Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская
Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 29
имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №_1
от 30августа__2011 года
Председатель педсовета
БеденкоИ.Е.
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: тематическая
Моя малая Родина станица Новотитаровская
(наименование)
_1 год
(срок реализации программы)
4 класс
(возраст обучающихся)
Автор: Черная Татьяна Валерьевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
1.Пояснительная записка.
Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Программа внеурочной деятельности по краеведению «Моя малая Родина станица Новотитаровская» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт.
Неотъемлемой частью краеведческого направления является исследовательская деятельность учащихся. Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.
Как актуально звучат слова Д.И.Писарева: «Не убивайте неясного ума ребёнка, дайте ему расти и развиваться, не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал».
Цель программы внеурочной деятельности по краеведению «Моя малая Родина станица Новотитвровская»: создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Данная программа признана решать следующие задачи:
- Изучать своеобразие истории, культуры, природы родной станицы через проектную работу;
- Развивать экологическое мышление; формировать экологическую грамотность;
- Воспитывать эмоционально – волевые, нравственные качества личности ребенка; толерантное отношение к людям.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и станицы;
- доступность
- личностно-ориентированный подход
- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения программы «Моя малая Родина станица Новотитаровская» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий.
Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции на основе краеведческого материала.
Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Программа рассчитана на учащихся 3-4 классов. 1 час в неделю. Срок реализации 1 год.
2. Тематический план программы
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
Когда я вышел на улицу. | 10 | 5 | 5 | Групповая исследовательская работа. Проектные работы. Экскурсионные занятия | |
Летопись времени. Новотитаровская Вчера, сегодня, завтра | 12 | 6 | 6 | Групповая исследовательская работа. Проектные работы. Экскурсионные занятия. Встречи с интересными людьми | |
Символика станицы | 1 | 1 | Знакомство с теоретическим материалом | ||
Моя семья | 7 | 5 | 2 | Проектная работа. Экскурсионное занятие | |
Православная станица | 4 | 2 | 2 | Проектная работа. Экскурсионное занятие | |
Итого | 34 | 19 | 15 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы реализации | |
Когда я вышел на улицу. | 10 | |||
1 | Рельеф станицы | 1 | аудиторное | |
2 | Формы поверхности школьного двора | 1 | внеаудиторное | Групповая исследовательская работа |
3 | Явления природы | 1 | аудиторное | Проектная работа |
4 | Животный мир реки Понура | 1 | внеаудиторное | Экскурсионное занятие |
5 | Как я был на рыбалке | 1 | аудиторное | Проектная работа |
6 | Растительный мир станицы. Какие растения мы встретили в парке | 1 | внеаудиторное | Экскурсионное занятие |
7 | Животный мир станицы. Животные вокруг нас | 1 | внеаудиторное | Экскурсионное занятие |
8 | Марафон по страницам Красной книги | 1 | аудиторное | Проектная работа |
9-10 | Обобщающее занятие. Исследовательская работа «Школьный двор» | 2 | Внеаудиторное | Групповая исследовательская работа |
аудиторное | Защита проектов | |||
ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕНИ НОВОТИТАРОВСКАЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА… | 12 | |||
11 | Новотитаровский курган | 1 | внеаудиторное | Экскурсионное занятие |
12 | Становление станицы | 1 | аудиторное | |
13 | Подворье станичника | 1 | аудиторное | Проектная работа |
14 | Станица Новотитаровская в годы ВОВ | 1 | внеаудиторное | Экскурсионное занятие |
15 | Встреча с местным краеведом | 1 | аудиторное | |
16-17 | Экскурсия по местам боевой славы | 2 | внеаудиторное | Экскурсионное занятие |
18 | Победа деда – моя победа | 1 | аудиторное | Проектная работа |
19 | Станица сегодня. Где работают родители | 1 | аудиторное | Проектная работа |
20-21 | Станица сегодня. Экскурсия на предприятие | 2 | внеаудиторное | Экскурсионное занятие |
22 | Моя станица | 1 | аудиторное | Проектная работа |
Символика станицы | 1 | |||
23 | Герб, гимн, флаг станицы | аудиторное | ||
Моя семья | 7 | |||
24-25 | Герб моей семьи | 2 | аудиторное | Проектная работа |
26-27 | Семьи бывают разные | 2 | внеаудиторное | Экскурсионное занятие |
28-30 | Родословная моей семьи | 3 | аудиторное | Проектная работа |
Православная станица | 4 | |||
31-32 | Храмы станицы | 2 | внеаудиторное | Экскурсионное занятие |
33 | Мои друзья – люди разных национальностей | аудиторное | Проектная работа | |
34 | Обобщающее занятие |
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
К концу обучения по данной программе учащиеся научатся:
— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
— приводить примеры из Красной книги своей местности.
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
К концу обучения учащиеся могут научиться:
- самостоятельно выбирать тему для проекта;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
5. Формы контроля.
№ | Название раздела, темы | Формы контроля |
Когда я вышел на улицу. | ||
1 | Рельеф станицы | |
2 | Формы поверхности школьного двора | Занесение своих наблюдений в тетрадь исследователя, выступление |
3 | Явления природы | Рисунки «Явления природы, которые я видел» |
4 | Животный мир реки Понура | Мини сочинение «Каких животных я встретил» |
5 | Как я был на рыбалке | Рисунки «Рыбка, которую я поймал» Мини сочинение «Как я был на рыбалке» |
6 | Растительный мир станицы. Какие растения мы встретили в парке | Мини сочинение «Какие растения я встретил в парке», фотовыставка |
7 | Животный мир станицы. Животные вокруг нас | Мини сочинение «Каких животных я встретил в парке», фотовыставка |
8 | Марафон по страницам Красной книги | конференция |
9-10 | Обобщающее занятие. Исследовательская работа «Школьный двор» | Занесение своих наблюдений в тетрадь исследователя, выступление |
Защита проектов | ||
ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕНИ НОВОТИТАРОВСКАЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА… | ||
11 | Новотитаровский курган | Фотовыставка |
12 | Становление станицы | |
13 | Подворье станичника | Фотовыставка, рисунки, макеты |
14 | Станица Новотитаровская в годы ВОВ | |
15 | Встреча с местным краеведом | Интервью, составление стенгазеты |
16-17 | Экскурсия по местам боевой славы | |
18 | Победа деда – моя победа | Фотовыставка |
19 | Станица сегодня. Где работают родители | Сообщения «Профессии в нашей семье», выставка рисунков, фотовыставка |
20-21 | Станица сегодня. Экскурсия на предприятие | Фотовыставка, рисунки |
22 | Моя станица | Фотовыставка, рисунки |
Символика станицы | ||
23 | Герб, гимн, флаг станицы | |
Моя семья | ||
24-25 | Герб моей семьи | Выставка гербов с комментариями учащихся |
26-27 | Семьи бывают разные | |
28-30 | Родословная моей семьи | Выступления учащихся |
Православная станица | ||
31-32 | Храмы станицы | Фотовыставка, сообщения учащихся «Обычаи моей семьи» |
33 | Мои друзья – люди разных национальностей | Составление правил поведения и общения. Сообщения учащихся. |
34 | Обобщающее занятие |
6. Методические рекомендации.
Сердцу каждого из нас близок и дорог свой уголок земли, место, где ты родился. Сколько бы лет не прошло, куда бы не увели нас дороги жизни, но не раз оглянешься назад и вспомнишь родную сторонку, знакомую улицу, друзей детства…
Для реализации программы «Моя малая Родина станица Новотитаровская» рекомендуется использовать авторскую тетрадь.
В основу создания авторской тетради по кубановедению посвященной Малой Родине станице Новотитаровской легло высказывание выдающегося академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило равнодушен к своей стране».
Следует отметить, что авторская тетрадь содержит не только информационный материал. К каждой теме подбираются задания творческого и исследовательского характера. Данные задания учат учащихся добывать информацию, классифицировать, перерабатывать, применять на практике.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентационных работ.
После экскурсионных занятий проводится не только беседа с учащимися, но и предлагается написать мини – сочинение по плану:
1. Какое настроение у меня было перед экскурсией?
2. Что я ожидал от экскурсии?
3. Что мне особенно запомнилось?
4. Что меня удивило.
5. О чем захотелось узнать подробнее.
6. Какое настроение было после экскурсии.
7 Куда бы я хотел еще съездить.
Проведение данных мини-сочинений помогает систематизировать знания полученные на экскурсии, определить значимость экскурсии индивидуально для каждого ребенка.
Каждое занятие заканчивается объявлением темы следующего. Это позволяет проводить обучение на опережение. Дети самостоятельно подбирают материал к следующей теме.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||
Для учителя: Тарасенко В.Т. «Путеводитель по Титаровке» | 1 шт | |
2. Печатные пособия | ||
Черная Т.В Авторская тетрадь по кубановедению «Моя малая Родина станица Новотитаровская» http://chernaia2011.blogspot.com | По кол-ву учащихся | |
3. Технические средства обучения | ||
Интерактивная доска | ||
4. Оборудование кабинета | ||
МФУ устройство Фотоаппарат компьютер | 1 шт 1 шт 1 шт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"
Факультативный курс по краеведению в начальной школе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:· Федеральный закон от 10 июля 1992 год...
Рабочая программа «С любовью к малой Родине».Летний школьный лагерь "Лада"
Пояснительная записка и планирование работы в летнем школьном лагере с дневным пребыванием....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Рабочая программа по курсу « Моя малая Родина» для 2 класса
Рабочая программа по курсу « Моя малая Родина» для 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познава...