию Предпочитает играть в одиночестве Болезненно реагирует на любые замечания в свой адрес Отказывается брать на себя ответственность в каком-либо деле Часто тоскует по родителям, дому |
|
Социальный статус | отверженные непринимаемые лидеры |
|
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Пособие состоит из подборки сказок терапевтической направленности. Каждая сказка обеспечивает решение задач по профилактике коррекции негативных проявлений в поведении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Представленные сказки интересны тем, что позволяют детям на себе проиграть жизненные ситуации.
Данный материал предполагает использование иллюстраций, игрушек, масок, музыки.
Проигрывание сказки занимает от 10 до 25 минут.
Данный материал является практикоориентированным, т.к. обеспечивает динамику изменения в поведении.
Алгоритм применения:
Первый шаг: Познакомить детей с персонажами сказки с помощью иллюстраций, игрушек, масок….
Второй шаг: Для обыгрывания сказки выбрать детей с проблемами агрессивного поведения и учеников, испытывающих чувство неполноценности.
Третий шаг: Инсценировать сказку
Четвертый шаг: Обсудить сказку, сделать выводы
Пятый шаг: Предложить детям придумать свою концовку сказки
Шестой шаг: Нарисовать только что услышанную сказку
Седьмой шаг: Предложить детям придумать свою сказку с подобной проблемой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей практике я использовала авторские сказки, направленные на снижение агрессивности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а так же для повышения самооценки детей, которые стали «жертвами» агрессивного поведения и оказались в разряде «отвергаемых». Результаты работы позволяют с уверенностью сказать, что методы сказкотерапии оказывают на детей положительный терапевтический эффект. Действительно, дети, которые раньше не задумываясь обижали (словесно, а иногда и физически) ребят непохожих на них, научились сопереживать, сочувствовать, быть более сдержанными, терпимыми, иногда стали принимать в игры детей, которых ранее отвергали.А «отвергаемые» дети, которые ранее практически не общались с другими детьми, были приняты ребятами в свой коллектив. Конечно, результат мог быть еще лучше, если бы родители таких детей более активно учавствовали в решении их проблем. Как показывает практика, сказкотерапия прекрасный метод, который действительно помогает решать проблемы детей, но чтобы результат был более значимым, работа по коррекции поведения должна вестись систематически, и в образовательном учреждении, и в домашних условиях. Для более эффективной работы, родителям предложена Памятка «Как вести себя родителям с агрессивным ребенком», Советы родителям агрессивных детей (Приложение).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? М., с. 10-15.
2)Источник: http://steshka.ru/skazkoterapiya-skazki
3)Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль/Л. Берковиц. - М., 2001. - 512с.
4)Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия/Р. Бэрон [и др.] - СПб., 1997. - С.26.
5)Евсеева, В.П. Детская агрессия/В.П. Евсеева // 1000 советов. - 2006. - № 6. -с.12-13
6)Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/Е.К. Лютова [и др.]. - СПб., 2000. - Приложение 9.
7)Морева, Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления [текст] / Е. Морева // Воспитание школьников. - 2008. -№ 5-с.31-34
Сказки для профилактики и коррекции негативных проявлений в поведении детей младше школьного возраста
Могучий дуб и маленький кабанчик
Направленность: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.
На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей. На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень. Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву. Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая- пребольшая рана. Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне. Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и... не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее. «Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? — спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. — Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может...» И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану. — Кто посмел тебя так поранить? — спросил он у дуба. — Это следы твоих копытец, — грустно вздохнул дуб.- Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.— Почему? — огорчился кабанчик. — Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, — ответило дерево. Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто- часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?» Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает: — Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел? — Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, — ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее. — Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо- трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву. Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, — прострекотала сорока и полетела прочь. — Что приговариваешь? — вдогонку закричал кабанчик. — Какие слова? — Волшебные... — раздался вдалеке голос улетающей птицы. В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото. Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой. Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу. Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста...» И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки. В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.
Заяц с рюкзаком
Направленность: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.
В магазин поступила новая партия игрушек, среди которых было несколько Кукол, пушистый Котенок, Динозаврик, маленькие Тролли в разноцветных штанишках, большая розовая Пантера и два зайчика: Зайчишка - с бантом на шее, Заяц - с рюкзаком за спиной. Когда стрелки часов приблизились к двенадцати, Заяц снял рюкзак. – Ну, все, хватит с меня, завтра твоя очередь держать на спине эту тяжесть, - сказал он Зайчишке. - Моя? Почему? – спросил Зайчишка .- Потому что я так сказал и давай без вопросов – ответил Заяц. – Но, я же не виноват, что тебе надели рюкзак, а мне - бант – взмутился Зайчишка.- Вот и поменяемся. Это будет справедливо - заявил Заяц. - Какая же это справедливость? - обиделся Зайчишка, - Ты в два раза больше и сильнее меня. - А я, вот, сейчас схвачу тебя за ухо, да дерну больно. Тогда увидим, кто из нас прав - прикрикнул Заяц. - Не ссорьтесь, - вступил в разговор Тролль в синих штанишках. - Ты - не прав, - обратился он к Зайцу с рюкзаком. - Кто ты такой, чтоб мне указывать?! - Я - игрушка, такая же, как и ты, но в мои обязанности входит еще и следить за порядком.- Тебе только покупателей отпугивать, а не за порядком следить, - засмеялся Заяц, - я таких страшненьких игрушек никогда и не видел. - Может быть мы и страшненькие, но дети нас любят, - заступился за друга другой Тролль. - Ой, еще один уродец, откуда вы такие? С полки спрыгнули остальные Тролли. - Ну ты, длинноухий, хочешь неприятностей? Сейчас ты их получишь. - Испугать меня решили? Попробуйте, если допрыгнете. С таким ростом вам только с муравьями бороться - закричал Заяц. - Друзья мои, успокойтесь, - вмешался Динозаврик. - Не стоит портить себе настроение из- за какого-то рюкзака. - А это, что еще за чучело? - усмехнулся Заяц, - без тебя разберемся. - Ой, какой грубый, а с виду такой симпатичный, - вздохнул Котик. Заяц пнул его в бок: - Не лезь, куда не просят, - и, бросив в Троллей рюкзак, добавил, - всех касается! Динозаврик спустился с полки. - Ладно, не хочешь по-хорошему, поговорим по-плохому. Куклы закрыли глаза: - Ой, что сейчас будет. - Не надо, Динозаврик, - закричал Зайчишка с бантиком, - я надену рюкзак, только не деритесь. - Вот уж нет! Я этого грубияна проучу, – сказал Динозаврик. - Остановись, - попросил Тролль Динозаврика, - Неужели мы будем уподобляться этому задире и все решать, пуская в ход кулаки? - Он ударил моего друга – сказал Динозаврик. - Ударил, значит, извинится и никогда больше этого не сделает. Правда, Заяц? – сказал Тролль. - Какая трогательная речь, - усмехнулся Заяц, - делать мне больше нечего. - Не вынуждай нас, со всеми тебе одному не справиться – сказали остальные игрушки. - Кот получил по заслугам. В следующий раз не будет вмешиваться, когда его не спрашивают. И не надо меня пугать. Я еще, когда на фабрике жил, был самым смелым. Все игрушки меня боялись и уважали – начал хвастаться Заяц. - Уважали? - удивился Динозаврик, - интересно, за что? - За силу. Мне подчинялись даже те, кто был в несколько раз больше – ответил Заяц. Динозаврик рассмеялся:- И это ты называешь уважением? Правильно в пословице говорится: "Сила есть, ума не надо". Заяц толкнул Динозаврика и тот упал на пол, сильно ударившись головой. - Вот и у тебя ума поменьше будет. Кто следующий? Воскликнул Заяц. Одна из кукол подбежала к Динозаврику, а тролли яростно налетели на Зайца, но от одного взмаха его лапы, разлетелись в разные стороны. Куклы в страхе попрятались, а та, которая помогала Динозаврику встать, в отчаянии закричала: - Что ж ты такой злой?! Тебя же никто не обижает! Заяц довольно потер лапы: - Еще бы! Обижать всех - это мое право. - Ни у кого нет права делать другим больно – сказала Кукла. - У меня есть, потому что я - самый сильный – заявил Заяц. - Но обижать тех, кто слабее – жестоко – произнеслаКукла. - За волосы тебя оттаскать, что ли, - задумчиво произнес Заяц. - Я тебе не сделала ничего плохого – возмутилась Кукла. - Ну и что. Мне просто скучно, - сказал Заяц, приближаясь к кукле, но Котенок преградил ему дорогу. - Опять ты? - протянул Заяц. - Мало получил? Сейчас добавлю. И ударил Котика так, что из него полетели клочья ваты. – Ну, ты! Бандит! - крикнул Зайчишка с бантом, - попробуй лучше сразиться со мной. - С тобой? Нашел с кем тягаться. На тебя достаточно дунуть, чтоб ты упал. И, взяв Зайчишку за хвост, забросил его на верхнюю полку. Потом подошел к Кукле и схватил ее за волосы. - Не трогай ее, - попросил поднявшийся Тролль, - она же Кукла. - И что с того? - спросил заяц, но Куклу все-таки отпустил. Вытирая слезы, она достала иголку и стала зашивать Котенка. - Ты думаешь, что кулаками чего-нибудь добьешься? - продолжал Тролль. - Уже добился. Вы меня боитесь, а это главное. - Нет, главного у тебя никогда не будет – ответил Тролль. - Чего же? – спросил Заяц. – Друзей – произнес Тролль. - Это вроде тебя, что ли? Больно надо. Обойдусь. Мне и одному хорошо .Наступило утро. В магазин вошли продавцы, а чуть позже - дети с родителями. Маленькой девочке папа с мамой подарили Котика, мальчику - Динозаврика. И еще,- за день раскупили всех Уукол. Ночью Тролль в красных штанишках обратился к игрушкам с торжественной речью: - Друзья мои, я целый день наблюдал за детьми, и мне открылась одна тайна. - Тайна? Какая? Расскажи, - оживились игрушки. - Ни для кого из вас нет секрета в том, что мы все хотим поскорее стать подарками для детишек. Мы ждем этого момента с трепетом и каждое утро думаем: "Вот сегодня-то я обязательно кому-нибудь понравлюсь, и у меня появится друг". Но проходят дни, а кроме кукол никого не покупают. И, знаете, почему? - Почему? - Причина в Зайце. Это он делает нас непривлекательными. Посмотрите, какими злыми становятся наши лица, когда мы ругаемся и деремся. Целый день мы только и думаем о том, как побороть Зайца. Все эти мысли отражаются на наших лицах. Разве можем мы в эту минуту кому-нибудь понравиться? Разве захочет с нами хоть кто-нибудь играть? Я вчера разговаривал с Котиком и Динозавром. Хотел договориться с ними, как можно отомстить Зайцу, но они сказали, что хоть он и обидел их, вовсе не сердятся, а, наоборот, жалеют его. Потому что он одинок. И сегодня их купили. - Я понял, - сказал Тролль в желтых штанишках, - до тех пор, пока в голове у нас будет место гневу, грубости, желанию подраться, дети будут проходить мимо нас. Услышав последнюю фразу, только что проснувшийся Заяц, рассмеялся: - В жизни не слышал более глупых слов. Игрушки никак не отреагировали на это замечание и занялись своими делами. - Что это вы, сегодня, такие молчаливые? Не поучаете меня? Или боитесь моих кулаков? Никто не хочет подраться? Розовая пантера, молчавшая все э то время, что шли споры и драки с Зайцем, и незаметно дремавшая на верхней полке так, что про нее все забыли, лениво потянулась и зевнула: - Эй ты, забияка! Хочешь угодить в мусорное ведро? - А это еще кто там мяукает? - поинтересовался Заяц. Плавным прыжком Пантера слетела с полки и, схватив Зайца за уши, посадила в ведро и, закрыв крышкой, прыгнула обратно. Заяц стал кричать и стучать: - Выпустите меня! Выпустите! Здесь грязно, темно. - Тебе там и место, а завтра вместе с мусором будешь выброшен, - зевая, сказала Пантера и снова уснула. - Ну, погодите! Стоит мне только выбраться отсюда, я вам покажу! – продолжал кричать Заяц. Без Зайца игрушкам стало легко и свободно. Они дружно провели время, вместе играли, смеялись. Тролли почистили свои штанишки, готовясь к утру, Зайчишка погладил бантик, но, когда настало время для открытия магазина, Тролли выпустили зайца из ведра. Никто не знает, о чем он думал всю ночь, сидя в ведре, о чем разговаривал с Троллями. Не известно ничего из того, что произошло с Зайцем. Но в следующую ночь он надел рюкзак и больше никого не обижал. Как ты думаешь, что произошло с Зайцем за ночь?
Крокодильчик
Направленность: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность (словесная).
Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы. Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.
Маленький медвежонок.
Направленность: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.
Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик. Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать»,— так думал Медвежонок. Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,— сказала Белочка.
— Но посмотрите,— закричал Зайчик,— он сжал кулаки и собирается с нами драться!
Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться».
— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,— закричали зверята.
— Мы будем защищать себя! И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.
— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,— сказали зверята.— Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..— закричали они. — Мы не будем с тобой дружить! И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись, и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?»— думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы. «Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!»— решил Медвежонок. На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.
Вопросы для обсуждения:
∙€Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть?
∙€Так ли это было на самом деле?
∙€Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить?
∙€Из-за чего они так подумали?
∙€Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами?
∙€Что бы ты еще ему посоветовал сам?
Сказка про ежика Витю.
Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.
В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты ? — говорила Вите лиса.
— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,— бурчал медведь.
— Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,— пищал зайка.
— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя,— курлыкал ему прямо в ухо соловей.
Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел. Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький»,— подумал он. Но, несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик, наконец, добрался до старой сосны, там его ждала лиса.
— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, - сказала лиса.
С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг. Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.
Вопросы для обсуждения:
∙€За что было обидно ежику, почему он плакал?
∙€Что изменило жизнь ежика?
∙€Кто такой настоящий друг, по мнению ежика?
∙€А как считаешь ты?
Роза и ромашка
Направленность: Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности.
В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта — стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо,— думала ромашка.— Оказаться бы мне на ее месте»,— не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек. Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.
Вопросы для обсуждения:
∙€Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу?
∙€Что значит «все цветы хороши по-своему»?
∙€Можно ли эту фразу сказать про людей?
Цветок по имени Незабудка
Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Ощущение себя «белой вороной». Зажатость, скованность.
Недалеко от большого города был лес, а в лесу — поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу. Цветы на этой поляне были самые разные и, что самое волшебное,— они умели разговаривать. Каждый цветок рассказывал другому лесные новости или играл с другим цветком в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне. И вот однажды утром на поляне появился новый цветок — на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.
— Ты похож на обыкновенную траву,— сказали большие красные цветы Мака.— Ведь ты такой же зеленый.
— Нет,— ответил новый цветок,— я цветок Незабудка.
— Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся!— сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках.
— Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, а цветов по имени Незабудка не знаем.
— Таких цветов не бывает,— зазвенели Колокольчики.
— Нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветка по имени Незабудка. И все цветы на поляне сказали: «Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой!». Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя. «Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся, говорить со мной никто не хочет и играть тоже...» От этой мысли она почувствовала себя такой одинокой и всеми покинутой! Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, нераспустившийся бутон наклонился к земле.... Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:
— Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце!
— А мы,— зазвенели колокольчики,— самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй. А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто и не слушал, ведь она и не похожа на цветок. «Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился и они увидели, что я тоже цветок»,— подумала Незабудка. Вдруг на поляну пришли какие-то люди, и Незабудка испугалась, что на нее наступят, что уже никто ее не увидит, ведь она такая же зеленая и тонкая, как трава. Но, к счастью, этого не случилось. И на следующий день у Незабудки из бутона появился цветок — очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне.
— Смотрите, смотрите, какой красивый цветок у нас на поляне!— зазвенели Колокольчики.
— Какой он изящный и как прекрасны его лепестки!— заметили Маки.
— Он стал лучшим украшением нашей лесной поляны,— сказали Ромашки.
—Как это хорошо, что такой великолепный цветок появился именно на нашей поляне.
На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать: — Летая по всему лесу, мы нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка. Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Бал в ее честь продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов и на ее венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне испытала большое счастье и радость, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся и все увидели, что она, Незабудка — прекрасный цветок.
Вопросы для обсуждения:
∙€Почему все цветы «нападали» на Незабудку?
∙€Что она при этом чувствовала?
∙€С тобой когда-нибудь случалась похожая история?
∙€Что помогло Незабудке превратиться в красивый цветок?
∙€«На самом деле Незабудка всегда была красивой, просто сначала этого никто не видел». Согласен ли ты с этим?
Сказка про Енота.
Направленность: Трудности общения со сверстниками. Страх общения. Неумение устанавливать контакты. Зажатость. Скованность.
Жил-был маленький полосатый Енот. Он боялся всего-всего на свете, и поэтому у него не было друзей. Ему было очень тяжело с кем-нибудь познакомиться. Каждое утро он ходил через ручей за деревянными палками. Это была его работа. Но с палками он не мог разговаривать, и поэтому ему было очень скучно. Однажды утром, переходя ручей, он заметил Белочку, которая мыла грибы и складывала их в корзину. Он испугался и тихо перешел ручей, чтобы она его не заметила. Енот шел по лесу и думал о том, что Белочка ему очень понравилась. Но как с ней познакомиться, он не знал. Каждое утро по дороге в лес Енот видел Белочку, но подойти к ней и заговорить он не решался. Енот потерял аппетит и почти не мог спать, потому что всё время думал о Белочке. Он исхудал, ослабел и работал еле-еле. Однажды, переходя ручей по мелкому месту, он остановился и стал издалека наблюдать за ней. В это время Белочка нечаянно уронила корзину с грибами в ручей, и она стала медленно уплывать по течению в сторону Енота. Белочка пыталась поймать ее палкой, но корзина была уже далеко от берега. Эти грибы Белочка собирала целый год, ей было очень горько и обидно, она села на берег и стала плакать. Енот стоял в оцепенении и ничего не мог поделать с собой. Это был его единственный случай, когда он мог бы помочь Белочке. Но очень боялся это сделать, сам не понимая почему. Корзина медленно приближалась к Еноту и уже стала проплывать мимо него, а он все никак не мог ничего сделать. Колени его дрожали, к горлу подступала тошнота, на лбу выступил пот, а самому ему стало очень, очень холодно. И когда корзина начала отплывать от Енота, он все же решился. Шагнув вперед и утонув по пояс в воде, он схватил корзину за ручку и вытащил на берег. От холодной воды все его страхи исчезли. Енот смело подошел к Белочке, поставил корзину и сказал: «Вот ваша корзина, не расстраивайтесь». Белочка очень обрадовалась, благодарно посмотрела на Енота и сказала: «Большое спасибо. Ты настоящий друг». Маленький Енот весь засветился от счастья, ему еще никто не говорил таких добрых слов. «Но ты весь мокрый,— сказала Белочка,— пойдем ко мне, ты должен обсохнуть». Они пошли к Белочке, пили чай с вкусным вареньем и долго разговаривали. С тех пор Енот и Белочка стали дружить и всегда друг другу помогали. Тот день стал самым счастливым в жизни Енота, потому что у него появился друг.
Вопросы для обсуждения:
∙€Из-за чего грустил Енот?
∙€Ты когда-нибудь грустил из-за того же?
∙€Что мешало Еноту подружиться?
∙€Как бы ты поступил на месте Енота, когда мимо него проплывала корзина? Что помогло Еноту подружиться с Белочкой?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка родителям «Как надо вести себя с агрессивным ребенком»
1.Первым делом нащупать все болевые точки в семье
2.Нормализировать семейные отношения
3.Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок все видит и повторяет
4.Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его со всеми недостатками
5.Что-то требуя от ребенка учитывать его возможности, а не то, каким вы хотели бы его видеть
6.Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло
7.Дать понять ребенку, что он любим, даже, если в семье появился малыш
8Научить ребенка общению со сверстниками, уделяя этому максимум внимания
9.Помнить, что и слово может ранить
Как не надо вести себя родителям с агрессивным ребенком
1.Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у ребенка и затрудняет его общение с внешним миром
2.Негибкими воспитательными методами загонять ребенка в угол, ожесточая его
3.Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения
4.Позволять ребенку стрелять во взрослых даже игрушечным пистолетом
5.Позволять мучить домашних животных
6.Культивировать вражду между ним и сверстниками
7.Оскорблять достоинство малыша грубыми словами
8.Любить его «оценочной» любовью
9.Когда нет видимых причин агрессии ребенка, обратитесь к детскому психологу.
Советы родителям агрессивных детей
· Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
· Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
· Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
· Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
· Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).
· Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
· Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
· Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
· На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
· Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
· Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
· Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
· В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
· Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
·Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»
Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....
Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста
ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, м...
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...
Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста " Путь к успеху"
Программа для младших школьников....
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...