Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Балашова Юлия Сергеевна

Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

(КЛАСС СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА)

НА 2013 – 2014 УЧ.Г.

Автор-составитель программы – учитель начальных классов Балашова Ю. С.

Москва

2013


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе «Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М. Бгажноковой(Москва, Просвещение,

2011)

Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что в классе обучаются дети с выраженным интеллектуальным недоразвитием, отягощенным сопутствующими заболеваниями и расстройствами аутистического спектра. Для усвоения материала учащимся необходим более длительный период изучения тем. Кроме того, особенности развития не дают возможности в полном объеме изучить материал, предусмотренный Программой специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Особенностью преподавания предмета по русскому языку учащихся со сложной структурой дефекта является практическая направленность, не требующая от них усвоения каких-либо правил. С учетом индивидуальных возможностей часть детей в состоянии овладеть простейшими навыками написания отдельных слогов, слов, часть учащихся способно только к письму по обводке. Обучение русскому языку ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв, слоговых структур является наиболее доступным детям со сложной структурой дефекта, так как учитывает особенности их восприятия и мыслительной деятельности, уровень сформированности произносительных навыков. С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и предложений письменными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др.

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:

научить написанию слов под диктовку, списыванию предложений, состоящих из 5- 7 слов с предварительным анализом; другую группу- написанию слов по образцу, соотнесению печатных и письменных букв.

Задачи:

  • Формирование навыка усвоения рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв

  • Формирование навыка списывания с классной доски, букваря, прочитанных и разобранных слогов, слов

  • Формирование навыка списыванияпредложений, состоящих из 5- 7 слов с предварительным анализом.

  • Формирования навыка письма по подражанию

  • Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов.

  • Формирование умения работать с буквами разрезной азбуки

Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю

Критерии и нормы оценки знаний  и умений обучающихся.


Оценивание знаний и умений учащихся ведется учителем в процессе наблюдения на уроке за работой учащихся. Особое внимание уделяется самостоятельности в работе, аккуратности выполнения задания, но и стремление выполнить работу, положительный настрой. Формы контроля за усвоением знаний и умений- контрольное списывание, диктант(запись под побуквенную диктовку), написание слов по образцу. Оценивание знаний и умений учащихся с умеренной степенью умственной отсталости ведется учителем в процессе наблюдения за работой учащихся во время урока. Учитель оценивает словесно или с помощью раздаточного материала не только успешность и продвижение в работе учащегося, но и его стремление выполнить работу, положительный эмоциональный настрой.

Методы и формы обучения.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.

  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.

  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

В целях более успешного развития и продвижения учащихся предусмотрено многократное повторение материала. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.

Учитывая сложный состав учеников класса предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

Содержание предмета в рабочей программе значительно снижено по сравнению с базовым курсом. Учебный материал даётся в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.

Содержание программы

Букварный период

1. Повторение ранее изученных звуков и букв

2.Изучение новых звуков и букв:Рр, й, Ж ж, Б б, Д д, Г г, ь, Е е, Я я, Ю ю, Ё ё, Ч ч, 3.Усвоение написания строчных и прописных букв. Составление из букв разрезной азбуки слов и их запись.

4.Списывание с печатного и рукописного текста слогов, слов, предложений из 3-4 слов.

5. Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.

В программе предусмотрено два уровня требований к знаниям, умениям школьников, вследствие разного по своим возможностям состава класса.

Основные требования к умениям учащихся

  1. уровень
  • Писать строчные и прописные буквы;

  • Списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения

  • Писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением(после звуко- слогового проговаривания)

  1. уровень
  • Писать строчные и прописные буквы по образцу и по обводке

  • Писать по образцу и по обводке слоги и слова

  • Списывание с рукописного текста слогов, слов

Календарно- тематическое планирование.

Дата    Тема урока

п/п

  1. 02.09 Повторение. Гласные буквы. Написание строчных и прописных букв А, О, У, Ы, И

  1. 05.09 Повторение. Согласные буквы. Написание строчных и прописных букв М, С, Х, П, Т, В, К, Н, Л, Ш, З

  1. 06.09   Составление и запись слов КОЗЛИК ПАШКА.

  1. 09.09   Составление и запись слов КОШКА, ШАПКА, МАРКА, МАСКА

  1. 12.09   Написание строчной буквы Р

  1. 13.09   Написание прописной буквы Р

  1. 16.09   Образование и запись слогов АР, ОР, УР, ЫР, ИР

  1. 19.09   Образование и запись слогов РА, РО, РУ,РЫ,РИ

  1. 20.09   Составление и запись слов РАК, РОЗА, РУКА, КУРЫ

  1. 23.09   Составление и запись слов МУХОМОР, КОРЗИНА, КАРТИНА

  1. 26.09   Списывание предложения РОМА РИСОВАЛ МУХОМОР

  1. 27.09   Списывание предложения У РУСЛАНА РОСЛИ КАКТУСЫ И РОЗЫ

  1. 30.09 Составление и запись предложений по картинке КУРЫ И УТКИ-ПТИЦЫ. СОРОКА И ВОРОНА- ПТИЦЫ. РОМАШКА И РОЗЫ-ЦВЕТЫ

  1. 03.10   Составление и запись слов РАМА- ЛАМА, РУКА- ЛУКА

  1. 04.10   Списывание предложения ЛИСУ УКУСИЛА ОСА

  1. 07.10   Составление и запись слов ШИЛА, ВЫШИВАЛА, ЗАШИВАЛА

  1. 10.10   Написание строчной буквы Й

  1. 11.10   Списывание предложений У НАС УРОК. У НАС ПАРТЫ.

  1. 14.10   Образование и запись слогов АЙ, ОЙ, УЙ, ЫЙ, ИЙ

  1. 17.10   Составление и запись слов ЗАЙКА, МАЙКА, ЛАЙКА, СОЙКА

  1. 18.10   Составление и запись предложения РУКИ МОЙ С МЫЛОМ

  1. 21.10   Составление и запись слов МОЙ ШАР- МОИ ШАРЫ

  1. 24.10   Контрольный диктант за Iчетверть.

Тема «Гласные буквы»

  1. 25.10   Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

  1. 28.10   Списывание загадки; составление и запись слова АРБУЗ

  1. 31.10 Составление и запись предложений У МЫШКИ СЫР. У ВАСИ ЛИМОН.

  1. 01.11 Чтение и запись предложений У ПАПЫ ТОПОР. У АНТОНА МОЛОТОК. У ТАМАРЫ ЛОПАТА

За I четверть- 27 часов

  1. 11.11   Составление и запись слов СОСИСКА, САЛАТ

  1. 14.11   Написание строчной и прописной буквы Ж

  1. 15.11   Образование запись слогов ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ

  1. 18.11   Составление и запись слов ЖУК, ЖУКИ, ЖАРА

  1. 21.11   Составление и запись предложения «У МОРЖА УСЫ И ЛАСТЫ»

  1. 22.11   Списывание с учебника предложения «ХОРОША КАША У ЖОРЫ


  • САШИ»

  1. 25.11   Составление и запись слов ПОВАР, САПОЖНИК

  1. 28.11   Контрольное списывание предложений рассказа «ЖУК»

  1. 29.11   Анализ ошибок, допущенных в работе

  1. 02.12   Написание строчной и прописной буквы Б

  1. 05.12   Образование и запись слогов БА, БО, БУ, БЫ, БИ

  1. 06.12   Составление и запись слов БАК, БЫК, БОК

  1. 09.12 Анализ и списывание предложений У БОБРА ХАТКА. ХАТКА ХОРОША.

  1. 12.12   Составление и запись слов БАНАН- БАРАН

  1. 13.12   Составление и запись слов БУХ- ПУХ, БАБА- ПАПА

  1. 16.12 Списывание предложений БАБУШКА КУПИЛА БОРИСУ БАРАБАН. БОРИС БИЛ В БАРАБАН.

  1. 19.12   Контрольная работа за IIчетверть.

Тема «Согласные звонкие и глухие»

  1. 20.12   Анализ ошибок, допущенных в работе

  1. 23.12   Написание строчной и прописной буквы Д

  1. 26.12   Образование и запись слогов ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДИ

  1. 27.12   Подписывание новогодней открытки

За II четверть- 21 час

  1. 13.01   Составление и запись слов ПРУДИК- ПРУТИК, ДОМ- ТОМ

  1. 16.01   Составление и запись предложения по совершаемому действию

  1. 17.01   Списывание предложений- подписей к картинкам

  1. 20.01   Написание строчной и прописной буквы Г

  1. 23.01   Образование и запись слогов ГА, ГО, ГУ, ГЫ, ГИ

  1. 24.01 Составление и запись предложений У ГОШИ ДОГ. ГОША ДАЛ ДОГУ ГОРОХ И КОЛБАСУ

  1. 27.01   Составление и запись слов КОРКА- КОРКА, ГАЛИНА- КАЛИНА

  1. 30.01 Списывание предложений ГУСИ ДУЛИ В ДУДКИ. БАРАН БИЛ В БАРАБАН

  1. 31.01   Анализ и списывание предложений –ВЫ ОТКУДА И КУДА?
  • МЫ ИЗ ДОМА НА ЛУГА!

  1. 03.02   Списывание предложений «КТО КАК ГОВОРИТ»

  1. 06.02 Написание строчной буквы Ь; запись твердых и мягких согласных Н-НЬ, Т- ТЬ, М- МЬ, С- СЬ, В- ВЬ, П-ПЬ, Б- БЬ

  1. 07.02 Выписывание из рассказа «Гарун» слов, называющих действия предметов

  1. 10.02 Составление и запись слов, называющих действия предметов, по совершаемому действию

  1. 13.02   Контрольное списывание

  1. 14.02   Анализ ошибок, допущенных в работе

  1. 17.02   Составление и запись предложений по схемам

  1. 20.02   Анализ слов, списывание с подстановкой нужной буквы

  1. 21.02 Анализ и списывание предложений ВОТ КУСТЫ. ВОТ КУСТ. ВОТ ЛИСТИК. ВОТ ЛИСТИКИ.

  1. 24.02   Списывание 2- 3предложений рассказа «ГРИБ»

  1. 27.02   Написание строчной и прописной буквы Е

  1. 28.02 Образование и запись слогов МЕ, БЕ, ДЕ, ХЕ, ЛЕ, ЗЕ, СЕ, ТЕ, НЕ, ГЕ, ШЕ, ЖЕ, ВЕ, КЕ, ПЕ, РЕ

  1. 03.03   Списывание предложений стихотворения «Зайка»

  1. 06.03   Списывание слов, образованных при помощи суффикса

  1. 07.03   Составление и запись слов, которые нужно добавить в предложения

  1. 13.03   Контрольная работа за III четверть

Тема «Согласные звонкие и глухие»

  1. 14.03   Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе


  1. 17.03   Составление и запись предложения- ответа на вопрос в рассказе

  1. 20.03   Списывание загадки; составление и запись слова- отгадки

  1. 21.03   Составление и запись предложения вывода по рассказу «Малыши»

За III четверть- 30 часов

  1. 31.04   Написание строчной и прописной буквы Я

  1. 03.04 Образование и запись слогов МЯ,ЛЯ, НЯ, ТЯ, СЯ, ЗЯ, РЯ, ПЯ, ХЯ ВЯ, КЯ

  1. 04.04   Списывание предложений из сказок

  1. 07.04 Чтение и запись имен ВАЛЯ, КОЛЯ, ТОЛЯ, ТАНЯ, СОНЯ, ТОНЯ, ВАРЯ, БОРЯ

  1. 10.04 Составление и запись предложений ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ МАМА! ПУСТЬ ВСЕГДА БУДУ Я!

  1. 11.04 Различение и запись слогов МА-МЯ, СА- СЯ, НА- НЯ, ПА- ПЯ, ЗА-ЗЯ, РА- РЯ

  1. 14.04   Написание строчной и прописной буквы Ю

  1. 17.04 Составление и запись слов МОЮ, ПОЮ, РИСУЮ, КАТАЮ, ОБЕДАЮ, ОДЕВАЮ

  1. 18.04   Списывание загадки и составление слова отгадки

  1. 21.04 Составление и запись предложения Заяц боится волка, кукушку, жабу, лягушку

  1. 24.04   Контрольное списывание

  1. 25.04   Анализ ошибок, допущенных в работе

  1. 28.04   Написание строчной и прописной буквы Ё

  1. 05.05 Образование и запись слогов МЁ, СЁ, ТЁ, ДЁ, БЁ, ЗЁ, ГЁ, КЁ, ВЁ, ПЁ, РЁ, ЛЁ

  1. 08.05   Списывание стихотворения «Зайка»

  1. 12.05   Написание строчной и прописной буквы Ч

  1. 15.05   Образование и запись слогов АЧ, УЧ, ОЧ, ИЧ, ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ

  1. 16.05 Составление и запись слов ВРАЧ, ГРАЧ, НОЧКА, ДОЧКА, САЧОК, КРЮЧОК

  1. 19.05 Составление и запись предложений В ДЕРЕВНЕ ЖИЛА ДЕВОЧКА. СОСЕДИ ЛАСКОВО ЗВАЛИ ЕЕ КРАСНАЯ ШАПОЧКА

  1. 22.05   Контрольная работа за год

Тема «Буквы гласные и согласные»

  1. 23.05   Анализ ошибок, допущенных в работе

  1. 26.05 Составление и запись слов ГОЛОСИЛА, ЗАГАЛДЕЛИ, ЗАКРЯКАЛИ

  1. 29.05   Списывание предложений считалки

  1. 30.05   Списывание предложений рассказа «ХИТРАЯ ЛИСИЧКА»

За IVчетверть- 24 часа

За год - 102 часа


Список учебно- методической литературы.

1.«Букварь» 1 класс для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Авторы: А.К. Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Год издания: Москва, Просвещение, 2009

2.«Букварь» 1 класс для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.В. Воронкова, И. В. Коломыткина. Год издания: Москва, Просвещение, 2001

3. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта . Программно- методические материалы ». Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Гуманитарный издательский центр, 2007

4.Программы специальных (коррекционных )образовательных учреждений VIIIвида (0- 4 классы). Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой. Год издания: Москва, Просвещение, 2011

5. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Авторы: А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Год издания: Москва, «Академия», 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  русскому  языку  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"

Данная рабочая программа разработана для обучаемых с задержкой психического развития ( В. 7.1, В.7,2)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...