Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
рабочая программа (2 класс) по теме
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodinavneur._2v_kl.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеморданский лицей Сабинского муниципального района Республики Татарстан»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель Директор лицея методист ИМЦ
руководителя по ВР по начальному образованию
____________________ ________________ _____________ ____________________
Г.Ю. Байгузина И.Т. Кабирова Р.А.Вафин Каримуллина В.Э.
Протокол № 1 от Приказ № 183 от от_______________2012г.
27 августа 2012 г. 31августа 2012г. 31 августа 2012г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
учителя начальных классов
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Шеморданский лицей Сабинского района РТ»
Закировой Гульназ Идвартовны
Нравственно-патриотическое направление
«Моя малая Родина»
2 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от
«27» августа 2012
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся 2 класса . Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на 1 часа в неделю, 34 занятий в год.
Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего села», «Род, семья и я», «Мое село: прошлое, настоящее, будущее».
Содержание программы имеет краеведческую направленность: изучение истории своего края, географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.
Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании», основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно – экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.
ЦЕЛЬ:
Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.
Задачи:
Образовательные:
- Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.
- Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного села.
- Изучение истории и природы своего родного села.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей малой Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
- будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:
Знать:
1.Историю своей семьи,
2. Традиции своей семьи,
3. Реликвии своей семьи,
4. Роль семьи в истории села.
5. Историю своего села.
6.Вклад односельчан в историю страны.
7. Экологические проблемы.
Уметь:
- Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
- Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.
Учащиеся 2 класса могут достичь 2 уровня результатов, т.е. выше названным добавятся:
Знать:
8. Знать и ценить традиции семьи, беречь её реликвии.
9. Знать посильные способы решения экологических проблем.
Уметь:
4.Делиться собранной информацией с одноклассниками.
5. Самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.
Принципы организации деятельности:
- гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- дифференцированный подход
- практическая направленность.
Формы организации деятельности:
- групповые
- коллективные
- индивидуальные.
Формы занятий:
- игра
- экскурсия
- беседа
- практическая работа
- творческая работа
- викторина
- проект
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1. Природа моего села
№ п/п | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) | В том числе | Дата | ||
теоретич. | практич. | план | факт | |||
1 | Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности | 1 (1/0) | 1 | - | ||
2 | Растительный мир. | 3 (1/2) | 1 | 2 | ||
3 | Животный мир. | 4 (1/3) | 2 | 2 | ||
4 | Красная книга нашего села | 1 (1/0) | 1 | 0 | ||
5 | Итоговое занятие. Проект «Красная книга нашего села» | 1 (1/0) | 0 | 1 | ||
ИТОГО | 10 (5/5) | 5 | 5 |
Раздел 2. Род, семья и я
№ п/п | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) | В том числе | |||
теоретич. | практич. | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 (1/0) | 1 | - | ||
2 | Моя родословная | 5 (2/3) | 1 | 4 | ||
3 | Семейные традиции | 2 (1/1) | 1 | 1 | ||
4 | Семейные реликвии | 2 (1/1) | 1 | 1 | ||
5 | Роль семьи в истории села | 2 (1/1) | 1 | 1 | ||
6 | Итоговое занятие. Проект «Что в имени тебе моём …» | 1 (1/0) | 0 | 1 | ||
ИТОГО | 13 (7/6) | 5 | 8 |
Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее
№ п/п | Наименование тем | Общее кол-во уч.часов (аудит/внеаудит) | В том числе | |||
теоретич. | практич. | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 (1/0) | 1 | - | ||
2 | Село, в котором мы живем. | 2 (1/1) | 1 | 1 | ||
3 | Составление карты села | 1 (0/1) | 0 | 1 | ||
4 | Наша школа | 1 (0/1) | 0 | 1 | ||
5 | Здравоохранение | 1 (0/1) | 0 | 1 | ||
6 | Искусство | 1 (0/1) | 0 | 1 | ||
7 | Спорт в селе | 1 (0/1) | 0 | 1 | ||
8 | Много профессий хороших и разных | 1 (0/1) | 1 | 0 | ||
9 | Никто не забыт, ничто не забыто! | 1 (0/1) | 0 | 1 | ||
10 | Итоговое занятие. Проект «Чтобы помнили …» | 1 (1/0) | 0 | 1 | ||
ИТОГО | 11 (3/8) | 3 | 8 | |||
ВСЕГО В ПРОГРАММЕ | 34 (15/19) |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Природа моего села (10 часов)
1. Вводное занятие.
Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.
2. Растительный мир.
Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.
3. Животный мир.
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.
Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.
Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.
4. Красная книга нашего села.
Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего села.
Раздел 2. Род, семья и я (12 час)
1. Вводное занятие.
Понятия «род», «семья», «родословная».
2. Моя Родословная.
Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность.
Составление генеалогического древа.
Составление семейного альбома, устное описание родственников.
Выделение общих моментов в родословных различных семей.
Презентация результатов проекта.
3. Семейные традиции.
Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе до сих пор с целью их обогащения.
4.Семейные реликвии.
Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.
5. Роль семьи в истории села.
Изучение истории своей семьи в истории развития села.
6.Итоговое занятие.
Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».
Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее. (11 часов)
История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего поселка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел | Основные способы работы | Формы занятий | Необход. дидактич. материал | Оборудо-вание | Кадры |
Природа моего села | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, игра, экскурсия, практикум, викторина, проект, творческая работа | Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе; карточки-задания для усвоения нового материала; карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила); викторины, кроссворды, загадки, метаграммы, анаграммы; экологические игры, сказки, ситуации. | Рабочие альбомы. Канцелярские принадлежности. Шкаф для методических пособий. Клей ПВА. Кисть -2шт. Компьютер Сканер. Принтер. Стеллажи. Стенды. Опросники | |
Род, семья и я | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, игра, экскурсия, практикум, викторина, проект | Творческие работы учащихся, методические разработки, образец исследовательской работы, викторина | Родители Бабушка, дедушка и другие родственники | |
Мое село: прошлое, настоящее, будущее | Групповые Индивидуальные Практические Теоретические | Беседа, экскурсия, практикум, викторина, сообщения учащихся, проект | Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа | Жители села, Учителя-ветераны. Ветераны труда. Труженики тыла. |
Список литературы для педагога.
- В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
- Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
- Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
- В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
- В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.
- Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.
- В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.
- О.С Газман В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.
- В. И. Даль Пословицы русского народа,-—М, 1957.
- Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989.
- Т., Кедрина . Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г
- М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986.
- Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
- Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962.
- В.Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999.
- Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.
Список литературы для обучающихся и родителей.
- В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
- Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
- Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
- В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая мастерская» направление художественно-эстетическое 4 класс.
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности "Весёлая мастерская". Напрвление программы - художественно-эстетическое. Расчитана на учащихся 4 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 1 класс
Рабочая программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 2 класс
Рабочая программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс
Рабочая программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 1 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» для1 класса....