Рабочая программа по ручному труду 4 класс со сложной структурой дефекта
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РУЧНОЙ ТРУД
Пояснительная записка
Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учениками отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различения предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.
В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.
Учащиеся обучаются таким видам ручного труда, как конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками, бумагой, природным материалом.
Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного процесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам ручного труда. Программа обучения ручному труду в начальных классах содержит перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть воспитанники. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащихся полностью исключены измерительные операции. Их знакомят со свойствами материалов и областью их применения.
Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.
Задачи:
- формирование положительного эмоционального отношения к творческой деятельности;
- формирование потребности в отражении действительности доступными средствами;
- формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
- обучение приемам и средствам аппликации, лепки, конструирования;
- развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:
- знать свойства различных материалов;
- назначение и применение природного материала;
- принципы организации рабочего места;
- правила выполнения работ по ручному труду;
- выполнять различные приемы работы с пластилином, с бумагой, с природным материалом;
- знать санитарно-гигиенические требования к уроку труда;
- уметь планировать и контролировать свою работу.
По базисному учебному плану общего образования на ручной труд в классе со сложной структурой дефекта отведено:
- в неделю – 3 часа.
- за год – 99 часов.
Тематическое планирование по ручному труду 4 класса
№ урока | Тема | Кол-во часов | Проверочные работы | Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения | |
I четверть (27 часов) | -Знать названия и основные свойства материалов. -Знать названия и назначения инструментов и правила безопасной работы с ними. -Уметь организовывать свою работу по устной инструкции учителя. -Уметь называть операции последовательного выполнения изделия. -Уметь составить простейшую композицию по образцу. -Уметь дать простейший отчет о выполненной работе. | ||||
1 | Повторение. Человек и труд. | 1 | |||
2 | Правила работы на уроке труда. | 1 | |||
Работа с пластилином | |||||
3 | Пластилин. Свойства пластилина. Инструменты для работы с пластилином. | 1 | |||
4 | Приёмы работы с пластилином (размазывание по картону). Аппликация из пластилина «Осенний лист». | 1 | |||
5 | Аппликация из пластилина «Яблоко». | 1 | |||
Работа с природным материалом | |||||
6 | Природный материал, где используется. | 1 | |||
7 | Экскурсия в лесопарк для сбора природного материала. | 1 | |||
8 | Аппликация «Осенний букет». | 1 | |||
9 | Аппликация «Аквариум». | 1 | |||
Работа с бумагой и картоном | |||||
10 | Сорта и виды бумаги. | 1 | |||
11 | Сгибание бумаги треугольной формы. | 1 | |||
12 | Изготовление фигуры «Ёлочка». | 1 | |||
13 | Сгибание бумаги квадратной формы. | 1 | |||
14 | Изготовление фигуры «Собака». | 1 | |||
Работа с проволокой | |||||
15 | Виды проволоки и её свойства. Применение проволоки в быту. | 1 | |||
16 | Сгибание проволоки в плоские геометрические фигуры. | 1 | |||
17 | Изготовление из проволоки домика. | 1 | |||
18 | Изготовление из проволоки ёлочки. | 1 | |||
19 | Сгибание проволоки в кривые линии. | 1 | |||
20 | Изготовление из проволоки дерева. | 1 | |||
Работа со строительным конструктором | |||||
21 | Повторение. Объёмные фигуры. | 1 | |||
22 | Построение макета школы. | 1 | |||
23 | Построение макета дома. | 1 | |||
24 | Построение макета комнаты. | 1 | |||
Работа с мозаикой | |||||
25 | Повторение. Выкладывание рядов разного цвета, с чередованием цвета в одном ряду. | 1 | |||
26 | Выкладывание геометрических фигур. | 1 | |||
27 | Выкладывание фигуры «Гриб». | 1 | |||
II четверть (21 часов) | |||||
Работа с природным материалом | |||||
28 | Виды природного материала (грецкий орех). | 1 | |||
29 | Изготовление божьей коровки. | 1 | |||
30 | Изготовление черепахи. | 1 | |||
31 | Виды природного материала (ягода). | 1 | |||
32 | Изготовление бус из ягод рябины. | 1 | |||
33 | Аппликация из ягод «Буква». | 1 | |||
Работа с пластилином | |||||
34 | Приёмы работы с пластилином (раскатывание столбиков). | 1 | |||
35 | Изготовление домика, ёлочки. | 1 | |||
36 | Приёмы работы с пластилином (вытягивание одного конца столбика). | 1 | |||
37 | Лепка овощей (морковка, репка, свекла). | 1 | |||
38 | Приёмы работы с пластилином (сплющивание шара). | 1 | |||
39 | Лепка грибов. | 1 | |||
Работа с бумагой | |||||
40 | Инструменты для работы с бумагой. Правила работы с инструментами. | 1 | |||
41 | Приёмы резания ножницами по прямой линии. Аппликация «Лодочка». | 1 | |||
42 | Приёмы работы с бумагой (разрывание и обрывание бумаги). Аппликация «Зима». | 1 | |||
43 | Приёмы резания ножницами по прямым коротким линиям. Изготовление игрушки «Фонарик». | 1 | |||
44 | Изготовление украшения для ёлки «Бусы». | 1 | |||
Работа с нитками | |||||
45 | Откуда берутся нитки. Виды ниток. | 1 | |||
46 | Свойства ниток. Как работать с нитками. | 1 | |||
47 | Наматывание ниток. Изготовление бабочки, рыбки. | 1 | |||
48 | Изготовление кота, цветов. | 1 | |||
III четверть (28 часов) | |||||
Работа с природным материалом | |||||
49 | Виды природного материала (крупы). | 1 | |||
50 | Аппликация «Новогодняя ёлочка». | 1 | |||
51 | Аппликация «Зимний пейзаж». | 1 | |||
Работа с пластилином | |||||
52 | Приёмы работы с пластилином (прищипывание, примазывание). Лепка цыплёнка. | 1 | |||
53 | Лепка многодетальных фигурок. Лошадка. | 1 | |||
54 | Лепка кота. | 1 | |||
55 | Лепка медведя. | 1 | |||
Работа с конструктором | |||||
56 | Виды конструкторов. Соединения деталей. | 1 | |||
57 | Сборка стула. | 1 | |||
58 | Сборка кровати. | 1 | |||
59 | Сборка стола. | 1 | |||
60 | Сборка лестницы. | 1 | |||
Работа с бумагой | |||||
61 | Приёмы резания ножницами по кривым линиям. Аппликация «Орнамент». | 1 | |||
62 | Аппликация «Цыплёнок в скорлупе». | 1 | |||
63 | Аппликация «Закладка с растительным орнаментом». | 1 | |||
64 | Складывание фигур из бумаги. Наборная линейка. | 1 | |||
65-66 | Аппликация «Открытка для папы». | 2 | |||
Работа с пластилином | |||||
67 | Лепка изделий цилиндрической формы «Кружка». | 1 | |||
68 | Лепка изделий конической формы «Чашка». | 1 | |||
69 | Лепка изделий в форме шара «Чайник». | 1 | |||
Работа с бумагой | |||||
70 | Аппликация «Бабочка». | 1 | |||
71 | Изготовление из бумаги вазочки. | 1 | |||
72 | Аппликация из разрывной бумаги «Цветы для мамы». | 1 | |||
73 | Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий. | 1 | |||
Работа с картоном | |||||
74 | Применение, сорта, свойства картона. | 1 | |||
75 | Изготовление раздаточного материала по математике. | 1 | |||
Работа с нитками | |||||
76 | Инструменты для швейных работ. Правила работы со швейными инструментами. | 1 | |||
77-78 | Приёмы шитья (игла вверх – вниз). | 2 | |||
IV четверть (23 часа) | |||||
Работа с природным материалом | |||||
79 | Виды природного материала (листья, цветы). | 1 | |||
80 | Изготовление человечков. | 1 | |||
81 | Декоративная аппликация из засушенных листьев. | 1 | |||
82 | Виды природного материала (яичная скорлупа). Раскрашивание яиц. | 1 | |||
83 | Изготовление страуса. | 1 | |||
Работа с пластилином | |||||
84 | Лепка из целого куска пластилина «Змея». | 1 | |||
85 | Лепка из целого куска пластилина «Утка». | 1 | |||
86 | Лепка из целого куска пластилина «Гусь». | 1 | |||
87 | Лепка композиции к сказке «Колобок». | 1 | |||
88 | Лепка композиции к сказке «Гадкий утёнок». | 1 | |||
Работа с бумагой | |||||
89 | Изготовление композиции к сказке «Репка». | 1 | |||
90 | Изготовление указателя «Пешеходный переход». | 1 | |||
Работа с нитками | |||||
91-92 | Приёмы шитья. Пришивание пуговиц. | 2 | |||
93 | Шитьё по проколам «Дорожка». | 1 | |||
94 | Шитьё по проколам «Мяч». | 1 | |||
95 | Шитьё по проколам «Вишенки». | 1 | |||
Работа с тканью | |||||
96 | Применение и назначение ткани в жизни людей. | 1 | |||
97 | Свойства ткани. | 1 | |||
98 | Сорта ткани. | 1 | |||
99 | Раскрой ткани и соединение деталей прямой строчкой. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта школы 8 вида.
Рабочая программа по чтению для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...
Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...
Рабочая программа по письму 2 класс со сложной структурой дефекта
Особенностью преподавания предмета по письму учащихся со сложной структурой дефекта является практическая направленность, не требующая от них усвоения каких-либо правил. С учётом индивидуальных возмож...
Рабочая программа по самообслуживанию 3 класс со сложной структурой дефекта
Предмет "Самообслуживание" для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей....
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта
Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...
План-конспект урока по предмету «Рисование, лепка, ручной труд» в классе со сложной структурой дефекта Тема: «Веселый снеговик»
План-конспект урока по предмету «Рисование, лепка, ручной труд» в классе со сложной структурой дефекта Тема: «Веселый снеговик»...