Индивидуально-ориентированная программа для детей с глубокой умственной отсталостью социально- педагогической направленности по предмету «Обучение грамоте»
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.
Чтение и письмо являются сложными видами
интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуально-ориентированная
программа для
детей с глубокой умственной
отсталостью социально-
педагогической направленности
по
предмету
«Обучение грамоте»
Программу составила учитель-логопед
Бельчикова Е.Ф.
Пояснительная записка
Состав группы обучающихся с ОВЗ в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса. Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания. Обучающийся с ОВЗ получает образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В варианте стандарта Д обязательной и единственно возможной является индивидуальная специальная образовательная Программа. Обучающийся с ОВЗ находится в среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка. Обязательной является специальная организация всей жизни обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей в условиях образовательной организации и дома. Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. Обучение грамоте умственно отсталых детей ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей-олигофренов. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоению соответствующего звука.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки, различными таблицами.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.
При обучению чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.
Чтение и письмо являются сложными видами
интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах.
С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению элементов чтения и письма, дает основание для оптимизма в педагогической работе. В этой же связи программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого ребенка необходимо стимулировать и поощрять.
Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия по речи планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
Содержание основного этапа включает собственно обучение грамоте. С учетом разных психофизических возможностей, программа включает три ступени обучения, где материал каждой ступени логически завершен, поэтому обучение может быть ограничено первой ступенью, первой и второй, или же включать полностью содержание всех трех ступеней. В качестве основных ориентиров в работе учителей-дефектологов и воспитателей на основном этапе можно назвать следующие:
—Учить детей осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных и письменных сообщений;
—расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации.
- В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Учитывая особенности аналитико-синтетической деятельности глубоко умственно отсталых детей порядок изучения звуков, букв и слоговых структур несколько увеличен и изменен. Букварный период может продолжаться в течение 3-х и более лет обучения (учитывая степень подготовленности детей, их познавательные интересы).
- Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звука из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения.
- Самыми простыми для изучения являются гласные. Их легко выделить в начале слова и под ударением. Кроме того, они необходимы для образования и чтения слогов.
- Первыми изучаются гласные; «а», «у», «о», «и», а из согласных сонорные и длительные глухие: «м», «с», «х», Они легко выделяются, как в начале, так и в конце слова. Главным же является достаточная легкость слияния их в слоги
- Основными задачами I этапа букварного периода являются:
- усвоение звуков и букв. Учащиеся должны правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, различать их в словах, определять, есть ли указанный .-звук в данном слове, выделять первый и последний звук, соотносить звук с буквой;
- образование из усвоенных звуков и букв обратных слогов, умение читать эти слоги с протяжным и кратким произношением гласных;
- образование и чтение прямого и открытого слога.
- Сравнение обратных и прямых открытых слогов. Чтение слов их этих слогов;составление слов из усвоенных слогов, чтение их.
№п/п | Чтение | Кол-во час. | Дата |
1 | Звук и буква «а» Выделение звука «А». Знакомство с буквой «А». Чтение буквы «А». | ||
2 | Межпредметные связи (интеграция на уроке): Лепка буквы «а» из пластилина. Выкладывание буквы «а» из палочек. Обводка буквы из наждачной бумаги. Социальные связи (связь с жизнью): Нахождение буквы «а» на вывесках. Нахождение буквы «а» в учебнике. | ||
3 | Выделение звука «А» в начале слова, в конце слова. | ||
4 | Нахождение предметов ближайшего окружения, обозначающих слов а со звуком «а» в начале и конце слова. Составление предложений (простых) с этими словами. | ||
5 | Звук и буква «У» Выделение звука «у». Знакомство с буквой «у». Чтение буквы «у». | ||
6 | Межпредметные связи (интеграция на уроке): Выкладывание из палочек буквы «у», зарисовка по трафарету буквы «у». Обводка буквы из наждачной бумаги. Социальные связи: нахождение буквы «У» в учебнике. Нахождение предметов ближайшего окружения обозначающих слов а со звуком «У» в начале и конце слова. | ||
7 | Нахождение предметов ближайшего окружения и обозначающих слов а со звуком «У» в начале и конце слова. Составление предложений (простых) с этими словами. | ||
8 | Чтение буквы «у». Словарь: утка, гусь, петух. Виды работ по развитию устной речи: называние слов со звуком «у». Составление простых предложений по вопросам. | ||
9 | Слова ау, уа. Знания, умения, навыки: Звуко - буквенный анализ слов. Сходство и различие в звуковом и буквенном составе. | ||
10 | Виды работ по развитию устной речи: Составление слов ау, уа по следам анализа. Чтение слов по таблице, букварю. | ||
11 | Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание слов ау, уа из палочек, Социальные связи (связь с жизнью): Нахождение слов ау, уа на сюжетной картинке. Сюжетно-ролевые игры «В лесу», «Укачай малыша». | ||
12 | Звук и буква «О». Выделение звука «о». Слова с буквой «о» в начале. Чтение буквы «о». Словарь: овощи, обувь, гнездо, дупло. | ||
13 | Виды работ по развитию устной речи: Называние слов со звуком «о» в начале и в конце. Составление предложений по сюжетной картинке. | ||
14 | Межпредметные связи (интеграция на уроке): лепка буквы «О», штриховка по трафарету буквы «О», обводка буквы из наждачной бумаги. Социальные связи (связь с жизнью): экскурсия «Магазин», чтение вывески «обувь», выделение буквы «О» в слове. | ||
15 | Звук и буква «М» Выделение звука «м». Знакомство с буквой «м». Чтение буквы «м». | ||
16 | Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание буквы «м» из палочек. Обводка буквы из наждачной бумаги. Социальные связи (связь с жизнью), нахождение буквы «м», в словах «магазин, мороженое». Чтение букв по таблице, букварю. | ||
17 | Виды работ по развитию устной речи: Составление предложений по сюжетной картинке «Сестра читает малышам». | ||
18 | Нахождение предметов ближайшего окружения, обозначающих слов а со звуком «М» в начале и конце слова (мама, мишка, муха ,дом, масло,). Составление простых предложений с этими словами. | ||
19 | Словарь: ам, ум. Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание слогов ам, ум из палочек. Обводка и штриховка трафаретов данных слогов. | ||
20 | Д/и «Кто в домике живет?» | ||
21 | Составление и чтение открытых слогов ма, му, сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ам-ма, ум - му Оборудование: касса букв, букварь, игра «Составь слово», цветные (счетные) палочки Знания, умения, навыки: Звуко -буквенный анализ слогов ма, му, ам. ум | ||
22 | Сравнение ам-ма, ум-му.Виды работ по развитию устной речи: работа с разрезной кассой знаний о прямом открытом и закрытом слогах. | ||
23 | Межпредметные связи (интеграция на уроке): 1 .Выкладывание слогов из пластмассовых букв. 2.Выкладывание слогов из палочек. Социальные связи (связь с жизнью): дидактическая игра «Кто как кричит?» | ||
24 | Упражнение в составлении и чтении слогов а гама, ум-му, ом - мо Звуко-буквенный анализ слогов ам-ма, ум-му, ом- мо. Коллективное заучивание вслух чистоговорок по изучаемым буквам и слогам | ||
25 | Виды работ по развитию устной речи: Активизация зрительного и слухового восприятия. Составление предложения со словом «мама». Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание из букв разрезной азбуки слова «мама». | ||
26 | Звук и буква «с» Выделение звука «с». Знакомство с буквой «с». Слова с буквой «с» в начале. Чтение буквы «с». | ||
27 | Межпредметные связи (интеграция на уроке): лепка буквы «с». Штриховка по шаблону. Обводка буквы из обводка буквы из наждачной бумаги. | ||
28 | Активизация словаря. Словарь, сова, соловей, снегирь, Называние слов по предметной картинке. \ Составление предложений по вопросам. Коллективное заучивание вслух чистоговорок по изучаемым буквам и слогам. | ||
29 | Слоги и слова со звуком и буквой «С» Составление и чтение обратных слогов ас, ос, ус. Прямых открытых са, со, су. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ас-са, ос-со, ус-су. Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание слов из мозаики. Социальные связи (связь с жизнью); игра «ветерок». | ||
30 | Развитие устной речи; развитие слухового и зрительного восприятия. Упражнение в послоговом чтении. | ||
31 | Звук и буква «X» Выделение звука «X». Знакомство с буквой «х». Слоги, слова с буквой «х». Сравнительный звуко -буквенный анализ прямых и обратных слогов ах-ха, ох-хо. | ||
32 | Активизация и обогащение словаря. Словарь: хлеб, халва. Составление и чтение слогов зх-хз. ох-хо. Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением. | ||
33 | Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание из палочек буквы «X» и слогов. Обводка буквы из наждачной бумаги. Социальные связи (связь с жизнью): экскурсия в булочную, кондитерскую. | ||
34 | Составление и чтение слов со звуком и буквой «X». Составление предложений с данными словами с опорой на сюжетную картинку. | ||
35 | Устное составление слов «хор», «хвост». Работа по составлению предложений с данными словами. Виды работ по развитию устной речи: Активизация и обогащение словаря. Словарь: хор, хвост. Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (хор, сом). | ||
36 | Закрепление пройденного. Повторение пройденных звуков и букв Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа, ам, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их. |
№п/п | Письмо | Кол-во час. | Дата |
1 | Звук и буква – «А». Написание элементов буквы. Письмо самой буквы | ||
2 | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аз.. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем. | ||
3 | Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски. | ||
4 | Соотнесение печатной буквы с прописной, выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; | ||
5 | Звук и буква «у» нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; | ||
6 | Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных буква Уу. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем. Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов. | ||
7 | Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски. | ||
8 | Соотнесение печатной буквы с прописной. | ||
9 | Слова ау, уа. | ||
10 | Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов. | ||
11 | Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски, выделение из ряда правильно написанной | ||
12 | Звук и буква «о» Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв 0?о.. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем. | ||
13 | Игра «на что похожа буква 0». Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски. | ||
14 | Звук и буква «О» Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв 0,о. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем. | ||
15 | Игра «на что похожа буква 0». Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски. | ||
16 | Нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; Соотнесение печатной буквы с прописной. Вычеркивание в рукописном тексте заданной буквы на индивидуальных карточках или у доски. | ||
17 | Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; | ||
18 | Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (О-A, А-М). | ||
19 | Закрытые слоги ам, ум Письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов. | ||
20 | Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски. | ||
21 | Письмо открытых слогов ма, му, сравнительный звуко - буквенный анализ слогов ам-ма, ум - му | ||
22 | Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски слов: ма-ма, му-му, ум. | ||
23 | Узнавание букв, наложенных друг на друга; обводка и штриховка шаблонов букв, трафаретов. | ||
24 | Письмо и чтение слогов ом - мо .Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски | ||
25 | Письмо слогов ам-ма, ум-му, ом - мо Упражнение в составлении и чтении слогов ам- ма, ум-му, ом - мо выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; | ||
26 | Звук и буква «с» выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; | ||
27 | Слоги и слова со звуком и буквой «С» Письмо слогов ас, ос, ус. Нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; Соотнесение печатной буквы с прописной. | ||
28 | Письмо прямых открытых са, со, су. Сравнительный звуко - буквенный анализ слогов ас-са, ос-со, ус-су. | ||
29 | Упражнение в списывании с образца в тетради и с доски слов: сом, нос, ус. | ||
30 | Составление и чтение слов со звуком и буквой «X». | ||
31 | Письмо из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением. | ||
32 | Письмо и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (хор, сом, мох),состоящих из прописных букв. | ||
33 | Письмо из усвоенных звуков я букв слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением | ||
34 | Письмо и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (хор, сом, мох),состоящих из прописных букв. | ||
35 | Составление и чтение слов со звуком и буквой «X». | ||
36 | Письмо из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением. | ||
37 | Закрепление пройденного. Повторение изученных звуков и букв. Письмо и чтение односложных слов (хор, сом, мох),состоящих из прописных букв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью
Статья "Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью "...
Дидактический Монтессори-материал, как условие развития словаря детей с глубокой умственной отсталостью
Статья"Дидактический Монтессори-материал, как условие развития словаря детей с глубокой умственной отсталостью"...
Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на домудля детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков рисования в 5 классе для детей с глубокой умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование уроков рисования...
Внеурочное занятие "Весна пришла" по общекультурному направлению (для детей с глубокой умственной отсталостью)
Внеурочное занятие по общекультурному направлению (для детей с глубокой умственной отсталостью)...
Мониторинг динамики развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Мониторинг динамики развития детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Проблема формирования индивидуального образовательного маршрута стоит очень остро сейчас, когда решается вопрос всеобуча д...