Рабочая программа по курсу « Моя малая Родина» для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Бельчич Инна Сергеевна

Рабочая программа по  курсу « Моя малая Родина»  для 2 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina_2_a.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.Пояснительная записка

Рабочая программа по  курсу « Моя малая Родина»  для 2 класса начальной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1. ФЗ  № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

4.  Основная образовательная программа  начального общего образования МБОУ лицея № 5;

5. Положение о рабочей программе  МБОУ лицей №5

6. План внеурочной деятельности  МБОУ лицея №5 на 2018-2019

 учебный год ;

7.Календарный учебный график МБОУ лицея № 5 на 2018-2019 учебный год;

8.. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2821-10

9. Для разработки программы курса «Моя малая Родина » по внеурочной деятельности использованы материалы :  авторская программа  Сухаревской Е.Ю.

Цель  - формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика курса

Курс «Моя малая родина» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

В процессе изучения курса «Моя малая родина» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Моя малая родина» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Моя малая родина» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса

Программа «Моя малая Родина» во втором классе рассчитана на 34  часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.  

На основании календарного учебного графика МБОУ лицея № 5 на 2018-2019 уч.год, программа скорректирована на 33 часа.

Последовательность изучения тем:

 Раздел 1«Особенности родного края»- 12 часов

Раздел 2«Природные богатства Ростовской области»- 11 часов

Раздел 3«Мы – граждане России»- 4часа

Раздел 4«Где не жить — Родине служить.»- 6 часов

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития обучающегося социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Раздел 2.Планируемые результаты курса

Личностные :

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
  • Уважение к своему народу, к своей родине.  
  • Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  • Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм и традиций области.

Метапредметные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.
  • Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).
  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  • Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  • Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.
  • Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.
  • Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.
  •  Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы
  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  •  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные:

Ученик научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности области (в пределах изученного);
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории Донского края.

Ученик получит возможность  научиться:

  • называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер

  своего дома, адрес школы;

  • называть столицу России и области, приводить примеры их достопримечательностей;
  • узнавать  государственную символику России и символику Ростовской области;
  • рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов

  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2013.
  2. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.
  3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. «Доноведение».

Раздел 3.Содержание курса(34 часа)

Раздел 1 «Особенности родного края» ( 12 часов)

Моя малая Родина. Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), флаг Каменска-Шахтинского, Ростовской области, отличать  герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн  Российской Федерации

Погода родного края. Обсуждать  меры, необходимые для  охраны воды и воздуха.

Растительный мир родного края.

Животный мир родного края. Определять местонахождение г. Каменск-Шахтинского, показывать его на карте области.

Азбука безопасности моего города.

Раздел 2 «Природные богатства Ростовской области» (11 часов)

Водные богатства родного края.

Поверхность нашего края. Работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород; готовить рассказ на основе наблюдений;

Высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

Полезные ископаемые нашего края. Анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растения; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы. Подготовить сообщение об одном из видов полезных ископаемых любой группы

Охрана природы нашего края.Брать интервью о мерах охраны чистоты воды в родном городе; моделировать кругооборот воды в природе;доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. Всемирный День охраны окружающей среды. Участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

Раздел 3 «Мы – граждане России» (4 часа)

Мы – граждане России. Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), герб отличать  герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн  Российской Федерации; анализировать информацию о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России;

Раздел 4:«Где не жить — Родине служить.»(6 часов)

Мир профессий моего города. Провести  опрос учащихся начальной школы на тему «все профессии важны, все профессии нужны»

предоставление отчета каждой группы о результатах исследования

Достопримечательности моей малой Родины. Работать со взрослыми: проводить мини-исследование о достопримечательностях Ростовской области;

Знатоки малой родины. Интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составлять устный рассказ

Учебно-тематический план

Раздел №

Формы организации видов деятельности

Количество часов

Раздел № 1

«Особенности родного края»

- проведение народных праздников ;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой;

- проектная деятельность;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы.

- практические работы;

познавательно - развлекательные игры;

- проектные работы;

- портфолио;

-беседа

 

12 часов

Раздел№2

«Природные богатства Ростовской области»

11 часов

Раздел№3

«Мы – граждане России»

4 часа

Раздел№4

«Где не жить — Родине служить.»

6 часов

Календарно-тематическое планирование 2 «А» класс

№  п/п

Наименование тем занятий

Вид деятельности

Количество часов

Дата проведения

Раздел № 1

«Особенности родного края»

12 часов

Моя малая Родина

беседа

1

5.09  

Мой город

- творческие работы

1

12.09

Погода родного края

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой

1

19.09  

Климат моего региона

проектная деятельность;

1

26.09

Растительный мир родного края»

проектные работы

1

3.10  

Исчезающие растения Ростовской области

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой

1

10.10

 Животный мир родного края»

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой

1

17.10  

Животные Ростовской области, занесённые в Красную книгу.

Просмотр фильма

1

24.10

Каменск-Шахтинский ,  ты  - летопись живая!»

творческая работа.

1

7.11  

Памятные места моего города

творческая работа.

1

14.11

 Музеи Ростовской области

Просмотр фильма

1

21.11  

Творческая работа «Азбука безопасности моего города»

творческая работа.

1

28.11

Раздел№2

«Природные богатства Ростовской области»

11 часов

Водные богатства родного края

развлекательные игры

1

5.12  

Ростов-на-Дону- порт пяти морей

работа в парах, в группах

1

12.12

Поверхность нашего края

 

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой

1

19.12  

Животные и растения степей

проектная деятельность

1

26.12

Полезные ископаемые нашего края

Просмотр фильма

1

16.01  

Как добывают уголь?

проектная деятельность

1

23.01

  Охрана природы нашего края

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой

1

30.01  

Красная книга Ростовской области

проектная деятельность

1

6.02

Всемирный День охраны окружающей среды

проектная деятельность

1

13.02

Проект «Помоги птицам»

проектная деятельность

1

20.02

  Проект «Мы  - экологи»  

проектная деятельность

1

27.02  

Раздел№3

«Мы – граждане России»

4 часа

Семья и общество

беседа

1

6.03

Как живёт моя семья.

познавательно - развлекательные игры

1

13.03  

  Государственные символы России и Ростовской области

работа в парах, в группах

1

20.03

Проект «Мы – граждане России»  

проектная деятельность

1

3.04  

Раздел№4

«Где не жить — Родине служить.»

6 часов

«Мир профессий моего города»

творческие работы

1

10.04

Знаменитые люди Ростовской области.

творческие работы

1

17.04  

   Творческая работа «Достопримечательности моей малой Родины»  

творческие работы

1

24.04

Главные улицы моего города

проектные работы

1

8.05

Улица, на которой я живу. Мой адрес.

творческие работы

1

15. 05

Обобщающее занятие «Знатоки малой родины»

самостоятельная работа

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка " Моя малая родина"

Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...

программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса

Предлагаемая программа кружка   «Моя  мала  родина»   ставит  перед  собой  такие  цели:·        создать  усл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:·         Федеральный закон от 10 июля 1992 год...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Моя малая Родина", 2 класс

Данная модифицированная программа составлена на основе курса "Культура, литература и история родного края". Формирует интерес к историческим и культурным ценностям Республики Хакасия....

Программа кружка "Моя малая родина"

Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...