Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа нацелена на приобщение младших школьников к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Музей в твоем классе»
для 1г класса (общеобразовательного)
на 2015-2016 учебный год
Срок реализации - один год.
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г), на основе программы внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова, Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.
Автор-составитель:
Е.В.Сабельникова
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Паспорт
рабочей программы внеурочной деятельности
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МОУ СОШ программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации дополнительных образовательных программа общего образования;
- для администрации МОУ СОШ программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 1-г класса МОУ СОШ
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 17 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 ч в 2 недели
1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников и на основе , а также в соответствии с образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ №12 и следующими нормативными правовыми документами
- Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 Последнее обновление: 27.12.2009 г.
- Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Конвенция о правах ребенка
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях
(приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16).
5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
6 .Положение образовательного учреждения «О рабочей программе педагога».
7 Примерная образовательная программа начального (среднего) общего образования.
8 Устав МОУ СОШ.
Выбор данной программы может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса.
Основная идея программы заключается в формирование интеллектуальных умений обучающихся.
Актуальность: обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру.
Отличительные особенности программы: программа составлена с вовлечением ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений.
Программа нацелена на приобщение младших школьников к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания.
Курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя знакомство с разными жанрами живопись: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Сроки реализации: 1 год. Состав группы определяется с учетом интересов детей.
Форма организации занятий – групповая.
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Цель: познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами.
Задачи:
-дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;
-сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
-воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.
-помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.
-воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.
-обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
-создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Режим занятий: четверг.
Содержание программы.
Описание места программы курса «Музей в твоем классе» в учебном плане.
Преподавание курса «Музей в твоем классе» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, на экскурсиях, в парках (в лесу, на лугу, в поле). Она включает проведение экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, диспутов. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя-предметники, работники музеев, библиотекарь, родители школьников. Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей – снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.
Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.
Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета – через пейзаж и исторический пейзаж – к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, – к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых).
Методический аппарат пособия «Музей в твоем классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, обучающимся 1-х и 2-х классов выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить места выделенных фрагментов с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче. Школьникам, занимающимся ИЗО, вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности живописной манеры художника: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать).
Для обучающихся всех возрастных групп на полях репродукций помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции или фрагменты картин других художников, необходимые для сравнительного анализа.
При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.
Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием обучающихся разных классов.
Занятия могут проводить: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель изобразительного искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей.
Если занятия проводятся для детей одного класса, то учитель, как правило, использует вопросы и задания, адресованные возрастной группе, соответствующей обучающимся в его классе. Но, поскольку уровень подготовки школьников очень разный, то учитель может использовать вопросы и задания или более старшей, или младшей возрастных категорий.
Если занятия проводятся с обучающимися разных классов, то учитель использует вопросы и задания разной степени сложности, адресованные разным возрастным категориям обучающихся, исходя из состава присутствующих на занятии детей.
Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в развитии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внимание), большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.
На обороте обложки даны черно-белые изображения репродукций 17 картин, представленных в пособии. Это дает представление о размерах подлинных полотен, для чего рядом с репродукциями представлены силуэты детей трех возрастных групп: 1–2 классы, 3–4 классы, 5–6 классы. Последовательность размещения репродукций на этом листе подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития искусства за 100-летний период – с первой трети 19-го века по первую треть 20-го века.
Тема занятия | Содержание материала |
Введение. И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определять целое и части. |
Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)» | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом. |
Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати» | Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. |
В. Поленов. «Московский дворик» | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. |
А.А.Киселёв «Усадьба в Туапсе» | |
И. Левитан. «Свежий ветер. Волга» | Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?\Суда на море. |
А.А.Киселёв «Морской вид» | |
Б. Кустодиев. «Морозный день» | Темы и объекты изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? |
Б. Кустодиев. «Масленица» | Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры. |
П. Федотов. «Сватовство майора» | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств. |
К. Брюллов. «Последний день Помпеи» | Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. |
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе» | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. |
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из 17-го столетия» | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. |
В. Маковский. «Две сестры (Две дочери)» | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. |
В. Маковский. «Две матери. Мать приемная и родная» | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. |
М.В. Нестеров. «Три старца» | Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. |
К.А. Коровин. «За чайным столом» | Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. |
К.А. Коровин. «Алупка» | Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? \Туапсе 1910г южный город. Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.\Пейзаж,вид веранды, кресла. |
А.А.Киселёв «Вид с веранды дома в Туапсе» | |
И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника). \Знакомство с творчеством А.А.Киселёва. |
Экскурсия в дом- музей А.А.Киселёва | |
ИТОГО | 17 |
Курс внеурочной деятельности способствует формированию эстетической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
В результате изучения курса «Музей в твоем классе» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Планируемые результаты работы:
к концу обучения по курсу «Музей в твоем классе» обучающиеся научатся:
• находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения;
• выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;
• устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
• объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.
Предполагаемые результаты деятельности: осмысление ребенком себя, как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Умение пользоваться лупой. Умение поддерживать обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к окружающим.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире красоты»:
- эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
Список литературы
- Байрамова Л. Нестеров, Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве.– М.: Классика, 2001.
- Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи.– СПб: Искусство – СПБ, 2005.
- Докучаева В.Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
- Журавлева Е.В. Владимир Егорович Маковский. – М.: Искусство, 1972.
- Забытые имена. Русская живопись 19-го века/ Энциклопедия; авт.-сост. А.А. Шестимиров – М.: Белый город, 2004.
- Круглов В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова.– СПб: Золотой век. Художник России. 2004.
- Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. – Ленинград, 1990.
- Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Искусство, 2002.
- Ненарокомова И. Константин Коровин. – М.: Слово, 1997.
- Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. – М.: Махаон, 2006.
- Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М.: Искусство, 1971.
- Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников/ Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной модели образования средствами УМК «Перспективная начальная школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1–6 классов). – М. : Академкнига/Учебник.
Список репродукций
1. Хруцкий И.В. Цветы и фрукты.1855.
2. Серебрякова З.Е. За обедом. 1914.
3. Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.
4. Поленов В.Д. Московский дворик.1878.
5. Левитан И.И. Свежий ветер. Волга.1895.
6. Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913.
7. Кустодиев Б.М. Масленица. 1916.
8. Федотов П.А. Сватовство майора. 1848.
9. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833.
10. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Базарный день в старом городе. 1910.
11. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.
12. Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893.
13. Маковский В.Е. Две матери. Мать приемная и родная. 1905–1906.
14. Нестеров М.В. Три старца. 1915.
15. Коровин К.А. За чайным столом. 1888.
16. Коровин К.А. Алупка. 1912.
17. Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.
Киселёв А.А. Скалистый берег, Будущий порт Туапсе, У скалы, Улочка приморского города, Вид с веранды в Туапсе, Морской вид, Усадьба в Туапсе, Кадошские скалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся началь...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности "Юный филолог"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Юный горожанин"
Программа «Юный горожанин» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности и прис...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” (2 класс)
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование повнеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” для 2 класса...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)
«Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...