Рабочая программа по курсу « Моя малая Родина» для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по курсу « Моя малая Родина» для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina_2_a.docx | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу « Моя малая Родина» для 2 класса начальной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ лицея № 5;
5. Положение о рабочей программе МБОУ лицей №5
6. План внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2018-2019
учебный год ;
7.Календарный учебный график МБОУ лицея № 5 на 2018-2019 учебный год;
8.. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2821-10
9. Для разработки программы курса «Моя малая Родина » по внеурочной деятельности использованы материалы : авторская программа Сухаревской Е.Ю.
Цель - формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика курса
Курс «Моя малая родина» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
В процессе изучения курса «Моя малая родина» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Моя малая родина» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Моя малая родина» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса
Программа «Моя малая Родина» во втором классе рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.
На основании календарного учебного графика МБОУ лицея № 5 на 2018-2019 уч.год, программа скорректирована на 33 часа.
Последовательность изучения тем:
Раздел 1«Особенности родного края»- 12 часов
Раздел 2«Природные богатства Ростовской области»- 11 часов
Раздел 3«Мы – граждане России»- 4часа
Раздел 4«Где не жить — Родине служить.»- 6 часов
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития обучающегося социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Раздел 2.Планируемые результаты курса
Личностные :
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
- Уважение к своему народу, к своей родине.
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм и традиций области.
Метапредметные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
- Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
- Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные:
Ученик научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности области (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории Донского края.
Ученик получит возможность научиться:
- называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер
своего дома, адрес школы;
- называть столицу России и области, приводить примеры их достопримечательностей;
- узнавать государственную символику России и символику Ростовской области;
- рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.
Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2013.
- Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.
- Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. «Доноведение».
Раздел 3.Содержание курса(34 часа)
Раздел 1 «Особенности родного края» ( 12 часов)
Моя малая Родина. Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), флаг Каменска-Шахтинского, Ростовской области, отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации
Погода родного края. Обсуждать меры, необходимые для охраны воды и воздуха.
Растительный мир родного края.
Животный мир родного края. Определять местонахождение г. Каменск-Шахтинского, показывать его на карте области.
Азбука безопасности моего города.
Раздел 2 «Природные богатства Ростовской области» (11 часов)
Водные богатства родного края.
Поверхность нашего края. Работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород; готовить рассказ на основе наблюдений;
Высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
Полезные ископаемые нашего края. Анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растения; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы. Подготовить сообщение об одном из видов полезных ископаемых любой группы
Охрана природы нашего края.Брать интервью о мерах охраны чистоты воды в родном городе; моделировать кругооборот воды в природе;доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. Всемирный День охраны окружающей среды. Участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
Раздел 3 «Мы – граждане России» (4 часа)
Мы – граждане России. Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), герб отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; анализировать информацию о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России;
Раздел 4:«Где не жить — Родине служить.»(6 часов)
Мир профессий моего города. Провести опрос учащихся начальной школы на тему «все профессии важны, все профессии нужны»
предоставление отчета каждой группы о результатах исследования
Достопримечательности моей малой Родины. Работать со взрослыми: проводить мини-исследование о достопримечательностях Ростовской области;
Знатоки малой родины. Интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составлять устный рассказ
Учебно-тематический план
Раздел № | Формы организации видов деятельности | Количество часов |
Раздел № 1 «Особенности родного края» | - проведение народных праздников ; - знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой; - проектная деятельность; - самостоятельная работа; - работа в парах, в группах; - творческие работы. - практические работы; - познавательно - развлекательные игры; - проектные работы; - портфолио; -беседа
| 12 часов |
Раздел№2 «Природные богатства Ростовской области» | 11 часов | |
Раздел№3 «Мы – граждане России» | 4 часа | |
Раздел№4 «Где не жить — Родине служить.» | 6 часов |
Календарно-тематическое планирование 2 «А» класс
№ п/п | Наименование тем занятий | Вид деятельности | Количество часов | Дата проведения |
Раздел № 1 «Особенности родного края» | 12 часов | |||
Моя малая Родина | беседа | 1 | 5.09 | |
Мой город | - творческие работы | 1 | 12.09 | |
Погода родного края | знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой | 1 | 19.09 | |
Климат моего региона | проектная деятельность; | 1 | 26.09 | |
Растительный мир родного края» | проектные работы | 1 | 3.10 | |
Исчезающие растения Ростовской области | знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой | 1 | 10.10 | |
Животный мир родного края» | знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой | 1 | 17.10 | |
Животные Ростовской области, занесённые в Красную книгу. | Просмотр фильма | 1 | 24.10 | |
Каменск-Шахтинский , ты - летопись живая!» | творческая работа. | 1 | 7.11 | |
Памятные места моего города | творческая работа. | 1 | 14.11 | |
Музеи Ростовской области | Просмотр фильма | 1 | 21.11 | |
Творческая работа «Азбука безопасности моего города» | творческая работа. | 1 | 28.11 | |
Раздел№2 «Природные богатства Ростовской области» | 11 часов | |||
Водные богатства родного края | развлекательные игры | 1 | 5.12 | |
Ростов-на-Дону- порт пяти морей | работа в парах, в группах | 1 | 12.12 | |
Поверхность нашего края
| знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой | 1 | 19.12 | |
Животные и растения степей | проектная деятельность | 1 | 26.12 | |
Полезные ископаемые нашего края | Просмотр фильма | 1 | 16.01 | |
Как добывают уголь? | проектная деятельность | 1 | 23.01 | |
Охрана природы нашего края | знакомство с научно-популярной литературой, связанной с данной тематикой | 1 | 30.01 | |
Красная книга Ростовской области | проектная деятельность | 1 | 6.02 | |
Всемирный День охраны окружающей среды | проектная деятельность | 1 | 13.02 | |
Проект «Помоги птицам» | проектная деятельность | 1 | 20.02 | |
Проект «Мы - экологи» | проектная деятельность | 1 | 27.02 | |
Раздел№3 «Мы – граждане России» | 4 часа | |||
Семья и общество | беседа | 1 | 6.03 | |
Как живёт моя семья. | познавательно - развлекательные игры | 1 | 13.03 | |
Государственные символы России и Ростовской области | работа в парах, в группах | 1 | 20.03 | |
Проект «Мы – граждане России» | проектная деятельность | 1 | 3.04 | |
Раздел№4 «Где не жить — Родине служить.» | 6 часов | |||
«Мир профессий моего города» | творческие работы | 1 | 10.04 | |
Знаменитые люди Ростовской области. | творческие работы | 1 | 17.04 | |
Творческая работа «Достопримечательности моей малой Родины» | творческие работы | 1 | 24.04 | |
Главные улицы моего города | проектные работы | 1 | 8.05 | |
Улица, на которой я живу. Мой адрес. | творческие работы | 1 | 15. 05 | |
Обобщающее занятие «Знатоки малой родины» | самостоятельная работа | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения "Поэтический и живописный образы "малой родины", з класс (система Л.В.Занкова)
ОченьООООООООоОООоОООООООООККККкООо...
Авторская программа кружка " Моя малая родина"
Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...
программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса
Предлагаемая программа кружка «Моя мала родина» ставит перед собой такие цели:· создать усл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:· Федеральный закон от 10 июля 1992 год...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Моя малая Родина", 2 класс
Данная модифицированная программа составлена на основе курса "Культура, литература и история родного края". Формирует интерес к историческим и культурным ценностям Республики Хакасия....
Программа кружка "Моя малая родина"
Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...