Индивидуально-ориентированная программа для детей с глубокой умственной отсталостью социально- педагогической направленности по предмету «Обучение грамоте»
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Бельчикова Екатерина Федоровна

Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.

Чтение и письмо являются сложными видами

 интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-ориентированная
программа для
детей с глубокой умственной
отсталостью социально-
педагогической направленности      
по

предмету
«Обучение грамоте»

                    Программу составила учитель-логопед

                                        Бельчикова Е.Ф.

Пояснительная записка

Состав группы обучающихся с ОВЗ в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания. Обучающийся с ОВЗ получает образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В варианте стандарта Д обязательной и единственно возможной является индивидуальная специальная образовательная Программа. Обучающийся с ОВЗ находится в среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка. Обязательной является специальная организация всей жизни обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей в условиях образовательной организации и дома. Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. Обучение грамоте умственно отсталых детей ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей-олигофренов. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоению соответствующего звука.

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки, различными таблицами.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.

При обучению чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.

Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.

Чтение и письмо являются сложными видами

 интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах.

С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению элементов чтения и письма, дает основание для оптимизма в педагогической работе. В этой же связи программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого ребенка необходимо стимулировать и поощрять.

Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия по речи планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

Содержание основного этапа включает собственно обучение грамоте. С учетом разных психофизических возможностей, программа включает три ступени обучения, где материал каждой ступени логически завершен, поэтому обучение может быть ограничено первой ступенью, первой и второй, или же включать полностью содержание всех трех ступеней. В качестве основных ориентиров в работе учителей-дефектологов и воспитателей на основном этапе можно назвать следующие:

—Учить детей осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных и письменных сообщений;

—расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации.

  • В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Учитывая особенности аналитико-синтетической деятельности глубоко умственно отсталых детей порядок изучения звуков, букв и слоговых структур несколько увеличен и изменен. Букварный период может продолжаться в течение 3-х и более лет обучения (учитывая степень подготовленности детей, их познавательные интересы).
  • Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звука из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения.
  • Самыми простыми для изучения являются гласные. Их легко выделить в начале слова и под ударением. Кроме того, они необходимы для образования и чтения слогов.
  • Первыми изучаются гласные; «а», «у», «о», «и», а из согласных сонорные и длительные глухие: «м», «с», «х», Они легко выделяются, как в начале, так и в конце слова. Главным же является достаточная легкость слияния их в слоги
  • Основными задачами I этапа букварного периода являются:
  • усвоение звуков и букв. Учащиеся должны правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, различать их в словах, определять, есть ли указанный .-звук в данном слове, выделять первый и последний звук, соотносить звук с буквой;
  • образование из усвоенных звуков и букв обратных слогов, умение читать эти слоги с протяжным и кратким произношением гласных;
  • образование и чтение прямого и открытого слога.
  •  Сравнение обратных и прямых открытых слогов. Чтение слов их этих слогов;составление слов из усвоенных слогов, чтение их.

№п/п

                                   Чтение

Кол-во час.

Дата

1

Звук и буква «а» Выделение звука «А». Знакомство с буквой «А». Чтение буквы «А».

2

Межпредметные связи (интеграция на уроке): Лепка буквы «а» из пластилина. Выкладывание буквы «а» из палочек. Обводка буквы из наждачной бумаги. Социальные связи (связь с жизнью): Нахождение буквы «а» на вывесках. Нахождение буквы «а» в учебнике.

3

Выделение звука «А» в начале слова, в конце слова.

4

Нахождение предметов ближайшего окружения, обозначающих слов а со звуком «а» в начале и конце слова.

Составление предложений (простых) с этими словами.

5

Звук и буква «У»

Выделение звука «у». Знакомство с буквой «у». Чтение буквы «у».

6

Межпредметные связи (интеграция на уроке): Выкладывание из палочек буквы «у», зарисовка по трафарету буквы «у». Обводка    буквы из наждачной бумаги. Социальные связи: нахождение буквы «У» в учебнике. Нахождение предметов ближайшего окружения обозначающих слов а со звуком «У» в начале и конце слова.

7

Нахождение предметов ближайшего окружения и

обозначающих слов а со звуком «У» в начале и

 конце слова.

Составление предложений (простых) с этими словами.

8

Чтение буквы «у». Словарь: утка, гусь, петух. Виды работ по развитию устной речи: называние слов со звуком «у». Составление простых предложений по вопросам.

9

Слова ау, уа. Знания, умения, навыки:

Звуко - буквенный анализ слов.

Сходство и различие в звуковом и буквенном составе.

10

Виды работ по развитию устной речи: Составление слов ау, уа по следам анализа. Чтение слов по таблице, букварю.

11

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание слов ау, уа из палочек, Социальные связи (связь с жизнью): Нахождение слов ау, уа на сюжетной картинке. Сюжетно-ролевые игры «В лесу», «Укачай малыша».

12

Звук и буква «О». Выделение звука «о».

Слова с буквой «о» в начале. Чтение буквы «о». Словарь: овощи, обувь, гнездо, дупло.

13

Виды работ по развитию устной речи:

Называние слов со звуком «о» в начале и в конце. Составление предложений по сюжетной картинке.

14

Межпредметные связи (интеграция на уроке): лепка буквы «О», штриховка по трафарету буквы «О»,  обводка буквы из наждачной бумаги.

 Социальные связи (связь с жизнью):  экскурсия «Магазин», чтение вывески «обувь», выделение буквы «О» в слове.

15

Звук и буква «М»

Выделение звука «м». Знакомство с буквой «м». Чтение буквы «м».

16

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание буквы «м» из палочек. Обводка буквы из наждачной бумаги. Социальные связи

(связь с жизнью), нахождение буквы «м», в словах «магазин, мороженое».

Чтение букв по таблице, букварю.

17

Виды работ по развитию устной речи: Составление предложений по сюжетной картинке

«Сестра читает малышам».

18

Нахождение предметов ближайшего окружения, обозначающих слов а со звуком «М» в начале и конце слова (мама, мишка, муха ,дом, масло,). Составление простых предложений с этими словами.

19

Словарь: ам, ум. Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание слогов ам, ум из палочек. Обводка и штриховка трафаретов данных слогов.

20

Д/и «Кто в домике живет?»

21

Составление и чтение открытых слогов ма, му,

сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ам-ма, ум - му

Оборудование: касса букв, букварь, игра «Составь слово», цветные (счетные) палочки

Знания, умения, навыки:

Звуко -буквенный анализ слогов ма, му, ам. ум

22

Сравнение ам-ма, ум-му.Виды работ по развитию устной речи: работа с разрезной кассой  знаний о прямом открытом и закрытом слогах.

23

Межпредметные связи (интеграция на уроке):

1 .Выкладывание слогов из пластмассовых букв. 2.Выкладывание слогов из палочек.

Социальные связи (связь с жизнью): дидактическая игра «Кто как кричит?»

24

Упражнение в составлении и чтении слогов а гама, ум-му, ом - мо

Звуко-буквенный анализ слогов ам-ма, ум-му, ом- мо.

Коллективное заучивание вслух чистоговорок по изучаемым буквам и слогам

25

Виды работ по развитию устной речи: Активизация зрительного и слухового восприятия. Составление предложения со словом «мама». Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание из букв разрезной азбуки слова «мама».

26

Звук и буква «с»

Выделение звука «с».

Знакомство с буквой «с».

Слова с буквой «с» в начале.

Чтение буквы «с».

27

Межпредметные связи (интеграция на уроке): лепка буквы «с».

Штриховка по шаблону. Обводка буквы из обводка буквы из наждачной бумаги.

28

Активизация словаря. Словарь, сова, соловей, снегирь,

Называние слов по предметной картинке.

\

Составление предложений по вопросам. Коллективное заучивание вслух чистоговорок по изучаемым буквам и слогам.

29

Слоги и слова со звуком и буквой «С» Составление и чтение обратных слогов ас, ос, ус. Прямых открытых са, со, су.

Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ас-са, ос-со, ус-су.

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание слов из мозаики.

Социальные связи (связь с жизнью); игра «ветерок».

30

 Развитие устной речи; развитие слухового и зрительного восприятия. Упражнение в послоговом чтении.

31

Звук и буква «X»

Выделение звука «X».

Знакомство с буквой «х».

Слоги, слова с буквой «х».

Сравнительный звуко -буквенный анализ прямых и обратных слогов ах-ха, ох-хо.

32

Активизация и обогащение словаря. Словарь: хлеб, халва.

Составление и чтение слогов зх-хз. ох-хо. Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением.

33

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание из палочек буквы «X» и слогов. Обводка буквы из наждачной бумаги. Социальные связи (связь с жизнью): экскурсия в булочную, кондитерскую.

34

Составление и чтение слов со звуком и буквой «X». Составление предложений с данными словами с опорой на сюжетную картинку.

35

Устное составление слов «хор», «хвост».

Работа по составлению предложений с данными словами.

Виды работ по развитию устной речи:

Активизация и обогащение словаря. Словарь: хор, хвост.

Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (хор, сом).

36

Закрепление пройденного. Повторение пройденных звуков и букв

Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа, ам, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.

№п/п

                                  Письмо

Кол-во час.

Дата

1

Звук и буква – «А».

Написание элементов буквы. Письмо самой буквы

2

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аз.. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.

3

Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски.

4

Соотнесение печатной буквы с прописной, выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец;

5

Звук и буква «у»

нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец;

6

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных буква Уу. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.

Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.

7

Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски.

8

Соотнесение печатной буквы с прописной.

9

Слова ау, уа.

10

Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.

11

Упражнение в списывании с образца в тетради и с

доски, выделение из ряда правильно написанной

12

Звук и буква «о»

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв 0?о.. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.

13

Игра «на что похожа буква 0».

Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски.

14

Звук и буква «О»

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв 0,о. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.

15

Игра «на что похожа буква 0».

Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски.

16

Нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; Соотнесение печатной буквы с

прописной.

Вычеркивание в рукописном тексте заданной буквы на индивидуальных карточках или у доски.

17

Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков;

18

Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (О-A, А-М).

19

Закрытые слоги ам, ум Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.

20

Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски.

21

Письмо открытых слогов ма, му, сравнительный звуко - буквенный анализ слогов ам-ма, ум - му

22

Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски слов: ма-ма, му-му, ум.

23

Узнавание букв, наложенных друг на друга; обводка и штриховка шаблонов букв, трафаретов.

24

Письмо и чтение слогов ом - мо .Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски

25

Письмо слогов ам-ма, ум-му, ом - мо Упражнение в составлении и чтении слогов ам- ма, ум-му, ом - мо

выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец;

26

Звук и буква «с»

выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец;

27

Слоги и слова со звуком и буквой «С»

Письмо слогов ас, ос, ус. Нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; Соотнесение печатной буквы с прописной.

28

Письмо прямых открытых са, со, су. Сравнительный звуко - буквенный анализ слогов ас-са, ос-со, ус-су.

29

Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски слов: сом, нос, ус.

30

Составление и чтение слов со звуком и буквой «X».

31

Письмо из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением.

32

Письмо и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (хор, сом, мох),состоящих из прописных букв.

33

Письмо из усвоенных звуков я букв слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением

34

Письмо и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (хор, сом, мох),состоящих из прописных букв.

35

Составление и чтение слов со звуком и буквой «X».

36

Письмо из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением.

37

Закрепление пройденного. Повторение изученных звуков и букв.

Письмо и чтение односложных слов (хор, сом, мох),состоящих из прописных букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью

Статья "Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью "...

Дидактический Монтессори-материал, как условие развития словаря детей с глубокой умственной отсталостью

Статья"Дидактический Монтессори-материал, как условие развития  словаря детей с глубокой умственной отсталостью"...

Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на домудля детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс...

Внеурочное занятие "Весна пришла" по общекультурному направлению (для детей с глубокой умственной отсталостью)

Внеурочное занятие по общекультурному направлению (для детей с глубокой умственной отсталостью)...

Мониторинг динамики развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Мониторинг динамики развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Проблема формирования индивидуального образовательного маршрута стоит очень остро сейчас, когда решается вопрос всеобуча д...