Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков
методическая разработка

Сафина Эльмира Зинатулловна

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педагогов,  психологов,  медиков,   работников правоохранительных органов.  Рост девиаций в поведении учащихся образовательных учреждений предопределил на государственном уровне постановку и решение вопроса о профилактике девиантного поведения среди учащихся, не достигших 18-летнего возраста. Ребенок  изначально  открытый  и  устремленный  к  добру,  взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип  поведения. В погоне за статусом, деньгами, стираются грани дозволенного и нравственного, современным семьям порой просто некогда объяснять и уж тем более следовать общепринятым  нормам поведения, неумение регулировать и контролировать свои эмоциональные проявления приводят к печальным последствиям. Уровень общения  переходит  на  узко  ориентированный  (еда,  одежда,  дом), деградирует культура общения в семье. А ведь известно что семья является важной и по сути главной  инстанцией на пути ребёнка в жизнь. Поэтому важно привлекать родителей к совместной работе по решению возникающих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deviantnoe_povedenie.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков.

«Путь к успеху».

Пояснительная записка

         Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педагогов,  психологов,  медиков,   работников правоохранительных органов.  Рост девиаций в поведении учащихся образовательных учреждений предопределил на государственном уровне постановку и решение вопроса о профилактике девиантного поведения среди учащихся, не достигших 18-летнего возраста. Ребенок  изначально  открытый  и  устремленный  к  добру,  взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип  поведения. В погоне за статусом, деньгами, стираются грани дозволенного и нравственного, современным семьям порой просто некогда объяснять и уж тем более следовать общепринятым  нормам поведения, неумение регулировать и контролировать свои эмоциональные проявления приводят к печальным последствиям. Уровень общения  переходит  на  узко  ориентированный  (еда,  одежда,  дом), деградирует культура общения в семье. А ведь известно что семья является важной и по сути главной  инстанцией на пути ребёнка в жизнь. Поэтому важно привлекать родителей к совместной работе по решению возникающих проблем.

            В последнее время девиантное поведение часто прослеживается и у детей младшего школьного возраста, а ведь именно в данном возрасте складываются моральные аспекты поведения ребенка, формируются задатки личности которой в последствии предстоит жить в социуме самостоятельно.

Девиантное поведение не рождается сиюминутно,  оно формируется еще в младшем возрасте. Школа как один их важным институтов в становлении личности  ребенка может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни. Федеральные государственные стандарты образования НОО, ООО, ставят задачу развивать всестороннюю личность, адаптированную к жизни в социуме, у которой сформированы и развиты навыки жизненной компетентности, это возможно только при создании психологического комфорта в образовательном учреждении. Учитывая рост детей с девиантным поведением в общеобразовательных учреждениях, возникает необходимость профилактики и коррекции. Учитывая выше сказанное,  данная программа является актуальной для образовательных учреждений.

         В 2019 году в МБОУ «СШ № 5» была разработана программа сопровождения и  коррекции детей и подростков с девиантным поведением

«Путь к успеху» .

Содержание программы:

Программа построена с учетом требований следующих документов:

  • Конституции Российской Федерации
  • Конвенции о правах ребенка
  • Закона Российской Федерации «Об образовании»
  • Закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999г.

Инновационность: В отличии от других коррекционных программ регулирующих девиантное поведение направленных только подростковый возраст, данная охватывает весь школьный период обучения ребенка, все возрастные категории учитывает разновозрастные особенности детей и подростков. Полноправными участниками программы становятся родители.

В рамках обеспечения комплексного психологического сопровождения коррекционная программа проводиться в групповой форме, основанной на доверии, что дает возможность детям развить социальные навыки, нормы и правила поведения, представления о социальных ролях.

Развивает коммуникативные навыки, средства общения.

Дает  осознание своей роли в группе, снижая  уровень иерархизации внутри группы, позволяет расширять поведенческий репертуар.

Цель:

  • Развитие  коммуникативных компетенций, определяемых  личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями ребенка учитывая его индивидуальные особенностями развития.
  • Осуществлять психолого- социальную  коррекцию направленную на формирование положительного образа «Я» формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности, повышение социальной активности, формирование навыков саморегуляции.

Задачи.

  • Осуществление психолого-педагогической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в школьной адаптации.
  • Формирование жизненных навыков социальной компетентности.
  • Формирование умения контролировать свои эмоции, развивать у детей эмпатию, толерантность к  окружающим.
  • Формирование навыков эффективного общения у детей и  подростков.
  • Формирование критического отношения к психо активным веществам: алкоголю, наркотикам, наркотикам, табакокурению.
  • Повышение психологической защищенности детей и подростков, поддержка и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения.

Принципы программы:

  • Гуманизма и оптимизма -с требованием "Не навреди" учитываем что  исследование детской и подростковой психики не  только выявляет закономерности ее развития, но и вызывает свое влияние на него, последствия которого исследователь должен предусматривать, обеспечивая позитивный развивающий эффект. 
  • Единства сознания и деятельности- сознание образует внутренний план деятельности ребенка и подростка, а изменение деятельности способствует формированию нового уровня сознания.
  • Принцип развития- характеристика психического явления возможна при все стороннем изучении и на основании этого перспектив изменения.
  • Принцип комплексного подхода предполагает обязательно использовать систему взаимосвязанных друг с другом методов изучения и воздействия. Важно, чтобы каждый метод вписывался в естественную ситуацию жизнедеятельности ребенка, имел целевую направленность на получение необходимой информации об объекте, уточнение и перепроверку уже известных фактов.

Функции программы:

  1. Восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у детей и подростков до дезадаптации;
  2. Компенсаторная – формирование у детей и подростков стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;
  3. Стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности детей и подростков, оказание эмоциональной поддержки.
  4. Коррекционная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование).

Прогнозируемый результат: Психологически здоровая, социально адаптированная личность, способная самостоятельно решать личные проблемы и проблемы общества.

Педагогические показатели - повышение мотивации учения, успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня обученности, снижение педагогической запущенности.

Кому оказывается помощь:

  • Детям младшего школьного возраста,  подросткам и обучающимся «группы риска» по решению ППк школы, совета профилактики школы утвержденным приказом директора и по рекомендациям КДН.

Участники программы:

Педагог

Дети и подростки с девиантным поведением и группы риска

Родители

Основные средства и методы работы:

  • Набор методик для диагностики психического состояния;
  •         Социально-психологические тренинги: коммуникативный, профилактический.
  • Психогимнастика, тренинги, упражнения.
  •        Использование интерактивных технологий.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 учебный год. 56 часов.

20 часов отводиться на информационно аналитический сбор данных, диагностические обследования, просветительскую работу.

  • 1 занятие в  неделю

Методическое обеспечение:

Набор тестовых методик.

Техническое оборудование ( компьютер, мультимедийная техника)

Механизм программы.

Программа включает в себе следующие блоки:

  1. Теоретический  10 часов
  2. Практический   36 часов
  3. Просветительский 10 часов.

Программа состоит из трех  модулей.

  1. Социально-педагогический модуль
  2. Психологический модуль.
  3. Профилактический модуль

Программа реализуется в 3 этапа.

  1. Диагностический: до реализации практического блока работы.
  2. Прикладной: в течении года
  3. Диагностический: в завершении курса программы- 4 часа.

Социально-педагогический модуль:

Содержит информационно аналитический сбор данных, о социальной среде окружающей ребенка.

А так же медицинский анамнез, характеристику от классного руководителя. Работу с родителями детей группы риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, информирование о службах поддержки детям и семьям.

Психологический модуль: При коррекционной работе с детьми и подростками девиантного поведения необходимо учитывать причины, которые могут быть обусловлены следующими факторами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Основная направленность  данного модуля это:

  • Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;
  • Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;
  • Изучение микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.
  • Коорекционно – развивающие занятия с детьми и подростками по результатам диагностических исследований.
  • Работа с актуальным состоянием и актуальными конфликтами, снижение эмоционального напряжения, пошаговый анализ конфликтов.
  • Полное принятие ребенка; высвечивание его положительных качеств; стимулирование проявления личностной позиции и личного отношения.
  • Создание атмосферы доверия и безопасности, развитие способности к спокойному диалогу.
  • Работа, направленная на развитие чувства внутренней компетентности и повышение самооценки.
  • Работа с агрессией (символизация, контроль и отреагирование агрессии).
  • Элементы когнитивной терапии, направленной на осознание поведения и расширение поведенческого репертуара (обсуждение норм и правил поведения, представлений о социальных ролях; осознание привычных коммуникативных стереотипов, осознание своей роли в референтной группе).
  • Конфронтация с нереалистичными представлениями.
  • Работа направленная на выявление личностных ресурсов детей и подростков.
  • Работа с семейной историей, осознание семейных стереотипов, поиск ресурсных зон в семье.
  • Отработка навыков осознания своего аффективного состояния.
  • Обучение навыкам релаксации.
  • Тренинговая отработка навыков произвольной саморегуляции.
  • Работа, направленная на осознание своего поведения, связанного с употреблением алкоголя; рассмотрение влияния употребления алкоголя на жизнь сейчас и на будущее.

Профилактический модуль:

Работа в данном модуле ведется на предупреждение девиантного поведения детей и подростков и содержит в себе следующие аспекты:

  • Консультирование учителей и родителей является одним из приоритетных направлений в профилактической работе с детьми девиантного поведения

Основные темы консультирования:

  • Разъяснение индивидуальных особенностей
  • Профилактика конфликтов
  • Работа с личностными реакциями педагогов, и родителей.
  • Различные формы работы с семьей (консультирование, выступления на родительских собраниях, беседы по телефону, информационная  работа на сайте школы):
  • Повышение заинтересованности в ребенке
  • Усиление родительской позиции и ответственности.

Циклограмма психолого- диагностического сопровождения.

Название методики

Сроки

Цель

1

Тест Будасси

Лесенка

Октябрь

Май

Исследование уровня самооценки

2

Тест цветовых выборов Люшера

Октябрь

Май

Исследование актуального психоэмоционального состояния, активности

3

Опросник Филлипса

Темл Дорки Амен

Октябрь

Май

Исследование уровня школьной тревожности

4

Опросник А. Басса-А. Дарки

Октябрь

Май

Выявление уровня конфликтности и агрессивности

5

ТЮФ (тест юмористических фраз) Шмелева

Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях)

Октябрь

Выявление актуальных проблем личности

6

ДДО (дифференциально- диагностический опросник) Климова

Февраль

Март

Исследование профессиональной направленности

7

Тест Голланда

Февраль

Март

Исследование профессиональной направленности

8

Опросник Кейерси

Февраль

Март

Исследование профессиональной направленности

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Вид занятия

Социальный -педагогический модуль.

1

Определение состава семьи, социального статуса семьи, особенностей протекания процесса образования детей и подростков.

2

Работа с документацией

2

Сбор данных о состоянии здоровья и имеющихся проблемах, исследования анамнеза

2

Работа с документацией

3

«Роль взаимодействия с социальными партнерами» Лекция об учреждениях, осуществляющих психолого-медико-социальную помощь населению. Работа с учителями и родителями.

2

Практика

Круглый стол.

Психологический модуль.    

1

Тренинг «Знакомство» представление формы работы, знакомство участников программы между собой.

Карта индивидуального наблюдения

2

Практика

Тренинг-игра

работа с документацией

2

«Познаю себя»-

самопознание. Развитие навыков саморефлексии. Формирование адекватных навыков самоопределения.

4

Теория 2

Практика 2

Тренинг-игра

3

«Мир чувств», «Эмоции». Формирование навыков совладания со своими эмоциями. Расширение репертуара социально приемлемого поведения в обществе.

Тренинг с родителями и детьми.

6

Теория 2

Практика 4

Тренинг с элементами изо терапии.

4

« Самоконтроль и  Я». Обучение  навыкам самоконтроля.

4

Теория 2

Практика 2

Тренинг-игра

5.

Тренинг «Рука помощи»

« Общение» Обучение эффективным способам взаимодействия с другими людьми.

4

Теория 2

Практика 2

Тренинг с элементами сказко терапии

6.

Тренинг принятия решений. Шаги принятия решений, стратегии принятия решений. Расширение поведенческого репертуара.

4

Теория 1

Практика 3

Тренинг, просмотр фильма «Есть тема»

7

Тренинг ответственного поведения. Понятие ответственности. «Вымирающая планета»

Работа совместная с родителями.

4

Теория 2

Практика 2

Тренинг с элементами сказкотерапии.

8

Тренинг « Профилактика саморазрушительного поведения»

Агрессия и другие проявления девиаций  методы борьбы с ними.

Предупреждение и профилактика употребления ПАВ (алкоголя, табака, наркотиков)

6

Теория 2

Практика 4

Просмотр фильма « Вредные привычки»

«Курение вредно»

«Наркотикам нет»

9

« Я в мире профессий»  роль интересов и склонностей в профессиональном самоопределении и самореализации.

Выявление личных способностей. Склонностей.

Анализ работы по программе, чему научился, что хочу.

Для детей младшего школьного возраста.

2

Теория 1

Практика 1

Презентация.

презентация «Я»

от участников программы.

10

Диагностический модуль- завершающий.

4

4

Циклограмма профилактического модуля

Тема консультирования

Участники консультирования

Агрессивный ребенок.

Родители-педагоги

Профилактика конфликтов

Родители-педагоги

Тревожность опасна!

Родители

Работа с детьми, имеющими суицидальные намерения

Педагоги

Методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.

Родители-педагоги

Гиперактивность методы и приемы работы с детьми данной категории

Педагоги

Профилактика ПАВ

Родители-педагоги

Вспыльчивость. Пять шагов к обузданию неуместного гнева у ребенка

Родители-педагоги

Оценка эффективности реализации программы:

Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно- нравственному оздоровлению социума, предполагает сформировать у ребенка навыки социальной компетентности, критического отношение к психо активным веществам, формирование самооценки, контроль эмоциональных проявлений к окружающим. Вывод ребенка из программы осуществляется с помощью аналитического изучения следующих документов: анализ психологом индивидуальных карт, представление от классного руководителя о динамики поведенческих факторов, заключения ППк или совета профилактики школы за приказом директора или выписка КДН о снятии с учета. Результаты апробации программы в приложении 1.

Используемая литература:

  1. Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова «Методика и технология работы социального педагога» Москва 2005г.
  2. И.В. Дубровина «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» «Академия» 2015 г.
  3. Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин «Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних» МГПИ им. Н.К.Крупской, 2017 г.
  4. «Психология формирования и развития личности», М: Наука 2011 г.
  5. И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2013 г.
  6. В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение 2012 г.
  7. Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми.М., 1991
  8. Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2017
  9. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [текст] / Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001. –210 с.
  10. Клюева, Н.В. Учим детей общению [текст] /Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,
  11. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [текст] / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 182 с.
  12. . Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
  13. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.
  14. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с
  15. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2011.
  16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам напа...

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, м...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...