Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта школы 8 вида.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по чтению для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_4_klass_rabochaya_programma.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната:
Н.В. Марчукова_____________
«_____»__________2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УР
Боровикова Г.А.__________
«_____»__________2014 г.
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
_________________
«_____»__________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению для учащихся 4 «г» специального класса со сложной структурой дефекта.
(Программа составлена на основании Программы для 0-4 классов «Особый ребенок» под ред. Е.Д.Худенко, Баряевой Л.Б. и др.; Москва 2010г.)
на 2014-2015 учебный год.
Автор:
Скляр Татьяна Викторовна
Учитель классов со сложной структурой дефекта
Пояснительная записка.
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с умеренными интеллектуальными нарушениями.
Главная задача уроков чтения – это формирование умения читать названия вывесок магазинов, улиц и т.д., чтобы в будущем эти дети могли ориентироваться не только в хорошо знакомой обстановке, но и там, куда они могут попасть впервые.
С учетом индивидуальных возможностей часть детей класса (говорящие и частично неговорящие) овладевает простейшими навыками чтением, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектологом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.
Из-за неоднородности детей, материал программы трудно регламентировать временными рамками. Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
Обучение чтению детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами). Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
По программе и учебному плану количество учебных часов уроков чтения составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Программное содержание уроков чтения для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта
Требования к обучению.
Продолжить работу над звуковым составом слова (выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука в словах).
Ученики повторяют печатное и рукописное написание строчных и прописных букв, изученных в 1-3 классах, составляют из них слоги и слова. Из изученных слов составляют и читают предложения и тексты. Продолжается работа по дифференциации сходных слогов и слов.
Ученики знакомятся с печатным и рукописным изображением строчных и прописных букв е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ, составляют и читают с ними слоги и слова, из слов — предложения и тексты. Чтение слов отрабатывается методом глобального чтения. Проводится работа по дифференциации сходных по написанию и произношению букв, слогов и слов.
Тематическое содержание разделов.
Повторение печатного и рукописного написания строчных и прописных букв, изученных в 1-3 классах, составление и чтение слогов, слов. Выделение первого и последнего звука в слове. Составление из слов предложений и текстов.
Изучение печатного и рукописного изображения строчных и прописных букв е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова. Составление и чтение слогов, слов, предложений и текстов. Отработка чтения слов методом глобального чтения.
Ученики должны знать:
- печатное и рукописное изображение строчных и прописных изученных букв.
Ученики должны уметь:
- повторять и правильно произносить звуки русского языка;
- выделять первый и последний звуки из слова;
- читать изученные буквы е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ;
- дифференцировать сходные по написанию буквы;
- составлять и читать слоги и слова;
- читать изученные слов методом глобального чтения.
Программное содержание уроков чтения для учащихся, занимающихся по заниженной программе.
Требования к обучению.
Первая половина обучения посвящена работе по развитию фонематического и фонетического слуха. Ученики выполняют упражнения по сравнению и различению звуков музыкальных инструментов, игрушек, природных явлений, обиходных предметов.
При работе над звуками русского языка учитель уточняет звукопроизношение звуков, учит детей слышать, дифференцировать речевые звуки. Звуки изучаются группами, в которые входят звуки, близкие по артикуляции: губно-губные звуки: м , п, б ; губно-зубные звуки: в , ф ; переднеязычные звуки: н , т , д ; заднеязычные звуки: к , г , х ; свистящие звуки: с , з , ц ; шипящие звуки: ж , ш , ч , щ 4 сонорные звуки: л , р .
Работа над словом состоит из упражнений над звуковым составом (сравнение звукового состава слова, выделение первого и последнего звука в слове) и слоговой структурой слова на примере односложных и двусложных слов. Смысловая нагрузка слова ограничена знакомством со словами, обозначающих предметы, действия и признаки предметов.
Тематика заданий по усвоению темы «предложение» перекликается с заданиями по развитию речи. Это составление двух и трехсоставных предложений с предлогами –в- и –на-.
После окончания пропедевтического периода ученики начинают изучать звуки и буквы русского языка: а,у,м,о,с,х. Дети изучают печатное и рукописное изображение строчных и прописных букв, составляют и читают слоги, слова, картинно-словарные предложения.
Тематическое содержание разделов.
Неречевые звуки.
Звучание музыкальных инструментов: отличие и сходство звучания музыкальных инструментов; сила и темп звучания одного и того же инструмента.
Голоса звучащих игрушек: отличие и сходство звучания игрушек; сила и темп звучания одной и той же игрушки.
Звуки окружающего мира: звуки природных явлений; звуки обиходных предметов.
Звуки речи
Отработка правильного произношения звуков: губно-губные звуки: м,п,б; губно-зубные звуки: в,ф; переднеязычные звуки: н,т,д: заднеязычные звуки: к,г,х; свистящие звуки: с,з,ц; шипящие звуки: ж,ш,ч,щ; сонорные звуки: л,р.
Соотнесение звуков с реальным объектом: звуки, имитирующие звучание определенных предметов; звуки, имитирующие звучание животных.
Слово
Звуковой состав слова: слова, отличающиеся по звуковому составу; слова, сходные по звуковому составу; слова, отличающиеся по силе звучания; выделение первого звука в слове; выделение последнего звука в слове.
Словарная структура слова: односложные слова; двусложные слова; сравнение и различие односложных и двусложных слов; подбор слов с заданным количеством слогов.
Смысловая нагрузка слова: слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действия предметов; слова, обозначающие признаки предметов.
Предложения
Двухсоставные и трехсоставные предложения; предложения с предлогами – в- и –на-.
Звуки и буквы
Изучение печатного и рукописного изображения строчных и прописных букв а,у,м,о,с,х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различие их в начале и в конце слова. Составление и чтение слогов и слов. Отработка чтения слов методов глобального чтения.
Предполагаемый перечень знаний и умений, сформированный в результате обучения.
Ученики должны знать:
- отличие неречевых звуков от речевых звуков;
- слова, обозначающие предметы;
- отличие слова от предложения;
- печатное и рукописное изображение строчных и прописных изученных букв.
Ученики должны уметь:
- слышать и различать звуки музыкальных инструментов, игрушек, природных явлений, обиходных явлений;
- соотносить звук с реальным объектом;
- повторять и правильно произносить звуки русского языка;
- выделять первый и последний звуки из слова;
- определять количество слогов в односложных и двусложных словах;
- вычленять слова из предложений;
- определять количество слов в предложении;
- с помощью учителя определять и различать слова, обозначающие предметы, действия и признаки предметов;
- читать изученные буквы а,у,м,о,с,х;
- дифференцировать сходные по написанию буквы;
- составлять и читать слоги и слова;
- читать изученные слова методом глобального чтения.
Учебно-методические средства обучения.
- Программа для 0-4 классов «Особый ребенок» под ред. Е.Д.Худенко, Баряевой Л.Б. и др.; Москва 2010г.
- Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. А.Р.Маллер, Г.В.Цикато.
- А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова «Букварь», М. «Просвещение», 2009г.
Календарно – тематическое планирование уроков
Чтение
1 четверть
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во Часов | Сроки | Примечание |
1 | Повторение. Звуки а , у , м ,о , с, х и буквы А,а; У,у;, М,м; О,о; С,с; Х,х. Соотнесение звуков и букв. | 1 | ||
2 | Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов. | 1 | ||
3 | Звуки и , ы и буквы И,и, ы. Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов. | 1 | ||
4 | Дифференциация слогов и слов со звуками и и ы . | 1 | ||
5 | Звуки ш , ж и буквы Ш,ш; Ж,ж. Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. | 1 | ||
6 | Дифференциация слогов и слов со звуками ж и ш. | 1 | ||
7 | Звуки с , з и буквы С,с; З,з. Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов. | 1 | ||
8 | Дифференциация слогов и слов со звуками з и с. | 1 | ||
9 | Звуки к , г и буквы К,к; Г,г. Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов. | 1 | ||
10 | Дифференциация слогов и слов со звуками г и к. | 1 | ||
11 | Звуки п , б и буквы П,п; Б,б. Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов. | 1 | ||
12 | Дифференциация слогов и слов со звуками б и п. | 1 | ||
13 | Звуки т, д и буквы Т,т; Д,д. Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов. | 1 | ||
14 | Дифференциация слогов и слов со звуками д и т. | 1 | ||
15 | Звуки л , н , р и буквы Л,л;, Н,н; Р,р. Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение слов. | 1 | ||
16 | Дифференциация слогов и слов со звуками л , н , р . | 1 | ||
17 | Звук j, и буква й. Соотнесение звуков и букв. Составление и чтение прямых и обратных слогов. Составление и чтение слов. | 1 | ||
18 | Дифференциация слов со звуками j и ы. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...
Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...
Рабочая программа по развитию речи 1 класс со сложной структурой дефекта
Развитие речи, предметные уроки и экскурсии направлены на расширение представлений об окружающем и умения пользоватся речью. Занятия по развитию речи направлены на то, чтобы новые слова способствовали...
Рабочая программа по письму 2 класс со сложной структурой дефекта
Особенностью преподавания предмета по письму учащихся со сложной структурой дефекта является практическая направленность, не требующая от них усвоения каких-либо правил. С учётом индивидуальных возмож...
Рабочая программа по самообслуживанию 3 класс со сложной структурой дефекта
Предмет "Самообслуживание" для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей....
Рабочая программа по ручному труду 4 класс со сложной структурой дефекта
Рабочая программа ручной труд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ» (Сложная структура дефекта) для учащихся 1 класса (начальное общее образование)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Программы «Нравственного развития, воспитания обучающихся с...