Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
статья на тему
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка - в помощь социальному педагогу и психологу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_deviantnogo_povedeniya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика девиантного поведения
в младшем школьном возрасте
Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Выделяются следующие формы девиантного поведения:
- агрессия;
- аутоагрессия (суицидальное поведение);
- злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
- нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
- аномалии сексуального поведения;
- бродяжничество;
- сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, "паранойя здоровья", фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);
- коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм и др.);
- безнравственное и аморальное поведение;
- неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.
Одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте является агрессивность.
Агрессивность (лат. agressio – нападение) – свойство личности, состояние, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу.
Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Виды агрессивности у детей
1. Агрессивность физическая, с использованием предметов, направленная на другого (сверстника, взрослого, на животных).
2. Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физической с элементами садизма, направленная на другого.
3. Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия.
4. Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или открытая, направленная или выражающаяся через (па) предмет, направленная на взрослого, на себя, на животных.
5. Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения.
Разнообразие агрессивности у детей проявляется в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и др.
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка
Наследственно-характерологические признаки: наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.
Приобретенные органические поражения: минимальная мозговая дисфункция; травмы головного мозга и т.п.
Социально-бытовые признаки: неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе; неадекватно-жесткий родительский контроль; враждебное или оскорбительное отношение к ребенку; конфликт между супругами; ситуации налаживания совместной деятельности, провоцирующие конфликт и агрессивность; необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр. А также другие ситуационные, провоцирующие агрессивность условия или факторы.
Диагностика агрессивности
Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (опросник, А. А. Романов)
Ф.И.О. ребенка ______________________________________________
Возраст ______________________ Дата заполнения _______________
Заполнил: родитель, психолог, педагог __________________________
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 – нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
Признаки проявления агрессивности у ребенка
| Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Вегетативные признаки | краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева; облизывает губы в состоянии раздражения, гнева | 01234 01234 |
Внешние проявления агрессивности | кусает губы в состоянии раздражения; сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева; сжимает губы, кулаки, когда обижают; тревожное напряжение разрешается гневом | 01234 01234 01234 01234 |
Длительность агрессии | после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин; после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин | 01234 01234 |
Чувствительность к помощи взрослого | помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией; помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться; замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии; замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии; чувство неприязни к другим не корректируется извне | 01234 01234 01234 01234 01234 |
Особенности отношения к собственной агрессии | ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно; ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые | 01234 01234 |
Недостаточность в проявлении гуманных чувств | стремится делать назло другим; проявляет безразличие к страданиям других; стремится причинить другому страдание; у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий | 01234 01234 01234 01234 |
Реакция на новизну | новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности; в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | 01234 01234 |
Реакция на ограничение | при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется | 01234 |
Реактивность (чувствительность к агрессии других) | проявляет агрессивные реакции первым; первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка; проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других; толкается, когда обижают; бьет других детей, если ребенка случайно толкнули | 01234 01234 01234 01234 01234 |
Чувствительность к присутствию других | ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка; присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность у ребенка; щиплется на глазах у всех; толкает сверстника на глазах у всех | 01234 01234 01234 01234 |
Физическая агрессия, направленная на предмет | ломает постройку на глазах у всех; ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку; ребенок бросает предмет об стенку; ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры; отрывает кукле руки, ноги | 01234 01234 01234 01234 01234 |
Агрессия, направленная на сверстников | толкает других детей в состоянии раздражения; походя, мимоходом ударяет встречных; бьет других детей в состоянии раздражения; ударяет детей и внезапно успокаивается; стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом); кусает других детей в состоянии раздражения | 01234 01234 01234 01234 01234 01234 |
Агрессия, направленная на себя | просит себя стукнуть еще раз; берет на себя вину за других; рвет на себе волосы; щиплет себя в состоянии раздражения; кусает себя в состоянии раздражения | 01234 01234 01234 01234 01234 |
Вербальная (словесная) агрессия | говорит обидные, грубые слова детям; говорит обидные слова взрослым; говорит нецензурные слова детям; говорит нецензурные слова взрослым | 01234 01234 01234 01234 |
Агрессивность в виде угрозы | замахивается, но не ударяет другого; пугает другого | 01234 01234 |
Агрессия, направленная на животных | щиплет кошку; выкручивает кошке хвост; специально наступает на лапы собаке; отрывает крылышки насекомым | 01234 01234 01234 01234 |
Агрессия разных видов и направленности | агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.) | 01234 |
Неупорядоченные проявления агрессии | плюется в состоянии раздражения | 01234 |
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка, сложите полученные баллы.
Уровень I – от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
Уровень II – от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень III – от 134 до 201 балла. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень IV – от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее шести месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
преодоление девиантного поведения младших школьников
В данной статье расскажем о причинах и способах преодоления отклоняющегося поведения младших школьников....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...
Тема родительского собрания: "Девиантное поведение младших школьников и подростков"
Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество шк...
Презентация "Девиантное поведение младших школьников"
В презентации рассматриваются некоторые явления , с которыми сталкивается учитель начальных классов. Некоторые из них могут привести к девиантному поведению детей....
Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема...
Девиантное поведение младших школьников и его профилактика.
Что такое девиантное поведение, формы и методы профилактики с ним. Характеристика уровней сформировнности девиантного поведения у младших школьников в помощь учителю начальных классов....
Доклад на тему: Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.
Доклад на тему: Профилактика девиантного поведения среди младших школьников....