Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx101.11 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки волгоградской области

государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и

переподготовки работников образования»

(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)

Кафедра начального образования

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы

«Занимательная математика»

(для детей 8 - 10 лет)

Срок реализации: 2 года

                                                    Выполнил: слушатель курсов № 209  

                                                                   учитель начальных классов, Муниципальное                

                                                        казённое образовательное учреждение

                                                                      «Средняя общеобразовательная с углубленным  

                                                                           изучением отдельных предметов школа №5»  

                                                                           городского округа город Фролово                                                      

                                                  Подольская Светлана Анатольевна,

                                                             Проверил: Гончарова Елена Михайловна,  

          ст. методист.

Волгоград – 2014

Пояснительная записка к программе

       Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

     Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

     Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

     Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

    Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

    Особенности программы. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

    Работу по данной программе можно считать педагогически целесообразной, поскольку важным фактором  реализации данной программы является  стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

    Цель программы - создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

   

Задачи программы:

      1 год обучения

- расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной математики

  1. год обучения

- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

Цели программы:

1 год обучения

  • научить правильно,  применять математические термины;
  • научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • прививать интерес к математике;
  • воспитывать настойчивость, инициативу.

2 год обучения

  • создать условия для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • формировать навыки самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
  • способствовать повышению математической культуры ученика;
  • развивать навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач;
  • воспитывать настойчивость, инициативу.

Для организации работы с детьми по данной программе предполагается использовать следующие  формы организации деятельности:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсии

    Место программы  в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2 - 3 классов. Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Во 2  классе - 24 часа  в год, в 3 классе -  34 часа в год.

Содержание программы  «Занимательная математика»

Первый год занятий

Раздел I «Смекай, отгадывай,  считай» (16 ч.)

Путешествие в страну Математика. Вводное занятие, в ходе которого учащиеся «путешествуют» по стране Математика и преодолевают математические преграды, подготовленные сказочными героями. В процессе занятия преподаватель фиксирует для себя базовые знания, имеющиеся у детей.

Как люди научились считать. Данное занятие предусматривает знакомство учащихся с историей  и целью возникновения у людей умения считать.

Весёлый счёт. Занятие предусматривает знакомство учащихся с  играми-соревнованиями, играми с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Решение занимательных задач. Решение задач, допускающие несколько способов решения и задач с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Весёлая геометрия. Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. На занятии используется  танграм: древняя китайская головоломка, игры «Сложи квадрат», «Спичечный» конструктор, ЛЕГО-конструкторы.  

Математический КВН. Урок-игра, в ходе которого учащимся предлагаются различные конкурсные математические задания. Учащиеся проводят самостоятельную подготовку к данному мероприятию: готовят названия команд, лозунги, выбирают капитанов, изготавливают эмблемы для своих команд.  

Раздел II «Учимся решать логические задачи» (8 ч.)

Выдвижение гипотез, построение цепочки умозаключений и рассуждений. В ходе занятия учителем создаётся проблемная ситуация, для решения которой учащиеся выстраивают  цепочки умозаключений и рассуждений, опираясь на свои знания и на свой жизненный опыт.

Установление истинности/ложности  высказываний. Решение проблемных вопросов путём установления истинности и ложности высказываний. На данном занятии учащиеся не только опровергают или подтверждают предложенные им высказывания, но и предлагают другим детям варианты самостоятельно составленных высказываний.

Решение логических задач исследовательским методом. На занятии учащиеся учатся решать математические  ребусы, логических задач и занимательные задачи в стихах. Свою работу учащиеся выполняют, используя исследовательский метод решения.

Второй год занятий

Раздел I «Что дала математика людям» (10 ч.)

Что дала математика людям? Зачем её изучать? 

Что дала математика людям. Старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Как читать римские цифры?

История математики. Пифагор и его школа. Архимед. Знакомство со старинными  мерами длины. Время. Часы. Открытие нуля.

Раздел II «Царица наук» (24 ч.)

Час занимательной математики: «Царица наук».

Умножение. Деление. Работа с таблицей умножения. Повторение компонентов действий умножения и деления. Взаимосвязь действий умножения и деления. Решение математических выражений, содержащих элементы таблицы умножения.

Математический КВН. Урок-игра, в ходе которого учащимся предлагаются различные конкурсные математические задания. Учащиеся проводят самостоятельную подготовку к данному мероприятию: готовят названия команд, лозунги, выбирают капитанов, изготавливают эмблемы для своих команд.  

Проектная деятельность «Газета любознательных» Проектная деятельность, которая совершается учащимися самостоятельно с минимальным контролем учителя. Для данной работе  дети самостоятельно находят интересную информацию для газеты.

Решение задач. На  занятиях рассматриваются задачи, имеющие несколько решений и обратные задачи и задания. Учащиеся учатся ориентироваться  в тексте задачи, выделять условие и вопрос задачи, данные и искомые числа (величины).  А так же проводят выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Математические фокусы. Знакомство учащихся с интересными математическими фокусами и их секретами. День недели на ладони. Интуиция, или магическая девятка. Феноменальная память.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 100» «Сложение в пределах 100». «Вычитание в пределах 100». Решение математических выражений, установка последовательности действий в выражениях.

Числовые головоломки. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Геометрический калейдоскоп. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Круглый стол «Подведём итоги» Решение логических задач, задач-смекалок. Решение задач повышенной трудности, олимпиадных  заданий. Решение и составление ребусов, содержащих числа.  

    Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.

     Личностные универсальные учебные действия:

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • самооценка и личностная саморегуляция
  • нравственно-этическая ориентация.

     Регулятивные универсальные учебные действия:

-  умение принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать правило в планировании контроле способа решения;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- оценивать правильность выполнения действия.

     Познавательные универсальные учебные действия:

-  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-  осуществлять синтез как составление целого из частей;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

     Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-  задавать вопросы.

 Список литературы для учителя

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010                
  4. Дьячкова Г.Т., Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград, 2004
  5. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011

        6.   «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

12.Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.

          7.  Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011

8. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

9.  Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами.   1 – 4 классы. М., 2004

10. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

            Список литературы для учащихся

  1. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012.
  2. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012.

Учебно-тематическое планирование

Первый год занятий

Количество часов

№ п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Раздел I  «Смекай, отгадывай, считай»

16

4

12

1

Путешествие в страну Математика.

1

1

2

Как люди научились считать.

1

1

3

Весёлый счёт.

4

1

3

4

Решение занимательных задач.

5

2

3

5

Весёлая геометрия.

4

1

3

6

Математический КВН.

1

1

Раздел II  «Учимся решать логические задачи»  

8

3

5

1

Выдвижение гипотез, построение цепочки умозаключений и рассуждений.

5

2

3

2

Установление истинности/ложности высказываний.

1

1

3

Решение логических задач исследовательским методом.

2

1

1

Всего

24

7

17

Второй год занятий

       

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел I «Что дала математика людям»

10

       8

2

1

Что дала математика людям? Зачем её изучать? История математики.

10

8

   2

Раздел II «Царица наук»

24

7

 

17

1

Час занимательной математики: «Царица наук»

4

1

   3

2

Умножение.  Деление.

3

1

   2

3

Математический  КВН.

1

   1

4

Проектная деятельность «Газета любознательных»

2

1

   1

5

Решение  задач.

6

2

   4

6

Математические фокусы.

3

1

   2

7

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 100»

1

   1

8

Числовые головоломки.

1

   1

9

Геометрический калейдоскоп.

2

1

   1

10

Круглый стол «Подведём итоги».

1

   1

Всего:

34

15

  19

Планируемые  результаты реализации программы кружка «Занимательная математика» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

    Результаты  первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Ученик научится:

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

    Результаты второго уровня -  формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества.

    Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Ученик научится:

• включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Способы определения результативности работы по программе.

Для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах,
  • выпуск математических газет.

Приложение № 1

Конспект занятия «Математический КВН»

«Кто с детских лет  

                                                                     занимается математикой,

                                                                     тот развивает внимание,

                                                                         тренирует свой мозг,  свою волю,

                                                                     воспитывает настойчивость  

                                                                     и упорство в достижении цели.

                                                    (А. Маркушевич)

Раздел: внеурочная деятельность

Цель: активизация познавательной деятельности  учащихся на уроках математики.

Планируемые метапредметные результаты.

Личностные:

- уважительное отношение к собеседнику;

- понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию, взаимопониманию.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- составлять развёрнутые предложения в ответ на вопросы учителя;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и предыдущих занятиях.

Коммуникативные:

- способность договариваться с другими детьми;

- уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других;

- взаимодействовать с товарищами в ходе игры, работы в группах.

Планируемые предметные результаты:

- решать простейшие задачи на составление фигур из частей;

- решать составные и логические задачи;

- решать числовые выражения по действиям;

- знать таблицу умножения;

- знать пословицы и поговорки, содержащие числа и математические термины.

Оборудование: эмблемы у каждой команды; плакаты:

  • "Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит" (М.В.Ломоносов).
  • "Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению" (М.И.Калинин).
  • "Математика - это язык, на котором говорят все точные науки". ( Н.И.Лобачевский).
  • "Математика - царица всех наук"
  • карточки с заданиями.

Правила игры:

В игре участвуют две команды. В каждой команде по 7 человек. У каждой команды есть эмблема, название,  капитан. В каждом конкурсе за правильный ответ команда получает балл.  Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Работу каждой команды оценивает жюри, которое состоит из трёх педагогов.

Предварительная работа:

-   подбор материала для проведения мероприятия;

-  деление учащихся на команды, выбор названия команды;

-  рисование эмблем  участниками  каждой команды;

-  оформление класса: написать эпиграф  и прикрепить плакаты.

Ход занятия.

Звучит фонограмма песни "Мы начинаем КВН»:

Под музыку 2 команды (по 7 человек) занимают места за столами. Остальные ученики - болельщики. Жюри – учителя начальных классов.

Учитель.

- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас состоится КВН, посвящённый математике - царице всех наук.

Соревнуются две команды 3-его  класса.

- Что такое КВН? Что вы об этой игре знаете?

Мы будем состязаться, в умении логически мыслить, применять смекалку и свои знания по математике. Будет много интересных и весёлых заданий.

Учитель.

Наш КВН посвящён неделе математики.
Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчишек и девчонок отправиться в веселую страну.

Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.
Не в театральном представлении,
А среди наших школьных стен
Мы увидим сейчас веселый
Математический КВН.
Уже готово все к сраженью
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья
Я вам представлю грозный суд.
(представление жюри)

 

Учитель.

Болельщиков предупреждаем,
Что встреча будет горяча
И поэтому мы вам желаем
Болеть без вызова врача.
 
2. Представление команд.

Команда №1 «Гении математики»

Идёт представление команды и капитана.

Мы в математике сильны 
Мы знаем сколько будет дважды три 
И знайте мы вам не по зубам 
Гении математики дадут жару вам !

Обращение к жюри:

Вы нас милое жюри,
Очень не журите.
А на нас с любовь посмотрите
И немножко "поджюрите".

Команда  №2 «Звездочки»
Идёт представление команды и капитана.

 « Звёзды на небе, а мы - на земле! 
Да здравствует дружба всегда и везде! 
Мы будем мыслить, убеждать,
Идя к финалу, побеждать!»

Обращение к жюри:

Вам доверено немало:
Справедливо ставить баллы.
Не победа нам важна - 
Справедливость нам нужна!
Пожелаем вам пока.
Чтоб не дрогнула рука,
Будем мы решать опять.
Оцените нас на пять!

Блиц - турнир.

1. Самая плохая отметка в школе?

2. Наименьшее четное число?

3. Сколько углов у многоугольника?

4. Наименьшее четырехзначное число?

5. Арифметические действия.

6. Наука о числах, их свойствах и действиях.

7. Мера измерения жидкостей.

8. Сколько месяцев в году?

9. Сумма длин всех сторон.

10. Название инструмента для чертежа окружности.

Домашнее задание

Учитель.  Дома командам нужно было подобрать по три ребуса. Сейчас та команда, которая отгадает все ребусы  противника, получает одно очко. Если хотя бы один ребус команда не отгадает, то очко не присуждается.

Конкурс№1

 Учитель. Первый наш конкурс называется "УЗНАЙ  НАЗВАНИЕ СТРАНЫ". Вам необходимо ответить на заданный мною вопрос, решив примеры и причитав название страны.

- Купцы, какой страны называли цену товара, взяв друг друга за руки и нажимая на определённые суставы пальцев? Не оттуда ли пошли слова "ударить по рукам", означавшие заключавшие заключение торговой сделки? (КИТАЙ).

0

2

5

14

30

50

64

83

100

И

Н

Л

К

П

Й

Т

В

А

  • 54 : 6 + 45 : 9
  • 72 : 8 - 36 : 4
  • 100 - 32 : 8 * 9
  • 90 - 63 : 9 + 17
  • 84 - 28 : 4 * 5 + 1

60х7=           320+80=        500 - 150=       420:7=         4х100=         7000:100=

В какой стране применяли впервые "0" 1500 лет тому назад? (ИНДИЯ)

0

2

5

14

30

50

64

83

100

И

Н

Л

Н

П

Й

Д

В

Я

  • 72 : 8 - 36 : 4
  • 54 : 6 + 45 : 9
  • 100 - 32 : 8 · 9    
  • 40х9=           460+140=         600:10=         560-230=        5х100=         640:8=

Конкурс№2

Учитель.  Следующий конкурс называется "НАЙДИ ОШИБКУ" Каждой команде будет представлен  плакат с числами.

Задание: определить числа, которые не делятся

1-й команде на число "3",

21

9

12

14

24

30

15

27

19

(Ответ: 14, 19 )

2-й команде на число "4".

8

24

20

40

16

22

32

18

12

(Ответ: 22, 18)

Конкурс№3

Учитель. Следующий испытание, которое вас подстерегает называется  "СОБЕРИ ФИГУРУ".

Каждой команде, необходимо опираясь на полученный образец, собрать данную фигуру из геометрических элементов.

Конкурс №4

Учитель.  Ребята, а теперь у нас  «УРОК МАТЕМАТИКИ»

1. На Новый Год школьники украшали ёлку. Ребятам раздали 62 елочных игрушек таким образом, чтобы каждый ученик получил хотя бы по одной игрушке и ни у кого из двух школьников не было поровну новогодних украшений. Сколько учеников участвовало в украшении елки.

2. Школьники выясняли, какой сегодня день недели. Валера сказал: “Послезавтра будет воскресенье”. Оксана сказала: “Вчера был вторник”. Рома сказал: “Завтра будет суббота”. Алена сказала: “Позавчера был понедельник”. Катя сказала: “Сегодня СРЕДА"

3. В кукольном театре в одном ряду сидит семья из четырёх человек: папа, мама, дочь, сын. Если дочь сидящая последней справа, сядет между папой и мамой, то папа окажется последним справа. Кто где сидит?

4. Лена и Света сорвали 40 яблок. Когда они съели поровну яблок, то у Лены осталось 15 яблок, а у Светы 9 яблок. Сколько яблок сорвала Лена?

5. у Максима и Никиты вместе 240 фишек. Максим подарил Никите 40 фишек. У них стало фишек поровну. Сколько фишек было у каждого мальчика до этого?

6. Для детского сада купили 120 кукол и машин. Каждая группа получила по 7 кукол и 5 машин. Сколько всего было кукол и машин?

 Конкурс№5 " Вспомни математическую  пословицу"

Учитель.  Дорогие ребята, существует много пословиц о математике. Сейчас вам необходимо вспомнить как можно больше пословиц и поговорок, содержащие числа и математические термины.

Участники конкурса говорят по  очереди пословицы. Побеждает та команда, которая последняя говорит пословицу или поговорку.

  • Семеро одного не ждут.
  • Один в поле не воин.
  • Семь раз отмерь - один отрежь.
  • Старый друг лучше новых двух. И т. д.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ  БОЛЕЛЬЩИКОВ

Учитель. А теперь задание для наших болельщиков. Я буду задавать вопросы. Первый отгадавший получает фишку - очко для своей команды.

1)  Сколько концов у двух палок? (4)
2)  У какой фигуры нет начала, ни конца? (круг)
3)  На столе лежала яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит на столе? (1)
4)  Отгадайте-ка, ребятки:
Что за цифра акробатка,
Если на голову встанет,
Ровно на 3 меньше станет?(9)
5)  Диме 5 лет, а Катя – в 3 раза старше брата. Сколько лет Кате? (15)

6)  Летела стая гусей. Один гусь сел на пруд. Сколько гусей осталось? (Один. Остальные улетели)
7)  Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
8)  На подоконнике лежали 3 зеленых помидора. Через день они
покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось? (3)
9)  Назовите компоненты деления.

10)  Черненькая, хвостатенькая
Не лает, не кусает
А из класса в класс
Не пускает (двойка)

Учитель.  Внимание! Вопросы дня.

1. Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? (Шесть минут)

2. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке - по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (Одна баба)

3. Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери — и две перегорели. Сделать нужно вам малость: сказать, сколько ламп осталось? (Пять)

4. В клетке находились четыре кролика. Четверо ребят купили по одному из этих кроликов, и один кролик остался в клетке. Как это могло случится? (Один мальчик купил кролика вместе с клеткой)

5. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит четыре килограмма. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? (4 кг)

6. На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (Три).

7. Две матери, две дочки да бабушка с внучкой. Сколько их было? (Три)

8. Сидят три кошки, против каждой кошки — две кошки. Много ли всех? (Три)

9. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил: «У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра». Сколько же детей у него было? (Пять)

10. Три мальчика, Коля, Петя и Ваня, отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли три копейки. Сколько бы денег нашел один Ваня, если бы он отправился в магазин? (Три копейки)

11. Семь воробьишек спустились на грядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки! Сколько теперь их осталось на грядке? (Ни одного)

12. Что тяжелее — один килограмм ваты или один килограмм железа? (Весят одинаково)

После шестого раунда объявляется тайм-аут.

Конкурс №6  «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

Учитель. Предлагаю нашим капитанам помериться силами. А задание такое. Я предлагаю вам расставить  в комнате (нарисовать на листах) 5 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула. 

По ходу игры жюри оценивает каждый конкурс и объявляет результаты,

Учитель.

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился,
В КВНе отличился?

Жюри подводит и объявляет итоги всей игры. Награждение команд.

Учитель.

Итак, в тяжелой и упорной борьбе победила команда...

За упорство, за волю к победе награждается команда...

Награждение команд и лучшего игрока.

Спасибо командам за участие, гостям за внимание!

Приложение № 2

Конспект занятия   "Путешествие в страну Геометрия»

Раздел: внеурочная деятельность

Класс: 2

Цели: 

- обобщить знания детей о пройденных геометрических понятиях;

- развивать пространственное и логическое мышление путём сопоставления геометрических фигур.

Планируемые метапредметные результаты.

Личностные:

- уважительное отношение к собеседнику;

- понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию, взаимопониманию.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- составлять развёрнутые предложения в ответ на вопросы учителя;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и предыдущих занятиях.

Коммуникативные:

- способность договариваться с другими детьми;

- уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других;

- взаимодействовать с товарищами в ходе игры.

Планируемые предметные результаты:

- решать логические и геометрические задачи;

- геометрические фигуры.

Оборудование: линейка, циркуль, волшебный коробок, карточки с геометрическими фигурами, веер, тренажер для снятия усталости, рисунок на доске, музыкальное сопровождение “Голубой вагон”

Предварительная работа:

-   подбор материала для проведения мероприятия;

-  подготовка атрибутов для проведения занятий.

Ход занятия.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в страну Геометрию. Слово «геометрия» пришло к нам из Греции. В переводе на русский язык означает «мерю землю». Вы любите увлекательные путешествия? Хотите побывать в стране Геометрии?

Учитель. Наше путешествие мы совершим на «Ковре-самолёте» и постараемся сделать его увлекательным и интересным.

Учитель. Садитесь поудобнее, возьмите в руки волшебные палочки (ручки) и скажите волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс!» И пока мы в полете-

ПОВТОРЯЕМ ВСЁ, ЧТО ЗНАЕМ!

Работа на альбомном листе.

Дети по ходу беседы чертят на альбомном листе с помощью карандаша и линейки  геометрические фигуры.)

Учитель: Всё началось с точки

http://festival.1september.ru/articles/506276/img2.jpg

Ответы детей.    

  • прямая  – это множество точек;
  • через одну точку можно провести множество прямых;
  • через две – только одну;
  • есть кривая линия и ломаная;
  • они бывают замкнутые и незамкнутые;
  • замкнутая кривая линия поможет начертить окружность;
  •  замкнутая ломаная состоит из звеньев и поможет начертить треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию, параллелограмм;
  • отрезок часть прямой, ограниченный точками с двух сторон;
  •  луч тоже часть прямой, но он имеет начало, но не имеет конца;
  • два луча, выходящие из одной точки образуют угол: развернутый, прямой, острый, тупой (учитель иллюстрирует ответы детей с помощью веера)
  • на альбомном листе с помощью карандаша и линейки  геометрические фигуры.

Учитель. В Многоугольном лесу, за Треугольными горами, на берегу Овального озера находится удивительная страна. В этой стране живут необычные жители. Вот уже перед нами «Сказочное королевство»

Учитель. Слушайте внимательно «Указ короля»:        

«Повелеваю в моём сказочном математическом королевстве всем королевам и королевичам из второго класса «В» выполнить все мои задания по закреплению геометрического материала!

Награда –  звёзды с небес!»

«Королевская рыбалка»

Учитель. Сначала мы отправимся на королевскую рыбалку ловить Золотую рыбку. Приготовьте геометрические наборы.

Учитель. Достаю из волшебного конверта фигуру без углов. Вы тоже ловите свою рыбку и кладёте её на парту.

-Достаю фигуру, у которой все стороны равны, а углы прямые.

- Достаю фигуру, у которой  три стороны, три угла, три вершины.

(можно разного цвета и размера)

- Достаю пятиугольник.

- Вот сколько рыбы наловили!

- Какая из фигур больше всех похожа на Золотую рыбку? 

(На  Золотую рыбку больше похож  жёлтый треугольник по форме и по цвету)

- Наш Ковёр-самолёт продолжает полёт.

Физминутка.   

                         А теперь всем детям встать,

                         Руки медленно поднять.

                         Пальцы сжать, потом разжать.

                         Бросить руки вниз, стоять.

                         Наклонитесь вправо, влево.

                         Повернитесь, осмотритесь,

                         На ковёр скорей садитесь.

Задания от Кота Леопольда 

Учитель. Мы летим над домом кота Леопольда. Он сидит в кресле и смотрит свою любимую передачу «Час занимательной геометрии». Но зловредные мыши «Серый» и «Белый» мешают ему и создают помехи на экране телевизора. Давайте поможем Леопольду и отгадаем загадки.

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой,

Все 4 стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

 А зовут его -    ….            (квадрат)

Учитель.  Отгадаем ещё одну загадку:

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня           …        (квадрат)

Учитель.  Докажите, что квадрат брат прямоугольника.

http://festival.1september.ru/articles/506276/img1.gif

Учитель. Молодцы, ребята! Зловредные мыши успокоились. Кот Леопольд благодарит вас за помощь и говорит: «Ребята, давайте жить дружно»!

Учитель. А теперь мы пролетаем над рекой.

Задания от Емели  

Учитель. Ой, смотрите, кто это там рыбу поймал? (Рыбу ловит Емеля).

Как называется эта рыба? (Эта рыба называется щука).

Что Емеля Щуке говорит? (По щучьему велению, по моему хотению решите эту задачу)

http://festival.1september.ru/articles/506276/img3.gif

Учитель. Следующее задание: дорисуй недостающие фигуры. (Дети показывают,  какой фигуры не хватает) Молодцы, ребята!

Волшебный сундучок

 В награду мы получаем волшебный сундучок. Что же мы там найдем? В нем  задания для вас.

1. Начертите с помощью линейки – прямоугольник

2. Построй квадрат со стороной 5 см. Прежде чем строить, вспомним, какая величина живёт в стране Геометрии? (длина)

Учитель. Назовите единицы длины в порядке возрастания. (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр)

3. Учащиеся строят квадрат. 

Учитель.  Ваши пальчики устали?

Выполним пальчиковую гимнастику:

                      Рыбки плавали, плескались

                      В тёплой чистенькой воде.

                      То сожмутся, разожмутся,  

                      То зароются в песке.

4. Достаньте из конверта прямоугольник, у которого длина равна ширине. (Квадрат)

Задания от  Красной  Шапочки  (решение геометрических задач).

Учитель. Какие геометрические задачи вы умеете решать?

Ответы детей:

  • Сравнивать длины отрезков.
  • Находить длину звеньев ломаной.
  • Находить периметр треугольника и прямоугольника.

Учитель. Что вы знаете о периметре?

Маша и медведь.  

Учитель. Кто же это идёт впереди?(Медведь несёт Машеньку в коробе).

Правильно! Это Маша и Медведь. Идёт Медведь, несёт Машеньку в коробе.   Встретился ему знак на пути: не проехать, не пройти. Чтобы продолжить путь, надо сосчитать, сколько треугольников на знаке. (На этом знаке 6 треугольников).

Учитель. Молодцы! Теперь он быстро доберётся до деревни. Машенька вам говорит: «Спасибо»!

Игра “Кот в мешке”

Учитель. Все стороны равны.  Но эта фигура не является квадратом.

http://festival.1september.ru/articles/506276/img2.gif

 Ответы детей: равносторонний треугольник, ромб

Учитель. А ещё про квадрат говорят, что это ромб с прямыми углами. Чтобы отправиться в обратный путь из страны Геометрии, надо начертить на альбомном листе с помощью волшебной линейки и фломастера все эти линии и геометрические фигуры.

(Учитель читает стихи про геометрические фигуры и линии, а дети чертят).

Учитель. Это будет «Диплом» - защита ваших знаний - билет в обратный путь. А чтобы вам было интересно, я буду читать вам стихи.                        

 Перед тобой бумаги лист,

               До чего ж он бел и чист.

               Фломастером ткнёшь посредине листочка

               И на листе получается (точка).

               Пусть точек будет очень много,

               Ты через них веди дорогу.

               Соединяя точку с точкой,

               Ты начерти дорожку-строчку.

               Дорожка, изгибаясь,  вьётся.                

               Кривою линия зовётся.

               Ну а с линейкой по листу

               Так просто провести черту.

               Увидишь: ровная какая,

               Это линия - (прямая).

               Этот угол (показываю модель угла) очень просто

               Называется прямым

               Если угол уже -  острым,

               Если шире, то   тупым.

               Ты три прямых соединил

               И (треугольник) получил

               Квадрат - четыре стороны,

               Все стороны его равны,

               И все углы прямые.

               Круг- тарелка, колесо.

               Окружность - обруч, поясок.

               Окружность-очертанье круга.

               А у квадрата есть дружок-

               Прямоугольник-братик

               Он не совсем квадратик.

               Задание: его найти и аккуратно обвести.                                

Учитель. Протяните свои ладошки и постарайтесь поймать звезду на память о нашем сказочном путешествии. (Учитель раздаёт звёзды)

Учитель.  И так, ребята, давайте вспомним где мы сегодня побывали?

(Мы побывали  в стране Геометрии). Какие герои вели нас от задания к заданию?

(Кот Леопольд, Красная Шапочка, Маша и Медведь, Емеля, Золотая рыбка)

Какое задание было для тебя самым интересным?

А какое самым трудным? Было весело шагать по просторам Геометрии? Вспомним нашу песенку

Звучит песня «Вместе весело шагать»    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся началь...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности "Юный филолог"

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности

Программа  нацелена на приобщение младших школьников к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, в...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Юный горожанин"

Программа «Юный горожанин» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности и прис...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности. Курс «В школу с игрой»

Программа дополнительного образования «В школу с игрой» создана для того, что­бы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержател...

Приложение к дополнительной образовательной программе внеурочной деятельности Курс «В школу с игрой» (конспекты занятий)

Данная работа направлена на достижение результативности решения младшими школьниками учебных задач. Работа учащихся в группах является более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотруднич...