Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Виткуловская средняя общеобразовательная школа
Сосновского района Нижегородской области
Принято решением педагогического совета Протокол № __17_ от _28_августа_2015г | «Согласовано» Заместитель директора Кошелева В.С. ____________ « » _________ 2015г. | Утверждаю Директор ________ Пронин А. А. Приказ № _140_ от « 31 » августа 2015г
|
Адаптированная образовательная программа
обучения по индивидуальному учебному плану на дому
для детей с глубокой умственной отсталостью
учителя Котковой Нины Николаевны
по самообслуживанию в 1 классе
2015 – 2016
учебный год
с. Виткулово
Аннотация к адаптированной образовательной программе обучения
по индивидуальному учебному плану на дому
для детей с глубокой умственной отсталостью
по самообслуживанию в 1 классе
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью по самообслуживанию в 1 классе составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель-НИИ дефектологии АПН СССР Москва – 1983г.
На изучение курса «Самообслуживание» отводится - 1 час в неделю – в год -33 часа.
Прохождение программы по данному курсу имеет практическую направленность. На занятиях формируются и совершенствуются необходимые навыки личной гигиены и самообслуживания, умения ухаживать за собой. одеждой и обувью, поддержание порядка в шкафах с бельем, на рабочем месте, в спальне и др. Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений ребенка об окружающем мире ,обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, развивается самостоятельность в организации своей жизни.
В программе по самообслуживанию предусмотрены следующие разделы:
- навыки, связанные с гигиеной тела, (хранение предметов сангигиены);
- навыки одевания и раздевания, (закрепляем навыки под присмотром взрослого);
- навыки, связанные с уходом за одеждой, обувью, постелью;
- навыки, связанные с приемом пищи.
В ходе прохождения курса ставятся следующие задачи:
Воспитание культурно – гигиенических навыков.
Самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться
мылом, расческой, сухо вытирать после умывания, вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым платком, чистить зубы.
Навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Правильно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Воспитание навыков культурного поведения.
Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, говорить «спасибо» за оказанную помощь, внимание. Учить выражать просьбу словами, излагать ее понятно, пользоваться словом «пожалуйста».
Воспитание умения бережно относиться:
к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, убирать на место, замечать поломанную игрушку, карандаш, просить взрослого починить. Учить правильно, использовать предметы быта, поддерживать порядок в комнате, на рабочем столе. Учить самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать вещи, вешать).
Составитель – Коткова Нина Николаевна
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью по самообслуживанию в 1 классе составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель-НИИ дефектологии АПН СССР Москва – 1983г.
Цель:
Формировать практические умения и навыки по бытовому труду, навыков самообслуживания и личной гигиены.
Задачи:
Сообщение необходимых знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения.
Обучение простым бытовым действиям (навыкам одевания — раздевания, приема пищи, личной гигиены и тд).
Привитие положительных привычек.
Развитие социальной адаптации.
Развитие и коррекция общей и мелкой моторики.
Привитие интереса к окружающей действительности, подготовка ребенка к самостоятельности в быту.
Работа по самообслуживанию как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию ребенка. Готовит его к самостоятельности в быту. На уроках по самообслуживанию ребенок ставится перед необходимостью планировать свою работу. Он начинает осознавать логическую последовательность определённых действий.
Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать ребенку навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для него задачах по самообслуживанию.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у ребенка необходимые им навыки самообслуживания, гигиены и норм поведения.
Программа представлена как комплекс знаний, практических умений необходимых для выработки у ребенка ориентиров в микросреде (жизневидение).
Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность, помогают лучше усваивать изучаемый материал.
Система упражнений, выполняемых на занятиях, должна носить учебно-тренировочный характер. В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые ребенок выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими упражнениями и другими видами работ.
Широко используются игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала.
Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Прогнозируемые знания и умения
Обучающаяся должна знать:
названия предметов ближайшего окружения;
правила личной гигиены;
простые правила безопасности в быту.
Должна уметь:
самостоятельно ( с небольшой помощью) снимать и одевать верхнюю одежду и спортивную форму;
культурно вести себя за столом;
убирать посуду после приема пищи;
поддерживать в порядке личные учебные вещи;
выполнять посильные трудовые поручения ;
соблюдать правила учебной дисциплины.
Содержание программы
1.Навыки, связанные с гигиеной тела.
Закрепить приобретенные в дошкольном возрасте умения различать и называть:
а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени);
б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце;
в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.
Совершать под присмотром и с помощью учителя утренний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу, полотенце.
2. Навыки одевания и раздевания.
Закрепить приобретенное в дошкольном возрасте умение различать и называть предметы одежды и обуви: чулки, носки, рубашки, трусы, носовой платок, штаны, платье, пальто, шапка, варежки, шарф, ботинки, галоши, валенки и т. д.
Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя. Знать как складывать и куда класть или вешать снятую одежду.
3. Навыки приема пищи.
Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи ( ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка…).
Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол.
4. Навыки культурного поведения.
Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Программы обучения глубоко - умственно отсталых детей». Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.
2.Интернет – ресурсы
Сайты коррекционных школ
Сайты учителей коррекционных школ
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | дата провед план | дата провед факт | к-во час |
1 | Тело человека. Основные части тела. Закрепление умения показывать и называть части тела. | 3.09 | 1 | |
2 | Наши ноги. Правая – левая нога. Упр-я на закрепление. | 10.09 | 1 | |
3 | Наши руки. Правая- левая рука. Названия пальцев рук. | 17.09 | 1 | |
4 | Мытье рук перед едой и по необходимости. Обучение правильному мытью рук. | 24.09 | 1 | |
5 | Ногти. Правильный уход за ногтями. | 1.10 | 1 | |
6 | Пальчиковая гимнастика. Самомассаж пальцев пружинками. Закрепление названий пальцев рук. | 8.10 | 1 | |
7 | Лицо человека (глаза, нос, рот, уши). Гигиена лица. | 15.10 | 1 | |
8 | Гигиена полости рта. Предметы личной гигиены. | 22.10 | 1 | |
9 | Практический урок. Правила личной гигиены. | 29.10 | 1 | |
10 | Волосы. Расчесывание, мытье. Умение причесываться. | 12.11 | 1 | |
11 | Обобщ. урок по теме «Навыки, связанные с гигиеной тела. | 19.11 | 1 | |
12 | Что такое режим дня. Соблюдение режима школьника. | 26.11 | 1 | |
13 | Утренняя зарядка. Закаливание. | 3.12 | 1 | |
14 | Утренний и вечерний туалет. | 10.12 | 1 | |
15 | Чтение и разбор сказки Чуковского «Мойдодыр». | 17.12 | 1 | |
16 | Обыгрывание навыков личной гигиены на кукле, сопровождая словесным пояснением. | 24.12 | 1 | |
17 | Дид. игра «Кукла Катя умывается, делает зарядку и т.д ». | 14.01 | 1 | |
18 | Одежда девочек и мальчиков. Дид. игра «Одень куклу». | 21.01 | 1 | |
19 | Одежда школьника. Школьная форма. Правила опрятности. | 28.01 | 1 | |
20 | Спортивная форма. Порядок переодевания на урок физкультуры. | 4.02 | 1 | |
21 | Верхняя одежда. Школьный гардероб. Правила пользования гардеробом. | 11.02 | 1 | |
22 | Практическое занятие. Умение самостоятельно одевать и снимать, расстегивать и застегивать верхнюю одежду. | 25.02 | 1 | |
23 | Обувь. Чистка обуви, необходимые предметы (тряпка, щетка, крем, губка для обуви). | 03.03 | 1 | |
24 | Практическое занятие. Чистка обуви специальной губкой. | 10.03 | 1 | |
25 | Самостоятельное обувание, умение застегнуть и расстегнуть обувь. | 17.03 | 1 | |
26 | Режим питания школьника. | 24.03 | 1 | |
27 | Правила рационального питания. Полезные и вредные продукты. | 07.04 | 1 | |
28 | Витамины в рационе питания школьника. | 14.04 | 1 | |
29 | Закрепление культурно-гигиенических навыков. Правильное мытье рук перед едой, мытье фруктов и овощей. | 21.04 | 1 | |
30 | Культура приема пищи. Поведение за столом. | 28.04 | 1 | |
31 | Просмотр видеофильма «Правила этикета». | 05.05 | 1 | |
32 | Столовая посуда. Умение правильно использовать столовые приборы. | 12.05 | 1 | |
33 | Сервировка стола. | 19.05 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью 9 класс
Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на домудля детей с умственной отсталостью 9 класс...

Индивидуально-ориентированная программа для детей с глубокой умственной отсталостью социально- педагогической направленности по предмету «Обучение грамоте»
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, ...

Календарно-тематическое планирование уроков рисования в 5 классе для детей с глубокой умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование уроков рисования...

Конспект логопедического занятия для детей с глубокой умственной отсталостью по теме «Звуки и буквы Б-П. Животные». 2 класс
Цель занятияОбразовательная: уточнить и закрепить знания о звуках Б-П, умение соотносить с буквой, сливать слог (открытый и закрытый).Коррекционная: формировать и развивать процессы фонемати...

"Формирование речевой деятельности на уроках устной речи в начальных классах у детей с глубокой умственной отсталостью".
Особенности реализации дидактических принципов на уроках развития устной речи....
Выступление на МО начальных классов «РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ РАЗВИТИЕМ»
У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Они страдают психофизическими особенностями, тяжелое нарушение интеллекта, поведения, деятельности и ...