Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_origami.docx | 475.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Глуховская средняя общеобразовательная школа
Дополнительная образовательная программа
внеурочной деятельности
«Волшебный мир оригами»
Для учащихся 1-4 классов
Возраст участников 6-11 лет
Срок реализации программы 2014-2018уч. г.
Автор программы: Д.С.Шемуранова
с. Глухово,
Нижегородская область
Пояснительная записка
Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается и т.д. Но мало кто из ребят знает, что перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства – оригами.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. В переводе с японского «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага», «бог». Можно предположить, что человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу – творцу Всего из Ничего, а сам результат работы – бумажная фигурка – был самым желанным даром для множества богов на протяжении столетий.
Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься в основном женщины и дети. Оно носило чисто ритуальный характер, являясь частью традиций и обычаев.
Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. В память о жертвах атомной бомбардировке в Хиросиме заложили парк Мира. Среди детей, обреченных на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни-журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы. В поддержку детей создалось движение «1000 журавликов» возродившее интерес к оригами.
Япония объявила оригами своим национальным искусством, и каждый уважающий себя японец мастерит фигурки чуть ли не с 3-х лет.
В процессе складывания фигур оригами ребята познакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, трапеция и т.д., смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или горизонтали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потоми поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- обучение различным приемам работы с бумагой;
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к искусству оригами;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» разработана для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе (136 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Тематическое планирование
1-й год
№ | Название занятия | Кол-во часов |
1 | Знакомство с историей искусства оригами. Презентация «Оригами» | 1 |
2 | Знакомство с основными приемами и условными обозначениями. Понятие базовая форма. | 1 |
3 | Презентация «Базовая форма «Треугольник»» | 1 |
4 | Базовая форма «Треугольник»: Бабочка | 1 |
5 | Базовая форма «Треугольник»: Тюльпан | 1 |
6 | Базовая форма «Треугольник»: Лиса | 1 |
7 | Базовая форма «Треугольник»: Лягушка | 1 |
8 | Базовая форма «Треугольник»: Стакан | 1 |
9 | Базовая форма «Треугольник»: Лисичка-сестричка | 1 |
10 | Базовая форма «Треугольник»: Верблюд | 1 |
11 | Базовая форма «Треугольник»: Парусник | 1 |
12 | Базовая форма «Треугольник»: Голубь | 1 |
13 | Базовая форма «Треугольник»: Гриб | 1 |
14 | Базовая форма «Треугольник»: Дом | 1 |
15 | Презентация «Базовая форма «Воздушный змей»» | 1 |
16 | Базовая форма «Воздушный змей»: Слоненок | 1 |
17 | Базовая форма «Воздушный змей»: Жираф | 1 |
18 | Базовая форма «Воздушный змей»: Слон | 1 |
19 | Базовая форма «Воздушный змей»: Ворона | 1 |
20 | Базовая форма «Воздушный змей»: Жар-птица | 1 |
21 | Базовая форма «Воздушный змей»: Сова | 1 |
22 | Базовая форма «Воздушный змей»: Зебра | 1 |
23 | Базовая форма «Воздушный змей»: Попугайчик | 1 |
24 | Базовая форма «Воздушный змей»: Пингвин | 1 |
25 | Базовая форма «Воздушный змей»: Лев | 1 |
26 | Базовая форма «Воздушный змей»: Зайчик | 1 |
27 | Базовая форма «Воздушный змей»: Петушок | 1 |
28 | Базовая форма «Воздушный змей»: Белка | 1 |
29 | Базовая форма «Воздушный змей»: Гусь | 1 |
30 | Базовая форма «Воздушный змей»: Лебедь | 1 |
31 | Базовая форма «Воздушный змей»: Павлин | 1 |
32 | Базовая форма «Воздушный змей»: Утка | 1 |
33 | Базовая форма «Воздушный змей»: Динозавр | 1 |
34 | Оформление выставки работ | 1 |
Итого | 34 ч. |
Знания и умения:
- Умение работать с условными обозначениями: место сгиба, перегиб, сгиб во внутрь, сгиб наружу, сгиб-совмещение, сгиб «ступенька».
- понятие что такое «базовая форма»;
- Знать и называть геометрические формамы: прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб и способами их получения из прямоугольного листа бумаги;
- Умение находить диагональ, вертикаль, горизонталь;
- Умение складывать простейшие модели в технике оригами.
- Умение самостоятельно работать с инструкцией.
Тематическое планирование
2-й год
№ | Название занятия | Кол-во часов |
1 | Повторение. Базовые формы «Треугольник» и «Воздушный змей» | 1 |
2 | Повторение. Звезда игольчатая | 1 |
3 | Повторение. Дракончик | 1 |
4 | Повторение. Тигр | 1 |
5 | Повторение. Зубр | 1 |
6 | Повторение. Медведь | 1 |
7 | Повторение. Рыбка | 1 |
8 | Презентация «Базовая форма «Двойной треугольник»» | 1 |
9 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Свинья | 1 |
10 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Рыбка | 1 |
11 | Базовая форма «Двойной треугольник»: гоночная машинка | 1 |
12 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Черепаха | 1 |
13 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Ракета и рыбки | 1 |
14 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Бабочка | 1 |
15 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Цветы | 1 |
16 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Зайчик | 1 |
17 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Прыгающая лягушка | 1 |
18 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Летучая мышь | 1 |
19 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Ракета 1 | 1 |
20 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Фусэн -водяная бомбочка | 1 |
21 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Зайчик надувной | 1 |
22 | Базовая форма «Двойной треугольник»: Тюльпан | 1 |
23 | Презентация «Базовая форма «Двойной квадрат»» | 1 |
24 | Базовая форма «Двойной квадрат»: Кувшинка | 1 |
25 | Базовая форма «Двойной квадрат»: Краб | 1 |
26 | Базовая форма «Двойной квадрат»: Кузнечик | 1 |
27 | Базовая форма «Двойной квадрат»: Лилия | 1 |
28 | Базовая форма «Двойной квадрат»: Павлин | 1 |
29 | Базовая форма «Двойной квадрат»: Летающий журавлик | 1 |
30 | Базовая форма «Двойной квадрат»: Надувной журавлик | 1 |
31 | Базовая форма «Двойной квадрат»: Свинка и мышка | 1 |
32 | Базовая форма «Двойной квадрат»: Тюлень | 1 |
33 | Базовая форма «Двойной квадрат»: Ваза | 1 |
34 | Выставка работ | 1 |
Итого | 34 |
Знания и умения:
- Знакомство с новыми базовыми формами;
- Умение складывать надувные модели в технике оригами;
- Умение складывать модели по памяти в технике оригами;
- Умение работать со сгибом «ступенька».
Тематическое планирование
3-й год
№ | Название занятия | Кол-во часов |
1 | Повторение. Базовые формы «Треугольник» и «Воздушный змей» | 1 |
2 | Повторение. Базовые формы «Двойной треугольник» и «Двойной квадрат» | 1 |
3 | Презентация «Базовая форма «Конверт»» | 1 |
4 | Базовая форма «Конверт»: Ёжик | 1 |
5 | Базовая форма «Конверт»: Тюлень | 1 |
6 | Базовая форма «Конверт»: Пароход | 1 |
7 | Презентация «Базовая форма «Дом»» | 1 |
8 | Базовая форма «Дом» : Домик-избушка | 1 |
9 | Базовая форма «Дом» : Дерево | 1 |
10 | Базовая форма «Дом»: Церковь | 1 |
11 | Презентация «Базовая форма «Книга»» | 1 |
12 | Базовая форма «Дверь»: Лодка наизнанку | 1 |
13 | Базовая форма «Дверь»: Кимоно | 1 |
14 | Базовая форма «Дверь»: Тюльпан | 1 |
15 | Базовая форма «Дверь»: Лягушка | 1 |
16 | Базовая форма «Дверь»: Коробка | 1 |
17 | Базовая форма «Дверь»: Пистолет | 1 |
18 | Базовая форма «Дверь»: Рубашка | 1 |
19 | Базовая форма «Дверь»: Кукла | 1 |
20 | Базовая форма «Дверь»: Мебель для куклы | 1 |
21 | Базовая форма «Дверь»: Открытка рубашка | 1 |
22 | Базовая форма «Дверь»:Платье для куклы 1 | 1 |
23 | Базовая форма «Дверь»:Платье для куклы 2 | 1 |
24 | Базовая форма «Дверь»:Открытка кимоно | 1 |
25 | Базовая форма «Дверь»:Открытка платье | 1 |
26 | Базовая форма «Дверь»: Штаны | 1 |
27 | Презентация «Базовая форма «Рыба»» | 1 |
28 | Базовая форма «Рыба»: Дракончик | 1 |
29 | Базовая форма «Рыба»: Акула | 1 |
30 | Базовая форма «Рыба»: Сом | 1 |
31 | Базовая форма «Рыба»: Аквариум с рыбами | 1 |
32 | Базовая форма «Рыба»: Кит | 1 |
33 | Базовая форма «Рыба»: Дракон | 1 |
34 | Выставка работ | 1 |
Знания и умения:
- Знакомство с новыми базовыми формами;
- Умение складывать модели по памяти в технике оригами;
- Умение работать со схемой;
- Умение грамотно подбирать базовую форму для выполнения той или ной фигуры;
- Изготовление оригинальных открыток;
- Умение работать со сгибом «ступенька».
Тематическое планирование
4-й год
№ | Название занятия | Кол-во часов |
1 | Повторение. Базовые формы «Треугольник» и «Воздушный змей» | 1 |
2 | Повторение. Базовые формы «Двойной треугольник» и «Двойной квадрат» | 1 |
3 | Изготовление моделей животных. | 1 |
4 | Изготовление моделей птиц. | 1 |
5 | Изготовление моделей одежды | 1 |
6 | Повторение. Базовые формы «Дверь», «Дом», «Рыба» | 1 |
7 | Изготовление моделей животных. | 1 |
8 | Изготовление модели здания. | 1 |
9 | Изготовление моделей одежды | 1 |
10 | Презентация «Базовая форма «Птица»» | 1 |
11 | Базовая форма «Птица»: Лебедь | 1 |
12 | Базовая форма «Птица»: Ворон | 1 |
13 | Базовая форма «Птица»: Воробей | 1 |
14 | Базовая форма «Птица»: Ворона | 1 |
15 | Базовая форма «Птица»: Грач | 1 |
16 | Базовая форма «Птица»: Гусь | 1 |
17 | Базовая форма «Птица»: Гусыня | 1 |
18 | Базовая форма «Птица»: Курица | 1 |
19 | Базовая форма «Птица»: Пингвин | 1 |
20 | Базовая форма «Птица»: Ласточка | 1 |
21 | Базовая форма «Птица»: Попугай | 1 |
22 | Базовая форма «Птица»: Попугайчик | 1 |
23 | Базовая форма «Птица»: Страус | 1 |
24 | Базовая форма «Птица»: Цыпленок | 1 |
25 | Базовая форма «Птица»: Цапля | 1 |
26 | Базовая форма «Птица»: Фазан | 1 |
27 | Презентация «Базовая форма «Бутон»» | 1 |
28 | Базовая форма «Бутон»: Лилия | 1 |
29 | Базовая форма «Бутон»: Тюльпан | 1 |
30 | Базовая форма «Бутон»: Цветочная композиция | 1 |
31 | Базовая форма «Бутон»: Ромашка | 1 |
32 | Базовая форма «Бутон»: Звезда | 1 |
33 | Базовая форма «Бутон»: Лотос | 1 |
34 | Выставка работ | 1 |
Знания и умения:
- Знакомство с новыми базовыми формами;
- Умение складывать модели по памяти в технике оригами;
- Умение работать со схемой;
- Умение грамотно подбирать базовую форму для выполнения той или ной фигуры;
- Умение составлять композиции.
Источники информации:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...
Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами".
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся начальной школы. Программа рассчитана на 4 года обучения....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ....
Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
Данная программа предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо совре...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 1-4 класс
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов...