Рабочая программа для 1 класса со сложной структурой дефекта
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа для 1 класса со сложной структурой дефекта по предметам: развитие речи, письмо, чтение, математика, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, изобразительная деятельность, ручной труд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по обучению детей со сложной структурой дефекта

1 E класс

Учитель-дефектолог Михайлова З.М.

Зеленоград, 2015 г.

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы……………………………………………………………………….3 стр
  2. Пояснительная записка рабочей программы……………………………………………………4-6 стр
  3. Содержание программы…………………………………………………………………………7-51 стр
  4. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса…………………...52 стр
  5. Лист внесения изменений…………………………………………………………………….........53 стр

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся со сложной структурой дефекта 1 класса.

Сроки освоение программы: 1 год.

Форма обучения: очная.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, контрольная работа.

Пояснительная записка рабочей программы

Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984 г.).

- Московский региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.

- Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под редакцией Н.Н. Малофеева.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы Бгажнокова И.М.

Рабочая программа рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна на фоне глубокого недоразвития речи и значительных нарушений общей и мелкой моторики. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Курс построен на основе линейной концепции.

        Обучение ведётся по учебникам:

  • Букварик (подготовительный класс), Лещинская Т.Л., Владос, 2005г.
  • Математика. 1 класс, Т.В. Алышева, Просвещение, 2014 г.
  • Живой мир. 1 класс, Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, Просвещение, 2011г.
  • Окружающий мир. 1 класс, Кудрина  
  • Технология. Ручной труд. 1 класс, Л.А. Кузнецова, Просвещение, 2011г.
  • Изобразительное искусство. 1 класс, М.Ю. Рау, М.А. Зыкова, Просвещение, 2014г.

     Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.

Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы:

- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности;

- чтение;

- письмо;

- математика;

- самообслуживание;

- предметно-практическая деятельность;

- ручной труд.

Пояснительные записки к каждому предмету дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. Объем и качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от

индивидуальных психофизических особенностей и возможностей учащихся. В случае не усвоения программы дальнейшее обучение учащегося максимально индивидуализируется. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.

Методы и формы обучения:

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Основные виды организации учебного процесса:

  • урок;
  • экскурсия;
  • частично самостоятельная работа (сильная подгруппа);
  • практическая работа на каждом уроке;
  • индивидуальная форма работы;
  • групповая форма работы.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • трудовая деятельность;
  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • практическая деятельность.

При изучении тем курса используются:

  • наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
  • дидактический материал;
  • коррекционные задания и упражнения.

               Критерием обучаемости является опыт социального продвижения учащегося, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения в окружающем мире.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Пояснительная записка

        У детей со сложной структурой дефекта в тесной связи с нарушением интеллекта находится глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. У некоторых детей можно наблюдать поток бессмысленных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций. У других речь не возникает и почти не развивается.

    Развитие речи, предметные уроки и экскурсии направлены на расширение представлений об окружающем и умения пользоваться речью. Занятия по развитию речи направлены на то, чтобы новые слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного в быту, при самообслуживании, при всех видах обучения на уроках, экскурсиях и т. д.

Обучение речи складывается из нескольких этапов:

  • научить ребенка слушать речь учителя;
  • научить понимать слова учителя;
  • научить ребенка называть окружающие его предметы:
  • научить ребенка называть действия с предметами.

Цель:

  • формирование элементарных представлений и понятий об окружающем мире.

Задачи:

  • расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире;
  • обучение способности видеть, сравнивать, конкретизировать, делать элементарные выводы;
  • устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
  • развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • коррекция мышления.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения

Учащиеся должны уметь:

  • определять по картинке и в природе времена года;
  • ориентироваться в школе, находить свой класс;
  • собирать портфель и готовиться к уроку;
  • наблюдать за изменениями в природе;
  • дифференцировать понятия учебные вещи и игрушки;
  • по описанию определить знакомые фрукты и овощи;
  • наблюдать за изменениями в природе.

Учащиеся должны знать:

  • об изменениях происходящих в природе в разные времена года;
  • о школе и школьных помещениях; классной комнате;
  • о правилах поведения в школе;
  • об учебных принадлежностях и их хранении;
  • об овощах и фруктах;
  • о цветах;
  • о птицах;
  • о диких животных;
  • о насекомых;
  • о домашних животных;
  • о своей семье, доме.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на развитие речи в 1 классе отведено:

  • в неделю – 2 часа
  • за год – 66 часов

Тематическое планирование по развитию речи 1”Е” класса

урока

Тема

1

Классная комната и её назначение. Как найти свой класс.

2

Правила поведения в классе.

3

Школьная мебель. Оборудование.

4

Порядок в классе.

5

Учебные вещи, их назначение.

6

Описание учебных предметов. Загадки с опорой на наглядность.

7

Составление простых предложений по картинке на тему «Учебные вещи».

8

Портфель, порядок в нём, складывание учебных принадлежностей. Подготовка к уроку.

9

Игры и игрушки.

10

Описание игрушек. Загадки с опорой на наглядность.

11

Составление простых предложений по картинке на тему «Игры и игрушки».

12

Различие учебных предметов от игрушек.

13

Школа. Школьный двор.

14

Времена года. Определение времени года по картинке.

15

Природа осенью.

16

Осень. Приметы.

17

Составление простых предложений по картинке на тему «Осень».

18

Повторение пройденного материала I четверти.

19-20

Огород. Овощи: помидор, огурец (цвет, форма, вкус). Овощи: употребление в пищу.

21-22

Сад. Фрукты: груша, яблоко (цвет, форма, вкус). Фрукты: употребление в пищу.

23

Подготовка к зиме птиц и зверей.

24

Распознавание по картинкам осени. Загадки об осени с опорой на наглядность.

25

Обобщающий урок по теме «Осень»

26

Природа зимой.

27

Зима. Приметы.

28

Составление простых предложений по картинке на тему «Зима».

29

Прослушивание сказки «Лиса и волк». Кукольная инсценировка сказки.

30

Зимние праздники. Новый год.

31

Составление простых предложений по картинке на тему «Новый год»

32

Повторение пройденного материала II четверти.

33

Признаки зимы.

34

Зимние забавы.

35

Зимующие птицы.

36

Домашние животные. Общее понятие.

37-38

Домашние животные: кошка, собака.

39

Сравнение: кошка-собака.

40-41

Кошка, собака и их детёныши.

42

Дикие животные. Общее понятие.

43-44

Дикие животные: лиса, волк.

45

Сравнение: лиса-волк.

46

Дикие животные и их детёныши.

47

Природа весной.

48

Весна. Приметы.

49

Составление простых предложений по картинке на тему «Весна».

50

Детские забавы весной.

51

Повторение пройденного материала III четверти.

52

Я и моя семья.

53

Состав семьи. Знание членов семьи.

54

Человек. Части тела.

55

Дом и его части.

56

Мебель. Предметы мебели.

57

Деревья. Лес.

58

Перелётные птицы.

59

Насекомые. Жук, бабочка.

60

Полевые цветы. Одуванчик, ромашка.

61

Лето. Приметы.

62

Составление простых предложений по картинке на тему «Лето».

63

Детские забавы детей летом.

64

Повторение пройденного материала за IV четверть

65

Повторение пройденного материала за год.

66

Повторение пройденного материала за год.

Итого за год 66 часов.

ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей со сложной структурой дефекта.        

С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками чтения, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектологом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.  

Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и.т.д. Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

Обучение чтению детей со сложной структурой дефекта ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры. В программе предложена примерная последовательность изучения букв. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур может быть изменен, т.к. необходимо, чтобы он был более доступным и учитывал особенности аналитико-синтетической стороны деятельности   умственно отсталых детей. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков, последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.                        

Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами.  Важным моментом является соотнесение звука и буквы.                            

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.                                  

Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.    

II этап букварного периода: 

  • Повторение пройденных звуков и букв.
  • Изучение новых: с, х, ш, л, н, ы, р.
  • Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно.
  • Составление из букв разрезной азбуки и чтение из двух слоговых структур, а также предложений из двух слов.
  • Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога.                                                                                                                            

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения

1 группа (частично говорящие):  

  • выделение звука из речи с помощью педагога (а, у, о, м);
  • правильное и отчетливое произнесение (по мере возможности) их в изолированной позиции с помощью педагога;
  • различение их в сочетании с другими звуками на основе произнесения педагогом;
  • различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче выделяется) с помощью педагога;
  • дифференциацию смешиваемых звуков с помощью педагога;
  • находить из предложенных букв изученные и называть их с помощью педагога (а, у, о, м);
  • образовывать из усвоенных звуков и букв слоги, слова, сравнивать их с помощью педагога;
  • составлять слова из букв разрезной азбуки слоги-слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги с помощью учителя;
  • стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
  • читать составленные слоги, слова совместно с педагогом с протяжным произношением;
  • читать совместно с педагогом, по мере возможности и самостоятельно односложные и двусложные слова с пройденными звуками;
  • работать с книгой: рассматривать иллюстрации и читать совместно с педагогом по «Букварю».      

2 группа (безречевые):          

  • показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый   звук;
  • на основе произношения педагога находить из предложенных букв изученные (а, у, о, м);
  • составлять совместно с педагогом и на основе его произношения слова из букв разрезной азбуки слоги-слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги;
  • стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
  • работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на чтение в 1 классе отведено:

  • в неделю – 2 часа
  • за год – 66 часов

Тематическое планирование по чтению 1”Е” класса 

урока

Тема

1

Знакомство с книгой.

2

Слушание сказок с инсценировкой. «Репка»

3

Слушание сказок с инсценировкой. «Колобок»

4

Слушание сказок с инсценировкой. «Теремок»

5

Слушание сказок с инсценировкой. «Маша и медведь»

6

Звук. Различение звуков окружающей действительности.

7

Различение неречевых звуков: имитация, соотнесение звука с его источником.

8

Развитие речевого слуха. Звуки речи.

9

Развитие речевого слуха.  Сравнение звуков окружающей действительности и речи.

10

Развитие речевого слуха.  Понятие о громкой и тихой речи.

11

В мире речевых звуков. Различение речевых звуков.

12

Звук [а]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [а].

13-14

Звук [а]. Особенности артикуляции и звучания.  Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков.

15

Звук [о]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [о].

16-17

Звук [о]. Особенности артикуляции и звучания.  Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков.

18

Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [у].

19-20

Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания.  Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков.

21-22

Сопоставление артикуляций звуков [а], [о], [у]. Правильное произнесение совместно с учителем и самостоятельно звуков [а], [о], [у].

23-24

Дифференциация звуков[о] - [у].

25-26

Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки.

27-29

Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

30

Гласный звук [а]. Выделение в слове гласного звука [а] в сильной позиции.

31

Повторение пройденного материала II четверти.

32

Гласный звук [о]. Выделение в слове гласного звука [о] в сильной позиции.

33

Гласный звук [у]. Выделение в слове гласного звука [у] в сильной позиции.

34-35

Гласные звуки [а], [о], [у]. Выделение в слове гласных звуков [а], [о], [у] в сильной позиции.

36-37

Знакомство со словом. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов.

38

Звук [м] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

39

Согласный звук.  Обозначение согласного звука синей фишкой. Звук [м]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

40-41

Называние (показ) слов со звуком [м] по предъявленным предметным картинкам.

42-43

Называние (показ) слов по предметным картинкам с изученными звуками.  Последовательное выделение звуков в словах типа: АУ, УМ, АМ, ОМ.

44-45

Называние (показ) слов по предметным картинкам. Последовательное выделение звуков в словах типа: АУ, УМ, МАК, КОМ.

46-47

Слово.

48-49

Предложение.

50

Повторение пройденного материала III четверти.

51

Гласный звук. Определение гласного звука из звукового потока.

52

Гласный звук [А]. Буква Аа. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.

53-54

Гласный звук [о]. Буква О, о. Конструирование буквы. Нахождение буквы среди других букв.

55-56

Гласные звуки [А], [О]. Буквы А,а, О, о. Чтение слияния гласных  Ао, Оа.

57-58

Гласный звук [У]. Буква У, у. Конструирование буквы из палочек. Нахождение буквы среди других букв.

59-60

Гласные звуки и буквы А, О, У. Работа с разрезной азбукой. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо.

61-62

Согласный звук. Определение согласного звука из звукового потока.

63-64

Повторение пройденного материала IV четверти.

65-66

Повторение пройденного материала за год.

Итого за год 66 часов.

ПИСЬМО

Пояснительная записка

         Особенностью преподавания предмета по письму учащихся со сложной структурой дефекта является практическая направленность, не требующая от них усвоения каких-либо правил. С учетом индивидуальных возможностей часть детей в состоянии овладеть простейшими навыками написания отдельных слогов, слов, часть учащихся способно только к письму по обводке.    

         Обучение письму ведется по звуковому аналитико- синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики и развития общей и мелкой моторики, с учетом специфических особенностей детей. Формирование навыков письма ведется в игровой форме, с использованием различных материалов, дидактических игр, ИКТ технологий, интегрированные уроки. Для учащихся, которые испытывают трудности, предлагается индивидуальная форма работы.

Цель: 

  • научить детей элементарным навыкам письма.

Задачи:

  • Формирование навыка усвоения рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв.
  • Формирование навыка списывания с классной доски, букваря, печатных карточек, прочитанных и разобранных слогов, слов, состоящих из двух слогов.
  • Формирование навыка списывания, по возможности, коротких предложений, состоящих из 2 слов с предварительным анализом.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • правильно сидеть за партой во время письма;
  • выполнять упражнения пальчиковой гимнастики;
  • правильно держать ручку и карандаш во время письма;
  • выполнять задания по образцу учителя и словесной инструкции;
  • писать элементы рукописных букв в тетради и на доске;
  • писать строчные и заглавные изученные буквы;
  • соединять буквы в слоги и слова;
  • списывать с доски и букваря короткие предложения, состоящие из 2 слов с предварительным анализом;
  • писать буквы и слоги под диктовку.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на письмо в 1 классе отведено:

  • в неделю – 3 часа
  • за год – 99 часов


Тематическое планирование по письму 1”Е” класса

урока

Тема

1

Вводный урок. Правильная посадка во время письма (индивидуально, с учётом двигательного статуса).

2

Смена динамических поз во время урока: сидя, стоя, лежа и др.

3

Игровые упражнения на активизацию движений кисти рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

4-5

Составление фигурок из палочек, бумажных полосок по образцу учителя и словесной инструкции.

6-7

Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий разной длины.

8-10

Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй линии такого же цвета», «Нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии другого цвета»).

11-12

Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий из начальной точки «Дождик», «Расчёска».

13-14

Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий разной длины.

15-17

Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий по заданию учителя («Нарисуй линии такого же цвета», «Нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии другого цвета»).

18-19

Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий из начальной точки «Провода», «Покати мяч по дорожке».

20-21

Рисование горизонтальных и вертикальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор»).

22-23

Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

24-25

Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»).

26

Повторение пройденного материала I четверти.

27-28

Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ёжик»).

29-30

Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Ёлочка»).

31-32

Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

33-34

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (вертикальные прямые).

35-36

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (горизонтальные прямые).

37-38

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (прямые наклонные справа на лево).

39-40

Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (прямые наклонные слева на право).

41-42

Обведение геометрических фигур по трафарету с их последующей штриховкой в разных направлениях.

43-44

Знакомство с тетрадью в линейку с наклонной разлиновкой. Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (длинная).

45-46

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (короткая).

47

Повторение пройденного материала II четверти.

48-50

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: полуовал с разрывом вправо.

51-52

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: овал.

53-55

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: полуовал с разрывом вправо.

56-58

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: полуовал с разрывом влево.

59-61

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: длинная прямая палочка с петелькой внизу.

62-64

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (длинная наклонная с закруглением внизу вправо).

65-67

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (короткая наклонная с закруглением вправо).

68-70

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (длинная наклонная с закруглением внизу влево).

71-73

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (короткая наклонная с закруглением влево).

74-75

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: овал и короткая наклонная с закруглением вправо.

76

Повторение пройденного материала III четверти.

77-78

Буква «А». Знакомство с написанием строчной буквы «а». Упражнение в ее написании.

79-80

Буква «У». Знакомство с написанием строчной буквы «у». Упражнение в ее написании.

81-82

Выкладывание из палочек и верёвочек слов «ау», «уа». Дописывание букв в словах «ау», «уа».

83-84

Буква «О». Знакомство с написанием строчной буквы «о». Упражнение в ее написании.

85-86

Составление и написание слов «ау», «уа». Звукобуквенный анализ слов.

87-88

Контрольная работа.

89-90

Буква «М». Знакомство с написанием строчной буквы «м». Упражнение в ее написании.

91-92

Написание обратных слогов (ам, ом, ум). Звукобуквенный анализ слогов.

93-94

Написание прямых слогов (ма, мо, му). Звукобуквенный анализ слогов.

95-96

Повторение пройденного материала  IV четверти.

97-99

Повторение пройденного материала за год.

Итого за год 99 часов

МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка

У детей со сложной структурой дефекта очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

Обучение математике детей со сложной структурой дефекта должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений.

На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно-практической деятельностью, рисованием, трудом и носят практическую направленность.

В процессе обучения математике детей со сложной структурой дефекта, используются следующие методы и приемы:

- совместные действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образу, по словесной инструкции;

- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

- элементарные счетные действия с множествами предметов, тактильного и зрительного восприятия;

- воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;

- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с целью формирования временных представлений;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств, для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.

Цель:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

Задачи:

  • через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
  • воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, доводить начатое дело до завершения.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • о направлениях движения;
  • выделять отдельные предметы из группы;
  • группировать предметы по образцу и словесной инструкции;
  • геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • проводить группировку по заданному признаку;
  • выделять один и много предметов по подражанию и словесной инструкции;
  • определять количество предметов;
  • группировать предметы по двум признакам по образцу;
  • использовать прием наложения;  
  • понимать понятия «столько-сколько»;
  • сравнивать два предметных множества, используя приемы наложения и приложения;
  • преобразовывать предметные множества путем уменьшения, увеличения и уравнивания их количества;
  • тактильно обследовать предметы;
  • устанавливать равенство групп предметов разного размера.
  • выполнять действия по подражанию, словесной инструкции;
  • определять части суток;
  • соотносить число, цифру и количество предметов;
  • обозначать количество предметов цифрой;  
  • отсчитывать предметы по подражанию и словесной инструкции;
  • сравнивать предметные множества и обозначать цифрой;
  • записывать и решать примеры на сложение и вычитание;
  • решать по картинке простые задачи;
  • обводить по трафарету и чертить по точкам изученные геометрические фигуры;
  • выполнять штриховку фигур по образцу и словесной инструкции.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на математику в 1 классе отведено:

  • в неделю – 3 часа
  • за год –99 часов

Тематическое планирование по математике 1”Е” класса

урока

Тема

1-2

Цвет, назначение предметов.

3

Круг. Нахождение и показ круга среди других фигур.

4

Круг. Выделение предметов круглой формы.

5

Круг. Обводка круга по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

6

Сравнение предметов по величине: большой – маленький.

7

Сравнение предметов по размеру: больше – меньше.

8

Одинаковые: по цвету, величине.

9

Равные по величине.

10

Сравнение предметов по цвету, величине.

11-12

Расположение предметов в пространстве: слева – справа.

13-14

Расположение предметов в пространстве: в середине, между.

15

Расположение предметов в пространстве: вверху – внизу.

16

Расположение предметов в пространстве: выше – ниже.

17

Расположение предметов в пространстве: верхний – нижний.

18

Расположение предметов в пространстве: на, над, под.

19

Сравнение предметов по длине: длинный – короткий, длиннее – короче.

20

Сравнение предметов по цвету и длине.

21

Расположение предметов: внутри – около.

22

Треугольник. Определение треугольника среди других фигур.

23

Выделение предметов треугольной формы.

24

Треугольник. Обводка по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

25

Сравнение предметов по ширине: широкий – узкий, шире – уже.

26

Сравнение предметов по двум признакам: ширина, цвет.

27

Повторение пройденного материала I четверти.

28

Расположение предметов: «близко – далеко».

29

Расположение предметов: «ближе – дальше».

30

Расположение предметов: «к, от».

31

Прямоугольник. Определение прямоугольника среди других фигур.

32

Выделение предметов прямоугольной формы.

33

Прямоугольник. Обводка по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

34

Сравнение предметов по высоте: высокий – низкий, выше – ниже.

35

Сравнение предметов по двум признакам: цвету и высоте.

36

Сравнение предметов по глубине: глубокий – мелкий, глубоко – мелко.

37

Расположение предметов: «впереди – сзади, перед, за.

38-39

Последовательность предметов: первый – последний, крайний, после, следом, следующий за».

40

Сравнение предметов: толстый – тонкий.

41-42

Временные представления. Сутки: утро, день вечер, ночь.

43

Временные представления: рано – поздно.

44-45

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

46

Быстро – медленно.

47

Сравнение предметов по весу: тяжелый – легкий, тяжело – легко.

48

Повторение пройденного материала II четверти.

49-50

Много – мало, несколько.

51-52

Один – много, ни одного.

53

Временные представления: «давно – недавно».

54

Сравнение по возрасту: молодой – старый.

55

Больше – меньше.

56-57

Столько же, одинаковое (равное) количество.

58-60

Число и цифра 1.  Соотношение количества, числительного и цифры 1.

61-62

Число и цифра 2. Соотношение количества, числительного и цифры 2.

63

Состав числа 2.

64-65

Знак «+». Запись примеров.

66-67

Сравнение предметных множеств: 1,2.

68-69

Решение примеров на сложение в пределах двух.

70-72

Знак «-». Запись и решение примеров на вычитание в пределах 2.

73-74

Задача. Решение простых задач по картинкам.

75-76

Знакомство с денежными единицами: один рубль, два рубля.

77

Повторение пройденного материала III четверти.

78-79

Повторение. Арифметические операции в пределах 2.

80

Знакомство с объемными фигурами. Шар.

81-82

Число и цифра 3. Соотношение количества, числительного и цифры 3.

83-84

Состав числа 3.

85-86

Числовой ряд от 1 до 3.

87-88

Сравнение предметных множеств в пределах 3.

89-90

Контрольная работа.

91-92

Решение примеров на сложение в пределах 3.

93-94

Решение примеров на вычитание в пределах 3.

95-96

Решение простых задач по картинке.

97

Повторение пройденного материала IV четверти.

98-99

Повторение пройденного материала за год.

Итого за год 99 часов

        

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Пояснительная записка

Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. Предмет «Самообслуживание» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей. В процессе занятий по данному предмету у них вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни.

Уроки самообслуживания являются средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.

Цель:

  • подготовка детей со сложной структурой дефекта к самостоятельному быту.

Задачи:

  • формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду;
  • выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности;
  • привитие навыков культуры поведения;
  • воспитание уважения к труду взрослых;
  • привитие детям навыков самостоятельности.

Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. При проведении уроков необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • о частях тела и лица, показать на себе, отождествлять себя с фотографией;   
  • различать и называть: части тела, части лица, предметы санитарии и гигиены, действия связанные с гигиеной тела;
  • правильно мыть руки, лицо, пользоваться полотенцем, носовым платком, расческой, мылом;
  • правильно чистить зубы; правильно хранить предметы туалета;
  • пользоваться ложкой и вилкой, самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • самостоятельно мыть руки перед едой и по мере их загрязнения;
  • различать и называть предметы одежды и обуви;
  • правила ухода за одеждой;
  • правила ухода за обувью;
  • хранить и находить одежду и обувь в гардеробе;
  • различать изнаночную и лицевую сторону одежды;
  • применять приемы застегивания и расстегивания пуговиц; шнуровка ботинок под руководством и с помощью учителя;
  • правила поведения за столом, на улице, в лесу, в транспорте, в общественных местах;
  • помогать взрослым, накрывать на стол с учётом конкретного меню.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на самообслуживание в 1 классе отведено:

  • в неделю – 2 часа
  • за год – 66 часов

Тематическое планирование по самообслуживанию 1”Е” класса

урока

Тема

1

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на кукле.

2

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на картинке.

3

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на себе и на другом человеке (ребёнке).

4-5

Части лица: глаза, рот, нос, уши. Ориентация на кукле, картинке.

6

Части лица: глаза, рот, нос, уши. Ориентация на себе, другом человеке.

7-8

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с куклой.

9-11

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с картинкой.

12-14

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с собой.

15-16

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с другим человеком.

17

Отождествление себя в зеркале.

18

Отождествление себя на фотографии.

19-20

Предметы санитарии и гигиены, их назначение.

21

Волосы. Уход за волосами: расчесывание.

22

Руки. Уход за руками: мытье, вытирание.

23

Нос. Значение носа. Уход за носом: пользование носовым платком.

24

Рот. Назначение рта. Уход за полостью рта: полоскание после еды.

25

Зубы. Значение зубов. Уход за зубами: чистка зубов.

26

Культура еды: пользование ложкой.

27

Культура еды: пользование салфеткой.

28-30

Одежда. Виды одежды (школьная, домашняя, верхняя).

31-32

Виды верхней одежды по сезонам.

33-35

Различение лицевой и изнаночной стороны одежды.

36-37

Застегивание пуговиц.

38-39

Застегивание замка.

40-42

Последовательность одевания одежды.

43-44

Упражнение в одевании.

45-46

Одежда. Виды одежды по сезонам.

47-48

Обувь. Виды обуви по сезонам.

49-50

Различение обуви на правую и левую ноги.

51-52

Упражнение в обувании.

53-55

Упражнение в шнуровке.

56-57

Упражнение в застегивании металлической пряжки, липучки на обуви.

58

Уход за одеждой: стряхивание от пыли.

59-60

Уход за обувью: вытирание от грязи, пыли мокрой тряпочкой.

61-62

Посуда. Её назначение.

63

Знание и различение основных блюд питания.

64

Правила поведения за столом. Культура еды.

65-66

Повторение пройденного материала за год.

Итого за год 66 часов

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Пояснительная записка

Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения детей со сложной структурой дефекта.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям со сложной структурой дефекта. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работ не отводятся целиком отдельные урок; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие этих детей осуществляется по разнообразной системе в предметно-манипуляционной деятельности и в дидактических играх.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, элементы ручного труда и т.п.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.

Указанные в программе предметно-практической деятельности игры не исключают применения данных игр на переменах и других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на общее физическое развитие учащихся, речевых игр на уроках русского языка и различных дидактических игр на уроках счета и т. д. В данную программу отобраны и включены такие игры, дидактические задачи которых в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.

Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. К каждому уроку учитель обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый дидактический материал. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных жизненных ситуациях.

Цели:

  • корригировать нарушения восприятия, внимания, зрительно - двигательной координации, наглядно - образного  мышления, развивать элементы логического мышления.
  • повысить уровень познавательной активности, обогатить чувственный опыт детей, пополнить запас общих сведений и речевой запас.

Задачи:

  • общее и речевое развитие детей;
  • формирование житейских понятий;
  • развитие мышления;
  • формирование трудовых умений и навыков;
  • воспитание учащихся.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • выполнять произвольные целенаправленные действия;
  • фиксировать взгляд на деятельности, стационарных и движущихся предметах;
  • выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
  • обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
  • соотносить два одинаковых предмета;
  • выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
  • выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
  • выбирать плоскостные и объёмные предметы по образцу и словесной инструкции;
  • группировать по форме предметы двух контрастных форм;
  • выбирать по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
  • использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
  • выполнять постройки из детского строительного материала по образцу, словесной инструкции;
  • складывать картинки из 3-6 и более частей;
  • складывать из счетных палочек различные фигуры.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на предметно-практическую деятельность в 1 классе отведено:

  • в неделю – 2 часа
  • за год – 66 часов

Тематическое планирование по предметно-практической деятельности 1”Е” класса 

урока

Тема

1

Фиксирование взгляда на предметно-манипулятивной деятельности учителя.

2

Фиксация взгляда на предмете.

3

Слежение взглядом за передвижением предмета.

4

Наблюдение за заводными игрушками.

5

Прослеживание за лучом карманного фонарика.

6

Выполнение простых подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе».

7

Выполнение подражательных действий со сменой движений (стучим-прячем).

8

Обследование предмета (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое).

9

Узнавание предмета по словесной инструкции учителя и с его помощью.

10

Узнавание предмета по словесной инструкции учителя самостоятельно (жестом).

11

Соотнесение двух одинаковых предметов (указание на такой же предмет, как у педагога среди других предметов).

12

Катание шариков в определённом направлении по показу учителя.

13

Катание шариков в определённом направлении самостоятельно, по словесной инструкции учителя.

14

Бросание мелких предметов (шариков, горошин, бусинок) в сосуд с узким горлышком.

15

Перекладывание мелких (средних) предметов из одной коробки в другую.

16

Игра с водой (удерживание рук в воде, плескание и др.)

17

Пересыпание руками (крупы, песка).

18

Размазывание краски, пены руками, пальцами.

19

Разминание в руках пластилина, теста.

20

Заполнение отверстий втулками, грибками.

21

Закручивание крупных пластмассовых гаек на толстый стержень с резьбой.

22

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка».

23

Соотнесение предмета и картинки.

24

Захват и удержание предмета.

25

Вынимание предмета из коробки.

26

Складывание предметов коробку.

27

Поднимание и опускание предметов (с пола / на пол, и др.).

28

Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую.

29

Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др.

30

Вставление стаканчиков, шариков друг в друга.

31

Вставление мозаики.

32

Нанизывание колец, шариков на палку.

33

Нанизывание крупных бусин на нить.

34

Бросание мяча и воздушного шара.

35

Вращение. Откручивание и закручивание крышек на бутылках и банках.

36

Нажимание / надавливание (на кнопку звонка, на выключатель).

37

Сжимание предмета двумя руками.

38

Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке.

39

Наполнение предметов песком, крупой, водой и т. д.

40

Переливание воды из одной ёмкости в другую.

41

Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую.

42

Выдувание мыльных пузырей.

43

Расстилание салфетки, скатерти.

44

Доставание коробки с предметами.

45

Открывание коробки.

46

Выполнение задания с предметами.

47

Складывание предметов в коробку.

48

Возвращение коробки с предметами на место.

49-50

Выбор по образцу и словесной инструкции «Дай такой же» предметов одного цвета из 6 – 8 предметов двух контрастных цветов: красные – синие, желтые – синие и т.д.

51

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу).

52

Выбор и раскладывание предметов контрастных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый) из 8 – 10 предметов, всех указанных цветов (без указания цвета).

53

Выбор и раскладывание предметов контрастных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый) из 8 – 10 предметов с указанием цвета.

54

Выбор по образцу и словесной инструкции «Дай такой же» одной формы из 6 – 8 предметов двух контрастных объёмных форм без их названия: шар – куб, кирпичик – шар, куб – шар и т.д.

55

Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).

56

Выбор по образцу и раскладывание контрастных объёмных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), параллепипид («кирпичик) из 8 – 10 предметов всех указанных форм (без названия форм).

57-58

Выбор одинаковых по величине предметов из 6 – 8 предметов двух контрастных величин (большой – маленький) по образцу и словесной инструкции «Дай такой».

59-60

Выбор предметов одной формы из 6 – 10 предметов двух контрастных форм: круг -  квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».

61-62

Группировка различных парных предметов по величине. Использование приемов наложения и приложения для их сравнения по величине.

64-66

Выполнение построек из детского строительного материала по образцу, словесной инструкции (башня, дорожка, забор, гараж, мебель и т. д.).

Итого за год 66 часов

РУЧНОЙ ТРУД

Пояснительная записка

Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учениками отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различения предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.

В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, скоординированность движений.

Учащиеся со сложной структурой дефекта обучаются таким видам ручного труда, как элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками, бумагой, природным материалом.

Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного процесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам ручного труда. Программа обучения ручному труду в начальных классах содержит перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть воспитанники. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащихся полностью исключены измерительные операции. Их знакомят со свойствами материалов и областью их применения.

Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.

Задачи:

  • формирование положительного эмоционального отношения к творческой деятельности;
  • формирование потребности в отражении действительности доступными средствами;
  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
  • обучение приемам и средствам аппликации, лепки, конструирования;
  • развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
  • воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • знать свойства различных материалов;
  • назначение и применение природного материала;
  • принципы организации рабочего места;
  • правила выполнения работ по ручному труду;
  • выполнять различные приемы работы с пластилином, с бумагой, с природным материалом;
  • знать санитарно-гигиенические требования к уроку труда.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на ручной труд в 1 классе отведено:

  • в неделю – 1 час
  • за год – 33 часа

Тематическое планирование по ручному труду 1”Е” класса

урока

Тема

1

Вводное занятие. Беседа об уроке труда

2

Знакомство с пластилином и его свойствами.

3

Аппликация из пластилина «Яблоко»

4

Лепка предметов шаровидной формы разного размера (помидор).

5

Лепка предметов овальной формы(огурец).

6

Приёмы работы с пластилином (сплющивание шара) «Пирамидка»

7

Лепка грибов разного размера (большой, средний, маленький)

8

Аппликация из засушенных листьев «Осенний букет»

9

Аппликация из засушенных листьев «Бабочка»

10

Знакомство с бумагой и картоном и их свойствами. Сгибание и разрывание бумаги по прямым линиям. «Веер».

11

Аппликация, обрывная техника «Осеннее дерево»

12

Разрезание бумаги по намеченным линиям.

13

Обводка по шаблону и вырезание по контуру геометрических фигур.

14

Аппликация из пластилиновых столбиков «Домик и ёлочка»

15

Изготовление ёлочной игрушки «Фонарик».

16

Изготовление ёлочной гирлянды «Флажки».

17

Вырезание из бумаги круга. Аппликация «Снеговик»

18

Вырезание из бумаги круга «Гусеница»

19

Вырезание из бумаги овала.

20

Приёмы резания по прямым длинным линиям.

21

Приёмы резания кривым линиям.

22

Аппликация «Самолёт в облаках»

23

Аппликация для мамы «Цветы в корзине».

24

Обводка по шаблону и вырезание по контуру геометрических фигур.

25

Обводка по шаблону и вырезание по контуру овощей.

26

Обводка по шаблону и вырезание по контуру фруктов. Аппликация «Фрукты на тарелке».

27

Наматывание ниток.

28

Изготовление кисточки из ниток.

29

Приёмы шитья «игла вверх-вниз».

30

Приёмы шитья «игла вверх-вниз».

31

Изготовление открытки к 9 мая

32

Изготовление аппликации «Одуванчики»

33

Изготовление аппликации «Нарциссы»

Итого за год 33 часа

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Пояснительная записка

         Изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей со сложной структурой дефекта может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные.

         Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех уроков. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.

Цель: 

  • Сформировать элементарные навыки рисования, оказать воздействие на эмоциональную сферу учащихся.

Задачи:

  • формирование интереса и положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
  • формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;

          обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;

  • знакомить в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым, белым и черным;

  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
  • познакомить с основными правилами работы с пластилином, (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);
  • закреплять представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);
  • учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;
  • учить оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастера, карандаша, мела, кисти и т. п.;
  • знакомить детей в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым;
  • учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; создавать сочетания прямых и наклонных линий;
  • учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;
  • учить рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам;
  • учить ориентироваться на поверхности листа (низ, середина, верх);

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

  • организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):
  • различать и называть цвета;
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
  • передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на изобразительное искусство в 1 классе отведено:

  • в неделю – 2 часа
  • за год – 66 часов

Тематическое планирование по изобразительному искусству 1”Е” класса

урока

Тема

1

Вводный урок. Инструктаж.

2

Обводка и дорисовка простых форм по штрихам.

3-4

Графические упражнения – рисование прямых линий в различных направлениях.

5-6

Графические упражнения – рисование прямых вертикальных линий.

7-8

Графические упражнения – рисование прямых горизонтальных линий.

9

Графические упражнения – рисование кривых горизонтальных линий.

10

Графические упражнения – рисование кривых вертикальных линий.

11

Графические упражнения – рисование дугообразных линий «Радуга».

12

Графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий «Мяч».

13

Графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий «Неваляшка».

14

Графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий «Шары и флажки»

15

Обводка и раскрашивание по шаблону «Фрукты».

16

Обводка и раскрашивание по шаблону «Овощи».

17

Обводка и раскрашивание по шаблону «Осенний листопад».

18

Лепка простых геометрических фигур.

19-21

Лепка плоских фигур «Лук», «Дерево», «Матрёшка».

22-24

Лепка объёмных фигур «Яблоко», «Человечек», «Зайчик беленький».

25

Рисование пальчиками «Дерево».

26

Рисование красками (точки, линии, раскраска

27

Рисование красками «Радуга над деревом».

28-29

Рисование красками «Солнце на небе, травка на земле».

30

Рисование простейших узоров в полосе. Украшение флажков.

31

Аппликация геометрическими фигурами (треугольник) «Ёлочка»

32

Разрезание бумаги кончиками ножниц «Трава».

33

Разрезание бумаги по прямым линиям «Забор».

34

Разрезание бумаги по кривой волнистой линии «Волны на море».

35-38

Вырезание по шаблону простых геометрических фигур, составление аппликации «Дом», «Мухомор», «Шары»

39-40

Аппликация (узор в полоске) «Салфетка». Изготовление закладки.

41-42

Разрезание по прямым линиям, по сгибу Аппликация «Многоэтажный дом»

43

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

44-46

Вырезание по контуру волнистых линий. Аппликация «Дерево», «Грибы на пеньке», «Цветы в вазе».

47-48

Вырезание бумаги сложенной пополам. Аппликация «Сарафан».

49-50

Вырезание картинок по контуру и правильное расположение их на бумаге разных размеров.

51

Использование приёма лепки (размазывание) «Лист сирени».

52-53

Аппликация из пластилина и дорисовка к ней «Ветка акации с листьями».

54

Аппликация из пластилина «Цветок».

55-56

Окрашивание фруктов из слоённого теста.

57

Рисование «Светофор».

58

Рисование «Божья коровка».

59

Рисование пятизвездочной звезды

60

«Салют»

61-62

Рисование узора в полосе из чередующихся по цвету и форме элементов

63-64

Соединение двух форм в один предмет «Грибок», «Неваляшка».

65-66

Лепка рельефов знакомых букв и цифр по образцу и показу (А, У, О, М).

Итого за год 66 часов.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Основная литература:

  1. Математика. 1 класс, Т.В.Алышева, Просвещение, 2014 г.
  2. Букварик (подготовительный класс), Лещинская Т.Л., Владос, 2005г.
  3. Живой мир. 1 класс, Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, Просвещение, 2011г.  
  4. Технология. Ручной труд. 1 класс, Л.А. Кузнецова, Просвещение, 2011г.
  5. Наглядные и дидактические пособия.

Дополнительная литература:

  1. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова.
  2. Математика. Рабочая тетрадь (в 2-х частях). Алышева Т.В., Просвещение, 2010г.
  3. Уроки математики. Конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (пособие для педагога-дефектолога), Кудрина С.В., Владос, 2014г.
  4. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонением в развитии, Худенко Е.Д., Останина Е.В., РУССИКО, 1994г.
  5. Математические прописи 1 класс, Узорова О.В., Нефёдова Е.А., издательство «Астрель», 2004г.
  6. Мой друг Светофорик 2 класс (учебное пособие), Бабина Р.П., ОАО «Московские учебники», 2006г.
  7. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, М.Н. Перова, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001.

Лист внесения изменений

Класс

Дата

Количество не проведённых уроков

Причина

Согласование с курирующим завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта школы 8 вида.

Рабочая программа по чтению  для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...

Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...

Рабочая программа по развитию речи 1 класс со сложной структурой дефекта

Развитие речи, предметные уроки и экскурсии направлены на расширение представлений об окружающем и умения пользоватся речью. Занятия по развитию речи направлены на то, чтобы новые слова способствовали...

Рабочая программа по письму 2 класс со сложной структурой дефекта

Особенностью преподавания предмета по письму учащихся со сложной структурой дефекта является практическая направленность, не требующая от них усвоения каких-либо правил. С учётом индивидуальных возмож...

Рабочая программа по самообслуживанию 3 класс со сложной структурой дефекта

Предмет "Самообслуживание" для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей....