Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"
план-конспект занятия (1, 2 класс) на тему
Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою очередь, не может не сказываться на процессе обучения. В конспекте коррекционно - развивающего занятия для детей представлены упражнения по методике "Гимнастика мозга", адаптированный вариант Пола И.Деннисона и Гейла Деннисона. Это простые движения и упражнения, позволяющие обучающимся любого возраста раскрывать возможности заложенные в теле, повышать умственную энергию. В основном на занятии акцент делается на двигательные упражнения. Легко комбинировать по своему усмотрению игры для развития волевой регуляции, упражнения по снятию мышечного напряжения и обучения навыкам релаксации с помощью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЗАНЯТИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ. | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающее занятие
для гиперактивных детей младшего школьного возраста
«ШАГИ К УСПЕХУ».
Цель: создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.
Задачи:
- Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
- Способствовать развитию внимания и воображения;
- Формировать согласованность действий;
- Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
РАЗМИНКА.
В начале занятий желательно провести упражнения по методике «Гимнастика мозга», адаптированный вариант работы доктора Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5—7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
Далее предлагаются три типа упражнений в инструктивном изложении, т. е. так, как должны произносить инструкцию взрослые при индивидуальных или групповых занятиях с детьми.
I. Движения, пересекающие среднюю линию тела.
Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.
1.1. Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или
пение).
Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.
2. Упражнения, освобождающие от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.
- Упражнение «Сова».
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы; повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать миллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.
3.1. Упражнение «Энергетическая зевота».
Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.
Можно выбрать любые упражнения из данной методики. Данные приемы позволяют привлечь внимание детей в начале, настроиться на рабочий ритм, повышают концентрацию внимания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Игры, для снятия мышечного напряжения.
Далее можно компоновать игры и техники по развитию волевой регуляции и навыков по снятию напряжения. Особенностью гиперактивных детей является то, что от них нельзя требовать умения спокойно сидеть и высокой концентрации внимания. Лучше коррекционно – развивающие занятия делить на отдельные блоки – по развитию внимания, двигательной регуляции поведения, развитие саморегуляции и самоконтроля.
Упражнение № 1. «Встреча»
Цель: снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Упражнение № 2. «Ласковые лапки» (И.В. Шевцова)
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Варианты игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.
Упражнение № 3. "Ожившие игрушки" (коммуникативное упражнение)
Спросите у ребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте его версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а записать (или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребенка, то объявите, что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом игра будет окончена.
Примечание. В данной игре ребенок приобретает навыки невербального (без использования речи) общения, а также развивает самоконтроль, ведь когда он догадался, что за игрушку вы изображаете, ему так хочется тут же сказать об этом (а еще лучше крикнуть), но правила игры не позволяют сделать этого. Когда же он сам изображает игрушку, тоже нужно приложить усилия, чтобы не издавать звуков и не подсказывать взрослому.
Упражнение № 4. "Все наоборот"
Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят делать все наоборот. Попробуйте "легализовать" их страсть перечить. Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул - следует присесть, если вытянул вперед ногу - нужно отвести ее назад и т.п.
Примечание. Как вы, наверное, заметили, от игрока потребуется не только желание перечить, но и умение быстро мыслить, подбирая противоположное движение. Обратите внимание ребенка на то, что противоположное - это не просто другое, а в чем-то похожее, но различающееся по направлению. Дополнить эту игру можно периодическими высказываниями ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы. Например, ведущий скажет "теплый", игрок тут же должен ответить "холодный" (можно использовать слова разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: бежать - стоять, сухой - мокрый, добро - зло, быстро - медленно, много - мало и т. д.).
Игры, развивающие волевую регуляцию
Упражнение № 5. "Молчу – шепчу – кричу"
Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь - они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.
Упражнение № 6. "Говори по сигналу"
Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое "я". Задавая вопросы по содержанию пройденной в школе темы (можно с опорой на учебник), вы параллельно с развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.
Упражнение № 7. "Лови – не лови»
Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в "Съедобное - несъедобное". Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, один кон игры мог бы называться "Мебель - не мебель". Аналогично можно играть в такие варианты, как "Рыба - не рыба", "Транспорт - не транспорт", "Летает - не летает" и множество других. Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если она вдруг иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категорию слов, которые он будет ловить. Дети иногда дают совершенно свежие и творческие идеи!
Примечание. Как вы, наверное, заметили, эта игра развивает не только внимание, но и способность к обобщению, а также скорость обработки услышанной информации. Поэтому в целях интеллектуального развития ребенка постарайтесь, чтобы категории этих обобщаемых понятий были разнообразны и затрагивали разные сферы, а не ограничивались бытовыми и часто используемыми словами.
ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Упражнение для релаксации
Упражнение № 8. "Последний из могикан" (упражнение для релаксации)
Эту игру хорошо проводить после рассказа об индейцах, а еще лучше после того, как ребенок посмотрел фильм или прочитал книгу об индейцах. Обсудите основные характеристики индейцев: близость к природе, умение слышать и видеть все, что происходит вокруг. Особенно внимательны должны быть индейцы, отправившиеся на охоту или "откопавшие топор войны". От того, заметят ли они вовремя различные шумы, может зависеть их благополучие. Теперь, когда игровая мотивация создана, предложите детям побыть таким индейцами. Пусть они закроют глаза и постараются услышать все звуки в комнате и за ее пределами. Спросите их о происхождении этих звуков.
Примечание. Чтобы было интереснее, можно специально организовать некоторые шумы и звуки. Постучите по различным предметам в комнате, хлопните дверью, пошуршите газетой и т. д.
Этим упражнением хорошо завершать занятия с гиперактивными детьми. Также можно подобрать любые другие дыхательные релаксационные техники. В конце занятия можно провести рефлексию, спросить у детей, какие упражнения давались легко, когда возникли трудности, что больше понравилось, почему.
Список использованной литературы:
- Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь»,– 2007. – 186 с.
- Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого – педагогическая помощь. Монография. – СПб: издательство «Речь», – 2007. – 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гиперактивность детей младшего школьного возраста
Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискует предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).
Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...
ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе.
Коррекционно-развивающее занятие проводилось в 3 классе школы VII вида.Цель: закреплять знания детей о сказках А.С. Пушкина.Вспоминали сказки А. С. Пушкина и отвечали на вопросы викторин....
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе.
Воспитательное занятие проводилось в 3 классе школы VII вида.Учеников знакомила с историей освоения космоса и литературой о космонавтах. Отгадывали загадки.Цель: расширять представления учащихся ...
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...
Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников «Путь к успеху» (4 классы)
Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников«Путь к успеху»(4 классы)...