Конспект урока речевой практики по теме «Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»
план-конспект урока на тему
Цели:
- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;
- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;
- обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;
- корригировать и развивать речемыслительную деятельность, эмоционально-волевую сферу, внимание, память;
- воспитывать самостоятельность, адекватную самооценку, эмпатию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urok_rechevoy_praktiki_po_teme.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок речевой практики по теме
«Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»
Цели:
- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;
- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;
- обогащать, уточнять и активизировать словарный запас;
- корригировать и развивать речемыслительную деятельность, эмоционально-волевую сферу, внимание, память;
- воспитывать самостоятельность, адекватную самооценку, эмпатию.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Тише, тише, тише, тише!
И тиха….и слышна….
На деревья и на крыши
В класс приходит тишина!
II. Пантомима.
- Пока в классе поселилась тишина, не будем её пугать, даже разговаривать не будем, а поговорим с помощью жестов.
- Скажите руками:
- Стой на месте!
- Ах, ты, проказник!
- Всё хорошо!
- До свидания!
III. Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке.
- Человеку трудно говорить жестами. Это не всегда понятно. Человеку необходимо речевое общение.
- Вот разговаривают 2 человека. Как называется их разговор? Что такое диалог?
IV. Игровые интонационные ситуации.
1. Дидактическая игра «Верно – неверно».
Два ребёнка читают стихотворение А. Барто «Бычок» и «Я люблю свою лошадку» с неверной интонацией. Учащиеся объясняют, почему неверно и читают правильно, выразительно.
2. Инсценирование отрывка из сказки «Три поросёнка» (дети подготовлены заранее). После чтения учащиеся анализируют их действия.
А)
Жили-были на свете 3 поросёнка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми хвостиками. | медленно, спокойно |
Даже имена у них были похожими. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. | с удивлением |
Б)
Два храбрых братца пошли гулять. По дороге они пели и плясали, а когда вошли в лес, то как расшумелись, что разбудили волка, который спал под деревом. | весело, громко |
_ Что за шум? – недовольно проворчал злой и голодный волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье двух маленьких глупых поросят. | сердито, с тревогой |
- Ну какие тут могут быть волки? – говорил в это время Ниф-Ниф, который видел волков только на картинке. | с усмешкой |
- Вот мы его схватим за нос, будет знать! – добавил Нуф-Нуф, который тоже никогда не видел живого волка. | хвастливо |
И братья развеселились, запели… | весело, громко |
В)
И вдруг они увидели настоящего живого волка. Он стоял за большим деревом и у него был такой страшный вид. Такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа по спинкам пробежал холодок, а тонкие хвостики мелко-мелко задрожали. Бедные поросята не могли даже пошевелиться от страха. | с испугом тише со страхом почти шепотом |
Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек. Никогда им не приходилось так быстро бегать. | грозно быстро быстро, с тревогой |
Сверкая пятками и поднимая тучу пыли, они неслись каждый к своему дому. |
3. Физминутка «Шли 16 мышей».
V. Упражнения в интонационной выразительности.
1. Прочесть фразу в соответствии со смысловым заданием.
Слайд 1.
Снег пошёл. | 1. Спрашиваете, удивляетесь. |
2. Восхищаетесь! | |
3. Огорчены сменой погоды. | |
4. Радостно сообщаете друзьям. |
Слайд 2.
Мы идём в зоопарк. | 1.Уточняете – пойдёте или нет? |
2. Объявляете младшему брату. | |
3. Спрашиваете, куда именно идёте. | |
4. Радуетесь предстоящему событию. |
2. Упражнения в постановке логического ударения.
Слайд 3.
От топота копыт пыль по полю летит.
(Логически ударное слово подчеркнуто. После чтения задание меняется, с помощью анимации линия передвигается на другое слово.), для сильных
3. Дидактическая игра «Я сам умею».
Каждому учащему учитель дает знакомое 4-стишие, более сильным учащимся можно предложить диалог-малютку. Минуту дети готовятся, затем выразительно читают, а остальные анализируют чтение и делают выводы о качестве чтения.
Тише, жабы! Ни гу-гу!
Бродит цапля на лугу!
Была тишина, тишина, тишина….
Вдруг грохотом грома взорвалась она!
Надоело ползать! Хочу летать!
Кто одолжит крылья?
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
- Здравствуй, солнце ясное!
Здравствуй, новый день!
На полянку. На лужок,
Тихо падает снежок.
Всё громче голоса:
- Ой, оса! Летит оса!
А сова всё ближе, ближе.
А сова всё ниже, ниже.
Дождик, дождик, что ты льёшь?
Погулять нам не даешь?!
Почему корова эта маленького роста?
Это же - ребёнок! Это же - теленок!
- Оля, Оля, как дела?
Где ты пропадала?
- В магазине я была,
Книжку покупала.
VI. Итог урока.
- Чему учились на уроке? Принёс ли урок пользу?
- - Кто был самым активным?
- -Чья речь была самой выразительной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.
С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...
Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...
Обучение интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения
В статье представлен опыт работы по формированию интонационной выразительности речи младших школьников через систему разных видов упражнений, способствующих интонационной выразительности речи. Рассмат...
Конспект урока русского языка Тема: Повторение. Части речи. Имя существительное.
Цели деятельности учителя: повторение материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления, речи, сам...
Конспект урока речевой практики. Тема: Давайте знакомиться.
Конспект урока речевой практики , проводимого в 1 классе с детьми с ОВЗ. Материал можно использовать и во 2 классе при знакомстве с вновь прибывшими учащимися....
Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями
Известно, что интонация является одним из важнейших компонентов языка и неотъемлемой составной частью речевой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что с интонации начинается речь ребёнка....