ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»
рабочая программа по теме
Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktika_agressivnosti.docx | 79.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г.Дзержинска
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 68»
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ИЩУ ДРУЗЕЙ»
Составила:
Пинтелькина М.В.
Педагог-психолог МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 68»
Дзержинск
2014
Раздел 1. Пояснительная записка
- Актуальность проблемы
Отклонение в поведении детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми.
Анализ современной школьной практики свидетельствует о том, что детей фактически никто не обучает умению настраиваться на эмоциональные контакты с другими людьми, корректировать свои эмоциональные реакции на внешние и внутренние влияния. Сегодня в этом есть особая необходимость. Нередко родители жалуются на повышенную драчливость и агрессивность детей. Учителя также все чаще обращаются к школьным психологам с вопросом о способах педагогического влияния, на детей с агрессивными проявлениями. С агрессией детей сталкиваются и учителя начальных классов, исследования подтверждают, что существует примечательная особенность поведения детей: с возрастом их агрессивность все больше приобретает враждебную окраску. Так, например, установлено (Пулкинен 1987), что дети, спонтанно выражающие гнев и применяющие насилие по отношению к окружающим в 8-летнем возрасте, к 14 годам нередко применяют физическую силу против других лиц, скитаются по улицам, курят, употребляют алкоголь.
В связи с этим встает вопрос о своевременном проведении профилактической и коррекцилонной работы именно с младшими школьниками, так как в этом возрасте подобные состояния еще не установились и их легче исправить, не дать закрепиться как тенденции.
- Целеполагание и задачи.
Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.
Задачи:
- Обучение детей конструктивным формам поведения и основам коммуникации через развитие способности адекватного восприятия себя и других людей, формирование четких моральных представлений.
- Формирование навыков позитивного влияния на других с целью регуляции социальных отношений детей.
- Снятие чрезмерного напряжения и тревожности, а также барьеров, которые мешают продуктивным конструктивным действиям детей. Развитие навыков самоконтроля.
- Игровая коррекция поведения.
- Целевая группа.
Целевой группой, в отношении которой проектируется и реализуется программа являются учащиеся 1-4 классов.
- Ожидаемый результат.
Предполагается, что работа, проводимая по данной программе, позволит достичь следующих результатов:
- Снижение числа детей, склонных к деструктивному поведению.
- Повышение уровня социальной адаптации учащихся 1-4 классов.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Овладение адаптивными стратегиями поведения.
- Основные условия реализации.
Программа включает в себя 13 занятий. Продолжительность занятия – 45 минут. Предположительная частота проведения – 1-2 раза в неделю. Оптимальное количество участников 8-10 человек.
Раздел 2. Содержание и структура обучения.
- Контролирующие материалы.
Контролирующие материалы используются с целью выявления эффективности работы программы по следующим показателям:
- Эмоциональное состояние участников;
- Оценка работы участниками групп.
Для этого используются следующие методики:
- Устное субъективное оценивание работы участниками групп.
- Обсуждение с персональными высказываниями.
- Механизмы реализации.
Программа включает в себя три блока
Блок 1. Диагностический – 2 часа 15 минут
Блок 2. Реконструктивно-формирующий – 5 часов 15 минут
Блок 3. Закрепляющий – 2 часа 15 минут.
- Формы работы.
- Беседа;
- Ролевое проигрывание ситуаций;
- Упражнения на самопозниние и самовоспитание;
- Этюды, пантомима;
- Изобразительная деятельность;
- Физические упражнения, подвижные игры;
- Психогимнастика и ауторелаксация.
- Структура занятия:
- Разминка – на этом этапе обеспечивается подготовка учащихся, их эмоциональное включение в коррекционное занятие.
- Основная часть – используются игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивности младших школьников и их коммуникативной и эмоциональной сфер.
- Расслабление – на этом этапе важно обеспечить плавный выход из той психической атмосферы, которая возникла во время основной части занятия.
5.Противопоказания для групповой работы.
- Отрицательное отношение ребенка и его родителей к психологическому сопровождению.
- Отсутствие результатов в предварительной индивидуальной работе.
- Сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, из-за чего поведение ребенка становится трудно контролируемым.
- Наличие острой психологической симптоматики (бред, галлюцинации)
- Снижение интеллекта.
План занятий
№ занятия | Цели | Кол-во мин. |
Блок 1. Диагностический – 2 часа 15 минут | ||
1 | Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях. Снятие эмоциональной напряженности детей: создание атмосферы защищенности и взаимного доверия в группе. Диагностика характера взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе, особенностей эмоционального мира участников. Обучение навыкам ауторелаксации. | 45 |
2 | Снятие эмоциональной напряженности детей; Диагностика характера взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе, мотивационно-потребностной сферы и особенностей эмоционального мира детей. Развитие навыков сотрудничества и формирование групповой сплоченности детей. Формирование способности определения эмоционального состояния человека по экспрессии лица. Обучение навыкам ауторелаксации. | 45 |
3 | Диагностика характера взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе, мотивационно-потребностной сферы детей. Формирование групповой сплоченности детей. Выявление причин тревожности и страхов. Обучение навыкам ауторелаксации. | 45 |
Блок 2. Реконструктивно-формирующи, 5 часов 15 минут. | ||
4 | Снятие эмоционального напряжения детей, диагностика самооценки, статуса каждого ребенка, иерархии взаимоотношений в группе, особенностей мотивационно-потребностной сферы детей. Обучение навыкам ауторелаксации. | 45 |
5 | Отработка приемов лицевой экспрессии, соответствующих различным эмоциональным состояниям, развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтной ситуации. Обучение детей навыкам ауторелаксации снятия первичных агрессивных импульсов. | 45 |
6 | Игровая коррекция агрессивности. Формирование у детей нравственных представлений, чувства эмпатии, сочувствия к окружающим людям, конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Развитие навыков ауторелаксации, саморегуляции и самоконтроля. | 45 |
7 | Отработка приемов невербальной передачи информации; Формирование сдержанности и умения вежливо отказать, способности отвечать за свои поступки. Коррекция самооценки. Формирование адекватного «Я-образа». Формирование нравственных представлений детей. Поиск конструктивных приемов эмоционального реагирования в конфликтной ситуации. Обучение детей техникам ауторелаксации. | 45 |
8 | Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования в конфликтной ситуации. Развитие у детей навыков рефлексии и чувства эмпатии. Развитие самооценки членов группы. Обучение техникам ауторелаксации и саморегуляции. | 45 |
9 | Отработка приемов лицевой экспрессии, свойственной различным эмоциональным состояниям. Развитие у детей навыков рефлексии, чувства эмпатии, нравственных представлений. Коррекция самооценки. Обучение техникам ауторелаксации и саморегуляции. | 45 |
10 | Развитие способности сознавать и выражать собственное отношение к проблеме агрессивного поведения. Отреагирование негативных эмоций через вербализацию чувств. Развитие навыков адекватного выражения своего эмоционального состояния. Обучение техникам ауторелаксации и саморегуляции. | 45 |
Блок 3. Закрепляющий – 2 часа 15 минут | ||
11 | Формирование умения соблюдать индивидуальную дистанцию по отношению к другому человеку. Игровая коррекция агрессивности, отреагирование негативных эмоций. Закрепление навыков самоконтроля, ауторелаксации и саморегуляции. | 45 |
12 | Диагностика групповой сплоченности детей, навыков общения. Закрепление умения распознавать эмоциональное состояние другого человека по его мимической экспрессии, адекватно интерпретировать нравственные представления членов группы. Закрепление навыков самоконтроля, ауторелаксации и саморегуляции. | 45 |
13 | Развитие навыков рефлексии. Формирование нравственных представлений. Обобщение и закрепление полученных знаний, навыков ауторелаксации, самоконтроля и саморегуляции. | 45 |
Список литературы
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998.
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. – СПб, 2007.
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2002.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. – Л., 1970.
- Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-у изд. – М.: Генезис, 2011. – 216 с.
- Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования \\ Педагогика. – 2003. - №5
- Панфилова М.А. Игротерапия общения М: Гном-пресс. 2002.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности \\ Психологический журнал. – 1996. - №5.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста
Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам напа...
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
Рекомендации по теме....
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
Из-за чего ребёнок агрессивен? Как преодолеть агрессивное поведение у ребёнка? Советы родителям....
Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста. Рекомендации родителям и педагогам
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непоср...
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста " Путь к успеху"
Программа для младших школьников....
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педаго...