Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»
план-конспект урока на тему
Цели:
- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;
- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;
- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;
- обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;
- корригировать и развивать речемыслительную деятельность, эмоционально-волевую сферу, внимание, память;
- воспитывать культуру общения, тактичность, правильную самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_konspekt_uroka_rechevoy_praktiki_kli.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок речевой практики по теме
«Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»
Цели:
- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;
- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;
- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;
- обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;
- корригировать и развивать речемыслительную деятельность, эмоционально-волевую сферу, внимание, память;
- воспитывать культуру общения, тактичность, правильную самооценку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Повернитесь лицом друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки соседа. Почувствуйте их тепло. Улыбнитесь друг другу и сядьте ровно.
II. Ролевая гимнастика.
- Расскажите стихотворение «Удивительная кошка» (выучили на уроке чтения) следующим образом:
- с пулемётной скоростью,
- со скоростью улитки,
- как робот.
III. Игра «Зайка».
- Сейчас мы будем артистами и исполним роли заек на лужайке при помощи жестов и мимики.
Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Заиграл на балалайке:
Треньди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке:
Треньди-брень, тренди-брень!
А потом на барабане:
Бум-бум-бум, бум-бум-бум!
В страхе спряталися зайки
По кустам, по кустам!
- Молодцы, ребята! У Вас очень хорошо получилось быть артистами-зайками.
- Что помогло Вам сыграть правильно роли? (Жесты, мимика, тепм речи).
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня Вы узнаете ещё одно важное средство речи и наш разговор пойдёт о громкости речи или силе звучания голоса.
1. Работа со стихотворениями А.Шалыгина «Гром» и В.Нестеренко «Тишина».
Гром.
Гром грохочет: бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге: «Ах!»,
Затыкает уши.
Тишина.
Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шёпотом страшат.
- В каких ситуациях мы говорим громко? (Если хотим привлечь внимание, когда у нас хорошее настроение…)
- Когда говорим тихо? (Когда выражаем неуверенность, застенчивость, ласку и т.п.)
2. Анализ речевых ситуаций.
А)
- Послушайте отрывок из известного вам рассказа В.Осеевойи»Волшебное слово». (Учитель читает)
- О каком волшебном слове говорится в рассказе? Почему это слово надо произносить тихо?
…..Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, прямо глядя в глаза….
Б)
- Послушайте «Песенку» М.Пластова и скажите, нужно ли девочке слишком громко говорить в этом случае? Почему?
Кто сказал, что я горланю?
Кто сказал, что я кричу?
Я свою подружку Таню
Новой песенке учу!
V. Обобщения учителя.
- Умение говорить с нормальной громкостью является важным средством общения. Тихий голос свидетельствует о желании быть услышанным только тем, к кому обращена речь, о деликатности говорящего, тактичности.
- Какие-то части высказывания мы можем говорить тише или громче, чтобы лучше передать смысл. Но и тихим голосом можно передать угрозу, предупреждение, взволнованность.
Привести примеры.
- Громкий голос может показать настойчивость, волнение, увлечённость и многое другое.
VI. Анализ речевых ситуаций.
- Назовите чувства, которые помогают говорящему выразить громкая или тихая речь.
….Ах, оловянные солдатики! – закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши…
…Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Братна лодке едет кататься, а меня не берёт.
VII. Анализ пословиц.
- Прочитайте пословицы на слайде. О каком правиле речи в них говорится? Какая из пословиц больше подходит к «Песенке» М.Пластова? Почему?
* Дело делать и за себя не может, а кричит один за всех.
* Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
- Приведите примеры из жизни, к которым можно отнести пословицы.
VIII. Практические упражнения.
- Прочитайте стихотворение, обратите внимание на пометки справа. Приготовьтесь читать, изменяя силу своего голоса.
Тише, жабы! Ни гу-гу! | тихо, тоном предупреждения, можно прижать палец к губам |
Ходит цапля на лугу. | тихо, испуганно |
Чтобы не было беды, Наберите в рот воды. | совсем тихо, шёпотом |
IX. Итог урока.
- О каких средствах речи говорили на уроке?
X. Домашнее задание.
- Выучить наизусть короткое стихотворение, читать выразительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока речевой практики по теме «Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»
Цели:- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;- обогащать, уточнять и активизировать словарны...
Конспект урока речевой практики. Тема: Давайте знакомиться.
Конспект урока речевой практики , проводимого в 1 классе с детьми с ОВЗ. Материал можно использовать и во 2 классе при знакомстве с вновь прибывшими учащимися....
Урок и перемена. Конспект урока речевой практики.
Урок и перемена. Конспект урока речевой практики.2 класс....
Конспект урока речевой практики по теме "Петушок-Золотой Гребешок", 4 класс.
Конспект урока речевой практики по теме "Петушок-Золотой Гребешок", 4 класс....
Конспект урока речевой практики по теме: «У меня есть щенок!»
Конспект урока речевой практики по теме: «У меня есть щенок!» 2 классТип урока: усвоение новых знанийФорма урока:беседа и игра...
Конспект урока речевая практика "В гостях у леса"
Ученик научится составлять различные по структуре предложения, получит возможность составить и разыграть диалог с опорой на сюжетную иллюстрацию....
Конспект урока "речевая практика" 1 класс дети с РАС вариант 8.3
Конспект урока "речевая практика" 1 класс дети с РАС вариант 8.3...