Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
рабочая программа (1 класс) по теме
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с нитками, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа внеклассного занятия организовывается с учетом опыта детей и их возрастных особенностей. Работа на занятии - прекрасное средство развития умственных способностей, развитие мелкой моторики, эстетического вкуса, а так же конструкторского мышления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_volshebnye_nitki_dlya_1-2_klassov_viii_vida.docx | 39.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Глуховская средняя общеобразовательная школа
Дополнительная образовательная программа
внеурочной деятельности
для детей младшего школьного возраста
специальных (коррекционных) классов VIII вида
с. Глухово,
Нижегородская область
2014 г.
Пояснительная записка.
Нитки - превосходный материал для творчества. Из ниток вяжут игрушки, которые впоследствии набивают ватой, поролоном или иным набивочным материалом. Нитки также лежат в основе искусства макраме, овладев которым можно сделать превосходное плетеное кашпо, украшение и т.д.
Никто доподлинно не знает, когда появились первые нитки. Вероятно, это случилось на заре человечества, когда люди одевались в звериные шкуры, а в жарких странах – делали себе юбки из травы. Со временем люди заметили, что из некоторых растений можно сделать нити, но гораздо лучше для этих целей использовать шерсть животных или волокна растений. Однако процесс превращения шерсти в пряжу был очень трудоемок.
Шли века… Производство нитей из ручного постепенно превратилось в механическое. Помимо натуральных нитей, появились нити синтетические. Сейчас в продаже существует великое множество нитей различных по составу, толщине, цвету и применению.
Нити используются для вязания и ткачества, для вышивки, различных швейных работ, отделки. Однако вязание, вышивка и макраме – занятия, требующие большого количества времени, усидчивости и ловкости. Такие занятия не подходят для маленьких детей. Дети требуют получения готового изделия в кратчайшие сроки. Поэтому была разработана программа «Волшебные нитки» с учетом особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с нитками, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа внеклассного занятия организовывается с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.
Дети не любят скучные и однообразные занятия, монотонный труд быстро их утомляет, вследствие чего у детей резко снижается интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильная поставленная работа внеклассного занятия имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа на занятии - прекрасное средство развития умственных способностей, развитие мелкой моторики, эстетического вкуса, а так же конструкторского мышления детей.
Важно познакомить родителей с планом работы занятия. Они помогут ребенку освоить несложные шаги в работе, закрепят полученные знания в домашнем кругу. Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников.
На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовлении конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа. Познакомить с вариантами, чтобы дети в последствие смогли повторить все шаги изготовления поделки. И в будущем самостоятельно изготовить нужную поделку без помощи взрослого. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков трудового обучения.
Цели и задачи программы «Волшебные нитки»
Цель: развитие и реализация творческих способностей у детей с ОВЗ через внеклассное занятие «Волшебные нитки»
Задачи:
Коррекционные и развивающие задачи:
- Коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объема внимания);
- Коррекция и развитие связной устной речи;
- Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
- Коррекция и развитие зрительных восприятий;
- Развитие слухового восприятия;
- Коррекция и развитие тактильного восприятия;
- Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
- Коррекция и развитие мыслительной деятельности;
- Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, их эмоционально-волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивости, умения выражать свои чувства и т.д.);
Обучающие задачи:
- Знакомить детей с видами и способами применения ниток;
- Обучать различным приемам работы с нитками;
- Формировать умения следовать инструкциям;
- Обучать безопасным приемам работы с инструментами;
- Обогащать словарный запас специальными терминами;
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями (длина, отрезок, круг, квадрат, угол, сторона и т.д.);
- Создавать композиции с применением ниток.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к творчеству;
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- Совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Формы и методы занятий.
В процессе занятия используются различные методы формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, соревнования и другие.
Методы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный метод (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- Наглядный метод (показ мультимедийных материалов, иллюстрации, выполнение педагогом, работа по образцу);
- Практический метод (выполнение работ по инструкционным схемам, картинкам и т.д.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстрированный метод – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- Репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- Частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- Исследовательский метод – самостоятельные творческие работы.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности школьников на занятиях:
- Фронтальный метод – одновременная работа со всеми учащимися;
- Индивидуально-фронтальный метод – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- Групповой метод – работа в группах;
- Индивидуальный метод – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Психолого-педагогическое объяснение специфики воспитания и освоения учебного материала в соответствии с возрастными особенностями
Программа внеклассного занятия рассчитана на учащихся 1 и 2 классов (VIII вида). Дети в группе имеют дефекты моторно-двигательной сферы, у всех наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. Учащимся требуется закрепление первоначальных трудовых навыков формируемых на уроках труда. Необходимо поддержать интерес к трудовой деятельности. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Работа кружка построена на повышении уровня сложности выполнения задания на каждом занятии. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями и приобщить без боязни творить и создавать. Необходимо постепенно сформировывать адекватную реакцию на неудачи, побуждать к самостоятельному преодолению трудностей, принятию помощи учителя.
В процессе работы по программе «Волшебные нитки», дети постоянно совмещают в одно целое все компоненты творческого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и т.д.
Для работы требуется минимальный набор инструментов и материалов, доступных для приобретения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Посещение учащимися внеклассного занятия осуществляется на добровольной основе.
Результаты работы занятия в течение года принимают участие в школьных и районных творческих конкурсах, в конце года оформляются в форме выставки.
Ожидаемые результаты:
- Закрепление знаний о нитках;
- Развитие организационных умений и навыков;
- Совершенствование общетрудовых навыков;
- Закрепление и совершенствование выполнения двигательных приёмов;
- Умение работать в коллективе;
- Развитие творческих способностей, художественного вкуса;
- Развитие плавности и координации движений рук, фиксации на движениях рук, мелкой моторики и глазомера, регуляция мышечного усилия, развитие памяти, внимания, мышления;
- Расширение словарного запаса, развитие речи и развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок работ в школе;
- Участие в творческих конкурсах на школьном и районном уровне.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Принцип доступности – простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
- Принцип наглядности – наличие презентаций, наглядных образцов, схем, иллюстраций;
- Принцип демократичности и гуманизма – оказание помощи учащимся в решении задач, реализация творческих способностей и потребностей в социуме;
- Принцип научности – наличие теоретической основы, методологической базы, обоснованность;
- Принцип «От простого к сложному» - закрепление элементарных навыков и применение их при выполнении сложных творческих работ.
Инструменты и материалы
Инструменты: Материалы:
- Ножницы;
- Спицы;
- Пластиковые кольца;
- Проволока медная;
- Иголка.
- Цветной картон;
- Клей ПВА;
- Пряжа и нитки разных цветов;
- Цветная бумага;
- Бисер, крупные бусины;
- Искусственные глазки;
Учебно-тематический план внеклассного занятия
«Волшебные нитки»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Инструменты, материалы, оборудование |
1 | Презентация «Знакомство с нитками: их виды, свойства, области применения» | 1 | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядный материал: коллекция «Виды и сорта ниток» |
2 | Презентация «Способы изготовления поделок из ниток» | 1 | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, образцы поделок. |
3 | Поделка «Курица» | 1 | Цветной картон, ножницы, клей ПВА, пряжа |
4 | Подвеска «Солнышко» | 1 | Пряжа, ножницы, бусины. |
5 | Панно из косичек «Зонтик» | 1 | Цветной картон, клей ПВА, ножницы, цветная бумага, пряжа. |
6 | Панно из косичек «Улитка» | 1 | Цветной картон, клей ПВА, ножницы, цветная бумага, пряжа. |
7 | Картонные «Башмачки» с вышивкой | 1 | Шаблон из картона, иголка, нитки, клей, ножницы. |
8 | Панно с вышивкой на картоне «Осьминог» | 1 | Цветной картон, ножницы, нитки, иголка, клей ПВА. |
9 | Презентация «Простейшие виды узлов в технике макраме» | 1 | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядный материал: готовые элементы |
10 | Подарок «Брелок для ключей» в технике макраме | 1 | Пряжа, нитки, ножницы |
11 | «Карандаш- брелок» в технике макраме | 1 | Пряжа, нитки, ножницы, карандаш |
12 | «Кольцо-кулон» в технике макраме | 1 | Пластиковое кольцо, пряжа, бусинки, ножницы. |
13 | Панно из пряжи «Учительница и ученики» | 1 | Шаблон из картона, пряжа, ножницы, клей ПВА, картон. |
14 | Презентация «Ажурный шар из ниток» | 1 | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, образцы поделок. |
15 | Практическое занятие «Ажурные шарики из ниток» | 1 | Воздушный шар, клей ПВА, хлопчатобумажные нитки, ножницы |
16 | Поделка «Поросенок» | 1 | Воздушный шар, клей ПВА, хлопчатобумажные нитки, ножницы, кусочки бумаги для оформления мордочки. |
17 | Поделка «Принцесса» | 1 | Кусок картонки, шерстяные нитки 2-х цветов, ножницы, искусственные глазки, маленькая пластиковая баночка (подставка) |
18 | Поделка «Рыбка» | 1 | Кусок поролона, толстые нитки, ножницы, пуговицы для чешуи, искусственные глазки, ножницы. |
19 | Поделка «Цыплёнок» | 1 | Толстые и тонкие нитки, воздушный шар, клей ПВА, ножницы, пустое яйцо, цветная бумага |
20 | Поделка «Пчелка» | 1 | Воздушный шар, клей ПВА, толстые нитки 2-х цветов, ножницы, кусочки проволоки для усов, искусственные глазки. |
21 | Поделка «Человечек» | 1 | Воздушный шар, клей ПВА, толстые нитки 3-х цветов, ножницы, кусок проволоки для очков, искусственные глазки, пластилин. |
22 | Поделка «Грибочек» | 1 | Банка высотой 10 см, картон, нитки разных цветов, искусственный глазки |
23 | Презентация «Как сделать помпон» | 1 | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, образцы поделок. |
24 | Практическое занятие «Изготовление помпонов» | 1 | Заготовка «кольца» из картона, кусок ткани, нитки, ножницы |
25 | Поделка «Снеговик» | 1 | Заготовка «кольца» из картона, кусок ткани, нитки, иголка, пластилин, ножницы. |
26 | Поделка «Зайчишка» | 1 | Нитки, картон, цветная бумага, ножницы. |
27 | Поделка «Лошадка» | 1 | Нитки, картон, ножницы, проволока. |
28 | Поделка «Барашек» | 1 | Нитки, пустое яйцо, клей, ватные палочки, ножницы. |
29 | Презентация «Спицы и петли» | 1 | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядный материал: нитки, спицы. |
30 | Практическое занятие «Как набирать петли» | 1 | Спицы, пряжа, ножницы |
31 | Практическое занятие лепестки и листики» | 1 | Спицы, пряжа, ножницы, проволока |
32 | Коллективная работа «Букет из рябины» | 1 | Бусины крупные, черный бисер, нитки, проволока, ножницы, спицы |
33 | Творческая работа «Цветок Георгины» | 1 | Пряжа, кусок ткани, поролон, иголка, спицы, проволока, ножницы, клей ПВА |
34 | Тематические праздники, выставка | 1 | Готовые поделки |
Итого 34 часа |
Список используемой литературы
- Серия «Мир удивительных поделок»: «Поделки из ниток и пряжи», серия разработанная педагогами А.А.Анистратовой, Н.И.Гришиной, учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2010 г.;
- «Волшебные нитки»/ Ж.Шквыря. – Ростов на Дону: Феникс, 2012.-64 с.;
- Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей «Методические рекомендации. Технология. Ручной труд. 2 класс» Л.А.Кузнецова, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с ...
Содержание работы по формированию геометрических представлений по теме «Многоугольники» 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида (для детей с умеренной умственной отсталостью)
Содержание работы по формированию геометрических представлений...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся началь...
Выбор системы оздоровления. Оздоровительные мероприятия при организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, является одной из важнейших задач государства на сегодняшний день. В связи с ухудшением экологической обстановки, и как следствие, ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)
«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...
Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Экологическое воспитание младших школьников является одной из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука безопасности» для детей младшего школьного возраста
Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожно-транспортного движения, пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обу...