Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Волшебный мир книг»
рабочая программа на тему
Актуальность программы.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_knig.doc | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
Авторская дополнительная образовательная программа
по внеурочной деятельности для 1-4 классов
«Волшебный мир книг»
Возраст: программа рассчитана на детей
7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Автор программы: Гуляганова Ольга Владимировна
г. Кинель, 2012 год
«Эффективно то чтение, к которому ребёнок
подготовлен, в котором он заинтересован…».
К.Д. Ушинский
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
Актуальность программы.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
- изменение характера чтения;
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
- в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы нами создана программа для учащихся 1-4 классов «Волшебный мир книг» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа «Волшебный мир книг» по общеинтеллектуальному направлению развития личности представлена групповыми занятиями, которые входят в часть учебного плана, включающую внеурочную деятельность, формируемую участниками общеобразовательного процесса и обеспечивающую реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Групповые занятия «Волшебный мир книг» проводятся с 1-й по 4-й год обучения и предполагают проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками во второй половине дня (1 час в неделю).
1-й год обучения – 33 часа
2-й год обучения – 34 часа
3-й год обучения – 34 часа
4-й год обучения – 34 часа
Итого 135 часов.
Виды деятельности и предполагаемые формы.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в моём арсенале есть разнообразные формы организации занятий:
- занятие-диспут,
- занятие-спектакль,
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- интегрированное занятие,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы,
- литературные встречи,
- литературная гостиная,
- литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».
Общая характеристика курса.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД).
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни –реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы- воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность семьи- формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества- формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества- сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ведущие принципы программы.
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Формы и средства контроля результатов по программе.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдений). В качестве форм подведения итогов применяются:
- диагностика (проверка читательского кругозора);
- проверка техники чтения;
- беседа, которая проводится в конце каждого занятия;
- анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов);
- конкурсы;
- выставки рисунков и поделок;
- защиты творческих работ.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
- книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
- заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;
- адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Учебно-тематическое планирование занятий по программе «Волшебный мир книг»
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал? -мог/-не могу
Проверка читательского кругозора второклассника.
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
- Что мы узнаем о книге с ее обложки?
- Что мы узнаем о книге с титульного листа?
- Назови писателей - авторов сказок
- Скажи, каких поэтов ты знаешь.
- Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
- О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
- Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
- Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
- Чем отличаются стихи от прозы?
- О чем вы любите читать?
- Что отличает произведения народного творчества и литературы?
- Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
- Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательского кругозора третьеклассника.
- Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
- Назовите фамилии отечественных поэтов.
- Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
- Какие басни вы знаете?
- Кто из писателей пишет о природе?
- Назовите авторов зарубежной литературы.
- Назовите известные вам жанры произведений.
- Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательского кругозора четвероклассника.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
- Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
- Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.). - Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Список литературы для 1 класса
Рассказы и сказки о природе
Акимушкин И.«Природа- чудесница»
Бианки В. « Латка», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт», «Где раки зимуют»
Пришвин М. «Берестяная трубочка»
Чарушин Е. «Про Никитку»
Шим Э. «Рассказы и сказки о природе»
Сказки
Катаев В. «Дудочка и кувшинчик», «Цветик - семицветик»
Остер Г. «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев»
Родари Д. «Голубая Стрела»
Сутеев В. «Сказки»
Хитрук Ф. «Каникулы Бонифация»
Хогарт Э. «Мафии и его весёлые друзья»
Чуковский К. «Сказки»
Рассказы
Толстой Л. «Филипок», «Липунюшка», «Котёнок»
Ушинский К. «Четыре желания», «Проказы старухи Зимы», «Плутишка кот», «Петушок с семьёй»
Носов Н. «Заплатка», «Фантазёры», «Шурик у дедушки», «Бобик в гостях у Барбоса»
Пермяк Е. «Торопливый ножик», «Как Маша стала большой», «Как Миша хотел маму перехитрить»
Осеева В. «Волшебное слово»
Стихи
Аким Я., Барто А., Берестов В., Заходер Б., Маршак С, Михалков С, Сеф Р.
Список литературы для 2 класса
Русская литература 19 - начала 20 вв.
Толстой Л. Рассказы и были;
Пушкин А. Стихи и сказки;
Ершов П. Конек-горбунок;
Крылов И. Басни.
Русская литература 20 века
Куприн А. «Слон», «Сапсан», «Барбос и Жулька»;
Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки;
Александрова Т. «Домовёнок Кузька»;
Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»;
Житков Б. «Рассказы о животных»;
Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»;
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»;
Драгунский В. Рассказы;
Давыдычев Л. «Страдания второгодника Ивана Семенова»;
Алексеев С. «Рассказы из русской истории»;
Дуров В. «Мои звери»
Зарубежная литература
Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»;
Свифт Д. «Путешествия Гулливера»;
Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»;
Родари Д. «Путешествие «Голубой стрелы»;
Киплинг Р. «Сказки»;
Лагерлеф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями»
Список литературы для 3 класса
Русская литература 19 - начала 20 века
Пушкин А. «Стихи и сказки»
Толстой Л. «Рассказы. Сказки. Басни»
Чехов А. «Белолобый», «Каштанка», «Ванька»
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Приёмыш», «Зимовье на Студеной»
Григорович Д. «Гуттаперчевый мальчик».
Русская литература 20 века
Куприн А. «Чудесный доктор»; «Белый пудель»;
Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»;
Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»,
Ларри Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»;
Некрасов В. « Приключения капитана Врунгеля»;
Олеша Ю. «Три толстяка»;
Успенский Э. «Меховой интернат»;
Лагин Л. «Старик Хоттабыч»;
Бажов П. «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка»,
Крапивин В. «Дети синего фламинго»;
Гайдар А. «Тимур и его команда»;
Зарубежная литература
Андерсен Г.-Х. «Сказки и истории»;
Бжехва «Академия пана Кляксы»;
Линдгрен А. Повести;
Твен М. «Приключения Тома Сойера»; «Принц и нищий»;
Трэверс П. «Мери Поппинс»;
Бернет Ф. «Маленькая принцесса»;
Вестли А. «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик»;
Список литературы для 4 класса
Сказки
Русские народные сказки
Сказки народов мира
Тысяча и одна ночь
Библия в изложении для детей
Детская библия
Чуковский К.И. Вавилонская башня
Русская литература 19 века
Гоголь Н.В. Майская ночь, или Утопленница
Жуковский В.А. Спящая царевна
Крылов И.А. Басни
Лермонтов М.Ю. Ашик-Кериб. Бородино
Пушкин А.С. Руслан и Людмила
Толстой Л.Н. Кавказский пленник
Тургенев И.С. Муму
Чехов А.П. Ванька. Мальчики
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Вяземский П.А., Козлов И.И., Кольцов А.В., Некрасов Н.А., Никитин И.С., Тютчев Ф.И., Фет А.А. Языков Н.М.
Русская литература 20 века
Аверченко А.Т. Смерть африканского охотника
Алексин А. В стране вечных каникул
Астафьев В.П. Васюткино озеро
Белов В.И. Рассказы
Булычев К. Девочка с Земли
Бунин И.А. Детство. Сказка
Велтистов Е.С. Приключения Электроника
Житков Б.С. Рассказы
Замятин Е.И. Огненное «А»
Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания
Катаев В.П. Сын полка
Крапивин В.П. Мальчик девочку искал
Куприн А.И. Чудесный доктор. Мой полет
Лиханов А.А. Мой генерал
Платонов А.П. Волшебное кольцо. Солдат и царица. Неизвестный цветок
Пришвин М.М. Рассказы.
Зарубежная литература
Гауф В. Сказки
Даррелл Дж. Говорящий сверток
Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
Крюс Д. Тим Таллер, или Проданный смех
Линдгрен А. Повести
Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна
За страницами вашего учебника
Ильин М. Сто тысяч почему
Левшин В.А. Нулик-Мореход. Путешествие по Карликании и Альджебре
Соколов Г.В. У юнги тоже сердце моряка
Книги серии «Я познаю мир»
Книги серии «Узнай мир»
Журнал «Детская энциклопедия»
Используемая литература:
1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.
М. Просвещение, 1985.
9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
11. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
13. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
14. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
15. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
16. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
17. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
18. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
19. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
20. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
21. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
22. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
23. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся началь...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности "Юный филолог"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности
Программа нацелена на приобщение младших школьников к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, в...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Юный горожанин"
Программа «Юный горожанин» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности и прис...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” (2 класс)
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование повнеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” для 2 класса...