Выступление на МО начальных классов «РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ РАЗВИТИЕМ»
учебно-методический материал

У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Они страдают психофизическими особенностями, тяжелое нарушение интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Они не могут организовывать свою деятельность. Также тяжелое нарушение  моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которая прямым образом отображается на возможностях и результатах предметно-практической деятельности, требует проведения упражнений, игр на коррекцию этих нарушений. На эти виды не отводится отдельных уроков, они включаются в урок как определенные этапы среди других видов деятельности. Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготавливать большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности.

         Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающая упорядочить действия и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение.        

          Содержание организационных требований и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupshlenie_na_mo_po_trudu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ«Кузедеевская  школа – интернат»

Выступление 

на МО начальных классов

«РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ РАЗВИТИЕМ»

                                                                                           Подготовлен доклад

                                                                                         Учителем Вдовенко Р.Н.

2022 г.

Тема доклада  «РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ РАЗВИТИЕМ»

У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Они страдают психофизическими особенностями, тяжелое нарушение интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Они не могут организовывать свою деятельность. Также тяжелое нарушение  моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которая прямым образом отображается на возможностях и результатах предметно-практической деятельности, требует проведения упражнений, игр на коррекцию этих нарушений. На эти виды не отводится отдельных уроков, они включаются в урок как определенные этапы среди других видов деятельности. Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготавливать большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности.

        Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающая упорядочить действия и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение.        

          Содержание организационных требований:

«Как подготовить и содержать свое рабочее место?»

  • Каждый работает на своем рабочем месте;
  • Приготовь весь нужный инструмент и материалы;
  • Убери с рабочего места все лишнее;
  • Следи за порядком на своем рабочем месте; Закончил работу – прибери свое рабочее место.

«Как пользоваться инструментами и материалами?»

  • Инструменты располагай в строгом порядке;
  • Не бери инструменты во время объяснения учителя;
  • При работе правильно держи инструменты;
  • Экономно расходуй материал.

«Как слушать объяснение учителя?»

  • Внимательно слушай объяснение учителя;
  • Приступай к выполнению задания после объяснения учителя.

«Как сидеть во время работы?»

  • Сиди спокойно на своем рабочем месте;
  • При работе сядь так, чтобы было удобно;
  • Сиди прямо, не сутулься.

«Как вести себя во время работы?»

  • Сначала продумай работу;
  • Приступай  к работе медленно;
  • Не спеши при выполнении задания;
  • Не надо отрываться от работы для другого дела;
  • Не мешай работать сидящему рядом с тобой;
  • Работой ровно. Если работа не получается – не волнуйся, надо сделать перерыв ,успокоиться и снова приняться за работу или обратиться за помощью к учителю;
  • При удачном выполнении работы не хвались, потерпи, когда тебя похвалят другие;
  • В случае полной неудачи попробуй себя сдержать и снова начать работу.

Требования, выдвигаемые к организации трудового процесса,  носят общий рекомендательный характер для всех видов работы. Решая организационные вопросы в каждом  отдельном виде работ,  следует исходить из конкретных специфических условий, характерных только для конкретного вида.

 Во время работы стараюсь стимулировать и организовывать двигательную активность каждого. Учебная работа урока строится на ранее пройденном материале предметно манипулитивных действиях:

  • фиксирование взора,
  • наблюдение,
  • прослеживание за выполнением работы учителя,
  • выполнение простых подражательных движений,
  • выполнение по показу,
  •  самостоятельная работа,
  • использование наглядных ситуаций,
  • натуральное изделие или муляж.

Уровень эффективности трудового обучения существенно зависит от применения на этих уроках различных средств наглядности. Продуманное использование учебного оборудования оказывает значительное влияние на правильную целенаправленную организацию деятельности учащихся. В свою очередь, это является условием коррекции, мышления и речи. Изготовление любого изделия требует определенного плана действий. Способность к планированию трудовой деятельности у глубоко умственно отсталых  детей находится на низком уровне и формируется чрезвычайно медленно. Даже после составления плана работы под руководством учителя в ходе практической работы эти учащиеся по – прежнему нуждаются в помощи.

Содержательная сторона по исполнению предметно операционных действий, отвечающих требованиям коррекционно - образовательной работы с учащимися:

  • Отображение предмета, подлежащий изготовлению;.
  • Указание материала или детали, необходимые для изготовления предмета;
  • Рассмотрение, что необходимо сделать на каждом определенном этапе;
  • Показ, что должно получиться на  определенном этапе;
  • Показывания способа выполнения практического действия (обвести, наклеить, вырезать, согнуть, сдавить, примазать и т.д.)
  • Указать на размеры деталей, пропорциональность.

Анализирующая сторона рассматриваемого предмета, подлежащего изготовлению:

  • Как называется предмет?
  • Из чего сделан предмет?
  • Из каких частей состоит предмет?
  • Какую форму имеют части предмета?
  • Какого цвета части предмета, или сам предмет
  • Как расположены части предмета7 и т.д.

Начинала трудовое обучение с наиболее легких операций,  не требующих инструментов: разрывание, обрывание, сминание и сгибание бумаги. Вид разрывание - у учащихся очень плохо получается во всех 3-4; 7-9 классах. Разрывали и газеты, бумагу писчую (тетрадные листы); альбомную, печатную А-4. Результат желает лучшего. Обрывание то же самое (показ работы обрыванием крокодила), некоторые даже и не стали выполнять эту работу. Самое удачное – это сжимание. Вот сгибание тоже плохо получается. Соединить концы с концами ровно, из прямоугольника сделать квадрат, свернув бумагу ровно по углу, у многих тоже плохо получается. Мелкая моторика  работает плохо, поэтому у нас очень много было уроков  по выполнению работ  на сгибание легкой бумаги и картона.

В процессе работы с  орудийными инструментами – к ним относятся  приемы прямолинейного вырезания (разрез бумаги по короткой прямой линии, длинной, наклонной линиям, скругления углов, вырезание округлых форм – по кругу) тоже дела обстоят неважно. Вот буквально недавние работы по вырезанию букв алфавита, цветов – лепестки, листья, серединка цветка обводились по шаблону, затем вырезались детьми (показ работ).

На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие речи. Учатся рассказывать о  выполняемой работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать свое и чужое изделие.

Большое помощь в развитии  ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ РАЗВИТИЕМ  помогает на уроках  применение игровой деятельности, такие виды работ как:

  • Раскладывание предметов по контрасту цветов,
  • Расположить по словесной инструкции,
  • Делаем вместе,.
  • Группировка по форме предметов, величине,
  • Использование наложения предмета для их сравнения,
  • Нахождение одинаковых по величине (н-р, крышка от коробки, путем подбора, подбор по фону)
  •  «Разложи в ряд» (по цвету, величине и т.д.)
  • «исключи лишнее»
  • «Найди в обстановке класса»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью

Статья "Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью "...

Дидактический Монтессори-материал, как условие развития словаря детей с глубокой умственной отсталостью

Статья"Дидактический Монтессори-материал, как условие развития  словаря детей с глубокой умственной отсталостью"...

Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на домудля детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс...

Индивидуально-ориентированная программа для детей с глубокой умственной отсталостью социально- педагогической направленности по предмету «Обучение грамоте»

Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, ...

Мониторинг динамики развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Мониторинг динамики развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Проблема формирования индивидуального образовательного маршрута стоит очень остро сейчас, когда решается вопрос всеобуча д...

"Формирование речевой деятельности на уроках устной речи в начальных классах у детей с глубокой умственной отсталостью".

Особенности реализации дидактических принципов на уроках развития устной речи....