Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа разработана для 1 класса 1 час в неделю, всего 33 занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina_1_klass.docx | 327.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
.Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Челябинской области, воспитанию любви к природе, истории и культуре родного края.
Задачи:
- Обучающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
- Воспитательные задачи: создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю;
- создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
- Развивающие задачи: способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
3. Особенности программы.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- презентации
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
Курс рассчитан на 2 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Изучение факультативного курса “Краеведение” способствует
- формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
- формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
V. Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 классе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–2-х классов.
VI. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;
10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
11) любовь к родной школе, своему селу, народу, России;
12) уважение к защитникам Родины;
13) умение отвечать за свои поступки.
Содержание программы.
1 класса
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Введение в краеведение. Что изучает краеведение? Техника безопасности на занятиях. | 1 | |
2 | Родная школа (экскурсия по школе). | 1 | |
3 | Экскурсия около школы. | 1 | |
4 | Что растёт на клумбе. | 1 | |
5 | Трудовая жизнь в школе. | 1 | |
6 | Моя школа – мой дом. Из истории школы. | 1 | |
7 | С днём рождения, наш класс. | 1 | |
8 | Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | 1 | |
9 | Безопасный и короткий путь домой. | 1 | |
10 | Моё село, почему так названо. | 1 | |
11 | Моя семья. | 1 | |
12 | Традиции моей семьи. | 1 | |
13 | Такие разные профессии. | 1 | |
14 | Профессии в моей семье. | 1 | |
15 | Традиционные ремёсла моего края. | 1 | |
16 | Люди моего села. | 1 | |
17 | Я и моё имя. | 1 | |
18 | Наша дружная семья. | 1 | |
19 | Выставка семейных поделок. | 1 | |
20 | Моя родословная. Бабушки и дедушки. | 1 | |
21 | История моей семьи в истории родного села. | 1 | |
22 | Мой четвероногий друг. | 1 | |
23 | Зимние забавы наших предков. | 1 | |
24 | Масленица. | 1 | |
25 | Проводы русской зимы. | 1 | |
26 | Мое село. | 1 | |
27 | Заочное путешествие по Бардабашке . | 1 | |
28 | Заочное путешествие по селу. | 1 | |
29 | Экскурсия в музей школы. | 1 | |
30 | Бардымский район. Сёла Бардымского района. | 1 | |
31-32 | Весна в родном селе. Экскурсия. | 2 |
2 класс.
Природа Пермского края.
Программа второго класса представляет собой курс «Природа Пермского края». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Челябинской области является её природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших деревьев, праздник зимы.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.
№урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | В гости к осени. Экскурсия. | 1 | |
2 | Территория, границы, географическое положение пермского края. | 1 | |
3 | Богатства нашей земли. | 1 | |
4 | Климат нашего края. | 1 | |
5 | Времена года. Сезонные изменения в природе. | 1 | |
6 | Водоёмы нашего края: реки, озера водохранилища. | 1 | |
7-8 | Заповедные места Пермского края. | 2 | |
9 | Экскурсия в музей | 1 | |
10-11 | Растения нашего края. Лекарственные растения, их виды, правила сбора. | 2 | |
11 | Леса нашего края. | 1 | |
12 | Заочная экскурсия Краеведческого музея. | 1 | |
13 | Берёзка – символ родины моей. | 1 | |
14 | В гости к зиме. Урок-экскурсия. | 1 | |
15 | Акция «Кормушка» (урок-проект). | 1 | |
16 | Птицы зимой. | 1 | |
17 | Редкие птицы Пермского края. | 1 | |
18 | Животные нашего края. | 1 | |
19 | Особое царство – грибы. Осторожно – ядовито! Когда яд полезен. | 1 | |
20 | Редкие животные нашего края. | 1 | |
21-22 | Сельское хозяйство нашего края. Чем занимаются люди на полях Значение сельского хозяйства. | 2 | |
23 | В гости к весне. Экскурсия. | 1 | |
24 | Как природа залечивает раны. | 1 | |
25-26 | Экология Пермского края. | 2 | |
27-28 | Будь природе другом. | 2 | |
29 | Красная книга Пермского края. | 1 | |
30 | Викторина “Край, в котором я живу” | 1 | |
31 | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Правила поведения в лесу. | 1 | |
32-33 | Итоговое занятие “Я живу в Пермском крае ”. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....
Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"
Факультативный курс по краеведению в начальной школе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:· Федеральный закон от 10 июля 1992 год...
Рабочая программа «С любовью к малой Родине».Летний школьный лагерь "Лада"
Пояснительная записка и планирование работы в летнем школьном лагере с дневным пребыванием....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Рабочая программа по курсу « Моя малая Родина» для 2 класса
Рабочая программа по курсу « Моя малая Родина» для 2 класса...