Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Юный горожанин"
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Программа «Юный горожанин» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы
«ЮНЫЙ ГОРОЖАНИН»
(для детей 7- 8 лет)
Срок реализации 2 года
Составитель:
Выходцева Людмила Александровна,
учитель начальных классов
г. Междуреченск
Пояснительная записка к программе
Актуальность программы.
Программа «Юный горожанин» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимость составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Новизна программы.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа «Юный горожанин» направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Особенности программы.
Работу по программе «Юный горожанин» можно считать педагогически целесообразной, поскольку она является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Юный горожанин” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы.
Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи программы.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации деятельности.
Для успешной реализации программы внеурочной деятельности «Юный горожанин» используются: практическое занятие, экскурсии, групповая работа, ролевые игры, игровые семинары.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Содержание программы
Первый год занятий.
Раздел 1. «Я и семья» (11ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
Раздел 2. «Я и школа» (2ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
Раздел 3. «Я и я» (8ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
Раздел 4. «Я и моё Отечество» (4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика.
Раздел 5. «Я и планета» (8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
Второй год занятий.
Раздел 1. «Город, в котором я живу» (14ч) – воспитание гражданина патриота своего города своей страны.
Раздел 2. « Азбука экономики и права» (6ч) – формирование экономического мышления на основе знаний основных экономических понятий.
Конкурсы рисунков, сочинений.
Раздел 3. «Этика поведения» (8ч) – включение обучающихся в сферу осмысления нравственных норм человеческой жизни.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
Раздел 4. «Основы здоровья « (7ч) – формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
Использованная литература:
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 2009.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2012.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2009.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2012.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 2010
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2011
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2011
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 2010
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2012.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2009. - №3. – 40с.
Ресурсы Интернета:
http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/1002-pedagogicheskij-opyt-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta
http://dovosp.ru/articls/educator/social_and_personal_development/o-sisteme-patrioticheskogo-vospitanija/
Поурочное планирование занятий
Первый год занятий «Маленькие Россияне» (33ч.)
Название раздела | Тема | Всего часов | Теория | Прак- тика |
Я и моя семья (11 ч) | 1. Введение. | 2 | 1 | 1 |
2. Мой край на карте Родины. | 2 | 1 | 1 | |
3. Я и моя семья. | 3 | 1 | 2 | |
4. Дом, в котором я живу. | 2 | 1 | 1 | |
5. Моя улица. | 2 | 1 | 1 | |
Я и школа (2 ч) | 6. Наша школа. | 2 | 1 | 1 |
Я и я (8 ч) | 7. Моя малая Родина – Горная Шория. | 2 | 1 | 1 |
8. Природа нашего края. | 6 | 4 | 2 | |
Я и моё Отечество (4 ч) | 9. Что даёт наш край стране. | 2 | 1 | 1 |
10. Наш край богат талантами. | 2 | 1 | 1 | |
Я и планета (8 ч) | 11. наш край в годы Великой Отечественной войны. | 5 | 3 | 2 |
12. Герб города. | 2 | 1 | 1 | |
13. Красная книга родного края. | 1 | 1 |
Второй год занятий «Моя Малая Родина» (35 ч)
Название раздела | Тема | Всего часов | Теория | Прак- тика |
Город, в котором я живу. (14 ч) | 1. Почему он Междуреченск? | 2 | 1 | 1 |
2. Страницы прошлого. | 2 | 1 | 1 | |
3. Щорцы. Кто они? Горно-шорский национальный район. | 1 | 1 | ||
4. Быт и занятия шорцев. Шорский фольклор. | 2 | 1 | 1 | |
5. Природа Горной Шории (животные, растения). | 2 | 1 | 1 | |
6. Викторина «Мой город родной Междуреченск». | 1 | 1 | ||
7. Междуреченск – город угольный. Профессии наших родителей. | 1 | 1 | ||
8. Символы государства. Правила и законы, по которым живут горожане. | 1 | 1 | ||
9. Символы области, города. | 1 | 1 | ||
10. ими гордится Междуреченск (шахтёрские профессии). | 1 | 1 | ||
Азбука экономики и права (6 ч) | 11. Что такое деньги и зачем они нужны? | 2 | 1 | 1 |
12. Что такое экономика семьи? | 1 | 1 | ||
13. Что сколько стоит в классе? | 1 | 1 | ||
14. Труд как источник доходов. | 1 | 1 | ||
15. Мы идём в магазин. | 1 | 1 | ||
Этика поведения (8 ч) | 16. Эмоции и чувства. От чего зависит настроение? | 1 | 1 | |
17. Бесценный дружеский союз | 1 | 1 | ||
18. Правила повседневного этикета. | 2 | 1 | 1 | |
19. «Доброе слово, что ясный день» | 1 | 1 | ||
20. Мы в театре. | 1 | 1 | ||
21. Итоговое занятие. «Почему люди живут по правилам?». | 2 | 2 | ||
Основы здоровья (7 ч) | 22. Режим дня и здоровья человека. | 4 | 2 | 2 |
23.Удивительное рядом. Книга рекордов Гиннеса. | 1 | 1 | ||
24. «В стране здоровья» | 2 | 1 | 1 |
Предполагаемые результаты реализации программы.
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Обучающиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Личностными результатами изучения курса « Юный горожанин» является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса « Юный горожанин» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группа.
Способы определения результативности работы по программе.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
— Педагогическое наблюдение.
— Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (акциях, викторинах, ), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся началь...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности "Юный филолог"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности
Программа нацелена на приобщение младших школьников к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, в...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” (2 класс)
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование повнеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” для 2 класса...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)
«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...